Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Политическая элита и лидерство

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современной политологии нередко называются четыре собирательных образа лидера: знаменосца (или великого человека), служителя, торговца и пожарного. Лидсра-знамсносца отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, «мечта», способная увлечь массы. Яркими представителями этого типа были Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни. Лидерслужитель всегда стремится выступать в роли… Читать ещё >

Политическая элита и лидерство (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Теоретическому обоснованию места и роли элиты в системе власти посвятили свои работы выдающиеся итальянские политологи Г. Моска и В. Парето. Г. Моска определял элиту как группу наиболее активных в политическом отношении людей, ориентированных на власть. Они хорошо сплочены и организованы за счет обладания достаточно большой собственностью, хорошего образования, профессиональной подготовки, налаженной информации и тесной взаимосвязи. Это позволяет им оперативно и эффективно управлять обществом в своих интересах с помощью так называемой политической формулы — совокупности средств и методов манипулирования сознанием управляемых. Наличие политической формулы (системы ценностей) создает иллюзию подчинения не конкретному лицу, а абстрактному «принципу властвования». Таким образом, политическая формула позволяет закрепляться правящей элите у власти.

В. Парето полагал, что развитие общества осуществляется циклически. Социальный цикл — это и есть круговорот элиты. Она возникает в низших слоях общества, в результате борьбы с другими группами, поднимается в высший слой, расцветает и, наконец, вырождается. По методам правления В. Парето разделяет элиты на «лис» и «львов». Первые правят убеждением, обманом, заискиванием, лавированием. Вторые — силовым давлением, принуждением и подавлением. Идеальные правители умело сочетают «повадки» тех и других.

Политическая элита — это составляющая меньшинство общества, внутренне дифференцированная, неоднородная, но относительно интегрированная группа лиц (или совокупность групп), в большей или меньшей степени обладающих качествами лидера и подготовленных к выполнению управленческих функций, занимающих руководящие позиции в общественных институтах и (или) непосредственно влияющих на принятие властных решений в обществе. Это относительно привилегированная, политически господствующая группа, претендующая на представительство народа и в демократическом обществе в той или иной мере подконтрольная массам и относительно открытая для вхождения в ее состав любых граждан, обладающих необходимой квалификацией и политической активностью.

Существование политической элиты обусловлено следующими основными факторами:

  • • психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;
  • • законом разделения эруда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности;
  • • высокой общественной значимостью управленческого груда и его соответствующим стимулированием;
  • • широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (поскольку политико-управленческий груд прямо связан с распределением ценностей);
  • • практической невозможностью установления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;
  • • политической пассивностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне политики.

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на наследственные, например аристократия; ценностные — лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции; властные — непосредственные обладатели власти; функциональные — профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию. Среди элит различают правящую, непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контрэлита); открытую, рекрутирующуюся из общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды, например дворянство.

Сама элита делится на высшую и среднюю. Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Принадлежность к ней может быть обусловлена репутацией, например, неофициальные советники президента, его «кухонный кабинет», или положением в структурах власти. В западных демократиях на каждый миллион жителей приходится примерно 50 представителей высшей элиты. Среди самой высшей элиты часто выделяют ядро, характеризующееся особой интенсивностью коммуникаций, взаимодействия и насчитывающее обычно 200−400 человек.

К средней элите относят примерно пять процентов населения, выделяющихся одновременно по трем признакам: доходу, профессиональному статусу и образованию. Лица, обладающие высшими показателями лишь по одному или двум из этих критериев, относятся к маргинальной элите.

Теории элит нашли свое место в современной политологии, которая под элитой понимает «правящие структуры», «центры принятия решения», «политическое руководство», «руководство страны», «окружение президента». Иногда прямо говорится о правящей элите, в которую включают административную (бюрократическую) верхушку, высшие военные круги, представителей науки, культуры, средств массовой информации и религии, г. е. тех, кто принимает политические решения на самом высоком уровне и формирует общественное мнение.

Большое влияние на социальную представительность, качественный состав, профессиональную компетентность и результативность элиты в целом оказывают системы ее рекрутирования (отбора). Они определяют кто, как и из кого осуществляет отбор, каковы его порядок и критерии, круг селектората (лиц, осуществляющих отбор) и побудительные мотивы его действий. Существуют две основные системы рекрутирования элит: гильдий и антрепренерская (предпринимательская). В чистом виде они встречаются редко. Антрепренерская система преобладает в демократических государствах, система гильдий — в странах административного социализма, хотя ее элементы широко распространены и на Западе, особенно в экономике и государственноадминистративной сфере.

Специфические черты системы гильдий:

  • 1) закрытость, отбор претендентов на более высокие посты главным образом из нижестоящих слоев самой элиты, медленный, постепенный путь наверх. Примером здесь служит сложная чиновническая лестница, предполагающая постепенное продвижение по многочисленным ступенькам служебной иерархии;
  • 2) высокая степень институционализации процесса отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров — формальных требований для занятия должностей. Это могут быть партийность, возраст, стаж работы, образование, характеристика руководства и т. д.;
  • 3) небольшой, относительно закрытый круг селекгората. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель — глава правительства, фирмы и т. п.;
  • 4) подбор и назначение кадров узким кругом руководителей, отсутствие открытой конкуренции;
  • 5) тенденция к воспроизводству существующего типа элиты. По существу, эта черта вытекает из предыдущих — наличия многочисленных формальных требований, назначения на должность высшим руководством, а также длительного пребывания претендента в рядах данной организации.

Антрепренерская система рекрутирования элит, во многом противоположная системе гильдий, имеет следующие характеристики:

  • • открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций;
  • • небольшое число формальных требований, институциональных фильтров;
  • • широкий круг селектората, который может включать всех избирателей страны;
  • • высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих постов;
  • • изменчивость состава элиты, первостепенная значимость для этого личностных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее привлекательными идеями и программами.

Эта система больше ценит выдающихся людей. Она открыта для молодых лидеров и нововведений. В то же время ее недостатками являются относительно большая вероятность риска и непрофессионализма в политике, сравнительно слабая предсказуемость политики, склонность лидеров к чрезмерному увлечению внешним эффектом. В целом же, как показывает практика, антрепренерская система рекрутирования элит хорошо приспособлена к динамизму современной жизни.

Система гильдий также имеет свои плюсы и минусы. К числу ее сильных сторон относятся уравновешенность решений, меньшая степень риска при их принятии и меньшая вероятность внутренних конфликтов, большая предсказуемость политики. Главные ценности этой системы — консенсус, гармония и преемственность. В то же время система гильдий склонна к бюрократизации, организационной рутине, консерватизму, произволу селекторага и подмене формальных критериев отбора неформальными. Она порождает массовый конформизм и затрудняет исправление ошибок и устранение недостатков по инициативе снизу. Без дополнения конкурентными механизмами эта система ведет к постепенной дегенерации элиты, ее отрыву от общества и превращению в привилегированную касту.

С осуществлением власти тесно связано и явление политического лидерства. Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Само слово «лидер» {англ, leader) означает «ведущий», «руководящий». Политические лидеры не просто руководители, занимающие определенный пост. Лидер — обязательно выдающаяся, яркая личность, оказывающая воздействие на окружающих. От рядовых граждан или членов партии, движения он отличается, в первую очередь, личностными свойствами: сильной волей; умением владеть собой и ориентироваться в сложных социальных ситуациях; убежденностью и верой в свою систему ценностей; готовностью бороться и отстаивать ее и т. д. Так называемая теория черт наделяет лидера такими качествами, как энергичность, сильный характер, развитый интеллект, привлекательность, тактичность, интерес к людям, чувство юмора и др.

С другой стороны, для появления лидера необходима поддержка и выдвижение его окружением. Каждой политической группе (партии, общественному движению, обществу в целом) нужен лидер с определенными качествами. Тот, кто с большой вероятностью может стать, например, президентом США, имеет мало шансов быть избранным в России и наоборот. Причина здесь кроется в разных исторических судьбах, различиях в культуре, менталитете, ценностях, нормах политической жизни, уровне благосостояния и т. д. Поэтому для выдвижения лидера важны не только свойства его личности, но и характеристики его поддерживающих и выдвигающих.

Кроме того, следует учитывать, что лидеры появляются в конкретных политических условиях. Каждая политическая ситуация требует определенного лидера (ситуационный подход). Например, характер вооруженной борьбы между парламентом и королем Англии в XVII в. выдвинул лидером парламентских сил О. Кромвеля — человека с железной волей, блестящего полководца, сильного политика и убежденного врага аристократии.

Наконец, лидер появляется как необходимый для общества атрибут, выполняющий определенные функции:

  • • мобилизации людей на достижение групповых или общественных целей;
  • • выработки программы решения проблем;
  • • критики существующих порядков или способов решения проблем.

Существуют различные классификации феномена лидерства. Одной из наиболее общих является деление лидеров на обычных («реальных») и великих (как великих «героев», так и великих «злодеев»). Первые, реальные лидеры, не оставляют заметного личного следа в истории, нс изменяют обычного хода событий. Вторые, лидеры-герои (злодеи), имеют собственное видение политики и пытаются осуществить в ней свои замыслы, влекущие большие социальные и политические перемены.

Широко распространено деление лидерства в зависимости от отношения руководителя и подчиненных на авторитарное и демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. Демократическое выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению.

Одна из «классических» типологий лидерства восходит к учению М. Вебера о способах легитимации власти. В соответствии с ними, лидеров подразделяют на традиционных (вожди племен, монархи и т. п.) — их авторитет основан на обычае, традиции; рационально-легальных, или рутинных, — это лидеры, избранные демократическим путем; харизматических — наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют послсдователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы. Харизматическими лидерами были, например, Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Фидель Кастро.

Данная классификация лидерства достаточно проста и удобна, хотя, как и любая другая, ограничена в применении. В основе первого типа лидерства лежит привычка, второго — разум, третьего — вера и эмоции. Вебер особое внимание уделял анализу харизматического лидерства. Он представлял лидера этого типа важнейшим движителем, генератором обновления общества в кризисные периоды, поскольку харизматический вождь и его авторитет не связаны с прошлым, способны мобилизовать массы на решение задач социального обновления. В относительно спокойные периоды развития для общества предпочтительнее рационально-легальное лидерство, оберегающее исторические традиции и осуществляющее необходимые реформы. В целом в истории многих государств наблюдается определенная последовательность в смене типов политического лидерства. Вождь-основатель (харизматик) сменяется традиционным лидером-охранителем, который, в свою очередь, уступает место реформатору-законодателю.

В современной политологии нередко называются четыре собирательных образа лидера: знаменосца (или великого человека), служителя, торговца и пожарного. Лидсра-знамсносца отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, «мечта», способная увлечь массы. Яркими представителями этого типа были Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни. Лидерслужитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени. Для лидера-торговца характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить «купить» эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению. И, наконец, лидер-пожарный ориентируется на самые актуальные, жгучие общественные проблемы. Его действия определяются конкретной ситуацией. В реальной жизни эти четыре идеальных образа лидера обычно не встречаются в чистом виде.

Имеются и другие классификации лидеров. Так, они делятся на правящих и оппозиционных; крупных и мелких; кризисных и рутинных; пролетарских, буржуазных, мелкобуржуазных и т. п. (марксизм).

Различными путями появляются лидеры в авторитарных и демократических обществах. В условиях авторитаризма появление лидеров носит случайный характер. Лидеры подбираются руководителем для решения задач, далеких от нужд общества (стабильность авторитарного правления или предотвращение появления сильной оппозиции). В демократическом обществе лидеры формируются в процессе борьбы и «естественного отбора». Лидером становится только тот, кто выражает интересы больших групп населения.

По-разному происходит регуляция поведения, функционирования и завершения политической карьеры лидеров. В авторитарном обществе все определяется верхами: кто, на какой должности и сколько должен находиться; в демократическом контроль осуществляет общество. Партии, общественные организации, средства массовой информации держат под постоянным «обстрелом» деятельность политических лидеров. Кто не справляется, не проявляет необходимых качеств, не выполняет обещаний и возлагаемых надежд, тот сходит с политической арены.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой