Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные подходы к определению ощущения, восприятия и их свойств

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время обычно говорят о трех типах ассоциативной связи: по сходству, контрасту, пространственно-временной смежности. В самом деле, представляя себе карту Италии, мы, опираясь на сходство форм, видим образ сапога. Переживание холода ассоциируется с представлением о тепле, а старение ассоциировано со смертью человека, утро — с восходом солнца, перекресток — со светофорами. Однако принцип… Читать ещё >

Основные подходы к определению ощущения, восприятия и их свойств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ощущения и восприятие в ассоциативной психологии

Философские корни ассоциативной психологии

Ассоциативная психологии была, по сути, первым направлением в научной психологии XIX в., но подход ассоциативной психологии к познанию имеет долгую историю. Изучение этой истории позволит, на наш взгляд, проследить научную приемственность идей ассоциативной психологии и установить происхождение многих понятий и принципов, воспринимаемых читателем, систематически изучающим научную психологию, уже как аксиомы и ригидные данности. Ассоциативная психология опирается на два важнейших философских постулата о функционировании душевной жизни: положение об ассоциации как механизме и ощущении как первоэлементе психической жизни. Оба этих положения составляют остов ассоциативного подхода к определению психических процессов и восприятия, в частности.

С понятием ассоциации психических явлений мы встречаемся на протяжении всей истории философии, где в различных философских школах это понятие приобретало разный смысл. Одним из первых, кто поставил ассоциацию в круг философского рассмотрения, был Аристотель. Аристотель анализировал опыт воспоминания и отмечал, что воспоминание о чем-либо представляет собой последовательность мыслей, причем одна мысль следует за другой по определенным законам. Эти законы представляют собой три вида отношений, которыми могут быть связаны между собой эти последовательности мыслей: отношения сходства, контраста и смежности[1]. Однако ни современники Аристотеля, ни его последователи не развили в дальнейшем этих идей, и новая эра ассоцианизма, опирающаяся на работы Аристотеля, началась лишь благодаря усилиям английского философа XVII в. Томаса Гоббса.

Заслуга Гоббса в развитии современной психологии и теории ассоциации, в частности, значительна. Гоббс пытался установить связи между различными состояниями психической жизни и физиологическими процессами. Гоббс полагал, что поскольку взаимодействие организма с физическим миром совершается по законам механики, то и связи идей возникают по этим же законам. Эта идея впоследствии была развита Б. Спинозой, который сформулировал закон ассоциации: «Если человеческое тело подверглось однажды действию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других»[2].

Сам термин «ассоциация» (а точнее — выражение «ассоциация идей») был введен другим английским философом — Джоном Локком. Локк употреблял этот термин для противопоставления двух способов образования идей. Ассоциация — это «…неверные и неестественные» сочетания, в то время как сочетания, основанные на разуме, — истинные. «Некоторые наши идеи имеют естественное соотношение и связь между собой. Назначение и преимущество нашего разума заключаются в том, чтобы прослеживать и поддерживать их вместе в том сочетании и соотношении, которое основано в свойственном им бытии. Кроме этой связи есть еще другая связь идей, целиком обязанная случаю или обычаю: идеи, сами по себе вовсе не родственные, в умах некоторых людей соединяются так, что очень трудно разделить их. Они всегда сопровождают друг друга, и, как только одна такая идея проникает в разум, вместе с нею сейчас же появляется соединенная с нею идея; а если таким образом соединено более двух идей, то вместе показывается все неразлучное всегда скопище»[3]. Также Локк подчеркивал, что ассоциации образуются либо случайным образом, либо благодаря привычке, г. е. длительному повторению связей. Эти идеи оказали большое влияние на формирование ассоциативной теории в психологии.

Универсальный характер ассоциации, которой подчиняются все психические проявления, отстаивал английский философ Дэвид Гартли. Именно с этого момента ассоциация стала рассматриваться как общий принцип, объясняющий любые душевные процессы.

В развитии идей об ассоциации можно выделить два направления — материалистическое и идеалистическое. Представители материалистического направления механизм ассоциаций видели в виде соединения нервных путей, вибраций мозга и т. п. В рамках этого направления учение об ассоциациях наиболее подробно разработал Д. Гартли (следовавший за Т. Гоббсом), а затем Джозеф Пристли. Однако на становление ассоциативной психологии большее влияние оказало идеалистическое направление ассоциативной философии. Представители идеалистического направления (Дэвид Юм, Джордж Беркли, Джеймс Милль, его сын Джон Стюарт Милль, Александр Бэн, Герберт Спенсер) считали ассоциации формами взаимосвязи явлений сознания. Дэвид Юм рассматривал ассоциацию как один из законов, по которому осуществляется движение содержаний сознания; образование ассоциативных связей — главный принцип функционирования психической жизни по Юму. Он был первый после Аристотеля, кто дал классификацию видов ассоциаций[4] (Warren, 1921). В своей работе «Исследование о человеческом познании» он пишет: «Мне представляется, что существует только три принципа связи между идеями, а именно: сходство, смежность во времени или пространстве и причинность… Портрет естественно переносит наши мысли к оригиналу (ассоциация по сходству. — Л. В.); упоминание об одном помещении в некотором здании естественно ведет к вопросу или разговору о других (смежность. — Л. В.), а думая о райе, мы едва ли можем удержаться от мысли о следующей за ней боли (причинность. — Л. В.)"К

В настоящее время обычно говорят о трех типах ассоциативной связи: по сходству, контрасту, пространственно-временной смежности. В самом деле, представляя себе карту Италии, мы, опираясь на сходство форм, видим образ сапога. Переживание холода ассоциируется с представлением о тепле, а старение ассоциировано со смертью человека, утро — с восходом солнца, перекресток — со светофорами. Однако принцип связи по контрасту был признан не всеми. Например, его не признавал Джон С. Милль, полагавший, что процессы ассоциации подчинены закону сходства (сходные идеи взаимно активизируют друг друга), закону смежности (одновременные или последовательные впечатления опыта способны возбуждать при своем появлении другие, ассоциированные с ними в пространстве или во времени), закону интенсивности (большее напряжение одного или обоих впечатлений, производя взаимное возбуждение, равняется более частому повторению их сочетания)[5][6].

Несмотря на различное понимание природы ассоциаций и их видов, представители ассоцианизма, во-первых, признавали ассоциацию основным механизмом духовной жизни (общее положение ассоцианизма, легшее впоследствии в основу ассоциативной психологии), во-вторых, рассматривали ощущение как простейшей элемент сознания, вследствие чего это направление в философии называют сенсуализм.

В основу сенсуализма легли идеи разных философов, большую роль в этом сыграл Томас Гоббс. В своей знаменитой работе «Левиафан» он пишет: «Нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах ощущения. Все остальное есть производное от него»[7].

Джеймс Милль выдвинул положение о том, что работа сознания совершается строго закономерно по законам ассоциации. Опыт состоит в конечном счете из простейших элементов (ощущений), из которых образуются идеи (сперва простые, затем более сложные). Другими словами все здание духовной жизни человека состоит из «кирпичей» — ощущений и «связующего раствора» — ассоциаций. Его сын, Джон Стюарт Милль говорил о «ментальной (психической) химии», т. е. о законах, управляющих процессом построения сложных психических образований из элементарных. Для иллюстрации своей идеи он предлагал такой пример: вкус апельсина (который является в действительности в значительной мере запахом) воспринимается в виде простого и единого образования, хотя оно обусловлено сложными стимулами. Однако это подобно тому, как вода представляется простой и единой, хотя она состоит из кислорода и водорода. Также он пытался расширить узкую трактовку душевной жизни, предложенную его отцом, признавая, что из ощущений могут возникать качественно новые психические единицы.

Итак, ассоциативная философия дала психологии объяснительный принцип функционирования психической жизни, согласно которому ассоциация есть универсальный закон притяжения и связи идей, позволяющий понять и объяснить любые психические процессы, в том числе восприятие и мышление, в той мере, в какой о нем говорится в рамках этого направления. В более конкретном определении ассоциация — это закономерная связь между несколькими психическими явлениями, действие которой заключается в том, что появление в сознании одного влечет появление других явлений.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что, несмотря на отличия в трактовке природы ассоциации и ее видов, для всех философов-ассоцианистов первичным фактом психической реальности было ощущение, привнесенное воздействием извне. Остальные явления более высокого порядка — восприятие, представление, понятие, образ воображения, картина мира — есть результат сложного процесса субъективной активности, связанной с переработкой внешних и внутренних впечатлений. Основным механизмом такой переработки и являлось ассоциирование душевных элементов — по сходству, но контрасту, но пространственно-временной смежности. Такое понимание было результатом усвоения вполне определенной философской концепции эмпиризма в его субъективно-идеалистической трактовке (Джордж Беркли, Дэвид Юм), укоренившейся в психологии усилиями Джеймса Милля, его сына Джона Стюарта Милля и Герберта Спенсера.

Немецкие психологи В. Вундт, Г. Эббингауз, Т. Циген, Г. Мюллер, американский психолог Э. Б. Титченер развили ассоциативную доктрину английской школы в экспериментальном направлении и послужили развитию уже ассоциативной психологии. Однако на становление ассоциативной психологии оказало влияние еще одной философское направление, сложившееся в XIX в., — это позитивизм Огюста Конта.

Одним из постулатов позитивизма является положение, что основным путем получения знания является эмпирическое наблюдение и философия должна исследовать только факты и явления, данные в непосредственном опыте, а не их причины, «внутреннюю сущность» окружающего мира и другие «далекие» от науки проблемы. Позитивизм ограничивает задачи научного исследования внешним описанием и классификацией непосредственно наблюдаемых явлений. Это послужило тому, что предметом психологии стало интроспективное изучение явлений сознания, поскольку факты психического непосредственно доступны только интроспекции (в то время единственный психологический метод), а опыт надо понимать как испытанные ранее состояния сознания или прошлые переживания, удерживаемые памятью. Поэтому эмпирическое исследование в психологии сводится к наблюдению явлений сознания в разных их сочетаниях.

Сенсуализм ассоциативной философии и позитивизм О. Конта в значительной степени определили подход ассоциативной психологии к проблемам познания. Далее мы детально рассмотрим ассоциативную теорию восприятия и мышления как первых кирпичей, составляющих фундамент современной психологической теории познания.

  • [1] Цит. по: Warren Я. Р. A History of Association psychology. London, 1921.
  • [2] Спиноза Б. Этика // Избранные произведения. В 2 т. Т. 1. М., 1957. С. 423.
  • [3] Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Локк Дж. Сочинения: в 3 т. Т. 1. М. :Мысль, 1985. С. 451.
  • [4] Warren //. Р. A History of Association psychology.
  • [5] ЮмД. Исследование о человеческом познании // ЮмД. Соч.: в 2 т. Т. 2. М., 1996. С. 20.
  • [6] Милль Д. С. Система логики. СПб., 1867. С. 424—425.
  • [7] Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Сочинения: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1991. С. 9.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой