Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Интонация. 
Лингвистический анализ текста. 
Экспрессивность

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для передачи интонации авторы используют самые разные способы, часто компануя их для большей выразительности. Например, В. Тендряков многоточие дополняет фонетической деформацией слов («С-сы дороги!.. Кофик… Конфик-ско-вал!»), широко использует звукопись («М-да-а… Ура-я! Не жил-лаю»), грамматические средства — экспрессивное отрицание, реализованное через глагол несовершенного вида и ироническую… Читать ещё >

Интонация. Лингвистический анализ текста. Экспрессивность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С ритмом теснейшим образом связана интонация. Крупный отечественный психолог Н. И. Жинкин считал, что «интонация, надстраиваясь над метром, путем циклических повторений создает ритм» (Жинкин, 1961. С. 81).

Вопрос о художественном тексте с позиций его материального звучания исследовался А. М. Пешковским, С. И. Бернштейном, Л. В. Щербой, В. В. Виноградовым и другими. В последние годы наблюдается заметное повышение интереса к звучанию вообще и к интонации в частности; думается, что это следствие коммуникативно-прагматического подхода к языку и тексту.

Согласно современным экспериментальным данным, интонационные свойства текста (замедленный темп, плавность мелодики, соблюдение пауз, тональный диапазон, модуляция тембра голоса) оказывают довольно сильное воздействие на реципиента, усиливая экспрессивный эффект текста. Интонация способствует эмоциональному «заражению» реципиента, одновременно внушая ему не только определенный строй чувств, но и мыслей. Не случайно утверждается, что, согласно исследованиям американских ученых Гоу и Маккея, в вербальном тексте две третьих информации приходится на интонирование (Родионова, Фомин, 1986. С. 193). Косвенно поддерживает эту мысль И. И. Ковтунова, считающая, что «устранение мелодии искажает поэтический образ» (Ковтунова, 1986. С. 9).

Иную позицию по этому вопросу занимает Н. И. Жинкин, утверждающий, что интонация не способна изменить логический смысл сообщения, ибо она лишь выражает отношение субъекта к обстоятельствам, описываемым в тексте. Поэтому она может иметь художественное значение и участвовать в создании художественного образа (Жинкин, 1985. С. 78).

Почти все тонкости интонации можно передать в письменном тексте. И хотя уловить интонационные моменты в печатном тексте труднее, но «все же в той мере, в какой они поддаются наблюдению, они, действительно, могут дать исследователю возможность проникнуть в душевное состояние писателя, угадать его настроение…, причем все это может находиться в том или ином состоянии с прямым смыслом текста» (Винокур, 1959. С. 240). Данное наблюдение Г. О. Винокура относится не только к исследователю, но и к любому реципиенту вообще.

Как правило, интонация передается на письме графически (шрифтовые выделения) и графико-пунктуационными средствами. Например, мелодика, паузы в тексте репрезентируются через многоточие, отточия, повторы вопросительных и восклицательных знаков и т. д.

Значащее молчание одного из персонажей текста можно передать, например, сочетанием одинаковых знаков препинания (точек, вопросительных или восклицательных знаков):

  • — Ребята! Царя свергнули!
  • — !!!
  • (Л. Кассиль).

Тон в художественном тексте может быть передан описательно (в ремарках): «Перед смертью скажи… за что… за что меня?.. Неужели всерьез за то, что две лошади имел? — шелестящий голос. — За это, — спокойно и холодно ответил Дыбаков» (В. Тендряков).

Интонация может опосредовано выражаться через смысл фразы, через ситуацию, описанную в тексте: «А я не мог остановиться, кричал рыдающе: — Уходи-me!!!» (В. Тендряков).

Для передачи интонации авторы используют самые разные способы, часто компануя их для большей выразительности. Например, В. Тендряков многоточие дополняет фонетической деформацией слов («С-сы дороги!.. Кофик… Конфик-ско-вал!»), широко использует звукопись («М-да-а… Ура-я! Не жил-лаю»), грамматические средства — экспрессивное отрицание, реализованное через глагол несовершенного вида и ироническую интонацию {"Нашел дурака! Очень нужно дарить!" — ср.: Очень нужно подарить!).

Гораздо чаще в художественных текстах интонация и ритм не эксплицируются, а, вплетаясь в структуру текста, способствуют его общей выразительности, экспрессивности. Рассмотрим это на примере отрывка из рассказа «Бежин луг» («Записки охотника» И. Тургенева), поражающего красотой ритма, музыкальными интонациями. Отрывок начинается словами «Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь…» и заканчивается фразой «Вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…»

Структурно отрывок оформлен как один абзац. Композиция абзаца здесь выполняет семантическую функцию: она как бы подчеркивает континуальное течение времени. Движение тона внутри текста можно сравнить со спиралью, образованной синтаксическим параллелизмом первых двух фраз, которые представляют собой две бессоюзные конструкции. Будучи разными с точки зрения синтаксического членения (первая конструкция второй частью имеет блок, состоящий из четырех предикативных единиц, последняя из которых распространена однородными членами; вторая — минимальное бессоюзное сложное предложение), они создают оригинальное ритмическое и интонационное единство. Такое синтаксическое членение способствует созданию определенного ритма — медленного, величавого и ровно настолько монотонного, чтобы произвести на реципиента впечатление покоя, мира, абсолютного порядка в природе.

Таким образом, И. С. Тургенев выступает здесь как мастер ритмической оркестровки, умело использующий и звуковую партитуру (например, описание ночной тишины усилено звукописью — лепет, шорох, шелест). Ночная природа описана будто бы рукой художника-импрессиониста: все дано в полутьме, шорохах, движении: «Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути…»

Итак, интонация и ритм текста создают особую экспрессию, что влечет за собой значительное усиление художественного воздействия на реципиента. С изменением интонации текст меняется в тончайших нюансах интеллектуального, эмоционального и других планов. Задавая определенные ритм и интонацию, автор дает реципиенту богатейшую пищу для работы репродуктивного воображения. Ритмическая организация текста актуализирует огромные пласты сенсорно-перцептивного опыта реципиента, что позволяет ему воссоздать полноценные художественные образы в соответствии с намерениями автора.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой