Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Качественная стратегия исследования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Этнографическое исследование — это изучение узкой культурной или социальной группы (или отдельных индивидов в рамках этих групп), основанное, как правило, на наблюдении и длительном глубоком вхождении исследователя в данную группу. Исследователь слушает и записывает голоса информантов, изучает прежде всего способы и формы коммуникативного общения. Результатом является обобщенный культурный… Читать ещё >

Качественная стратегия исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тактики качественного исследования

Исследование качественное — это «исследование, где результаты получены не путем статистических процедур или другими методами математического подсчета, а путем раскрытия смысла и интерпретации номинальных ответов, выражающих субъективную ценность данного предмета с точки зрения самого субъекта. Цели такого исследования состоят в понимании и интерпретации субъективного аспекта социальных процессов»[1].

Качественный метод соответствует микросоциологичсскому направлению в социологии, так как он служит для изучения социальных проблем с точки зрения индивидуального, частного. Объектом исследования являются отдельные индивиды или узкое сообщество индивидов с их специфическими социальными характеристиками. Предметом изучения — социальные роли и их исполнение в конкретной практике повседневной жизни. «Качественные методы исследования используются для получения данных о личном опыте и о причинах социального поведения. При этом скорее учитывается индивидуальный опыт и чувства, чем-то, как крупномасштабные общественные структуры влияют на людей. Каково, например, быть членом компании подростков, или изгоем в школе, или заключенным в тюрьме, или пациентом психиатрической больницы? Самыми обычными способами сбора качественной информации являются наблюдение и свободное интервью. Эти методы чаще используют социологи, придерживающиеся концепции социального действия, интеракционистской или феминистской точки зрения. Качественные данные чаще всего ассоциируются с интерпретационными методами исследования и обычно считаются более „обоснованными“. Обоснованность в данном случае означает исследование, которое дает более правдивую, яркую картину изучаемого феномена. Качественные данные часто считают более обоснованными, чем количественные данные, но менее достоверными, то есть они с меньшей вероятностью будут применяться к тем людям или феноменам, которые отличаются от исследуемых».[2][3]

Это направление является отдельной областью социологии со своей методологией, идеологией, языком исследования, а также уровнем интереса: частное, локальное, микроанализ конкретных ситуаций.

Как исследовательская стратегия качественный метод существенно отличается от количественного, поскольку ориентирован на познание переживаний, опыта, чувств людей и их практики, выраженных в их собственных высказываниях.

Это способ познания объекта в естественных условиях; он концентрируется в основном на субъективном видении социальных проблем, которые обобщаются путем аналитического анализа разнохарактерной информации об объекте.

Это поисковая стратегия, «открытая» на входе и формулирующая теоретические концепции в процессе исследования, логика анализа индуктивная — от фактов жизни к их классификации и концептуализации.

Такая стратегия является приоритетной при интересе к детальному описанию объекта, ею социальному своеобразию в единстве всех составляющих, при изучении субъективною аспекта социальных проблем. Использование поисковой, мягкой стратегии способствует выявлению инноваций, необычного, особенного в ситуациях быстрых социальных изменений1.

В качественном исследовании исследователь концентрирует внимание на субъекте, агенте социального действия и обращается прежде всего к его личностному повседневному опыту и взаимодействиям с другими, выраженным в словах, высказываниях, рассказах о собственной жизни. Анализируя интерактивную информацию (слова, жесты, коммуникативные символы), социолог осмысливает и интерпретирует особые формы локального существования людей; он обобщает свои наблюдения и переводит их на язык научных терминов для теоретической интерпретации скрытого социального смысла или механизмов функционирования данного аспекта социальной реальности.

Таким образом, качественный подход отличается следующими особенностями:

  • 1. Он используется для изучения небольших по численности объектов (малых групп или отдельных индивидов).
  • 2. Исследовательская цель — выявление и интерпретация субъективных смыслов, значений.
  • 3. Изучение концентрируется на уровне микроанализа отдельных случаев, состояний социального взаимодействия.
  • 4. Логика анализа индуктивная: от фактов жизни к их классификации и концептуализации.
  • 5. Это поисковая стратегия, «открытая» на входе и формулирующая теоретические концепции в процессе исследования, путем обобщения разнохарактерной информации об объекте.
  • 6. Для сбора данных используются нестандартизованные разновидности методов сбора информации.
  • 7. Для анализа данных не используются статистические методы. Результаты представлены в виде цитат из устной или письменной речи людей.

Тактика исследования — это способ подхода к данным (как исследовать). В. В. Семенова выделяет 7 тактик качественного исследования:

  • 1. Кейс-стади (исследование отдельной общности) — это глубинное, детальное исследование одного объекта, имеющего четкие временные и пространственные границы. Цель — изучить его уникальную структуру, скрытые пружины его функционирования, совокупность его взаимосвязей как системы или динамику его развития. Результаты обычно имеют прикладной характер как рекомендации относительно данного феномена, а также других объектов, относящихся к этому же классу и находящихся в сходных условиях. Чаще всего эту тактику используют для изучения уникального объекта в совокупности его взаимосвязей. Таким объектом, прежде всего, может быть замкнутая общность, труднодоступная для анализа другими методами: «дно» общества (преступные группировки, бомжи, нищие), социальные элиты, религиозные секты, а также производственные коллективы.
  • 2. Этнографическое исследование — это изучение узкой культурной или социальной группы (или отдельных индивидов в рамках этих групп), основанное, как правило, на наблюдении и длительном глубоком вхождении исследователя в данную группу. Исследователь слушает и записывает голоса информантов, изучает прежде всего способы и формы коммуникативного общения. Результатом является обобщенный культурный портрет определенной общности как новое знание о ней. Такое исследование как правило имеют описательный характер и представляют собой многосторонний анализ каждодневной практики определенной общности с точки зрения ее культуры (нормы, ценности, язык, мифы), отличающейся по стилю и образцам поведения от культуры основной массы населения.
  • 3. Историческое исследование, или устная история — обычно описывает субъективный опыт переживания исторических событий. Интерес может быть направлен на изучение истории становления локальных сообществ (движений, организаций; населенного пункта) или описание опыта переживания крупного исторического процесса или события (войны, революции, репрессии, катастрофы).
  • 4. Истории жизни, или биографический метод — тактика исследования, использующая биографические данные, а также другие источники. Индивидуальная история жизни может стать основой и при изучении способов «проживания» жизненных событий: индивидуальных кризисов, поворотных моментов биографического пути, социально-исторической ситуации, а также при исследовании жизненного мира личности в целом. Биографический метод — один из широко распространенных методов социологического исследования, направленный на изучение жизненного пути индивида.
  • 5. Феноменологическое исследование — тип исследования, который изучает и описывает жизненные опыты индивидов относительно социального феномена. Цель исследователя — последовательно свести весь такой опыт к его единому центральному значению, смыслу, интерпретируемому с точки зрения данного феномена.
  • 6. История семьи — эта, тактика фокусируется на истории семьи как локального сообщества на протяжении поколений. Семья рассматривается как относительно устойчивая малая группа, взятая в исторической перспективе, которая в каждом поколении членится и перестраивается, что не исключает ее «непрерывности» как социального феномена. Анализируютсяпроцессы социальной и территориальной мобильности членов семьи в длительной динамике нескольких поколений, преемственность или изменение ее социального статуса, передача «культурного капитала» семьи и трансформации ценностей.
  • 7. Восхождение к теории, или grounded theory — тактика качественного исследования, предложенная Б. Глейзером и А. Страусом, где воссоздается абстрактная аналитическая схема наблюдаемого в реальности феномена. На этой основе строится минитеория, которая объясняет действия, взаимодействия или процессы. Эта тактика отличается своей спецификой, прежде всего, на этапе анализа: предлагает свои принципы кодирования текста (открытое, осевое и выборочное кодирование), а также особый способ построения аналитической минитеории относительно данного феномена, наблюдаемого в реальной практике[4].

Общими чертами всех этих тактйк можно считать:

  • а) ориентацию на изучение каждодневной практики социального взаимодействия;
  • б) изучение неструктурированных источников текстовой информации как живых образцов устной или письменной речи, содержащих субъективные свидетельства о социальном существовании индивидов и практике взаимодействий с другими людьми;
  • в) кроме текстовой информации используются и другие разноплановые данные об объекте интереса;
  • г) анализ предполагает всестороннее описание и интерпретацию состояния социального феномена в единстве его внутренних взаимосвязей" .

В каких случаях принимают решение о качественном исследовании проблемы? В. В. Семенова называет шесть причин.

Во-первых, если исследователь намерен обратиться к пониманию повседневной жизни людей и в этом ракурсе объяснить «логику» функционирования индивидуального в социальных структурах.

Во-вторых, если проблема вообще нс сформулирована, но лишь туманно просматривается (например, польские мигранты, одни успешны в адаптации, а другие — нет. Почему? Кто успешен? И г. д.). Именно в этом случае она нуждается в том, чтобы ее исследовали, так как составляющие не поддаются простому обнаружению стандартными методами, а теория не дает ответа на этот вопрос.

В-третьих, если необходимо детальное глубокое описание проблемы, тогда как широкое обозрение массовыми методами не позволяет отразить ее достаточно глубоко.

В-четвертых, если необходимо описание индивидов в естественной обстановке, в полевых условиях.

В-пятых, если требуется подробное текстовое изложение состояния проблемы с привлечением свидетельств непосредственных участников событий.

В-шестых, если для раскрытия проблемы нужна позиция активного исследования, когда важно раскрыть ситуацию глазами и словами участников, а не с позиции внешнего «научного эксперта». То есть при изучении тех аспектов, которые связаны прежде всего с эмоциональной сферой человеческой деятельности и практики жизни[5][6].

Таким образом, качественное исследование используется в том случае, если цель его предусматривает определенное понимание исследуемого феномена, не требующее количественной интерпретации, или в случае, когда исследуемые феномены не поддаются точному измерению.

Специалисты выделяют основные сферы применения качественных методов:

  • — девиантология,
  • — гендерные исследования,
  • — социология семьи,
  • — социология личности,
  • — социология культуры,
  • — индустриальная социология,
  • — социология политики,
  • — изучение социальной мобильности,
  • — урбанистика,
  • — социология социальных изменений.
  • [1] 2
  • [2] Семенова ВТ.В. Качественные методы введение в гуманистическую социологию. М Добросвет, 1998. С. 223.
  • [3] Томпсон Д. Л., Пристли Д Социология Вводный курс / Пер. с англ. М. ООО «Фирма «ИздательствоАСТ», Львов: «Инициатива», 1998 С 434 435
  • [4] Семенова В. В Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М Добросает, 1998.С. 223−230.
  • [5] Семенова В. В. Качественные методы введение в гуманистическую социологию М. Добросвет, 1998 С 101
  • [6] Там же. С. 130
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой