Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психология в художественном слове

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В свою очередь субъективная детерминированность предопределена особенностями строения психики каждого отдельно взятого человека. Она задана психофизиологическими и психофизическими свойствами нервной системы, которые принято рассматривать как функции этой нервной системы и других систем организма. В результате происходит логическая редукция (сведение) субъективной детерминированности… Читать ещё >

Психология в художественном слове (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Лх, он любил, как в наши лета Уже не любят; как одна Безумная душа поэта Еще любить осуждена…[1]

В заключение можно сказать, что психология человека как явление предстает в четырех основных формах:

  • 1) в виде идеальных представлений и переживаний во внутреннем плане индивидуального сознания;
  • 2) предметного мира, созданного человеком;
  • 3) виртуальной реальности, представленной информационным пространством;
  • 4) человеческих отношений.

Психология как явление не просто пронизывает все стороны жизни людей, но и обусловливает ее содержание, формы и результаты. В этом смысле психология человека становится фактором жизнедеятельности людей. Понятие «фактор» в данном случае используется в значении причины каких-либо последствий.

В общественной практике давно укоренилось выражение «человеческий фактор» при объяснении событий, которые произошли по вине человека. Под такой виной подразумевают не только поступки, приведшие к нежелательному результату, но и мотивы, скрывающиеся в «Я-хочу», т. е. в особенностях психологии человека, совершающего ту или иную деятельность.

Это говорит о том, что все наши поступки, поведение и деятельность психологически обусловлены. Поэтому психологическая наука вместе с другими науками о человеке пытается изучить психологическую обусловленность жизнедеятельности людей как проблему субъективной детерминированности взаимодействия человека с миром вещей и людей.

Субъективная детерминированность предполагает зависимость объективно складывающегося взаимодействия от индивидуальных свойств человека как субъекта поведения и деятельности. Эти индивидуальные свойства психической организации человека трансформируются в процессе общения, познания, труда, обучения, игры и отдыха в психологические качества личности, которые предопределяют результативность этих процессов.

В свою очередь субъективная детерминированность предопределена особенностями строения психики каждого отдельно взятого человека. Она задана психофизиологическими и психофизическими свойствами нервной системы, которые принято рассматривать как функции этой нервной системы и других систем организма. В результате происходит логическая редукция (сведение) субъективной детерминированности к биологическим свойствам телесно-психической организации человека. При этом субъективность рассматривается в контексте функции, только преломляющей внешние воздействия на человека, и не принимается во внимание тот факт, что человек в качестве субъекта произвольно индетерминирует свой выбор объекта и способа взаимодействия с ним.

В процессе свободного выбора субъективная детерминированность погружается в субъектную индетерминированность и характеризует собой индивидуальные черты произвольности. Например, два человека (субъекта) выбирают один и тог же объект и способ взаимодействия с ним, а значит, демонстрируют сходство субъектной индетерминированности. Однако один из них может быть эмоционально напряжен, а другой расслаблен, т. е. у них разная структура психофизиологических свойств. Это обязательно отразится на эмоциональном сопровождении взаимодействия, но не обязательно — на конечном результате, так как резерв субъектной произвольности может компенсировать отрицательные воздействия эмоциональных состояний.

Субъектная индетерминированность, проявляющаяся в произвольности, свободе выбора, свободе воли и в личном отношении, приводит человека к парадоксальности поступка, непоследовательности поведения, абсурдной деятельности, акцентуациям характера, гипертрофии способностей и многим другим «аномалиям» жизнедеятельности. По этому пути человек ведет себя сам, так как общество никогда не заинтересовано в отклонениях от нормы жизни. Те, кто это делает, одержимы стремлением к «абсолюту». На пути к нему совершается много хорошего или плохого, но это путь самопожертвования и самоутверждения, где человек сгорает в горниле дел и блеске славы.

В субъектной индетерминированности заключен, пожалуй, самый мощный стимул человеческой жизни. Он настолько силен, что делает человека преобразователем природы и общества, а также творцом предметного мира в соответствии со своими желаниями, представлениями и идеями. Мир вещей и людей таков, потому что мы его делаем таковым. Мы стремимся его сделать по образу и подобию своих представлений о должном и справедливом. Однако представления каждого человека отличаются друг от друга субъективностью, преодолением которой мы заняты в совместной деятельности. В этом пункте индивидуально-психологическая детерминированность нашей жизни сталкивается с групповой (социально-психологической) детерминированностью жизнедеятельности людей.

Социально-психологическая детерминированность проистекает из совместной жизнедеятельности людей, в которой они вынуждены считаться с интересами друг друга. В процессах взаимодействия людей возникают групповые эффекты, которые относятся к социально-психологическим явлениям, обусловливающим результаты нашей совместной деятельности. В современной психологической науке в число таких явлений включают межличностные отношения, социально-психологический климат, стиль руководства, коллективное и общественное мнение, групповую оценку личности, лидерство и конформизм.

Экспериментальная социальная психология давно выяснила факторную зависимость эффективности совместной деятельности людей от всех перечисленных явлений. При этом было установлено, что по силе влияния на результативность совместной деятельности социально-психологические факторы превосходят все другие, связанные с техническими усовершенствованиями и технологической оптимизацией труда. Более того, модернизация производства и реформирование общественного устройства часто разбивались на подводных рифах человеческих отношений. Социальная психология групп оказывается тем препятствием, которое могут и не преодолеть прогрессивные материально-технические нововведения и самые благие общественные преобразования.

Но эти факторы могут не только препятствовать развитию человека и общества, но и стимулировать его, задавая ему невероятно высокие темпы. Вопрос только в том, как мы используем человеческий фактор в практике управления и организации нашей совместной жизни.

Главная проблема здесь состоит в способностях и возможностях согласования индивидуальных, групповых и общественных интересов. В этой проблеме психология человека представлена в трех основных формах ее проявления. На индивидуальном уровне — мотивационной структурой «Я-хочу». На групповом уровне — традиционными отношениями и привычными способами совместной жизнедеятельности людей. На общественном уровне — ценностными ориентациями личности и организационной культурой социального взаимодействия.

В «Я-хочу» содержатся психологические стимулы субъектной активности-пассивности человека. В традиционных отношениях и привычных способах совместной жизнедеятельности людей заключены групповые нормы и стереотипы их поведения и деятельности. В ценностных ориентациях личности отражены социальные представления о должном и справедливом, а в организационной культуре представлен правовой конструкт правил социального поведения личности и взаимодействия людей в системе их общественных связей.

На первом уровне субъектная активность-пассивность человека детерминирована в основном особенностями телесно-психической организации. На втором (групповом) уровне взаимодействия субъектная активностьпассивность человека дополучает детерминацию со стороны факторов традиционно формирующегося образа жизни конкретных групп как естественного процесса развития межличностных отношений. Па третьем (общественном) уровне социального взаимодействия субъектная активность-пассивность детерминирована правовыми конструктами как продуктом общественного сознания.

Общественное, групповое и индивидуальное сознание вырабатывает представления человека об окружающем мире и о своем месте в нем. Эти представления соединяются в целостную картину мира, которой человек руководствуется в организации жизни и деятельности, в управлении своим поведением и отношениями с другими людьми, животными, природными и предметными объектами. У каждого из нас свое субъективное представление о мире вещей и людей, а также о себе и своем месте в пространстве материального и духовного бытия. Такие представления принято называть «имплицитная картина мира». Она может не вполне осознаваться отдельно взятым человеком. Но, тем не менее, она ведет нас по дорогам жизни как фактор, управляющий нашими предпочтениями, поведением и деятельностью.

Имплицитные картины мира ассимилируют в себе идею всего сущего и смысл нашей жизни. В них заключены и наши знания, и паши переживания связей с объектами внешнего мира. Они идеологически детерминируют наше личное отношение к миру природы, вещей и людей.

На уровне общественного сознания имплицитные картины мира интегрируются в разные формы мировоззрения (мифологические, религиозные, научные), которые содержат знания о связях человека с природой, с другими людьми, с самим собой. Знания об этих и других отношениях человека с миром вещей и людей подсказывают нам пути решения конкретных жизненных задач (производственных, экономических, правовых, политических, нравственных, эстетических и др.). Они обусловливают наше поведение и деятельность по формуле: «сначала думаю — потом делаю». Хотя человек нередко поступает и по другой формуле: «сначала делает — потом сокрушается». В первом случае мы имеем дело с интеллектом как психологическим фактором, а во втором — как с «психологическим барьером».

Это означает, что психологические качества человека, человеческие отношения, различные виды сознания, имплицитные и общественно сложившиеся картины мира выполняют в нашей жизни не только положительную функцию стимуляторов развития, но и играют тормозящую роль. Например, в общественной практике давно замечено отрицательное последствие «психологических барьеров», в роли которых выступают неодобряемые психологические качества личности, и не обязательно отрицательные (скромность, педантичность, порядочность и многие другие). Такое неодобрение может быть ситуативной и обусловленной групповой моралью.

В качестве психологических барьеров выступают разногласия и несогласие людей друг с другом, вражда, ссоры, отношения соперничества, ненависти, межличностные и групповые конфликты. Замечено, что наиболее непримиримые отношения возникают на идеологической почве. Сначала они обнаруживают себя в мировоззрении, затем — в социальных нормах и ценностных предпочтениях, далее — в организации образа жизни и межличностных отношениях. Все это наполняет духовный контекст нашей жизни, который является результатом психического отражения человеком того, что его окружает, а также итогом психологической переработки представлений и чувств, возникших у человека в практике взаимодействия с миром вещей, людей и самим собой.

Современная прикладная и практическая психология стремится использовать «человеческий фактор» как механизм управления взаимодействием людей в их общественно-трудовой деятельности.

Итак, психологические факторы включены во все аспекты жизнедеятельности людей как стимуляторы их индивидуальной и коллективной активности. Именно они лежат в основе субъектной индетерминированности взаимодействия человека с миром.

  • [1] Пушкин А. С. Евгений Онегин. Сочинения: в 3 т. Т. 2. М., 1978.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой