Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Интеллектуальная гибкость. 
Профессиональное становление педагога. 
Психолого-акмеологические основы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психологическим условием развития поведенческой гибкости учителя является, по мнению Л. М. Митиной, повышение уровня поведенческого компонента самосознания — возможностей саморегуляции, организационно-педагогическим условием — специально разработанный психологический тренинг (Л. М. Митина, 2010). Психологическим условием развития интеллектуальной гибкости является, по мнению Л. М. Митиной… Читать ещё >

Интеллектуальная гибкость. Профессиональное становление педагога. Психолого-акмеологические основы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Интеллектуальная гибкость - инвариантная личностная характеристика, представляющая собой оптимальное сочетание интеллектуальной вариативности и интеллектуальной стабильности. Интеллектуальная вариативность обеспечивает многообразие идей, легкость перехода от одного класса явлений к другому; проявляется как: социальная смелость, активность, склонность к экспериментированию, поиску, исследовательской деятельности. Интеллектуальная стабильность обеспечивает устойчивость проявляемых признаков; проявляется как: автономность, способность иметь собственное мнение, независимость от группы, устойчивые познавательные потребности, наличие ценностей, присущих самоактуачизирующейся личности (Л. М. Митина, 2004).

Психологическим условием развития интеллектуальной гибкости является, по мнению Л. М. Митиной, повышение уровня самосознания учителя, главным образом его когнитивного компонента — самосознания.

Поведенческая гибкость

Большой вклад в изучение закономерностей деятельности человека внесли Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др. Они подчеркивали, что важнейшей функцией психики является регуляция, управление поведением и деятельностью живого существа. Главная отличительная особенность психики человека — наличие сознания, а сознательное отражение — это отражение предметной действительности, в которой выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта (Леонтьев А. Н.). Под поведением в современной психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека. К фактам поведения относят:

  • ? отдельные движения и жесты;
  • ? внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (поза, мимика, взгляды и т. п.);
  • ? действия, передающие определенный смысл;
  • ? поступки, имеющие социальное значение и связанные с нормами поведения.

Поскольку окружающий человека мир бывает и постоянным и изменчивым, к поведению человека предъявляются двойственные требования: с одной стороны, оно должно быть устойчивым, а с другой — динамичным. Это, как подчеркивает Л. М. Митина, в полной мере относится к профессиональному поведению учителя, в котором должны гармонично сочетаться как устойчивые стереотипы поведения, фиксированные представления, так и нестандартные решения, оригинальные выходы из проблемных педагогических ситуаций. Гибкость поведения учителя зависит также от психических (интеллектуальных, морально-этических) форм активности и принципов поведения. Поэтому под поведенческой гибкостью Л. М. Митина понимает разнообразие и адекватность, проявляемые как во внешних (двигательных) формах активности, так и во внутренних (психических). Поведенческая гибкость (А. К. Аветисян, Л. М. Митина) является характеристикой личности учителя, представляющей сочетание индивидуальных паттернов поведения и вариативных способов ролевого взаимодействия (Л. М. Митина, 2004).

Поведенческая гибкость непосредственно связана с саморегуляцией. Она формируется и развивается вместе с совершенствованием как системы саморегуляции в целом, так и се отдельных компонентов, к которым относятся определение цели деятельности, анализ и выявление значимых условий; выбор лучшего способа и последовательности действий; оценка результатов и их коррекция в случае необходимости. Эти составляющие подчинены осознаваемому человеком процессу цслеполагания и целеосуществления.

Психологическим условием развития поведенческой гибкости учителя является, по мнению Л. М. Митиной, повышение уровня поведенческого компонента самосознания — возможностей саморегуляции, организационно-педагогическим условием — специально разработанный психологический тренинг (Л. М. Митина, 2010).

Задания и вопросы для обсуждения
  • 1. Раскройте сущность и содержание профессионально-педагогической направленности.
  • 2. Какой из рассмотренных подходов к пониманию педагогической направленности ближе вам и почему?
  • 3. Предложите методы выявления (диагностики) педагогической направленности.
  • 4. Как вы понимаете педагогическое призвание?
  • 5. Какие эмоции, по вашему мнению, являются ключевыми в педагогической деятельности учителя и учебной деятельности учащегося?
  • 6. Какие факторы оказывают влияние на развитие (способствующие развитию) эмоциональной устойчивости учителя?
  • 7. Опишите портрет учителя с высоким уровнем эмоциональной гибкости.
  • 8. Приведите примеры, характеризующие интеллектуальную и поведенческую гибкость, поведенческую ригидность учите;! я.
  • 9. Выделите и дайте определения основных понятий изученной темы.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой