Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Мотивация и результативность

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Менеджеры более низкого организационного уровня, работающие в фирмах с количеством служащих менее 500 человек, более удовлетворены, чем их коллеги из крупных компаний с численностью свыше 5000 человек. Э. Лок — теория постановки целей, согласно которым сознательные цели и намерения определяют поведение Б. Скиннер — теория «навязывания», связанная с обучением, вытекающим изданного поведения… Читать ещё >

Мотивация и результативность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Раскрыты сущность, содержание и соотношение понятий мотивации и результативности; процессы формирования и использования мотивов, показан механизм мотивации в социально-экономических организациях; взаимодействие мотивации и стимулирования, обосновано такое понятие, как результативность мотивации.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • базовые концепции мотивации сотрудников;
  • • современное состояние мотивации сотрудников организации;
  • • основные составляющие мотивации и стимулирования сотрудников организации;

уметь

  • • выявлять адекватные особенностям организации системы стимулирования;
  • • применять соответствующую этапу жизненного цикла организации систему стимулирования;

владеть

  • • основами методики стимулирования сотрудников организации;
  • • понятийным аппаратом в области стимулирования персонала.

Ключевые термины: активизация, воспитание, инстинкт, инструмент, интерес, мотив, мотивация, потребность, результативность, рычаг, стимул.

Обзор классических зарубежных теорий мотивации

К настоящему времени существующие теории мотивации принято группировать следующим образом: содержательные, процессуальные, теория подкрепления и пр.

Мотивация — побуждения, заставляющие индивида действовать определенным образом.

Содержательные теории мотивации — теории, раскрывающие причины того или иного поведения индивида, отвечающие на вопрос что движет личностью, какие внутренние факторы дают импульс поведению индивида, направляют, поддерживают и прекращают данное поведение. Фокусируются на внутренних факторах (потребностях) индивида, которые дают импульс, направляют и прекращают данное поведение (табл. 10.1). Наиболее известные авторы теории мотивации Л. Маслоу (Abraham Maslow), Ф. Герцберг (Frederick Herzberg), К. Альдерфер (К. Alderfer), Д. Макклеланд (David С. McClelland) [22, 42, 45, 54].

Потребность — нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом.

В основе действия процесса мотивации лежат потребности индивида. Потребность — психологическое состояние человека, которое характеризуется ощущением недостатка в чем-либо.

Иерархия потребностей по А. Маслоу

Американский психолог Абрахам Маслоу в 1954 г. выпустил книгу «Мотивация и Личность» (Motivation and Personality), в которой предложил классификацию человеческих потребностей, а на ее основе теорию мотивации. Потребности А. Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении.

Таблица 10.1. Теории мотивации[1]

Основы теории

Авторы теории

Практическое применение

Содержательные мотивационные теории

Фокусируются на внутренних факторах индивида, которые дают импульс, направляют и прекращают данное поведение.

А. Маслоу — пяти уровневая иерархия потребностей.

Ф. Герцберг — два главных фактора: мотивирующие и гигиенические.

К. Альдерфер — трехуровневая иерархия.

Д. Макклеланд — три вида потребностей, приобретаемых на основе культуры: достижение, участие, власть.

Менеджерам необходима осведомленность о различиях в потребностях, намерениях и целях для эффективного воздействия.

Процессуальные теории мотивации

Описывают, объясняют и анализируют процессы импульса, направления, поддержания и прекращения данного поведения.

Д. Адамс — теория справедливости базируются на сравнениях, которые делает индивид.

Э. Лок — теория постановки целей, согласно которым сознательные цели и намерения определяют поведение Б. Скиннер — теория «навязывания», связанная с обучением, вытекающим изданного поведения.

Менеджерам необходимо понимание процесса мотивации и того, как индивиды делают выбор, основываясь на преимуществах, вознаграждении и достижении цели.

и одобрении, над которой А. Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). И, наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, — стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Рисунок в виде пирамиды придумали американские маркетологи уже после смерти Маслоу, в начале 1980;х гг. Теория получила признание многих специалистов, ею достаточно часто и успешно пользуются при построении системы мотивации в организации (рис. 10.1).

Вместе с тем у этой теории есть недостатки, ограничивающие ее применимость [22, с. 135].

  • 1. Ограниченность области ее применения: менеджеры, занимающие более высокое положение на иерархической лестнице, больше склонны к самовыражению и автономии.
  • 2. Менеджеры более низкого организационного уровня, работающие в фирмах с количеством служащих менее 500 человек, более удовлетворены, чем их коллеги из крупных компаний с численностью свыше 5000 человек.
  • 3. Потребности личности вряд ли могут быть ранжированы в строгую иерархию.

Классификация потребностей личности по А. Маслоу.

Рис. 10.1. Классификация потребностей личности по А. Маслоу.

  • 4. Спорным остается вопрос о последовательном пути удовлетворения потребностей от низших к высшим. Однако доказано, что до тех пор пока не удовлетворены потребности более низких уровней, у работников не возникает потребности более высокого уровня.
  • Мотив (лат. movere — приводить в движение, толкать) — внутреннее побуждение индивида к деятельности, связанное с удовлетворением определенных потребностей.
  • [1] Составлено по [22, с. 132].
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой