Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Порядок производства в Суде. 
Прохождение дела

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мировое соглашение — возможно на всех этапах рассмотрения дела и имеет целью заключение сторонами мирового соглашения. Это обязательная процедура при прохождении любого дела. В соответствии с подп. Ь. п. 1 ст. 38 Конвенции Суд, объявив жалобу приемлемой, «представляет себя в распоряжение заинтересованных сторон с целью обеспечения дружественного урегулирования дела…». В качестве своеобразного… Читать ещё >

Порядок производства в Суде. Прохождение дела (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Официальными языками Суда являются французский и английский (ст. 34 Регламента). Однако до принятия Судом решения о приемлемости жалобы всю переписку с заявителем (или его представителем) и составление любых состязательных бумаг допустимо осуществлять на одном из официальных языков государств — участников Конвенции (в том числе на русском языке). После вынесения решения о приемлемости жалобы всякие сообщения с заявителем и представляемые документы должны по общему правилу быть на одном из официальных языков Суда — французском или английском.

Регламент предусматривает более жесткие правила для государств — участников Конвенции: всякие сообщения и документы, представляемые государствами — участниками Конвенции, должны по общему правилу быть на одном из официальных языков Суда (подп. «а» п. 4 ст. 34 Регламента).

В случае, если Председатель Палаты по ходатайству одной из сторон разрешил использование какого-либо языка, не являющегося официальным языком Суда, эта сторона должна обеспечить перевод на французский или английский язык устных доводов и письменных заявлений, приняв на себя все связанные с этим издержки (подп. «Ь» п. 4 ст. 34 Регламента).

От имени государств — участников Конвенции, выступающих стороной в процедуре Европейского Суда по правам человека, в соответствии со ст. 35 Регламента действуют их официальные представители — Уполномоченные государств.

В большинстве государств — участников Конвенции создан институт официального Уполномоченного государства во внутреннем (национальном) праве. В Российской Федерации также существует институт Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека для защиты ее интересов в процедурах, затрагивающих интересы государства.

Уполномоченный Российской Федерации в своей деятельности подотчетен Президенту РФ и работает во взаимодействии с Межведомственной комиссией Российской Федерации по делам Совета Европы. Его деятельность регулируется Положением об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека, утвержденным Указом Президента РФ от 29.03.1998 № 310. В функции Уполномоченного Российской Федерации и обеспечивающего его деятельность аппарата, в частности, входит следующее:

  • — формирует позицию Российской Федерации по делу, выступает в качестве представителя Российской Федерации при разбирательстве дел в Суде и при рассмотрении вопросов об исполнении постановлений Суда в Комитете министров Совета Европы, привлекает для этих целей представителей Генеральной прокуратуры РФ, соответствующих органов исполнительной власти, российских и иностранных адвокатов и экспертов, в том числе на договорной основе, согласовывает сформированную позицию с МИД России, если дело затрагивает политические аспекты международных отношений, а также, в случае если дело связано с разбирательством иных дел в международных судебных инстанциях, — с федеральным органом исполнительной власти, ответственным за обеспечение представительства интересов Российской Федерации по таким делам;
  • — ведет по согласованию с заинтересованными федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления переговоры о досудебном урегулировании дел по жалобам, поданным против Российской Федерации, и при посредничестве Суда заключаете заявителями соответствующие мировые соглашения; информирует Суд о мировых соглашениях, достигнутых с заявителями Уполномоченным или заинтересованными федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также о готовности российских властей выплатить заявителям компенсацию за причиненный вред в одностороннем порядке; обеспечивает осуществление выплаты компенсации по подписанным Уполномоченным мировым соглашениям и односторонним заявлениям, а также контролирует осуществление необходимых выплат и (или) исполнение иных обязательств по компенсации за причиненный вред, принятых на себя федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с мировыми соглашениями, заключенными ими с заявителями;
  • — по получении нотификации по жалобе против Российской Федерации незамедлительно информирует об этом заинтересованные федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления;
  • — обеспечивает совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработку соответствующих законопроектов и представляет в установленном порядке предложения об использовании права законодательной инициативы, если исполнение решений Суда связано с внесением изменений и дополнений в федеральные законы.

Как показывает практика, процедура рассмотрения жалоб в Европейском Суде занимает длительное время. Как правило, с момента подачи жалобы до вынесения окончательного решения проходит не менее 2—3 лет.

Однако в некоторых случаях требуется незамедлительная реакция Суда, — когда существует угроза причинения непоправимого вреда жизни и здоровью гражданина (например, в случае высылки граждан в государства, где им грозит обращение, противоречащее положениям Конвенции). Для таких целей Конвенцией предусмотрены определенные меры, которые может принять Суд еще до рассмотрения дела по существу — предварительные меры.

Согласно п. 1 ст. 39 Регламента Палата (или в случае необходимости Председатель Палаты) вправе по просьбе стороны в деле или любого другого заинтересованного лица, а также по собственной инициативе указать на предварительные меры, которые, по мнению Палаты, следует принять в интересах сторон или надлежащею осуществления расследования.

Уведомление о предварительных мерах направляется Комитету Министров.

В соответствии со ст. 41 Регламента, если того требуют обстоятельства. Палата может допустить исключение из правила, согласно которому жалобы рассматриваются в порядке очередности, определяемом их готовностью к рассмотрению, и принять решение о разбирательстве конкретной жалобы в приоритетном порядке. Новеллой, названной ст. 41 Регламента, является наделение полномочиями принять решение о разбирательстве конкретной жалобы в приоритетном порядке не только Палаты, но и ее Председателя.

Согласно ст. 37 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод Суд может на любой стадии разбирательства принять решение о прекращении производства по делу, если обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что:

a) заявитель более не намерен добиваться рассмотрения своей жалобы; или.

b) спор был урегулирован; или.

c) по любой другой причине, установленной Судом, если дальнейшее рассмотрение жалобы является неоправданным.

В то же время названная статья допускает восстановление жалобы в списке подлежащих рассмотрению дел, если сочтет, что это оправдано обстоятельствами.

Статья 44 Регламента (в ред. 2003 г.) касается вопросов участия в судебных слушаниях третьей стороны. Прежде участие третьей стороны в слушаниях регламентировалось в ст. 61 (гл. III Регламента), однако она была исключена из названной главы и переместилась в гл. I, претерпев некоторые изменения.

Согласно п. «о» ст. 1 Регламента термином «третья сторона» обозначается любое государство — участник Конвенции или любое заинтересованное лицо, которое в порядке, предусмотренном п. 1 и 2 ст. 36 Конвенции, реализовало свое право представить письменные замечания или принять участие в судебных слушаниях, либо туда приглашенное. Прошения о разрешении участвовать в процессе в качестве третьей стороны должны быть определенным образом мотивированы и поданы в письменной форме на одном из официальных языков не позднее 12 недель после того, как жалоба (государственная или индивидуальная) была доведена до сведения государства-ответчика. В отдельных (упомянутых в статье) случаях эти сроки исчисляются по-разному и могут быть продлены Председателем Палаты, если для этого имеются веские доводы.

Право передать на рассмотрение Суда вопрос о любом предполагаемом нарушении положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней любым из государств — участников Конвенции, т. е. право на подачу государственной жалобы, признается за всеми государствами — участниками Конвенции (ст. 33 Конвенции).

Любая жалоба — государственная или индивидуальная — представляется в письменной форме и подписывается заявителем или его представителем; полномочия последнего должны подтверждаться доверенностью или иным документом (п. 1,3 ст. 45 Регламента). Причем жалоба, подаваемая неправительственной организацией или группой частных лиц, должна быть подписана лицами, уполномоченными представлять эту организацию или группу (п. 2 ст. 45 Регламента). Текст государственной жалобы наряду с предметом жалобы должен также содержать размеры одного или нескольких требований от имени стороны или сторон, предположительно пострадавших, о справедливой компенсации.

Таким образом, любое лицо, группа лиц или неправительственная организация вне зависимости от места нахождения, постоянного проживания, гражданства или национальной принадлежности, в отношении которых на территории государства — участника Конвенции допущено действие, которое может быть инкриминировано этому государству как нарушающее его обязательства, вправе обращаться с жалобой в Суд.

Этим же правом наделяются все граждане соответствующего государства, где бы они ни находились, будь то в пределах другого государства — члена Совета Европы или любого третьего государства, а также все частные лица, в отношении которых действия, противоречащие Конвенции о защите прав человека и основных свобод, были совершены официальными лицами данного государства, действующими от его имени за рубежом. Таким правом пользуются и те, кто находится на борту морского судна, плавающего под флагом данного государства или зарегистрированного им воздушного судна.

Заявитель должен знать, что дата первого сообщения, где изложен предмет жалобы, принимается во внимание при рассмотрении вопроса о соблюдении им 6-месячного срока, указанного в п. 1 ст. 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. По общему правилу индивидуальная жалоба считается поданной в тот момент, когда заявитель в первый раз проинформировал в письменной форме Суд о фактах, на которые он подает жалобу, однако нельзя не учитывать, что Суд может принять решение считать датой подачи иную дату (п. 5 ст. 47 Регламента).

Процедура прохождения дела в Европейском Суде по правам человека регулируется положениями как Конвенции о защите прав человека и основных свобод, так и Регламента (Правил процедуры Суда), и состоит из следующих этапов:

  • 1) регистрация жалобы:
    • а) обращение в Суд и предварительное изучение дела в Суде.

До обращения в Суд адвокату необходимо выяснить следующие вопросы, имеющие принципиальное значение (т.е. условия приемлемости):

  • — была ли Конвенция о защите прав человека и основных свобод ратифицирована государством, против которого направляется жалоба, и признало ли оно юрисдикцию Страсбургского суда;
  • — является ли предметом жалобы нарушение права, которое предусмотрено Конвенцией и Протоколами к ней;
  • — если такое право предусмотрено Протоколом, то ратифицирован ли этот Протокол государством, против которого направляется жалоба;
  • — исчерпаны ли все внутренние средства правовой защиты, т. е. пройдены ли все судебные или иные национальные инстанции;
  • — не пропущен ли 6-месячный срок обращения в Суд, начиная с даты последнего окончательного решения в стране.

Если жалоба не содержит все необходимые атрибуты, отвечает не на все предварительные вопросы, составлена в произвольной форме, но при всем том свидетельствует о правовой ситуации, заслуживающей внимания Суда, то она не будет отклонена по формальному основанию. Заявителю направят официальный формуляр обращения в Суд, содержащий все обязательные вопросы, а также, если есть такая необходимость, приложат к нему дополнительные вопросы, помогающие уточнить обстоятельства дела и аргументацию заявителя. Тем самым заявителю предоставляется возможность дооформить или даже переоформить жалобу. Конечно, если жалоба готовилась адвокатом, то резюмируется качество ее содержания и форма.

В результате этой процедуры в Суде создается так называемое предварительное (временное) досье, т. е. жалоба регистрируется, и ей присваивается номер дела, который будет сопровождать ее до самого последнего этапа рассмотрения и принятия решения Судом.

Чем полнее и грамотнее первичное обращение, тем короче эта предварительная процедура, тем быстрее обращение будет зарегистрировано как жалоба.

Зарегистрированное заявление курируется в суде референтом, который получает инструкции от судьи-докладчика, назначаемого Председателем Секции (речь идет об индивидуальных жалобах). Судья-докладчик, которому поручено вести досье, обязан вести его до стадии принятия какого-либо решения по данному делу. По общему правилу, заявление предписывается к той Секции, где заседает судья от страны, откуда поступило заявление, поскольку его присутствие требуется на дальнейших стадиях рассмотрения дела.

Адвокату следует иметь в виду, что не всякое обращение в Суд превращается в зарегистрированную жалобу. Оно может быть отклонено, если не подпадает под компетенцию Европейского Суда (например, просьба пересмотреть приговор, вынесенный национальным судом) или явно не отвечает требованиям, предъявляемым к жалобе (например, анонимные обращения).

Насколько можно судить по статистическим данным, публикуемым Судом, более 2/3 зарегистрированных и переданных в Секцию жалоб признаются неприемлемыми. В отношении остальных жалоб вопрос об их дальнейшей судьбе решается после так называемой коммуникации, т. е. направления жалобы и материалов дела государству-ответчику, которому предлагается высказать свою позицию по жалобе.

До этого момента в процедуре прохождения дела участвовали заявитель и Суд, а теперь в нее вступает в качестве стороны третий участник — государство-ответчик. Процедура вступает в новую стадию;

  • б) коммуникация (уведомление государства-ответчика). По предложению судьи-докладчика Палата (Секция) направляет запрос и другую информацию (коммуникацию) правительству государства-ответчика. Главная цель коммуникации — информирование государства-ответчика о зарегистрированной жалобе. Практика Суда требует, чтобы стороны были информированы по конкретным пунктам жалобы, по которым Суд хочет знать их мнение для определения предмета спора и стремление установить характер возможного нарушения Конвенции. Коммуникация происходит на всех дальнейших этапах прохождения дела в Суде. Жалобы в отношении России направляются Уполномоченному Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека;
  • 2) обмен состязательными бумагами. После регистрации жалоба поступает в одну из Секций Суда и передается для предварительного изучения одному из судей этой Секции. Речь идет именно о предварительном изучении дела судьей и, прежде всего, в плане проверки соблюдения всех необходимых предварительных условий (т.е. условий приемлемости).

При подготовке состязательных бумаг заявителю и его адвокату надо иметь в виду, что письменные объяснения или иные документы могут быть поданы только в сроки, установленные Председателем Палаты (в отдельных случаях — в сроки, предусмотренные Регламентом или судьей-докладчиком). Письменные объяснения или иные документы, поданные с нарушением этих сроков или с нарушением требований практической инструкции «Состязательные бумаги», не приобщаются к материалам дела, кроме случаен, когда Председатель Палаты не примет иное решение. Проверка соблюдения сроков производится секретариатом Суда: указанные сроки подтверждаются датой отправки документа или, если таковая отсутствует, проверяются по фактической дате получения документа секретариатом Суда (ст. 38 Регламента).

Кроме требований, предусмотренных в отношении сроков представления объяснений, теперь стороны должны соблюдать также и требования, предусмотренные практической инструкцией «Состязательные бумаги». Вероятно, надо отметить, что термин «состязательные бумаги» является широким по значению, включая в себя объяснения, возражения, замечания и комментарии, а также дополнения, пояснения и пр., представляемые как сторонами по делу, так и третьими сторонами;

  • 3) решение о приемлемости:
    • а) выносится Комитетом из 3 судей (три варианта: приемлема, частично приемлема или неприемлема). Данную проверку проводят

Комитеты из 3 судей в рамках одной из Секций суда. Таким образом, итогом рассмотрения дела Комитетом может быть отказ в принятии заявления как неприемлемого. Данное решение является окончательным и не может быть подано на апелляцию (правило 53 Регламента);

б) если по заявлению не принято решение Комитета, то исходя из практики Суда, решение о приемлемости принимается Палатой по завершении состязательной процедуры, а иногда и после проведения публичного слушания. В исключительных случаях такое решение принимается после открытых слушаний и (или) по приемлемости и (или) существу дела. Так и происходило при рассмотрении в 2001 —2002 гг. первого прецедентного дела в отношении Российской Федерации — дела «Калашников против России», в котором принимал участие автор.

Так, по делу «Калашников против России» заявитель написал более 250 жалоб в различные инстанции о ненадлежащих условиях содержания под стражей и т. п. В своем решении Европейский Суд указал, что Российская Федерация не приняла должных мер по искоренению нарушения прав г-на Калашникова и не направила заявителя в нужное русло защиты его прав и основных свобод;

  • в) содержание решения о приемлемости. Решение о приемлемости, как правило, состоит из четырех частей:
    • — факты, в которых детально излагаются обстоятельства дела, точнее, то, что произошло с заявителем, имеющие отношение к делу нормы внутреннего законодательного или прецедентного права Европейского Суда по правам человека, выдержки из решений судебных инстанций, которые прошел заявитель;
    • — содержание жалобы со ссылками на конкретные статьи Конвенции о защите прав человека и основных свобод;
    • — процедура — указывается, когда дело было принято к слушанию;
    • — право — исследуются все правовые вопросы, существенные для окончательных выводов по приемлемости или неприемлемости жалобы.

В резолютивной части выносится решение о том, является ли жалоба приемлемой или нет;

4) мировое соглашение — возможно на всех этапах рассмотрения дела и имеет целью заключение сторонами мирового соглашения. Это обязательная процедура при прохождении любого дела. В соответствии с подп. Ь. п. 1 ст. 38 Конвенции Суд, объявив жалобу приемлемой, «представляет себя в распоряжение заинтересованных сторон с целью обеспечения дружественного урегулирования дела…». В качестве своеобразного посредника между сторонами может выступить Грефье. Чаще сами Стороны находят пути возможного компромисса, сообщая Суду лишь конечный результат. Как правило, первый шаг на пути дружественного урегулирования делает государство-ответчик, стремясь выяснить, на каких условиях заявитель готов отозвать свою жалобу. Иногда это происходит даже до принятия Судом решения о приемлемости жалобы.

В большинстве случаев содержание достигнутого мирового соглашения сводится к тому, что государство-ответчик соглашается выплатить заявителю ту сумму денег, которую он требует в своей жалобе в качестве возмещения причиненного ему материального или морального вреда, или же стороны согласовывают выплату суммы в меньших размерах.

Однако существует одно условие, без соблюдения которого Европейский Суд не признает мирового соглашения, а именно: соглашение не может содержать ничего такого, что несовместимо с соблюдением прав человека, гарантированных Конвенцией.

Таким образом, лишь после того как Суд убедится в том, что все предварительные условия соблюдены, состоялся необходимый обмен состязательными бумагами, собраны все необходимые материалы дела, пройдена с отрицательным результатом процедура мирного урегулирования, жалоба будет рассмотрена (как правило, в порядке очередности) по существу в процедуре судебного слушания.

Необходимо оговорить, что Суд вправе на любой стадии разбирательства прекратить производство по делу, если на момент рассмотрения спора он уже урегулирован или заявитель явно не выражает намерения настаивать на рассмотрении своей жалобы, а также по любой другой причине, по которой Суд признает неоправданным дальнейшее рассмотрение жалобы (ст. 37 Конвенции);

  • 5) рассмотрение дела по существу:
    • а) рассмотрение дела Палатой. После коммуникации судопроизводство приобретает состязательный характер. Направляя государству-ответчику поданную на него жалобу, Суд предлагает ему в письменном виде выразить свое отношение к жалобе, представить доказательства и документы, которые ответчик считает необходимыми, изложить свои аргументы.

Все это должно быть сделано в срок, установленный Судом. Письменные объяснения или иные документы, поданные с нарушением этого срока, могут быть не приняты Судом (правило 38 Регламента). Документ, полученный от государства-ответчика, в материалах судебного дела («судебном досье») именуется «меморандум» или «объяснительная записка» .

Правило 42 Регламента Суда в английском варианте носит название «Собирание доказательств» («Mcasurcs for taking evidence»). В нем содержится широкий перечень мер, которые могут быть предприняты в процессе предварительной подготовки дела как по просьбе стороны в деле, так и, но собственной инициативе Суда. К ним относятся: запрашивание дополнительных доказательств и пояснений от сторон, возможность уже на этой стадии получить свидетельские показания, экспертные заключения и даже направление одного или нескольких судей в страну, где возник конфликте целью выяснения обстоятельств и проведения расследования на месте.

В Регламенте указано, что «не подлежит сомнению право Суда получить все доказательства, способные прояснить обстоятельства дела» (правило 42).

Следует особо отметить, что и на этой стадии не исключен вопрос о соблюдении заявителем предварительных условий и, соответственно, о признании жалобы приемлемой или неприемлемой. Этот вопрос может быть поставлен государством-ответчиком в его меморандуме или проявиться при более детальном ознакомлении со всеми обстоятельствами дела;

  • б) судебные слушания:
    • — открытые (публичные) слушания проходят в Палатах (или Секциях) с участием сторон. Однако Палата может принять решение — и это бывает нередко — о слушании дела без участия и, соответственно, прений сторон. Это происходит как по просьбе заявителей (для многих из них поездка в Страсбург или оплата поездки адвоката связана с немалыми трудностями даже с учетом получения судебной помощи), так и по распоряжению Председателя Палаты.

Открытые публичные слушания в Суде практически всегда проходят в присутствии публики. Слушания открыты для прессы, которая может предварительно получать копии материалов. Телесъемка возможна только в начале слушания — для ее продолжения необходимо разрешение председательствующего. В отдельных случаях публика или пресса может не быть допущена на весь процесс или часть его по соображениям морали, общественного порядка, национальной безопасности и интересов правосудия.

Публичному слушанию обычно предшествует краткое подготовительное заседание, на котором, в частности, уточняется, нет ли у судей каких-либо дополнительных предложений по рассмотрению данного дела.

Слушанием руководит Председатель палаты (или его заместитель). Оно основано на принципе состязательности и равенстве сторон.

Обычно каждая сторона выступает дважды: выступление ответчика, обоснование жалобы заявителем, а затем обмен суждениями по поводу услышанного. Любой стороне судьи могут задавать вопросы.

Регламент Суда предусматривает участие в процессе свидетелей, экспертов и сведущих лиц, для которых составлен текст присяги (торжественного заявления) для свидетелей и для экспертов. При проведении слушаний действует негласный принцип экономии времени, причем не в ущерб существу дела. Обычно длительность заседаний не превышает разумные по обстоятельствам дела временные рамки (3—4 часа).

По завершении слушания дела состав Европейского Суда проводит первое обсуждение. За закрытыми дверями Председатель сам или на основании вопросника, подготовленного Грефье или судьей-докладчиком, ставит на обсуждение вопросы, подлежащие решению. По основным из них, которые затем войдут в постановляющую часть, проходит голосование.

На втором обсуждении принимается текст решения, который подготовлен редакционной группой (обычно из 3 судей) с участием Грефье и референта, который вел дело. Проводится окончательное голосование по пунктам постановляющей части и по решению в целом. Судья при этом не вправе воздерживаться. В случае разделения голосов поровну проводится повторное голосование и, если оно приводит к тому же результату, решающим является голос Председателя;

— значительное число дел рассматривается без публичных слушаний в порядке письменного производства. В стандартном ответе заявителю о том, что его жалоба получена в Суде и предварительно зарегистрирована, указывается: «Ваше дело будет рассмотрено Судом, как только это представится возможным. Судебное разбирательство осуществляется главным образом в письменном виде, и Ваше личное присутствие предусматривается только в том случае, если Вы будете приглашены Судом. Вы непременно будете проинформированы о решении Суда» .

В процедуре письменного производства на первом слушании в Палате происходит общее обсуждение обстоятельств дела, в ходе которого каждый судья должен высказать свое мнение по основным параметрам дела и делу в целом. Обязательно выслушивается судья от государства-ответчика. В итоге обсуждения фиксируются выводы — если это необходимо — путем голосования, — на которых должно основываться принимаемое решение, которое обсуждается и принимается в окончательном виде на следующем заседании Палаты. Таким образом, все происходит примерно так же, как и на стадиях, следующих за публичным слушанием дела;

в) решения Суда. Принятие решений (решение о приемлемости и постановление по существу дела, а также в отношении справедливой компенсации) осуществляется в рамках одной из 4 Секций Палатой судей, состоящей из 7 судей, решение о приемлемости также может приниматься в рамках одной их 4 Секций Комитетом, состоящим их 3 судей.

Постановление по существу дела состоит из нескольких разделов.

В первом из них («Процедура») указывается, когда дело было принято к слушанию, кто заявитель, на нарушение какой статьи он жалуется, каким был порядок представления сторонами письменных состязательных бумаг к слушанию, последующие изменения в нем, если они имели место, в каком составе была назначена Палата, кто был представителями каждой из сторон и т. п.

Во втором разделе («Факты») несколько подразделов, где детально излагаются обстоятельства дела, точнее то, что произошло с заявителем, имеющие отношение к делу нормы внутреннего законодательного или прецедентного права, выдержки из решений судебных инстанций, которые прошел заявитель. Это — общая схема, к которой в зависимости от характера дела могут добавляться и другие данные.

Основной раздел решения — «Право». Здесь детальным образом исследуются все правовые вопросы, существенные для окончательных выводов по делу. Важная отличительная особенность этою раздела в том, что он четко отражает состязательный характер процесса. По каждому вопросу, который в данном деле должен решить Европейский Суд, последовательно излагается позиция заявителя, затем позиция государства-ответчика (именуемого правительством), а только затем вывод Суда, который складывается из оценки аргументов, приведенных сторонами, и собственных аргументов Суда.

Каждый вопрос, требующий решения Европейского Суда, излагается в разделе в виде подраздела под тем или иным заголовком в зависимости от характера вопроса, а в конце подраздела Суд фиксирует свой вывод.

В конце раздела «Право» эти выводы сводятся воедино в постановляющей части решения, которая невелика и не претендует на роль самостоятельного раздела. Решения по основным рассмотренным вопросам приводятся с указанием числа голосов «за» и «против», или что решение было принято единогласно. Постановляющая часть носит окончательный характер.

Решение Суда подписывают Председатель палаты и Грефье или лица, заменяющие их по праву.

Председатель ил и один из судей публично оглашает решение. Оглашением также считается направление решения Комитету министров.

(для его исполнения), сторонам по делу (и другим непосредственно заинтересованным лицам).

Решения выносятся или на английском, или на французском языках. Во всех случаях они публикуются на обоих официальных языках одновременно;

г) отдельные мнения судей. Каждый судья, участвовавший в рассмотрении дела, если его мнение расходится с позицией большинства, вправе изложить его в письменном виде. Оно не является структурной частью решения, а лишь приложением к нему, но публикуется вместе с текстом решения. Таким образом само решение и отдельные мнения к нему образуют единый документ.

В практике Суда различаются два вида отдельных мнений: особое мнение, выражающее несогласие судьи с вынесенным решением или его частью, и совпадающее мнение, когда судья согласен с решением, голосовал за него, но считает нужным дополнить или скорректировать аргументацию в его мотивированной части. Оба эти вида охватываются термином «отдельные мнения» ;

  • д) уступка юрисдикции. Глава 7 Регламента Суда в правилах 71—73 предусматривает, что до принятия решения по существу дело может быть передано из Палаты в Большую Палату (уступка юрисдикции), если «дело поднимает вопрос, связанный с толкованием Конвенции или Протоколов к ней, а также если решение вопроса может войти в противоречие с решением, вынесенным Судом ранее» ;
  • 6) публикация судебных решений. После того как принятое решение оглашено, оно публикуется в виде отдельной брошюры (в двух вариантах: на английском и французском языках) тиражом в несколько сот экземпляров и рассылается заинтересованным учреждениям и лицам по списку Грефье. Такая публикация носит официальный характер. Кроме того, вынесенное Судом решение автоматически выносится для ознакомления на официальный сайт Суда echr. сое.int;
  • 7) пересмотр дела Большой Палатой предусмотрен правилом 73 Регламента Суда. В течение 3 месяцев после вынесения окончательного решения сторона может обратиться в Секретариат с просьбой о направлении дела на рассмотрение Большой Палатой, при этом сторона «должна указать существенный вопрос, который затрагивает толкование или применение Конвенции или Протоколов к ней» .
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой