Практические основы организации и проведения налоговых проверок
Камеральная налоговая проверка легко поддается автоматизации, что позволяет проводить документный контроль показателей налоговой декларации, а также контроль связанных с ней других документов отчетности, в том числе с использованием информации из внешних источников, которая прямо или косвенно может характеризовать налоговую базу. Документы представляются налогоплательщиком налоговому органу для… Читать ещё >
Практические основы организации и проведения налоговых проверок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА
В результате освоения главы студент должен:
знать
- • нормативно-правовую базу законодательства по организации и проведению камеральной налоговой проверки;
- • этапы проведения камеральной проверки и их содержание;
- • методы оценки правильности расчетов налоговых обязательств хозяйствующих субъектов;
уметь
- • разрабатывать варианты управленческих решений в ходе подготовки осуществления камеральной проверки;
- • разрабатывать и оформлять в ходе осуществления налоговой проверки необходимую документацию;
- • обосновывать сделанные выводы и принимаемые решения;
владеть
- • приемами организации и методикой проведения камеральной налоговой проверки;
- • навыками практического выполнения необходимых подготовительных и организационных процедур в ходе камеральной проверки.
Камеральная налоговая проверка: особенности, цели, сроки, объект проверок
Налоговый кодекс РФ не содержит определения камеральной налоговой проверки. В нем лишь имеется указание на то, что в процессе ее проведения проверяется налоговая отчетность налогоплательщика.
Камеральная налоговая проверка осуществляется в соответствии со специальными правилами, установленными в НК РФ, по местонахождению налогового органа. Это наименее трудоемкая форма налогового контроля: трудозатраты на ее проведение на несколько порядков ниже, чем на проведение выездной налоговой проверки. Налогоплательщика специально не информируют о проведении камеральной налоговой проверки. Камеральная налоговая проверка — это прямая обязанность налогового органа, поэтому охват налогоплательщиков данными проверками составляет почти 100%.
Камеральная налоговая проверка решает следующие самостоятельные задачи налогового контроля:
- • является формой налогового контроля по проверке правильности и достоверности сведений, указанных в налоговой декларации. При этом может оцениваться достоверность показателей налоговой отчетности на основе всей имеющейся в налоговом органе информации о налогоплательщике;
- • выступает как основное средство целенаправленного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок с учетом того, что выездные налоговые проверки являются наиболее трудоемкой формой налогового контроля;
- • представляет собой средство выявления и пресечения налоговых правонарушений.
Камеральная налоговая проверка легко поддается автоматизации, что позволяет проводить документный контроль показателей налоговой декларации, а также контроль связанных с ней других документов отчетности, в том числе с использованием информации из внешних источников, которая прямо или косвенно может характеризовать налоговую базу.
Камеральная налоговая проверка включает:
- • проверку полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности;
- • визуальную проверку правильности оформления документов налоговой отчетности (полноты заполнения всех необходимых реквизитов, ясности их заполнения и др.) и своевременности представления налоговых деклараций;
- • проверку правильности арифметического подсчета итоговых сумм налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет;
- • проверку обоснованности примененных налогоплательщиком ставок налога, правомерности использования льгот по налогу;
- • проверку правильности исчисления налоговой базы посредством камерального анализа.
Объектом камеральной проверки является налоговая декларация (расчет), представляемая в налоговую инспекцию. Налоговые декларации представляются каждым налогоплательщиком по каждому налогу в соответствии с НК РФ. Формы и порядок заполнения декларации утверждается ФНС по согласованию с Минфином России.
Кроме того, в ходе камеральной проверки используются формы бухгалтерской отчетности, которые представляются в налоговые органы в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и с подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ, а также иные документы, представленные налогоплательщиком самостоятельно или затребованные у него налоговым органом в соответствии с НК РФ.
Однако эти документы не являются объектом проверки, а представляют собой источники информации для проверки данных, указанных налогоплательщиком в налоговых декларациях.
Основания для проведения камеральной налоговой проверки.
Проверка проводится без специального распоряжения о ее проведении на основании налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком: бухгалтерского баланса и др.
Документы представляются налогоплательщиком налоговому органу для камеральной налоговой проверки без процедуры истребования, в силу закона. Счетный характер проверки предопределяет достаточность этих документов. Таким образом, перечень необходимых документов предопределяется не личным усмотрением проверяющего, а законом.
В качестве дополнительных оснований проведения проверки могут также выступать другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ). Очевидно, здесь имеются в виду сведения, полученные налоговым органом в результате других проверок, а также материалы, представленные в налоговые органы органами внутренних дел.
Наличие у налогового органа информации о деятельности налогоплательщика является самостоятельным основанием для начала проверки. В связи с этим камеральная проверка может начаться и без представления налоговой декларации.
Срок камеральной налоговой проверки. НК РФ установлен трехмесячный срок проведения камеральной налоговой проверки. Это общий срок проведения проверки. Срок проверки отсчитывается со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налогоплательщик вместе с налоговой декларацией должен представить документы, которые в силу норм НК РФ должны прилагаться к декларации (например, документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых вычетов по НДС). Какие-либо последствия нарушения налоговым органом указанного срока НК РФ не установлены.