Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

История философии. 
Хрестоматия по философии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Философия тем, что исследует при помощи логических доказательств: в учении о трех ведах — законное и незаконное, в учении о хозяйстве — пользу и вред, в учении о государствен ном управлении — верную и неверную политику, и исследует при этом сильные и слабые стороны этих наук, приносит пользу людям, укрепляет дух в бедствии и в счастии и дает умение рассуждать, говорить и действовать. Дхарма… Читать ещё >

История философии. Хрестоматия по философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Философия Древнего Востока

Философия Древней Индии

Представление о философии

" Философия, учение о трех ведах, учение о хозяйстве, учение о государственном управлении — это науки… Философия — это санхья, йога и локаята.

Философия тем, что исследует при помощи логических доказательств: в учении о трех ведах — законное и незаконное, в учении о хозяйстве — пользу и вред, в учении о государствен ном управлении — верную и неверную политику, и исследует при этом сильные и слабые стороны этих наук, приносит пользу людям, укрепляет дух в бедствии и в счастии и дает умение рассуждать, говорить и действовать.

Философия всегда считается светильником для всех наук, средством для совершения всякого дела, опорою всех установлений"[1].

" Что касается индийцев, то мы обнаружили, что они преуспели в астрономии и арифметике и что у них есть, в частности, индийское письмо. Индийцы преуспели и в медицине, овладели тайнами врачебного искусства, в особенности в лечении отвратительных болезней. Они высекают скульптуры и изображения… Индийцам принадлежат шахматы, а это — самая благородная и самая разработанная и остроумная игра… Индийцы очень находчивы, в особенности при споре… Имеется у них богатое буквами письмо и также многие [другие] виды письма. У индийцев богатая поэзия, развито ораторское искусство, медицина, философия и этика… Им свойственна решительность и отвага, и нет [даже] у китайцев многого из того, что есть у них… От них пошла паука мыслить (выделение — Панов Е. Г.)… Наука астрономия происходит от них, и [прочие] люди ее заимствовали. Адам, спустившись из рая, отправился в их страну…"[2].

Периоды мирового развития

" 68. Теперь выслушайте вкратце, каков размер ночи и дня Брахмы и веков — одного за другим по порядку.

  • 69. Сказали, [что] четыре тысячи лет [составляют] век Крита; сумерки, предшествующие ему, [имеют] столько же сотен [лет], сумерки последующие — столько же.
  • 70. В другие три [века] с их сумерками — предшествующими и последующими — тысячи и сотни уменьшаются на единицу [в каждом случае].
  • 71. Эти двенадцать тысяч [лет], только что упомянутые как сумма четырех [человеческих] веков называются веком богов…
  • 81. В век Крита дхарма — четвероногая и полная, также и истина; никакой выгоды не было людям от адхармы.
  • 82. Но в другие [века] из-за [стремления к] выгоде дхарма теряет постепенно по ноге; и из-за воровства, лжи и обмана дхарма исчезает четверть за четвертью.
  • 83. Свободные от болезней, достигающие всех целей [люди] в век Крита живут по четыреста лет, но в Трета и прочих их жизнь уменьшается на одну четверть"[3].

" В мифологии хинду различаются четыре мировых периода, или юга: 1) Сатьяюга (Satyayuga) или Критаюга (Krtayuga) — Золотой век, 2) Третаюга (Tretayuga) — Серебряный век, 3) Двапараюга (Dvaparayuga) — Медный век и 4) Калиюга (Kaliyuga) — Железный век. Продолжительность первого периода равна 1 728 000 земным годам, второго — 1 296 000, третьего — 864 000 и четвертого — 432 000. Все четыре юги вместе составляют одну «Великую югу» — Махаюгу, или Манвантару («период Ману»), длительность которой равна 4 320 000 лет"[4].

Учение о человеке

" Это значит: кто является человеком, тому доступны цели человеческой жизни. Таких целей четыре. А именно:

Подлинному человеку дан и плод существования:

Дхарма, артха, кама, мокша -.

бытия четыре цели" .

[5].

" Поистине, пусть человек, наделенный столетней жизнью, стремится к трем целям, распределив [между ними] время и сочетая их так, чтобы одна не вредила другой. В детстве — приобретение знаний и другие дела артхи. В молодости — кама. В старости — дхарма и мокша. Или же вследствие непостоянства жизни пусть он стремится [к ним] сообразно обстоятельствам. Так, например, ученичество [должно длиться] лишь до той поры, пока не приобретены знания.

Дхарма, совершение, согласно предписаниям, жертвоприношений и прочих дел, [часто] не исполняемых оттого, что они не принадлежат к этому миру и пользы [от них] не видно; а также — воздержание, согласно предписаниям, от поедания мяса и прочих дел, исполняемых оттого, что они принадлежат к этому миру и польза [от них] видна. Пусть постигают ее с помощью шрути и общения со знатоками дхармы.

Артха — приобретение знаний, земли, золота, скота, зерна, домашней утвари, друзей и прочего и умножение приобретенного. Это [достигается] деятельностью надсмотрщика, сведущими в правилах наук и купцами.

Кама — действие, приятное для слуха, осязания, зрения, вкуса, обоняния — каждого в своей области; их направляет разум, что соединен с телом. Преимущественно же кама — это ощущение плодоносное, связанное со стремлением к удовлетворению и вызванное особыми прикосновениями. Пусть достигают ее с помощью «Камасутры» и общения со сведущими людьми.

При совмещении этих [целей] каждая из предыдущих важнее [последующей]. Для царя [важнее] артха, ибо в ней корень людских нужд…"[6].

" Закон для брахмана — учение, обучение, жертвоприношения для себя и для других, раздача даров и их получение. Закон для кшатрия — учение, жертвоприношение, раздача даров, добывание средств к жизни военным делом и охрана живых существ. Закон для вайшьи — учение, жертвоприношение, раздача даров, земледелие, скотоводство и торговля. Закон для шудры — послушание и ведение хозяйства в повиновении у дваждырожденных, ремесло и актерство"[7].

" 87. А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рожденных от уст, рук, бедер и ступней установил особые занятия.

  • 88. Обучение, изучение [Веды], жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение (pratigraha) [милостыни] он установил для брахманов.
  • 89. Охрану подданных, раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [Веды] и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия.
  • 90. Пастьбу скота и также раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [Веды], торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайщия.
  • 91. Но только одно занятие Владыка указал для щудры — служение этим варнам со смирением"[8].
  • [1] Артхашастра, или Наука политики. М.: Наука-Ладомир, 1993. С. 16−17.
  • [2] ria opusscula auctore Abu Othman Amr ibn Bahr al-Djahiz Basrensi. Цит. по: Халидов A. Б., Эрман В. Г. Предисловие // Бируни Абу Рейхан. Индия. М.: Ладомир, 1995. С. 9.
  • [3] Законы Ману. М., 1992. С. 26−27.
  • [4] Комментарий // Махабхарата. Книга первая. Адипарва. М.: Ладомир, 1992. С. 620.
  • [5] Видьяпати. Испытание человека (Пуруша-парикша). М.: Наука, 1999. С. 75.
  • [6] Ватсьяяна Малланага. Камасутра. М.: Наука; Восточная литература, 1993. С. 41−42.
  • [7] Артхашастра. С. 18.
  • [8] Законы Ману. С. 28.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой