Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роды и рождение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так же как и в традициях других народов, роженица у славянских народов перед родами уединяется, она пользуется особой посудой, которая считается грязной и из нее никто другой не должен кушать. Сами роды проходят в нежилом помещении (бане или хозяйственной постройке) и их наступление сохраняется в строжайшей тайне, особенно от тех жителей общины, которые пользуются дурной славой, как люди, которые… Читать ещё >

Роды и рождение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

А. К. Байбурин[1][2] рассматривает ритуалы рождения и погребения как действия, в основе которых лежит понимание единого процесса жизни общины. Младенец приходит оттуда, куда ушел усопший, поэтому рождение — это ритуал, в котором отчетливо выражен диалог с миром смерти. С точки зрения жизни общины, рождение — это подтверждение продолжения ее жизни.

Б. Малиновский так описывает процесс рождения у жителей Тробрианских островов. На восьмом месяце беременности женщина покидает дом мужа и поселяется в доме своих родителей. Моментом особой опасности является сам процесс родов. Перед лицом этой опасности снова усиливаются и «кристаллизуются» родственные связи и родственная солидарность. Отец роженицы относит специальные подарки тем женщинам деревни, про которых считают, что они владеют приемами черной магии. В родах роженице помогают ее мать, которая принимает ребенка, и сестра, которая давит на плечи и спину роженицы, помогая ребенку «быстро выпасть наружу». Первый месяц жизни младенца проходит в уединении. Через месяц после рождения мать с ребенком на руках обходят деревню и получают маленькие подарки от односельчан. После обряда смотрин мать с младенцем снова уединяются еще на один месяц. После второго уединения мать и младенец возвращаются в дом мужа, мать приступает к обычным работам, но уход за ребенком занимает большую часть ее времени.

В русской (славянской) этнической традиции, описанной наиболее подробно русским советским этнографом Д. К. Зелениным (1878—1954 гг.) вынашивание и рождение ребенка также сопровождаются ритуалами, которые могут быть разделены на три группы: дородовые ритуалы, обряды рождения и очищения роженицы и новорожденного и обряды принятия новорожденного в общину[3].

А. В. Юдин[4] пишет, что по содержанию родильные и похоронные обряды имеют много общего и являются симметричными как действия вхождения в мир и покидания его, оба они сопровождаются омовениями, и другими действиями, связанными с переживанием контакта с нечистотами, «нечистота эта не столько физическая, сколько духовная»1. В ментальности современного человека младенец и его мать вряд ли могут быть связаны с ощущением нечистоты, но в этнических традициях многих народов это именно так. Аналогичные данные приводят и Б. Малиновский, и Дж. Фрэзер, и ван Геннеп[5][6]. Юдин объясняет подобное отношение к младенцу несколькими причинами: он появляется из небытия (оттуда, куда уходит покойник); по облику мало похож на человека, а скорее на существо животного мира; находится в асоциальном состоянии, его необходимо еще сделать человеком. Кроме того, ребенок рождается из нижней половины тела, из внутренностей, которые издревле ассоциируются с нечистотами.

Так же как и в традициях других народов, роженица у славянских народов перед родами уединяется, она пользуется особой посудой, которая считается грязной и из нее никто другой не должен кушать. Сами роды проходят в нежилом помещении (бане или хозяйственной постройке) и их наступление сохраняется в строжайшей тайне, особенно от тех жителей общины, которые пользуются дурной славой, как люди, которые «водятся с нечистой силой». При родах присутствуют муж роженицы и повитуха, на роль которой выбирается женщина, уже имеющая детей, это может быть вдова с безупречной репутацией. Считается, что чем меньше людей узнает о начавшихся родах, тем легче они пройдут. Существует устойчивое убеждение, что муки в родах «насылает нечистая сила», поэтому тайна оберегает от тяжелых родов. Распространено представление о том, что муж может взять на себя часть мучений роженицы, во время родов его могут одеть в женскую одежду, и он может стонать. Для облегчения родов и, особенно, в случае осложнений в доме развязывают все узлы, расплетают косы, развязывают пояса и платки, открывают замки на дверях и сундуках, чтобы отпустить духов и нс препятствовать свободному движению их энергии. Пуповину перерезают на специальном предмете: у девочки — на прялке, чтобы она была искусной пряхой, у мальчика — на топоре, чтобы был мастером, или на книге, чтобы был грамотным. Плаценту и пуповину закапывают в укромном месте в саду, так как считается, что через нее можно навести порчу на мать и ребенка.

Мать продолжает быть «нечистой» еще некоторое время после родов. Над ней и ребенком проводятся обряды омовений, дом тщательно убирается. Роженица и повивальная бабка освобождаются от статуса «нечистых» с помощью ритуала мытья друг другу рук, который проводится не позднее девятого дня после рождения младенца. После этого ритуала мать может начать кормить ребенка грудью, а повитуха снова принимать роды[7]. Обряды принятия новорожденного в общину проводятся в течение первого года жизни ребенка, они сопровождаются посещением деревенских женщин, выбором кумовьев и ритуальным обедом — родинами, на который приглашались жители деревни и дети, особенно того же пола, что и новорожденный.

Обрядовая практика, принятая у многих народов мира, касается наиболее важных этапов жизни маленького ребенка и частично совпадает с обрядами, принятыми у славян. К таким обрядам относятся: обряд отсечения пуповины, закапывания последа, первого купания и мытья головы (как составляющие обряда очищения). Обряды первых дней жизни имеют смысл обрядов перехода. У многих народов существуют убеждения, что души детей находятся под землей, в скалах, в кустарниках, цветах, родниках, озерах, в проточной воде, и обряды первых дней жизни предназначены для того, чтобы ввести ребенка из небытия в начальный период жизни, который у многих народов продолжается от двух до 40 и более дней после рождения1.

К обрядам «введения ребенка в мир», «впускания в мир» также относятся положение ребенка на землю, держание над порогом, наречение именем, ритуальное кормление грудью. У некоторых народов Индии ребенка нарекают двумя именами, одно дают как повседневное, которое включает ребенка в социальную жизнь. Другое имя знает только его семья. На третий день третьего месяца ребенка отец показывает ребенка нарастающей Луне. А. ван Геннеп считает этот обряд включением ребенка в космическую систему. Также обрядами сопровождаются появление первого зуба (обряд, который сохранился у современных славян). У многих народов считается, что мать дает ребенку свое тело, а отец — свою душу. Наречение именем — обряд включения — может быть сложным и длительным, на этапах своего взросления ребенок может получить последовательно до семи имен, каждое из которых означает его становление и членство в нуклеарной семье, а затем в родовом союзе[8][9].

  • [1] Бертин А. Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенных возможностях.СПб.: Жизнь, 1992. С. 28.
  • [2] Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализвосточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993.
  • [3] Зеленин Д. К. Восточные славяне. Кто они?
  • [4] Юдин А. В. Русская народная духовная культура. М.: Высшая школа, 2007.
  • [5] Зеленин Д. К. Восточные славяне. Кто они? С. 270.
  • [6] Там же. С. 274.
  • [7] Там же.
  • [8] Геннеп А. ван. Обряды перехода: Систематическое изучение обрядов. М.: Восточнаялитература, 2002.
  • [9] Там же. С. 62.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой