Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правила художественной практики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве примера правил частной практики можно привести те рекомендации, которые предлагает художнику Р. Коллингвуд в заключительной части своих «Принципов искусства». Впечатление — это любой чувственный опыт — звук, зрительный образ, запах. Идея, в отличие от впечатления, имеет интеллектуальное, а не чувственное содержание. Каждый акт воображения, составляющего основу художественного… Читать ещё >

Правила художественной практики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Еще одним типичным примером описательно-оценочных утверждений являются так называемые «правила частной практики».

Всякая область человеческой деятельности — будь то написание романов, критических эссе, создание научных теорий, проектов зданий — подчиняется определенным правилам данной частной практики, применимым обычно лишь в ее пределах. Эти правила носят описательно-оценочный характер, но оценочная, предписывающая их составляющая явно доминирует. Правила частной практики обобщают опыт предыдущей деятельности в соответствующей области и в этом смысле являются описаниями. В то же время правила регламентируют будущую деятельность и как таковые являются предписаниями, т. е. должны обосновываться ссылками на эффективность той деятельности, которая направляется ими.

В качестве примера правил частной практики можно привести те рекомендации, которые предлагает художнику Р. Коллингвуд в заключительной части своих «Принципов искусства». Впечатление — это любой чувственный опыт — звук, зрительный образ, запах. Идея, в отличие от впечатления, имеет интеллектуальное, а не чувственное содержание. Каждый акт воображения, составляющего основу художественного, творчества, содержит как основу впечатление, или чувственный опыт, который посредством разума превращается в идею. «Всякий опыт воображения, — говорит Коллингвуд, — это чувственный опыт, поднятый до уровня воображения благодаря акту сознания»[1]. Подлинное искусство должно содержать два в равной степени важных элемента: выражение и воображение. Именно с помощью воображения художник призван превратить смутное и неопределенное чувство в отчетливое выражение. Процесс художественного творчества не может представляться как переход уже существующего внутреннего во внешнее. Творчество должно быть открытием, связанным с воображением. А поскольку «психическое волнение», с которого оно начинается, — это волнение самого художника, то искусство является процессом самооткрытия. Это фактически и составляет его специфическую ценность — самопознание. «Искусство — это не роскошь, и дурное искусство не такая вещь, которую мы можем себе позволить. Самопознание является основой всей жизни, выходящей за рамки чисто психологического уровня опыта… Каждое высказывание, каждый жест — это произведение искусства. Для каждого из нас важно, чтобы в них, как бы мы ни обманывали окружающих, мы не лгали самим себе. Обманывая себя в этом деле, можно посеять в своей душе такие зерна, которые, если их потом не выполоть, могут вырасти в любой порок, любое душевное заболевание, любую глупость и болезнь. Плохое искусство — это истинный radix malorum (корень зла)»[2].

Может показаться, что этот панегирик в поддержку «подлинного искусства» чересчур эмоционален и содержит мало конкретных рекомендаций, касающихся непосредственно процесса художественного творчества. Коллингвуд вправе на это возразить, что данный процесс слишком сложен и интуитивен, чтобы удалось расписать его по шагам и тем самым едва ли не каждого сделать художником.

Неявные оценки и оценочно окрашенные утверждения обычны в философии искусства. Они нередко встречаются и в других науках об обществе и человеке, заставляя исследователя социальных и гуманитарных проблем задумываться о ценностях едва ли не на каждом этапе своей работы.

Если под оценками понимается, как обычно, только то, что нашло эксплицитное выражение в специальных оценочных суждениях, сфера ценностей резко сужается: остаются только внешние для процесса познания ценности, подобные моральным, эстетическим или религиозным. Можно предположить, что они имеют определенное отношение к философии искусства. Но даже в этом слабом допущении нет прямой необходимости.

В философии искусства оценки, а чаще двойственные описательно оценочные утверждения обычны. Именно это дает основание отнести ее к описательно-оценочным наукам.

  • [1] Коллингвуд Р. Дж. Принципы искусства. С. 276.
  • [2] Коллингвуд Р. Дж. Принципы искусства. С. 259−260.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой