Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Античная (греко-римская) философия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Схема 2.1. Возникновение и основные периоды античной философии Важнейшей причиной появления древнегреческой философии историки называют смену родовой организации племен полисной и распространение принципа всеобщего равенства на всю природу. Власть граждан полиса основана на их равном подчинении общим законам. По мнению первых философов, природа также имеет единый закон для всех своих сил… Читать ещё >

Античная (греко-римская) философия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Начало формирования греческого этноса историки относят к концу III и началу II тысячелетия до н.э., когда греки-ахейцы, обитавшие в районе Придунайской низменности или в степях Северного Причерноморья, вторглись с севера на Балканский полуостров. Продвигаясь на юг по территории страны, которая в дальнейшем стала называться Грецией, ахейцы частью уничтожали, а частью ассимилировали коренное догреческое население этих областей (пеласгов, лелегов и карийцев).

Большинство своих богов греки заимствовали у местных народов, чьи земли они заселяли, и восточных соседей (Египет, Вавилония). Ранняя греческая мифология была попыткой систематизации и объяснения хаоса многочисленных и часто разрушительных сил природы в данной конкретной местности. Греки верили, что поля, леса, долины и горы населены разнообразными демонами и духами, олицетворяющими неразумные и несправедливые силы природы. Им противопоставлялись боги как разумное и справедливое начало.

Гомер (VIII в. до н.э.) и Гесиод (VII—VIII в. до н.э.), жившие в период разложения родового общества и становления политического — возникновения греческих городов-государств (полисов), придали божественному началу природы универсальный характер. Они рассматривали олимпийских богов как абсолютных правителей, носителей разумности и вершителей справедливости во всей природе, включая и человеческое общество.

В VI в. до н.э. в Древней Греции произошла мировоззренческая революция, равной по значению которой еще не было до сих пор: появились люди, которых позже стали называть философами, утверждавшие, что нет ничего могущественнее закона сохранения природы, и даже боги, если они существуют, вынуждены ему подчиняться.

Суть революции заключалась в переносе причины существования и сохранения природы с бога или богов (неприродного начала) на определенные природные стихии (вещественные элементы). Ее главный результат: природа была признана единственной причиной своего собственного существования и сохранения.

Философия ввела новый вид мудрости: не боги, а сама природа — причина своего существования и сохранения. В этом состоит высшая справедливость и мудрость природы.

Возникновение античной философии.

Начало формирования греческого этноса.

XXX—XII вв. до н.э.

Становление греческой мифологии.

Разложение родового общества.

XI—VII вв. до н.э.

Систематизация мифологии Гомером и Гесиодом.

Формирование политического общества — возникновение полисов.

VI в. до н.э.

Возникновение философии.

Трансформация мифологии в философию.

Вид мировоззрения.

Вид общества.

Вид власти.

Причина сохранения порядка в природе.

Мифология и религия.

Родовое.

Единоличная власть царя.

Справедливое правление Зевса вместе с другими богами.

Философия.

Полис.

Власть закона, обязательного для всех граждан.

Сама природа в виде некоторого начала, уравновешивающего процессы возникновения и уничтожения всех вещей.

Античная (греко-римская) философия.

Схема 2.1. Возникновение и основные периоды античной философии Важнейшей причиной появления древнегреческой философии историки называют смену родовой организации племен полисной и распространение принципа всеобщего равенства на всю природу. Власть граждан полиса основана на их равном подчинении общим законам. По мнению первых философов, природа также имеет единый закон для всех своих сил и стихий, независимо от их ранга в общей иерархии. Согласно этому закону, процессы возникновения и уничтожения вещей всегда уравновешены и при этом ни одна из природных стихий не может господствовать безраздельно и единолично.

Фалес (625—547 до н.э.), согласно Платону, — один из семи легендарных мудрецов (Фалес, Питтак, Биант (Биас), Солон, Клеобул, Мисон, Хилон — только четверо первых упоминаются всеми авторами), математик, астроном, путешественник и изобретатель. Родоначальник античной философии и науки, основатель милетской школы (натурфилософской традиции философствования).

Хотя Фалес написал несколько книг, ни одна из них не сохранилась. Достоверно известны лишь следующие высказывания Фалеса: «Все есть вода» и «Магнит имеет душу (способность притягивать железо)».

Схема 2.2.1. Милетская школа: Фалес Высказывание «Все есть вода» выражает суть нового вида мудрости: не бог, а вода, одна из природных стихий, названа причиной и целью существования всей природы. Вода — принцип справедливости (сохранения) всей природы: сколько вещей из нее возникает, столько в нее и возвращается.

Схема 2.2.1. Милетская школа: Фалес Высказывание «Все есть вода» выражает суть нового вида мудрости: не бог, а вода, одна из природных стихий, названа причиной и целью существования всей природы. Вода — принцип справедливости (сохранения) всей природы: сколько вещей из нее возникает, столько в нее и возвращается.

Главные следствия высказывания «Все есть вода»:

  • • каждая вещь представляет прямую или превращенную форму существования воды;
  • • вещи рождаются, возникая из воды, и умирают, обращаясь в воду, как свое первоначало (все было когда-то водой, все будет когда-нибудь водой, на воду обмениваются все вещи);
  • • круговорот воды — форма существования и самосохранения воды и всей природы.

Высказывание «Магнит имеет душу» означает, что если нечто обладает способностью двигать, оно имеет душу. Но магнит имеет такую способность. Значит, у магнита есть душа. Если предположить, что душа — это то, что сейчас известно как энергия, способность совершать работу, то данное высказывание указывает на одно из самых фундаментальных свойств природы (ср. с законом пропорциональности массы и энергии Эйнштейна).

Оба высказывания Фалеса логически связаны друг с другом: вода благодаря присущей ей энергии совершает работу по сохранению природы.

Фалес первым в истории познания сформулировал естественнонаучный принцип сохранения природы: природа существует и сохраняется не потому, что так желают боги, а потому, что обладает вечно порождающим энергетическим началом — водой.

ЦИТАТЫ.

«Быть умеренным — благо». (Клеобул Линдский) «Все обдумай наперед». (Периандр).

«Знай меру времени». (Питтак Митиленский) «Где много голов — быть беде». (Биас Приенский) «Поручителю — горе». (Фалес Милетский) «Познай самого себя». (Хилон).

«Не увлекайся ничем». (.Солон)

Анаксимандр (610—546 до н.э.) — друг Фалеса, математик, астроном, географ и первый исследователь эволюции биологических видов. Автор книги «О природе», которая не сохранилась.

Выступил с критикой взглядов Фалеса на воду как первоначало природы и тем самым продолжил исследование данной темы. Смысл принципиальных возражений Анаксимандра — первоначало природы не может быть чем-то определенным — ни водой, ни воздухом, ни огнем, ни землей, а только их единством.

Критика Фалеса. Ни вода, ни земля, ни воздух, ни огонь не могут быть первоначалами природы, так как, превращаясь друг в друга, они перестают быть тем, чем были. Но это противоречит определению первоначала (быть неразрушимым и одинаковым для всех вещей).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой