Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Бюджет производства. 
Управленческий учет

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Каков должен быть целевой размер остатков? Он определяется особенностями продаж и возможностями производства. С одной стороны, наличный запас должен быть таким, чтобы обеспечить все возможные потребности обычных покупателей и некоторый резерв для покупателей экстраординарных. С другой стороны, накопление запасов — это омертвление оборотных средств, к тому же накопление требует затрат на хранение… Читать ещё >

Бюджет производства. Управленческий учет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Компания основывает решение о структуре производства продукции, принимая во внимание прогнозируемый спрос, отраженный в бюджете продаж, и желаемый объем запасов на конец планируемого периода (с учетом конечного запаса продукции текущего периода).

Остатки запасов на конец текущего периода (начало планового), как правило, в момент планирования ориентировочно известны; остатки складываются под влиянием множества факторов текущего периода, которые компания не всегда могла предусмотреть, или же решения компании не возымели желаемого действия — остатки сложились такими, какие есть. В отличие от начального, конечный запас имеет целевой характер, т. е. это тот размер запасов, который компания считает необходимым сформировать к концу планового периода, принимая для этого все меры, и время для этого есть.

По каждой позиции товарной номенклатуры бюджет производства рассчитывается как Объем производства = Объем продаж + Запас на конец планируемого периода — Запас на начало планируемого периода.

Каков должен быть целевой размер остатков? Он определяется особенностями продаж и возможностями производства. С одной стороны, наличный запас должен быть таким, чтобы обеспечить все возможные потребности обычных покупателей и некоторый резерв для покупателей экстраординарных. С другой стороны, накопление запасов — это омертвление оборотных средств, к тому же накопление требует затрат на хранение, сортировку, охрану и т. п. Поддержание баланса между выгодами и издержками большого запаса — вопрос, решаемый менеджментом компании исходя из особенностей ее деятельности с использованием аналитических методов нормирования запасов.

Предположим, у компании один крупный покупатель продукции, поставки которому согласно договору осуществляются ежемесячно за день до конца месяца. Тогда плановые остатки готовой продукции будут всегда пренебрежимо малы, поскольку на конец любого планового месяца компания «буквально вчера» отправила заказ своему покупателю, и накопление запаса для следующей поставки будет осуществляться весь последующий месяц. Объем складского запаса будет примерно равен однодневному выпуску. Если у такой компании поставка осуществляется 1-го числа каждого месяца, то весь этот объем должен быть накоплен на складе на конец предыдущего периода (конечный запас должен быть равен объему продаж следующего месяца).

Если же компания производит стандартные продукты, реализуемые ежедневно множеству покупателей в примерно равных объемах, тогда целевые остатки готовой продукции формируются в зависимости от темпов производства. Если производство ритмично, нет нужды держать на складах большой объем продукции — разумным будет двух-трехдневный объем продаж. При неритмичных продажах целевые остатки продукции должны соответствовать большим срокам продаж. Для каждого вида продукции возможна своя норма остатков, если темпы продаж у них различаются.

Пример 11.2

Рассчитаем бюджет производства компании «Селена» на сентябрь 20… г. Производство и продажи достаточно ритмичны по всем видам продукции, поэтому целевой остаток готовой продукции на складе рассчитывается исходя из примерно половины недельного объема продаж (табл. 11.2).

Бюджет производства в натуральном выражении.

Показатель.

Миска.

Блюдо.

Ваза.

Сервиз.

План реализации, ед.

Остатки на конец, ед.

Остатки на начало, ед.

План производства, ед.

Видим, что по двум видам продукции (миски и сервизы) производство должно превысить продажи, производство ваз должно быть меньше, чем продажи, а блюд требуется произвести ровно столько же, сколь и реализовать.

Оценим теперь объем планируемой к производству в сентябре 20… г. продукции в денежном выражении (табл. 11.3).

Таблица 113

Бюджет производства в денежном выражении.

Показатель.

Миска.

Блюдо.

Ваза.

Сервиз.

Всего.

План производства, ед.

Нормативная цепа продажи, ден. ед.

Продажная стоимость ГП, ден. ед.

112 000.

147 200.

95 200.

272 800.

627 200.

Отметим, что плановая стоимость реализованной продукции за данный период (612 000 ден. ед. — см. бюджет продаж, табл. 11.1) будет меньше стоимости готовой продукции, что свидетельствует о том, что в данном периоде будет иметь место накопление запасов.

фактический выпуск разных видов продукции суммарное плановое задание или нет, можно ответить сравнением показателей выпуска (бюджетного или фактического) в нормо-часах, которые оцениваются по формуле:

Выпуск[1]* Ф (нормо — часов) = -Ni9

где Qf ^ — выпуск (бюджетный или фактический) i-ro продукта, в натуральных единицах; Nj — количество нормативных часов на единицу i-ro продукта.

Использование условной единицы нормативный час для оценки выполнения бюджета в целом по предприятию за период иллюстрирует пример 11.3.

Пример 11.3

По окончании бюджетного периода июня 20… г. оказалось, что фактические результаты выпуска продукции компаний «Селена» не совпали с плановыми (табл. 11.4).

Таблица 11.4

Результаты деятельности компании.

Показатель.

Миска.

Блюдо.

Ваза.

Сервиз.

Затраты прямого труда на изготовление одного изделия, ч.

0,15.

0,35.

0,65.

1,6.

Бюджетный (плановый) выпуск, ед.

Фактический выпуск, ед.

Можно ли, глядя на показатели по отдельным видам продукции, сказать, выполнен ли бюджет производства в целом? Вряд ли.

Рассчитаем бюджетный и фактический выпуск в нормативных часах (табл. 11.5).

Таблица 115

Расчет нормо-часов.

Показатель.

Миска.

Блюдо.

Ваза.

Сервиз.

Всего.

Бюджетный (плановый) выпуск, нормо-час.

Фактический выпуск, нормо-час.

По сравнению с бюджетом фактический выпуск оказался ниже на 2300 — 2140 = = 160 нормативных часов, что составит примерно 7% бюджета.

вида материала на каждый вид продукции рассчитываются умножением количества производимых единиц на норматив расхода.

Напомним, что нормативы, формирующие бюджет, должны быть реально достижимыми при достаточно высокой эффективности работы, т. е. они должны включать в себя некоторый процент потерь, неизбежных при существующих условиях и технологии производства. Включение в нормативы и бюджеты ожидаемых потерь сырья позволит руководству контролировать уровень реальных потерь, и если он превысит бюджетный, оперативно принять меры к исправлению ситуации.

Пример 11.4

Нормативная цена 1 кг глины — 10 ден. ед., 1 л глазури — 40 ден. ед. Стоимость одной упаковочной коробки для ваз — 3 ден. ед., для сервизов — 6 ден. ед. (величины взяты из нормативных спецификаций (параграф 9.3)) без НДС! Бюджет прямых затрат материалов отражен в табл. 11.6.

Таблица 11.6

Бюджет прямых затрат материалов компании «Селена» на сентябрь 20… г.

Показатель.

Глина, кг.

Глазурь, л.

Всего прямых материалов по цеху формовки.

Упаковка (всего по цеху отделки), ед.

Итого, прямых материалов.

Миска.

нат. ед.

ден. ед.

16 000.

16 000.

Блюдо.

нат. ед.

ден. ед.

17 600.

17 600.

Ваза.

нат. ед.

ден. ед.

Сервиз.

нат. ед.

ден. ед.

13 200.

17 600.

30 800.

36 080.

Всего.

нат. ед.

ден. ед.

33 520.

36 320.

69 840.

77 160.

Помним, что бюджеты затрат прямых материалов составляются в соответствии с разделением сфер ответственности за расходование этих ресурсов. Если ресурсы расходуются в разных цехах, у каждого из которых есть свой руководитель, бюджетов должно быть столько же, сколько цехов. Кроме того, чтобы контролировать полную картину расхода ресурсов, часто составляются и сводные бюджеты расхода прямых материалов. За исполнение бюджета цеха X отвечает начальник цеха X, за исполнение всех производственных бюджетов — главный инженер[2]. В нашем примере все данные, связанные с затратами прямых материалов, сведены в табл. 11.6, соответствующую сфере ответственности руководителя производственной функции, но в ней выделены и итоговые показатели отдельных цехов.

Бюджет использования сырья и материалов играет роль отправного пункта при составлении бюджета закупок. Сырье должно закупаться в количестве, достаточном для достижения запланированного уровня производства и для образования желаемого уровня запасов сырья на конец бюджетного периода с учетом уровня начальных запасов (т.е. запасов, ожидаемых на конец текущего периода). Подходы к нормированию и определению целевого конечного запаса должны быть теми же, что и для запасов готовой продукции (см. параграф 11.2.2). По каждой позиции номенклатуры видов сырья и материалов бюджет закупок в натуральном выражении рассчитывается как Объем закупок = Объем затрат + Запас на конец планируемого периода — Запас на начало планируемого периода.

Пример 11.5

Поставки сырья для производства продукции (глина, глазурь) осуществляются каждую неделю, поставки упаковки — два раза в месяц. Исходя из этого нормативные целевые запасы глины и глазури должны составить недельный объем их использования, коробок для упаковки ваз и сервизов — двухнедельный объем (для бюджета показатели округлены). Бюджет закупок прямых материалов представлен в табл. 11.7.

Таблица 11.7

Бюджет закупок прямых материалов компании «Селена» на сентябрь 20… г.

Показатель.

Глина, кг.

Глазурь, л.

Упаковка, коробок.

ДЛЯ ваз.

для сервизов.

Бюджет прямых затрат материалов, пат. ед.

Начальные остатки, нат. ед.

Конечные остатки, нат. ед.

Объем закупок прямых материалов, нат. ед.

Нормативная цена, ден. ед. за ед.

Бюджет закупок прямых материалов, ден. ед.

29 000.

21 600.

  • [1] Теперь, имея данные об объемах производства, можно приступить к разработке бюджетов прямых затрат труда и материалов, а также расчету объемов их закупок. 11.2.3. Бюджеты затрат и закупокпрямых материалов Для разработки бюджета использования материалов потребуются сведения о планируемом выпуске по всей номенклатуре продукции, отраженные в бюджете производства, и о нормативах использования материаловиз нормативных спецификаций на все виды продукции. Затраты каждого
  • [2] Название должностей здесь так же условны, как и в других разделах. Руководители производственной функции в штатных расписаниях компаний могут называться по-разному —главный инженер (традиционно), директор по производству или как-то иначе.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой