Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общие положения технологического образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Образовательная область «Технология», направленная на обеспечение социально-профессиональной адаптации учащихся, базируется на знаниях, умениях и творческих качествах личности, формируемых во всех элементах образовательного пространства. В связи с этим технологическая культура школьников в ее широком понимании формируется в процессе практической деятельности в условиях взаимодействия различных… Читать ещё >

Общие положения технологического образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Система образования призвана решать задачи подготовки человека к взаимодействию с окружающим миром. При этом ведущими являются вопросы содержания и уровня образования, определяющие соответствие его результатов устремлениям личности и требованиям общества. В централизованной общественной системе заказчиком образования выступает государство, тогда как в обществе с рыночной экономикой заказчиком образования становится человек.

Основные идеи развития системы общего образования находят отражение в федеральных государственных образовательных стандартах, базисном образовательном плане и образовательных программах.

Отличительной особенностью современных подходов к развитию общего образования выступает его направленность на комплексное решение вопросов обучения, воспитания и личностного развития подрастающего поколения.

Базисный образовательный план является документом, который определяет структуру учебного процесса, состав учебных предметов и направлений деятельности, объем и распределение времени, отводимого на освоение содержания учебных дисциплин по классам и уровням обучения.

Базисный образовательный план включает 3 раздела, ориентированные на обеспечение начального, основного общего и среднего (полного) общего образования.

В структуре Базисного образовательного плана выделяются 3 компонента; инвариантная часть, вариативная часть, а также внеурочная деятельность учащихся во второй половине дня.

Содержание образования, определенное инвариантной частью, направлено на формирование предметных знаний, умений и личностных качеств, обеспечивающих приобщение обучающихся к общекультурным и национальным ценностям.

Вариативная часть призвана учитывать региональные и местные особенности образовательной деятельности и индивидуальные возможности обучающихся. Большое место отводится внеурочной деятельности в качестве неотъемлемой части образовательного процесса, направленной на повышение эффективности и уровня реализации требований стандартов общего образования с учетом интересов и потребностей учащихся.

В современных социально-экономических условиях подготовка школьников к трудовой и профессиональной деятельности приобретает особое значение. Наряду с реструктуризацией рынка труда изменяются требования к уровню и содержанию подготовки специалистов, основа которой закладывается системой общего, в том числе технологического, образования.

Образование реализуется в трех основных жизненных средах: внутренней (духовный мир); интеллектуальной (мир знаний) и функциональной как системе практической деятельности и поведения в обществе. Их комплексное единство, приводящее к достижению эффективного результата труда, является объективно необходимым условием подлинно человеческой деятельности, реализуемой в ее интегративном выражении.

Непонимание либо искажение этого основополагающего постулата педагогики приводит к представлению технологии как процесса обучения с выраженной составляющей ручного труда и исключению из этой сферы образования направлений, связанных с интеллектуальной деятельностью. В значительной мере это проявилось в ограниченности практической подготовки школьников в непроизводственных сферах. На этой основе и в условиях несоответствия уровня технологической подготовки школьников состоянию современного производства и структуре профессиональных интересов учащихся технологическое обучение приобретает статус образовательной области для социальной адаптации недостаточно интеллектуально развитых детей.

Ориентация основной школы на трудовое обучение в сфере материального производства направлена на формирование навыков самообслуживания и подготовки учащихся к получению профессий в системе начального и среднего профессионального образования. При этом отсутствие практико-ориентированной подготовки школьников в других сферах деятельности лежит в основе пониженной мотивации обучения, неточностей профессионального выбора и недостаточной подготовленности молодежи к профессиональному обучению по всему спектру предметов труда.

В настоящее время существуют различные тенденции построения системы технологического образования. Первая состоит в сохранении традиционных политехнических основ технологической подготовки путем адаптации ее содержания и форм работы к современным условиям. Вторая позиция определяет линию на свертывание задач технологического образования до уровня социально-бытовой адаптации школьников.

В этой связи предлагаются изменения целей и задач технологического образования от «обучения взаимодействию» к «ознакомлению» с окружающей средой. Такая позиция отвечает складывающейся практике ограниченного и видоизмененного технологического образования в условиях материальных и кадровых проблем современной школы и приведения содержания обучения технологии в соответствие с уровнем обеспечения учебного процесса. Ограниченность обеих позиций проявляется в отходе от основной задачи образования — удовлетворения образовательных потребностей учащихся в соответствии с требованиями общества к уровню образования, обеспечения ведущих целей технологического образования — социализации и профессионального становления учащихся в процессе общего образования.

В связи с этим формирование основ технологической и профессиональной культуры выступает актуальной задачей технологической подготовки школьников, направленной на реализацию социальной направленности системы общего образования.

Переход на гуманистические позиции ставит перед технологической подготовкой задачу обеспечения личностно-ориентированного обучения с учетом интересов и возможностей школьников и социальноэкономического развития общества.

Содержание образования зависит от потребностей субъектов педагогического процесса, уровня развития теории и практики обучения и условий его обеспечения. Базисный образовательный план школы отражает необходимость обеспечения теоретического и прикладного обучения. Эти две линии пронизывают учебный процесс и различно проявляются в нем в зависимости от специфики учебного заведения, уровня и периода обучения. Базовая инвариантная часть обучения призвана заложить основы технологической подготовки школьников. Ведущей целью образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к преобразующей творческой трудовой деятельности и последующему получению профессии, развитие и воспитание широко образованной, инициативной личности посредством формирования системы знаний и умений в данной области, позитивного отношения и творческого подхода к решению практических задач. В этой связи главными составляющими технологического образования выступают приобретение технологических знаний, формирование технологических умений, воспитание технологически значимых качеств личности учащегося.

Раскроем содержание указанных понятий. Технологические знания включают в себя:

  • • базовые понятия и термины;
  • • способы, пути и средства преобразовательной деятельности;
  • • представление о предмете и объекте труда;
  • • знание основных технологий в изучаемой сфере деятельности;
  • • понимание неразрывности и обеспечение взаимодействия познавательной и преобразовательной деятельности;
  • • знание экономических, социальных и экологических аспектов трудовой деятельности человека в окружающем мире;
  • • знание условий и средств обеспечения безопасности практических работ.

Технологические умения представляют собой освоенные способы преобразовательной деятельности на основе полученных знаний:

  • • способность выбирать соответствующие виды преобразовательной деятельности;
  • • умение выполнять практические действия;
  • • умение организовать, обеспечить и управлять процессом деятельности;
  • • способность анализировать и корректировать процесс деятельности;
  • • умение приобретать и использовать новую информацию;
  • • умение осуществлять самостоятельную творческую деятельность;
  • • способность определять уровень своей готовности к преобразовательной деятельности;
  • • умение определять пути повышения профессиональной готовности к практической деятельности;
  • • способность обеспечивать эффективные и безопасные условия трудовой деятельности.

Важнейшим результатом технологической подготовки должны стать технологически важные качества — свойства человека, необходимые для успешной преобразовательной деятельности: трудовая, преобразовательная, творческая направленность человека в его взаимодействии с окружающим миром. Ее характеризует:

  • • трудолюбие;
  • • инициативность и предприимчивость;
  • • разнообразие интересов и склонностей;
  • • инновационное, творческое взаимодействие с предметами труда;
  • • гибкость мышления, инновационность;
  • • технологическая компетентность;
  • • потребность в социально-профессиональном развитии;
  • • эмоциональная активность и устойчивость;
  • • способность к коммуникативной и коллективной деятельности.

Исходя из того, что технологическое образование является компонентом общего и направлено на формирование готовности учащихся к преобразовательной деятельности, теоретическое и прикладное обучение в технологии должно быть тесно связано с трудовым и носить личностно ориентированный и социально обусловленный характер. В соответствии с поставленными целями и задачами технологическая подготовка в ее целостном понимании включает комплекс взаимосвязанных компонентов:

  • • базовые основы научных знаний предметного обучения;
  • • прикладные разделы общего образования;
  • • технологическое обучение основам технологических знаний по осуществлению преобразовательной деятельности;
  • • трудовое обучение (моделирование и освоение трудовых процессов);
  • • дополнительное технологическое образование;
  • • самостоятельная трудовая деятельность.

Содержание программы «Технология» призвано моделировать практическую деятельность человека в окружающей среде с учетом внешних факторов в целях формирования навыков адекватного поведения посредством изучения основных технологий трудовой деятельности на разных уровнях и этапах учебного процесса. В связи с этим технологическая подготовка школьников строится по линейно-кольцевому принципу (по спирали) с изучением общего комплекса разделов на всех этапах, но различных уровнях освоения учебного материала. Характерной особенностью такого учебного процесса является то, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний, умений и навыков.

Структура технологического обучения призвана соответствовать определенным требованиям:

  • • базироваться на современных технологиях;
  • • обеспечивать взаимодействие с основами наук;
  • • соответствовать задачам трудовой и профессиональной подготовки для жизни в семье и обществе;
  • • обеспечивать отражение личностного;
  • • взаимодействия субъекта и предметов труда в различных сферах деятельности;
  • • обеспечивать самореализацию учащихся в свободной творческой деятельности.

Возрастные и общеобразовательные возможности учащихся при решении задач подготовки к трудовой деятельности и последующему получению профессии предусматривают соответствующие этапы технологического обучения: введение в технологию; основы технологии; профильное обучение в соответствии с выбранным направлением обучения после окончания школы. Последний этап позволяет доводить профильное обучение до профессионального уровня, что призвано содействовать повышению социальной защищенности выпускника общеобразовательного учебного заведения.

Учебный процесс должен строиться с учетом инновационного характера обучения школьников. В этой связи важнейшим компонентом технологической подготовки выступает творческая учебная деятельность учащихся, которая направлена на создание условий:

  • • для повышения учебной мотивации;
  • • интенсификации учебной деятельности;
  • • приобретения и развития профессионально значимых качеств: инициативности, деловитости, ответственности, предприимчивости, профессиональной мобильности;
  • • личностной реализации и профессионального самоопределения.

Таким образом, творческая учебная и внеучебная деятельность школьников направлена на формирование системных знаний, умений и навыков решения нестандартных практических задач. При этом она призвана содействовать выявлению и развитию интересов и формированию профессиональных наклонностей и устремлений учащихся. Технологическое образование предусматривает овладение обобщенными трудовыми знаниями и умениями, обеспечивающими вхождение учащимся в трудовую жизнь и в личностно значимые сферы профессионально-образовательной деятельности.

Понятие профессионализация включает в себя формирование профессиональной грамотности, приобретение профессионально значимых качеств и обеспечение профессионального самоопределения школьников.

Профессиональная направленность технологического обучения способствует его систематизации, акцентирует содержание и организацию учебного процесса, повышает личностную мотивацию, инициирует дополнительную образовательную и самостоятельную практическую деятельность учащихся.

Образование по своей природе ориентировано на выполнение социальных функций. Одновременно оно является средством освоения культуры, развития возможностей личности и одним из способов интеграции человека в социальную среду. Технологическая подготовка как основа технологического образования включает в себя аспекты технологической культуры и специальные, личностно ориентированные разделы обучения. Технологическая культура представляет собой культуру практического взаимодействия человека с окружающим миром на основе преобразующей, творческой деятельности человека по созданию духовных и материальных ценностей. В этой связи она является важным компонентом общей культуры личности, формируемой в учебном процессе общеобразовательной школы. Практический опыт и элементы технологической культуры приобретаются на протяжении всей жизни человека и являются результатом его разносторонней общечеловеческой деятельности. Понятие технологической культуры включает в себя различные компоненты: технологическую грамотность; культуру труда; культуру делового взаимодействия; профессиональную культуру.

Технологическая грамотность предполагает знания, умения и навыки осуществления преобразовательной деятельности в обобщенной системе многоплановой жизнедеятельности человека.

Культура труда означает подготовленность к организации трудового процесса и оснащению рабочего места, работе с информацией и документацией, использованию современных средств и технологий, обеспечению делового взаимодействия, достижению новых и перспективных результатов, получению положительных личностных, социальных, экономических и экологических последствий трудовой деятельности.

Специальные, узконаправленные знания, умения и навыки являются основой профессиональной деятельности человека.

Профессиональная культура включает в себя такие качества личности, как профессиональная грамотность, компетентность, мобильность, активность, знания о сфере профессионального труда, путях достижения намеченного уровня профессиональной квалификации.

В понятие технологической культуры программа «Технология» традиционно включает культуру труда в области материального производства и сфере обслуживания с дополнениями в области экономических и информационных технологий, дизайна и других прикладных разделов обучения с привлечением элементов творческой деятельности.

Образовательная область «Технология», направленная на обеспечение социально-профессиональной адаптации учащихся, базируется на знаниях, умениях и творческих качествах личности, формируемых во всех элементах образовательного пространства. В связи с этим технологическая культура школьников в ее широком понимании формируется в процессе практической деятельности в условиях взаимодействия различных дисциплин общего образования. Приобретение знаний, умений и навыков в различных сферах практической деятельности позволяет учащимся определить собственный путь социально-профессионального становления и ориентирует их в широком мире профессий. Это определяет концептуальное отличие целей технологического образования от задач трудового обучения, связанных с подготовкой школьников к работе в области материального производства.

Для решения задач технологической подготовки необходимо использование основной части учебного времени на выполнение школьниками практических работ и недопущение их замены разделами теоретического обучения. Особая роль в программе образовательной области «Технология» отводится выполнению творческих работ учащихся при поддержке и консультации учителя. Включение в учебный процесс свободной практической деятельности учащихся отличает технологическое обучение от исторически предшествовавшего трудового. Она строится на предшествующих результатах репродуктивного обучения по разделам образовательной программы и носит инновационный характер. В процессе выполнения проектов учащиеся не только решают творческие практические задачи, но и приобретают дополнительные знания и умения. Применение проектного обучения способствует активизации познавательной деятельности учащихся и развитию их творческих способностей.

Структура технологической подготовки школьников определяется общими подходами к развитию образования как социально-культурного феномена. В соответствии с принципом фундаментальности и вариативности содержание обучения технологии призвано отражать дуализм и возрастную трансформацию целей и задач. При этом ее базовое общеобразовательное ядро дополняется вариативными компонентами и, в соответствии со сменой образовательных парадигм, постепенно замещается новым содержанием. Таким образом, вариативное приобретает статус ведущего и, в свою очередь, становится основой дополнительного и специального образования. Этот процесс находит отражение в содержании технологической подготовки школьников как одного из наиболее «чувствительных» элементов системы общего образования, отражающих и обеспечивающих стратегию и тактику его развития.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Охарактеризуйте ведущие цели и задачи федеральных образовательных стандартов общего образования.
  • 2. Поясните структуру Базисного образовательного плана системы общего образования.
  • 3. Определите образовательные результаты технологической подготовки школьников.
  • 4. Укажите принципы построения технологической подготовки.
  • 5. Раскройте основные понятия и термины технологического образования.
  • 6. Приведите основные этапы и уровни обучения школьников технологии.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой