Нарративный подход.
Теория социальной работы
Если специалисту в ходе консультации приходят в голову теории и интерпретации, то он озвучивает их семье, правда, полезность этих идей определяют сами клиенты. В качестве примера можно привести следующее высказывание: «Когда Вы описывали этот случай, мне пришла в голову идея… Подходит ли она Вам?». Нарративный психотерапевт проявляет уважение, готовность услышать любую историю и ответ… Читать ещё >
Нарративный подход. Теория социальной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Нарративный подход как направление психотерапии сформировался в 1980;х гг. Его авторами являются М. Уайт и Д. Эпстон. В основе подхода лежит идея о том, что человек конституирует свою жизнь через историю. «Люди рождаются в историях; социальный и исторический контекст постоянно побуждает их рассказывать истории определенных событий, а другие события оставлять без историй».
Нарративом называется история жизни человека, рассказываемая им самим.
Нарративы представляют собой формы получения знания, структурирования, восприятия мира и упорядочения личного опыта. На уровне отдельного человека жизнь как целостный феномен конструируется с помощью автобиографического нарратива, в котором события жизни связываются в упорядоченную последовательность при помощи сюжета.
Каждый человек постоянно находится в процессе самоописания — рассказывая о себе родственникам, друзьям, знакомым и самому себе. В нарративной психологии доказывается, что в какой-то момент уже сложившийся рассказ начинает определять восприятие реальности и моделировать события жизни людей. Жизнь каждого человека состоит из множества событий, но в историю жизни или нарратив входят лишь некоторые их них. И то, какие события войдут в историю жизни, зависит от двух факторов.
- 1. Культурные истории определяют форму индивидуальных жизненных нарративов. «Люди осмысливают свою жизнь через истории — как через культурные, врожденные нарративы, так и через личные нарративы, которые они конструируют относительно культурных нарративов. В любой культуре определенные нарративы со временем будут доминировать над остальными». Люди склонны интернализировать доминирующие нарративы своей культуры, веря в то, что они содержат истину об их идентичности.
- 2. В процессе формирования нарратива активно участвует значимое окружение. Обращаясь к теме детско-родительских отношений, можно отметить, что именно родители становятся людьми, определяющими идентичность собственного ребенка.
Конфликтные детско-родительские отношения с точки зрения нарративного подхода связаны с доминированием проблемной истории. Во взаимодействии родителей и детей существует множество эпизодов — как позитивных, так и негативных. Но в силу вышеперечисленных обстоятельств некоторые семьи выбирают для описания собственного опыта преимущественно негативные эпизоды, не принимая во внимание положительный опыт общения. Подобная установка закрепляет конфликтные отношения и приводит к эскалации конфликта. Так, ребенок чрезвычайно подвижен, активен и энергичен.
Подобное поведение может иметь как положительные, так и негативные стороны. Родители, концентрируясь лишь на негативном аспекте (например, непослушании, неусидчивости, импульсивности), могут не замечать или не принимать позитивные проявления своего ребенка (любознательность, самостоятельность, целеустремленность), представляющие собой разные стороны одного феномена. Получая информацию от родителей о своих негативных качествах, ребенок интроецирует ее и начинает вести себя в соответствии с полученным негативным определением.
Таким образом, нарративный терапевт сталкивается с проблемной историей жизни семьи, и смысл нарративной психотерапии заключается в деконструкции и переписывании данной истории в соответствии с пожеланиями и предпочтениями членов этой семьи. К нарративному подходу применима метафора автора и текста: есть текст и тот, кто его пишет. Нарративный психотерапевт помогает отделить автора от текста и предоставляет членам семьи возможность написать текст предпочитаемым для них образом, приняв ответственность за свою жизнь на себя. Суть нарративной терапии состоит в том, что в жизни гораздо больше событий, которые не удостаиваются истории. Это означает, что, когда жизненные нарративы несут болезненные смыслы или предлагают неблагоприятный выбор, они могут быть изменены путем выявления других, ранее не помещенных в историю событий, или извлечения нового смысла из событий, уже получивших свою историю.
Нарративная терапия проводится преимущественно совместно со всеми членами семьи, разделяющими единую проблемную историю. В работе могут участвовать дети от 4—5 лет, что связано со развивающейся способностью к вербализации. Нарративный психотерапевт максимально гибок и лоялен к предпочтениям клиентов, поэтому в зависимости от потребностей самой семьи сессии могут проводиться от нескольких раз в неделю до одного раза в месяц. Кроме того, может варьировать и форма работы: сессия может проходить в виде классического приема у психотерапевта, а может проводиться в виде переписки или в формате малой группы, с привлечением к психотерапевтической работе значимых близких (родственников, друзей, знакомых). На терапию может приглашаться группа поддержки, которая помогает семье найти исключение из проблемных эпизодов и развить новую подходящую историю. Одним из основных принципов нарративной терапии является прозрачность для клиентов — терапевт всегда готов проинформировать по поводу теории и практики подхода и объяснить свои действия.
У нарративного психотерапевта нет установки правильности, его позиция нейтральна, это позиция «не-знания». Психотерапевт — лишь специалист в нарративных техниках, экспертами в истории своей жизни выступают члены семьи, и только они определяют предпочитаемый ход развития событий.
Если специалисту в ходе консультации приходят в голову теории и интерпретации, то он озвучивает их семье, правда, полезность этих идей определяют сами клиенты. В качестве примера можно привести следующее высказывание: «Когда Вы описывали этот случай, мне пришла в голову идея… Подходит ли она Вам?». Нарративный психотерапевт проявляет уважение, готовность услышать любую историю и ответ. Он советуется с семьей относительно хода ведения беседы, проявляя интерес к ее истории: «В каком направлении Вам бы хотелось двинуться дальше?», «Мы затронули две темы, на какой Вам сейчас хотелось бы сосредоточиться?».
Техникой нарративного подхода являются особым образом сконструированные вопросы. По своей сути они сводятся к деконструкции, эксгренализации и развитию альтернативных историй.
Деконструктивное выслушивание необходимо для принятия и понимания историй людей без конкретизации и усиления беспомощных, патологических и болезненных аспектов этих историй. Путем такого выслушивания открывается пространство для тех аспектов жизненных нарративов людей, которые еще не обрели свою историю. Основное — это концентрация внимания на пробелах и двусмысленностях, чтобы показать, что общепринятый смысл данного текста — лишь один из огромного числа возможных смыслов.
Экстернализированная беседа заключается в преобразовании языка, используемого человеком для описания проблемы так, чтобы проблема заняла по отношению к человеку внешнюю позицию, как будто бы она была отдельной сущностью. Например: «Откуда злости становится известно, что она может повлиять на Вас?» Экстернализирующие беседы позволяют членам семьи пережить выбор возможности. Когда проблема занимает внешнюю позицию, человек может взять ответственность за взаимодействие с ней на себя. Выделение из опыта и развитие альтернативных историй, как уже было сказано, позволяет семье по-новому увидеть себя и события своей жизни, найти новые смыслы. Это новое видение может коренным образом изменить его жизнь. Так, в результате развития альтернативной истории, ребенок из жертвы домашнего насилия может превратиться сильную личность, у которой было достаточно силы и мужества, чтобы пережить испытания и начать строить собственную жизнь. В нарративном подходе разработана технология, способствующая развитию альтернативной истории.
- 1. Нахождение в опыте уникального эпизода (исключения из проблемы).
- 2. Исследование того, насколько данный эпизод представляет предпочтительный опыт.
- 3. Нахождение действенных компонентов альтернативной истории.
- 4. Обозначение смысла альтернативной истории.
- 5. Нахождение аспектов прошлого, связанных с уникальным эпизодом.
- 6. Нахождение действенных компонентов уникального эпизода в прошлом.
- 7. Обозначение смысла уникального эпизода в прошлом.
- 8. Связь прошлого эпизода с настоящим.
- 9. Распространение альтернативной истории на будущее.
Шкалирование. Весьма продуктивной техникой, применяющейся как в нарративной, так и краткосрочно-ориентированной психотерапии, является шкалирование. Членам семьи предлагается дать проблеме название и на шкале от 0 до 10 описать «0» как максимальное проявление проблемы, а «10» как ее отсутствие. Членов семьи просят в подробностях рассказать, как выглядела бы их жизнь без проблемы. После чего проводится три процедуры:
- 1) семья описывает, аргументировав свой выбор, на каком делении шкалы она находится в настоящий момент;
- 2) члены семьи описывают, на каком делении они хотели бы оказаться в результате психотерапевтической работы;
- 3) семья дает прогноз на следующую встречу: на каком делении она окажется, в чем это будет проявляться и что требуется сделать для того, чтобы там оказаться.
Подобная процедура проводится на каждой встрече, и постепенно у членов семьи формируется образ пути, который ей предстоит пройти. Шкалирование — удобная и эффективная процедура, позволяющая оценить восприятие семьей собственных достижений и передающая ей ответственность за продвижение по шкале.
Применительно к процессу семейной терапии данная техника может быть проиллюстрирована следующим образом. В семье наблюдаются конфликтные детско-родительские отношения. Психотерапевт предлагает всем членам семьи на шкале от «0» до «10» описать «0» как уровень максимально конфликтных отношений, а «10» как удовлетворяющие всех отношения. После чего очень подробно психотерапевт совместно с семьей обсуждают каждое деление шкалы. В процессе такого обсуждения члены семьи разбивают глобальную цель улучшения отношений на отдельные отрезки с разными задачами. Результатом подобной работы при поддержке психотерапевта становится продвижение по шкале вверх и, как следствие, достижение поставленной цели.
Офаничения нарративного подхода касаются работы с маленькими детьми (от 0 до 4 лет), семьями с зависимостями и психическими заболеваниями, а также со слабо мотивированными клиентами. Кроме того, нарративный подход активно задействует вербальные возможности клиентов. По нашим наблюдениям, люди с не очень развитой способностью к вербализации, испытывают затруднения в работе с использованием нарративного подхода.
Преимущество нарративного подхода состоит в том, что подобная работа апеллирует к активной и ответственной жизненной позиции всех членов семьи. Семья принимает активное участие в психотерапевтическом процессе и видит себя субъектом изменений. В других подходах изменения инициирует и поддерживает психотерапевт, зачастую выступая в роли эксперта. По завершении курса нарративной психотерапии семья понимает механизм улучшения ситуации и может его воспроизвести самостоятельно, без участия психотерапевта. Помимо этого нарративная терапия является краткосрочным подходом, который приводит к изменениям за достаточно короткое время.
Таким образом, нарративный подход становится важным звеном системы психологического сопровождения семей. Помимо своего основного преимущества — передачи ответственности за решение поставленных задач членам семьи, он обладает еще одним неоспоримым достоинством — отдельные его элементы органично интегрируются в любой из подходов, направленных на психологическое сопровождение семей[1].
- [1] См.: Преображенская А. О. Нарративный подход в системе психологического сопровождения семей // Социосфера. 2012. № 1. С. 37—40.