Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Демократический либерализм. 
История политических учений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассуждая о границах деятельности государства и его главной функции создания условий для «общего блага», Пнин в духе Бентама формулирует цель будущего социально-политического устройства России: «Величайшее блаженство величайшего числа людей». Однако свобода, вольность, общественное благо, гармония индивидуального и общественного счастья не должны устанавливаться насильственными способами. Как… Читать ещё >

Демократический либерализм. История политических учений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Иван Пнин

Иван Петрович Пнин (1773−1805) один из ранних русских философов-просветителей, выдвинувших в начале XIX в. ряд социальнофилософских и политических положений и принципов. По Пнину, философия как система идей должна обосновать мирный переход от самодержавно-крепостнического режима, феодальной абсолютистской власти к обществу гражданских прав и свобод, свободы личности, собственности, к обществу, ограничивающему законом государственную власть.

Одной из важнейших либерально-демократических задач Пнин считал возвращение закрепощенному русскому народу свободы, предлагая «снять с него оковы и возвратить людей человечеству, граждан — государству». Он выступил с идеей поэтапной передачи господским крестьянам движимой собственности и частично недвижимого имущества. В дальнейшем, в результате последовательного проведения в жизнь закона против притязаний помещиков, он считал возможным перейти к следующему этапу, используя более радикальные меры передачи в собственность крестьянам той земли, которую они обрабатывают.

Идею передачи земли в собственность крестьянам он выразил словами одного из французских просветителей: «Нет ничего полезнее для государства, как дать крестьянину землю в совершенное владение». Именно собственность, по его мнению, является движущей силой социальной жизни. «Где нет собственности, — писал он, — там, конечно, не может быть и сей животворной деятельности, сей души общественного тела. Где нет собственности, там все постановления существуют только на одной бумаге»[1].

Чтобы заложить основы социальной справедливости, считал Пнин, необходимо решить главные вопросы — свободы личности, собственности, конституционного ограничения абсолютизма, установления необходимого, справедливого взаимоотношения личностного и государственного начал. Его вера в сознательную мощь человека, не зависимого ни от Бога, ни от монаршей власти, основана на глубоком знании человеческой природы и ее животворной деятельности. В этой связи интересна его полемика с поэтом ГГ Г1. Сумароковым, считавшим человека ничтожным «червем» по сравнению с Богом. Пнин резко выступил против представления о такой рабской зависимости человека от Бога на земле. Согласно его пониманию, человек «на земле» сам себе Бог и без божественной помощи способен познать действительность и преобразовать ее. В «Оде на славу» он писал: «человек… природы лучшее создание и… на земле — что в небе — бог»[2].

Справедливость социальных законов просветитель тесно связывает с признанием законов естественного права, с которыми должны быть согласованы общественное устройство, правосудие и законодательство. «Законы природы существовали прежде законов человеческих, — утверждал Пнин, — они одни только постоянны… законы общественные тогда лишь только называться могут справедливыми, когда с оными бывают согласны».

Рассуждая о границах деятельности государства и его главной функции создания условий для «общего блага», Пнин в духе Бентама формулирует цель будущего социально-политического устройства России: «Величайшее блаженство величайшего числа людей»[3]. Однако свобода, вольность, общественное благо, гармония индивидуального и общественного счастья не должны устанавливаться насильственными способами. Как и Сперанский, Пнин хорошо понимал последствия революционных преобразований и резко критиковал основные принципы французских идеологов революции, их идеи вольности и равенства. «Древо вольности — яд… вольность — призрак воспаленного воображения законодателей французской революции»[4]. Свободу, вольность он интерпретировал антиреволюционно, антиреспубликански, обосновывая идеологию мирного пути реформирования общества в направлении к конституционной монархии.

  • [1] Пнин И. П. Сочинения. М., 1936. С. 12.
  • [2] Пнин И. П. Ода на славу // Журнал для пользы и удовольствия. 1805. Ч. 3.№ 11.
  • [3] Русские просветители: В 2 т. М, 1966. Т. 1. С. 128.
  • [4] Пнин И. П. Сочинения. М., 1936. С. 126.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой