Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Взаимодействие следователя с иными органами при задержании

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективное содействие правоохранительным органам могут оказать СМИ. Опубликованные или переданные в эфир сообщения о совершенных преступлениях и приметах преступников могут способствовать их обнаружению и пресечению совершения ими новых преступлений, а также повышению бдительности граждан. При распространении в СМИ информации об объявленных в розыск преступниках растет вероятность их обнаружения… Читать ещё >

Взаимодействие следователя с иными органами при задержании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Расследование преступления, точнее — проведение задержания, не может быть успешным без четко налаженного взаимодействия следователя с оперативными сотрудниками и аппаратом дежурной части ОВД. Дежурные части ОВД призваны играть ведущую роль в приеме и обработке первоначальной информации о преступлении, координации первоначальных оперативно-розыскных мероприятий и неотложных следственных действий. Взаимодействие осуществляется как при проведении в жизнь заранее подготовленных типовых планов операций «Сирена», «Набат», «Перехват», «Гром» и т. п., так и при расследовании конкретного преступления. Основными формами взаимодействия следователя с оперативными сотрудниками при проведении операций по задержанию преступников является взаимный обмен информацией, совместное планирование, выполнение поручений следователя, совместное проведение следственных действий, а также совместная работа в рамках следственно-оперативной группы.

Дежурные части являются органами, координирующими деятельность привлеченных сил и средств при задержании преступников по «горячим следам». Это самостоятельное структурное подразделение ОВД, на которое возложена функция центра оперативного руководства по реагированию на изменения обстановки, управления силами и средствами, задействованными в общей системе охраны общественного порядка. Именно дежурная часть координирует взаимодействие различных правоохранительных служб и подразделений при организации задержания подозреваемых, определяет вызовы, подлежащие первоочередному реагированию, доводит до лиц, осуществляющих задержание, сведения об изменении оперативной обстановки, направляет на место предстоящего задержания группы немедленного реагирования и следственно-оперативные группы. В задачу оперативного дежурного входит и определение нарядов ППС, ОВО, ГАИ и других, находящихся ближе всех к месту происшествия. При информировании указанных нарядов перед ними ставится задача до приезда группы немедленного реагирования и следственно-оперативной группы принять все меры к охране места происшествия, оказанию помощи потерпевшим и задержании преступника по горячим следам. В последующем дежурная часть организует взаимодействие привлеченных сил и средств с группой немедленного реагирования и следственно-оперативной группы. Кроме того, при определении маршрута движения подозреваемых, дежурная часть обязана проинформировать об этом ОВД соседних районов, а также дежурную часть вышестоящего ОВД.

Можно выделить две формы взаимодействия следователя с иными правоохранительными органами при задержании: процессуальную и непроцессуальную. В процессуальную форму входят выполнение поручений следователя о производстве следственного или иного процессуального действия, оперативно-розыскных мероприятий, содействие следователю при производстве следственного действия, производство розыска подозреваемого и обвиняемого по поручению следователя, представление информации, взаимодействие в рамках специально созданных следственно-оперативных групп.

Первое и второе направления взаимодействия основываются на п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, согласно которой, следователь вправе в случаях и порядке, установленных УПК РФ, давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Соответственно, в Федеральном законе от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД) сказано, что одним из оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются поручения следователя по уголовным делам, находящимся в его производстве. Для оптимальной реализации данного направления взаимодействия, безусловно, необходимо, чтобы следователь знал основы ОРД. Это позволит ему профессионально обосновывать содержание своих поручений органу дознания, видеть его возможности в каждом конкретном случае и верно оценивать их. Производство оперативно-розыскных мероприятий по поручению следователя связано с проведением задержания в форме тактической операции. При подготовке к задержанию, во время задержания или после его проведения может возникнуть необходимость в проведении практически любого оперативно-розыскного мероприятия. Однако необходимо учитывать, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища допускается на основании судебного решения (ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД); проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД (ч. 7 ст. 8 Закона об ОРД).

Розыск подозреваемого, обвиняемого по поручению следователя основан на положениях ч. 1 ст. 210 УПК РФ. По мнению Л. М. Репкина, он слагается из непосредственной деятельности следователя, приостановившего уголовное дело, и самостоятельной деятельности органа дознания, осуществляемой по поручению следователя. Ряд аспектов розыска производится также при непосредственном взаимодействии следователя и органа дознания.

Однако следует учитывать, что проведение следственных действий при розыске преступника возможно только до приостановления уголовного дела. По приостановленному уголовному делу розыск проводится только в виде оперативно-розыскных, розыскных и иных мероприятий. Розыскные и оперативно-розыскные меры близки по значению, но не тождественны. Розыскные меры осуществляются гласным путем и представляют собой непроцессуальные и процессуальные действия, направленные на сбор сведений о лицах, фактах, обстоятельствах, представляющих интерес с точки зрения задач выявления, расследования и предупреждения преступлений. В производстве этих мер принимают участие как органы дознания, так и следователь. Оперативно-розыскные мероприятия осуществляются гласно и негласно оперативными подразделениями уполномоченных государственных органов, строго регламентируются законом и предназначены для выполнения задач ОРД.

Неоспорима так же важность использования криминалистических и оперативно-розыскных учетов, автоматизированных информационно-поисковых систем, архивных уголовных дел.

Предоставление информации как процессуальная форма взаимодействия, заключается в передаче следователю результатов ОРД и уведомлении следователя о результатах розыскных и оперативно-розыскных мер.

Эффективной непроцессуальной формой взаимодействия является совместное планирование расследования и конкретных процессуальных действий. Совместное планирование расследования позволяет определить необходимость и наиболее оптимальный момент производства задержания и других процессуальных и оперативно-розыскных действий.

Совместный анализ данных, полученных следователем и оперативным работником органа дознания, имеет место как при обмене информацией, так и при согласованном планировании деятельности и выполнении оперативным работником поручений следователя. Целями совместного анализа данных может быть решение вопроса о возбуждении уголовного дела, координация усилий различных органов, выдвижение версий, определение наиболее оптимальных средств и способов решение определенных задач расследования.

Не менее важным является надлежащим образом организованное взаимодействие с иными (не оперативными) подразделениями правоохранительных органов.

При несении службы ОВО, ППС, ДПС, ГАИ и другие подразделения могут обнаружить совершаемое преступление и задержать преступника на месте преступления. После обнаружения места преступления сотрудники полиции обязаны сообщить о нем в дежурную часть соответствующего ОВД, принять меры к оцеплению места происшествия и недопущению посторонних лиц, а также, в необходимых случаях, приступить к преследованию и задержанию преступника по «горячим следам». При проведении задержания силами органов дознания и предварительного следствия подразделения могут оказать содействие в оцеплении района, задержании и преследовании преступника. При исполнении своих профессиональных обязанностей сотрудники указанных служб способны обнаружить лицо, совпадающее по приметам со скрывшимся с места преступления или находящееся в розыске и задержать его или сообщить об этом органам, ведущим расследование.

Большую помощь в расследовании преступления и проведении задержания оказывают соответствующие специалисты. Непосредственно при проведении задержания следователь вправе воспользоваться помощью видеооператора, взрыво-техника, медика. При осуществлении захвата в рамках тактической операции привлекаются и иные специалисты: криминалисты, психологи, психиатры, токсикологи и пр. Кроме оказания непосредственной помощи при проведении процессуального действия, специалист консультирует следователя по отдельным вопросам, требующим специальных знаний и опыта практической деятельности.

Эффективное содействие правоохранительным органам могут оказать СМИ. Опубликованные или переданные в эфир сообщения о совершенных преступлениях и приметах преступников могут способствовать их обнаружению и пресечению совершения ими новых преступлений, а также повышению бдительности граждан. При распространении в СМИ информации об объявленных в розыск преступниках растет вероятность их обнаружения и сообщения об их местонахождении в правоохранительные органы простыми гражданами, что, безусловно, ускоряет задержание преступника и сам процесс расследования. В последнее время получило широкое распространение объявление через СМИ вознаграждения за информацию о местонахождении преступников.

Можно выделить три основные формы использования помощи граждан и общественных объединений в мероприятиях, связанных с задержанием преступников:

  • 1) выявление и сообщение о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении в правоохранительные органы гражданами и представителями общественных объединений по собственной инициативе;
  • 2) задержание преступника гражданами для доставления его в правоохранительные органы, в том числе и с причинением вреда преступнику (ст. 37 УК);
  • 3) привлечение представителей общественности должностными лицами правоохранительных органов для совместного патрулирования, проведения различных проверок, контрольных закупок, розыска преступника по объявленным приметам и фотоизображениям и т. д.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой