Правовые средства, применяемые прокурором при осуществлении деятельности по надзору за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов Российской Федерации и законностью правовых актов
Проверки исполнения законов и законности правовых актов тесно взаимосвязаны. Так, например, проводя проверку исполнения Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1031−1 «О занятости населения в Российской Федерации» в районном центре занятости, прокурор обязательно проверяет и законность изданных руководителем центра приказов в ходе исполнения этого закона. Это объясняется тем, что руководители любых… Читать ещё >
Правовые средства, применяемые прокурором при осуществлении деятельности по надзору за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов Российской Федерации и законностью правовых актов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Полномочия прокурора в области «общего» надзора реализуются при помощи правовых средств.
Осуществляя возложенные на прокуратуру функции и преследуя обозначенные законодателем цели, прокурор выполняет конкретные действия, право (обязанность) на совершение которых имеет законодательное закрепление. Следует отметить, что в теории и практике прокурорского надзора нет дифференциации прав и обязанностей прокурора, поэтому право прокурора одновременно является и его обязанностью.
Полномочия и правовые средства прокурора можно соотнести как законодательно закрепленное право (обязанность) поступать определенным образом (модель возможного поведения) и форму выражения права (модели) в действительности.
Правовые средства, используемые прокурором при осуществлении надзора за исполнением законов могут быть определены как формы реализации предусмотренных законодательством полномочий прокурора, выражающиеся в совершении конкретных действий и вынесении официальных документов.
Правовые средства, применяемые прокурором в данном направлении, классифицируются на две группы:
- 1) средства выявления нарушений закона;
- 2) средства реагирования на нарушения закона, включая средства превентивного действия.
Важнейшим средством выявления нарушений законов являются прокурорские проверки. Своевременность и полнота — главные требования, которые к ним предъявляются, поскольку запоздалое обнаружение нарушений закона, равно как и их неполное выявление, способствуют созданию условий для совершения новых правонарушений.
Проверки исполнения законов и законности правовых актов тесно взаимосвязаны. Так, например, проводя проверку исполнения Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1031−1 «О занятости населения в Российской Федерации» в районном центре занятости, прокурор обязательно проверяет и законность изданных руководителем центра приказов в ходе исполнения этого закона. Это объясняется тем, что руководители любых органов в основном исполняют законы в так называемой активной форме, т. е. в форме исполнения законов, выражающейся в издании нормативных правовых актов, как письменных, так и устных, и совершении других юридически значимых действий.
В процессе проверок исполнения законов прокуроры самостоятельно, а иногда с помощью специалистов выясняют самые различные правовые вопросы, касающиеся исполнения законов. Характер выясняемых вопросов зависит от сведений о нарушении закона, которыми обладает прокурор. Во всех случаях в первую очередь подлежат проверке сведения о нарушении закона. Но если становится известно, что имели место и другие нарушения законов, в том числе и в других структурных подразделениях, то объем проверки увеличивается.
Суть процесса проверки законности правового акта сводится к тщательному прочтению прокурором всего текста акта, мысленному сличению предписаний, содержащихся в нем, с нормами применяемого закона, а также к ознакомлению с материалами, послужившими основанием к изданию акта. На незаконность акта может указывать целый ряд обстоятельств, например: в нем допущено нарушение материального закона по существу; его содержание не соответствует фактическим обстоятельствам (жизненной ситуации); он противоречит ранее принятым тем же органом актам; не соблюден порядок принятия или издания акта, закрепленный в регламенте органа, в нем отсутствуют необходимые реквизиты и т. д.
Кроме прокурорской проверки, правовыми средствами являются: требование от поднадзорных органов проведения проверки и ревизии; рассмотрение заявлений, жалоб и иных обращений граждан; направление исковых заявлений в суды и арбитражные суды; вынесение актов прокурорского реагирования.
Акт прокурорского реагирования может аккумулировать в себе несколько требований прокурора. Так, представление может содержать требование о привлечении лица к дисциплинарной ответственности и о возложении обязанности принять меры к устранению нарушений закона, причин и условий такого нарушения.
В соответствии с Законом о прокуратуре в ходе осуществления «общего» надзора прокурор вправе (обязан) применять следующие акты прокурорского реагирования:
- — протест (ст. 23);
- — представление (ст. 24);
- — постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (ст. 25);
- — предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25);
- — требование об изменении нормативного правового акта (ст. 9.1).
Выбор и применение акта прокурорского реагирования зависят от характера нарушения закона, конкретных обстоятельств, ему способствовавших, и осуществляется прокурором.