Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Регистрация космических объектов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конвенция допускает учреждение международной межправительственной организацией собственной регистрации запущенных ею космических объектов или передачу таких функций одному из государств-членов. В случае учреждения международной организацией собственного регистра между государствами — членами такой организации должна быть достигнута договоренность о том, какое из них будет осуществлять контроль… Читать ещё >

Регистрация космических объектов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Разумная и упорядоченная космическая деятельность государств требует систематического учета произведенных запусков и информации о них всех государств в интересах содействия развитию международного сотрудничества в области освоения космоса. В этом — главное назначение регистрации космических объектов. При этом следует различать регистрацию национальную и международную. Когда данные о запущенном космическом объекте заносятся Генеральным секретарем ООН в Центральный реестр, мы имеем дело с международной регистрацией. Регистрация объектов, запускаемых в космическое пространство, регулируется Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г. (далее — Конвенция о регистрации), которая вступила в силу 15 сентября 1976 г. На январь 2014 г. 61 государство стало сторонами Конвенции, 4 государства подписали ее и две международные организации (Европейское космическое агентство и Европейская организация по эксплуатации метеорологических спутников) заявили о принятии прав и обязанностей по Конвенции.

Разработка и принятие Конвенции о регистрации вытекали из необходимости конкретизировать и развить принципы, сформулированные в ст. VIII Договора по космосу 1967 г. и резолюции 1721 (XVI) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1961 г. В ст. VIII Договора по космосу 1967 г. говорилось лишь о национальной регистрации космических объектов, запущенных в космическое пространство. При этом ничего не было сказано об учреждении международной регистрации в дополнение к регистрам отдельных государств.

Резолюция 1721 (XVI) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1961 г. предусматривала следующую систему международной регистрации космических объектов:

  • 1) регистрации подлежали лишь объекты, запущенные «па орбиту вокруг Земли или дальше»;
  • 2) информация о таких объектах предоставлялась запускающими государствами Генеральному секретарю ООН на добровольной основе и в объеме, определяемом самими государствами;
  • 3) Генеральный секретарь ООН вел общедоступный реестр на основе этой информации.

Конвенция 1975 г. о регистрации закрепила установившуюся практику международной регистрации, придав ей юридически обязательный характер. В преамбуле Конвенции как об основной цели ее заключения говорится о желании государств-участников «учредить на обязательной основе централизованный реестр запущенных в космическое пространство объектов, который будет вести Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций». Конвенция устанавливает минимальный объем информации об объектах, которая сообщается государствами в ООН, а также регулирует некоторые другие вопросы, связанные с регистрацией космических объектов. Согласно Конвенции, государство регистрации должно сообщить название запускающего государства или государств, соответствующее обозначение космического объекта или его регистрационный номер, дату, территорию или место запуска, основные параметры орбиты, включая период обращения, наклонение, апогей и перигей, а также указание на общее назначение космического объекта. Эта информация должна представляться в ближайший практически осуществимый срок, и это означает, что Конвенция не устанавливает какие-либо определенные требования относительно времени представления информации; это предоставляется определить самому государству регистрации.

Данные сообщаются государствами в письмах па имя Генерального секретаря ООН и заносятся в централизованный реестр, который ведется Отделом по вопросам космического пространства Секретариата ООН. Копии писем, получаемых Генеральным секретарем ООН, рассылаются всем членам ООН. Начиная с 14 апреля 1977 г. получаемая информация распространялась в серии под символом ST/59/SER.E/… Помимо этого, Секретариат ООН публикует специальную серию информации, представляемой государствами относительно учреждения ими национальных регистров запущенных космических объектов. В Российской Федерации такой регистр ведет в настоящее время Федеральное космическое агентство (Роскосмос). Этим же агентством в ООН представляется информация о космических объектах, запускаемых Россией.

Конвенцией установлено, что при запуске космического объекта несколькими запускающими государствами «они совместно определяют, которое из них зарегистрирует этот объект…» (п. 2 ст. II Конвенции).

Введенная Конвенцией 1975 г. обязательная сиегема регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, будет, в частности, способствовать их идентификации и содействовать применению и развитию международного права, регулирующего исследование и использование космического пространства. Другими словами, главная цель регистрации состоит в фиксировании правовой связи между объектом, запущенным в космическое пространство, и запускающим государством, в регистр которого этот объект записан для сохранения юрисдикции и контроля этого государства над таким объектом. Одновременно это имеет значение для установления, какое государство или международная организация несут ответственность за конкретную космическую деятельность и возможную ответственность за ущерб, причиненный таким объектом.

Запускающие государства могут заключить между собой соглашение по вопросу о юрисдикции и контроле над космическим объектом и любым его экипажем. В соответствии с таким соглашением космический объект может быть зарегистрирован в одном государстве, а контроль и юрисдикцию над ним и любым его экипажем будет осуществлять другое государство. Конвенция о регистрации рассмагриваегся как относящаяся к любой международной межправительственной организации, которая осуществляет космическую деятельность, если эта организация заявляет, что она принимает на себя права и обязанности, предусмотренные настоящей Конвенцией, и если большинство государств — членов этой организации являются государствами — участниками настоящей Конвенции и Договора по космосу 1967 г. (п. 1 ст. VII).

Конвенция допускает учреждение международной межправительственной организацией собственной регистрации запущенных ею космических объектов или передачу таких функций одному из государств-членов. В случае учреждения международной организацией собственного регистра между государствами — членами такой организации должна быть достигнута договоренность о том, какое из них будет осуществлять контроль и юрисдикцию над космическими объектами, запущенными организацией, так как сама организация не может быть наделена такими правами. В качестве примера можно упомянуть Европейское космическое агентство (ЕКА), которое выступает от имени входящих в него государств в меморандуме с НАСА относительно международной космической станции. ЕКА в качестве партнера должна будет зарегистрировать европейский модуль станции, однако юрисдикция над модулем и над гражданами европейских стран в составе экипажа космической станции будет осуществляться Францией.

Конвенция предусматривает, что запускающее государство может время от времени передавать дополнительную информацию (п. 2 ст. IV), а также уведомлять Генерального секретаря ООН в максимально возможной степени и в ближайший практически осуществимый срок о космических объектах, относительно которых оно ранее представило информацию и которые, будучи выведенными на орбиту вокруг Земли, больше не находятся на этой орбите (п. 3 ст. IV). Когда на космический объект, запускаемый на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, нанесены соответствующие обозначения или регистрационный номер или то и другое, государство регистрации уведомляет Генерального секретаря ООН об этом факсе при представлении информации о космическом объекте. В этом случае Генеральный секретарь ООН заносит это уведомление в регистр (ст. V). Таким образом, Конвенция предусматривает возможность добровольной маркировки и в то же время предусматривает обязательное уведомление об этом Генерального секретаря ООН.

Если государство — участник Конвенции нс в состоянии опознать космический объект, который причинил ему или его физическому или юридическому лицу ущерб либо который может иметь опасный или вредоносный характер, другие государстваучастники, включая, в частности, государства, располагающие средствами наблюдения за космическими объектами и их сопровождения, отвечают в максимально возможной степени на поступающую от этого государства-участника или представленную от его имени через Г енерального секретаря ООН просьбу о помощи в идентификации объекта. Эта помощь должна оказываться на справедливых и разумных условиях, причем государство-участник, обращающийся с такой просьбой, представляет информацию о времени, характере и обстоятельствах событий, послуживших основанием для этой просьбы. Конкретные условия в этом отношении являются предметом соглашения между заинтересованными сторонами (ст. IV).

Что касается возможности пересмотра Конвенции, то этот вопрос мог быть включен в предварительную повестку дня Генеральной Ассамблеи ООН через десять лет после вступления в силу Конвенции с гем, чтобы на основе опыта применения Конвенции рассмотреть вопрос о том, нуждается ли она в изменении. Однако в любое время через пять лет после вступления Конвенции в силу по просьбе одной трети государств — участников Конвенции и с согласия большинства государств-участников созывается конференция государств-участников с целью пересмотра настоящей Конвенции. При таком пересмотре Конвенции обязательно будет приниматься во внимание прогресс в развитии космической техники, включая достижения, относящиеся к идентификации космических объектов.

В 1986 г., через десять лет после вступления Конвенции в силу, вопрос о ее пересмотре рассматривался на сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Однако дискуссия по этому вопросу не привела к каким-либо изменениям Конвенции. Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции 41/66 от 3 декабря 1986 г. подтвердила значение Конвенции и призвала государства и международные организации присоединиться к ней. В 1987 г. Генеральным секретарем ООН был подготовлен доклад о применении Конвенции о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство. В 1998 г. 20 европейских государств — членов ЕКА и подписавших с Агентством соглашения о сотрудничестве выступили с инициативой включения в повестку дня Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу нового пункта, озаглавленного «Улучшение Конвенции о регистрации». В представленном совместном рабочем документе предлагался план трехлетнего, начиная с 2000 г., обсуждения улучшений, которые должны были завершиться принятием приложения к Конвенции о регистрации. Однако, до сих пор дополнительных документов к Конвенции принято не было Конвенция 1975 г. о регистрации не устанавливает особого порядка регистрации для отдельных видов космических объектов.

В юридической литературе указывается на необходимость учитывать специфику национальной регистрации станций, состоящих из отдельных блоков, которые могут совершать полет самостоятельно или в состыкованном состоянии. К этому следует добавить, что неотъемлемыми компонентами орбитальных станций являются гранспортные космические корабли, совершающие подлет к ним.

Отдельные блоки космической станции, способные самостоятельно существовать на околоземной орбите, так же как и подлетающие к ней транспортные космические корабли, подлежат национальной регистрации. Следует иметь в виду, что регистрация космических объектов (национальная и международная) существенно отличается от регистрации морских и воздушных судов. Если национальная регистрация морских и воздушных судов проводится прежде всего с целью возможности их опознания (идентификации), то применительно к космическим объектам такая необходимость возникает лишь в исключительных случаях (вынужденная посадка на иностранной территории, ущерб, причиненный космическим объектом на иностранной территории). При этом опознание (идентификация) осуществляется не столько с помощью регистрационных данных, сколько путем использования национальных наземных средств слежения и контроля за космическими объектами.

Помимо этого, следует иметь в виду также существенное различие в самом подходе к внешним регистрационным и опознавательным знакам. Дело в том, что использование специальных опознавательных пластин для маркировки космических объектов привело бы к увеличению веса объекта и увеличению количества частей объекта, падающих на землю и способных причинить ущерб. Кроме того, во время пол era космического объекта по орбите вокруг Земли внешнюю маркировку на его борту практически невозможно обнаружить с Земли, а при его возвращении на Землю она сгорела бы в плотных слоях атмосферы. В то же время регистрационные и опознавательные знаки, наносимые на морские и воздушные суда, вполне можно различать невооруженным глазом или с помощью простейших оптических средств.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой