Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этническое самосознание и этническая идентичность

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Традиции исследования этнического самосознания в отечественной истории и этнографии имеют широкую теоретическую и эмпирическую базу (Э. Г. Александренков, В. И. Козлов, М. В. Крюков, В. В. Пименов, Б. Ф. Поршнев и др.). Особенно активно и плодотворно проблему этнического самосознания изучали этносоциологи (Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, В. С. Кондратьев, А. А. Сусоколов и др.). Нитивныи уклон… Читать ещё >

Этническое самосознание и этническая идентичность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В отечественной этнопсихологии и этносоциологии основным предметом теоретических и эмпирических исследований долгое время было этническое самосознание — осознание индивидами собственной принадлежности к определенной этнической общности.

Исторический экскурс

Традиции исследования этнического самосознания в отечественной истории и этнографии имеют широкую теоретическую и эмпирическую базу (Э. Г. Александренков, В. И. Козлов, М. В. Крюков, В. В. Пименов, Б. Ф. Поршнев и др.). Особенно активно и плодотворно проблему этнического самосознания изучали этносоциологи (Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, В. С. Кондратьев, А. А. Сусоколов и др.).

Позднее было выделено понятие этнического сознания как более широкого явления, содержащего в себе всю совокупность представлений членов этнической общности о своем и других этносах, включая социально-психологические установки и стереотипы. В таком понимании этническое самосознание — часть этнического сознания, отражающая восприятие и представление индивидов о себе как представителях определенной этнической общности.

В такой интерпретации этническое самосознание, но смыслу близко к понятию этнической идентичности — термине, более принятом в западной научной традиции.

Довольно часто понятия этническое самосознание и этническая идентичность рассматриваются как синонимы, но это не полностью тождественные понятия. Некоторые исследователи считают, что этническая идентичность, с одной стороны, уже, так как представляет собой когнитивно-мотивационное ядро этнического самосознания, а с другой — шире, поскольку содержит в себе слой бессознательного^.

Чаще всего этническая идентичность понимается как часть социальной идентичности, а именно — представление человека о себе как о члене определенной этнической пэуппы наряду с эмоциональным и ценностным значением, приписываемым этому членству. В рамках теории социальной идентичности А. Тэшфела, индивиду свойственно оценивать этническую группу, к которой он принадлежит, позитивно, и этот положительный ког-[1]

нитивныи уклон в пользу «своей» группы получил название ингруппового фаворитизма. Такая позитивная оценка своей этнической группы является естественным социально-психологическим механизмом, обеспечивающим на индивидуальном уровне необходимое личности самоуважение, а на групповом уровне — сохранение этнической культуры и передачу ее последующим поколениям.

Обратной стороной ингруппового фаворитизма считается такое явление как аутгрупповая враждебность или негативная оценка других этнических групп, внешних по отношению к своей собственной. Как показывают исследования А. Тэшфела, аутгрупповая враждебность может возникнуть и без выраженного межэтнического противостояния или конфликта, являясь когнитивным следствием деления человечества на группы (социальной категоризации).

Хорошей иллюстрацией бытования в этническом сознании ингруппового фаворитизма и аутгрупповой враждебности являются этнические стереотипы — упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой-либо этнической группы, легко распространяемые на всех ее представителей.

В современной этнопсихологии выделяют этнические авто стереотипы — представления и характеристики членов своей этнической группы и этнические гетеростереотипы — образы представителей других этнических групп. Как показывают многочисленные эмпирические исследования, практически всегда этнические автостереотипы отличаются значительно большей позитивностью, чем этнические гетеростереотипы.

Выделяют три основных функции этнического стереотипа: познавательную, коммуникативную и функцию защиты позитивной этнической идентичности.

Последняя функция, а именно защита позитивной этнической идентичности, нередко осуществляется с помощью известного феномена, называемого этноцентризмом.

  • [1] См.: Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой