Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Монтескье (Montesquieu). Философия нового времени

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В отличие от утопистов он не строит модель идеального общества. Как и Макиавелли, Монтескье обращается к реальному положению дел и опыту политической жизни различных стран — как древних (Рим, Греция), так и современных ему. Но в отличие от Макиавелли для объяснения социальных явлений Монтескье обращается к целому комплексу причин: историческим, политическим, физическим, географическим, моральным… Читать ещё >

Монтескье (Montesquieu). Философия нового времени (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Биографические сведения. Шарль Луи де Секонда барон де Ла Бред и де Монтескье (1689—1755) — французский писатель, историк и философ; один из видных деятелей французского Просвещения. Родился в окрестностях Бордо; изучал юридические науки сначала в Бордо, затем в Париже. В 1714 г. стал советником, ас 1716 по 1728 г. был президентом парламента[1] Бордо. В 1727 г. его избрали членом французской Академии. В 1729 г. Монтескье отправился в путешествие по Европе; вернувшись в 1731 г. во Францию, он обосновался в своем замке Бред, где и жил в основном до самой смерти, работая над своими сочинениями. Монтескье активно сотрудничал в «Энциклопедии…».

Основные труды. «Персидские письма» (1721, опубликованы анонимно), «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1733), «Размышления о всемирной монархии» (1733), «О духе законов» (1748).

Философские воззрения. Онтология. Монтескье — деист, мир он считает сотворенным Богом, законы мира вечными и неизменными.

Гносеология. В основном Монтескье был сторонником материалистического сенсуализма Локка.

*/.

Социально-политические воззрения. В центре внимания Монтескье — социально-политические проблемы, и для анализа их он использует в первую очередь экспериментальный метод, получивший в то время широкое признание в области естественных наук. В это же время стала очевидной практическая польза наук: на базе научных открытий развиваются промышленность, торговля, мореплавание, медицина и т. д. Благодаря всему этому, как считал Монтескье, жизнь последующих поколений станет гораздо легче и счастливее, нежели сейчас. Но для этого нужны еще и серьезные социальные преобразования.

В отличие от утопистов он не строит модель идеального общества. Как и Макиавелли, Монтескье обращается к реальному положению дел и опыту политической жизни различных стран — как древних (Рим, Греция), так и современных ему. Но в отличие от Макиавелли для объяснения социальных явлений Монтескье обращается к целому комплексу причин: историческим, политическим, физическим, географическим, моральным и т. п. Считая, как и все просветители, что человеческая природа поддается усовершенствованию благодаря распространению образования, улучшению законов и социальных учреждений, он сосредоточивает свое внимание на разработке законов, основанных на разуме и соответствующих «человеческой природе».

Анализируя социальные явления, Монтескье пришел к выводу, что не Божественное провидение и не случай управляют жизнью общества, в основе человеческой истории лежат такие же объективные законы, как и законы природы. Правда, люди не всегда следуют этим законам, поскольку «отдельные разумные существа по своей природе ограничены и потому способны заблуждаться и… с другой стороны, им свойственно по самой их природе действовать по собственным побуждениям»[2]. Отсюда: для людей действуют законы двух основных типов (табл. 20).

Основные типы законов.

Тип закона

Происхождение

Сфера действия

Физические.

(естественные).

установлены Богом как законы природы.

«естественное состояние» (догосударственное) и гражданское общество (государство).

Социальные.

установлены людьми.

только гражданское общество (государство).

В государстве появляются три вида социальных законов (табл. 21).

Таблица 21

Виды социальных законов.

Вид закона

Сфера действия

Международное право.

отношения между народами.

Политическое право.

отношения между правителями и управляемыми.

Гражданское право.

отношения между гражданами.

При этом международное право Монтескье считал основанным на разуме, а политическое и гражданское право — частными случаями приложения этого разума.

Географический детерминизм. Одной из центральных идей Монтескье стал тезис о том, что характер внутренних законов (политическое и гражданское право) различных государств тесно связан с духом (ментальностью) людей, проживающих в данном государстве. А дух нации, в свою очередь, определяется прежде всего, географической средой: т.с. климатом, географическими условиями, качеством почвы, образом жизни (земледельцы, охотники, скотоводы), а также религией, нравами и обычаями и т. д. Поэтому «только в чрезвычайно редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными и для другого»[3].

В южных странах жаркий климат оказывает на людей расслабляющее воздействие, поэтому там люди изнежены, организмы у них слабые и чувствительные, люди там робкие. В северных странах за счет холодного климата организм у человека здоровый, крепко сложенный. Северяне обладают большей силой, а значит, мужеством и отвагой, в них меньше подозрительности и политиканства. Соответственно, в жарких странах Азии царит дух рабства, и для них наиболее подходящими являются деспотические формы правления. В странах умеренного климата более подходящей является монархическая или республиканская форма правления (табл. 22).

Типы правления

Тип правления

Характер власти

Этические

основания

Рсс публ и кан с к и й.

власть находится или в руках всего народа, или части его.

добродетель.

Монархический.

власть находится в руках одного человека, но правит он посредством установленных законов.

честь.

Деспотический.

власть находится в руках одного человека, и правит он по своей воле и произволу.

страх.

Разделение властей. Внутри каждого государства существует законодательная, исполнительная и судебная власть. Чтобы не возникало злоупотреблений, необходимо, чтобы эти три власти существовали раздельно и контролировали друг друга.

Свобода. Высшей целью для человека является свобода. Однако политическая свобода не состоит в том, чтобы делать все, что захочется. В государстве, т. е. обществе, где есть законы, «свобода есть право делать все, что позволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него бы не было свободы, так как-то же самое могли бы делать и прочие граждане»[4].

Судьба учения. Из всех идей Монтескье наибольшее влияние на дальнейшее развитие философии оказал его «географический детерминизм». Эго породило в XIX в. особую «географическую школу», на базе которой в XX в. возникла концепция геополитики (схема 21).

Схема 21. Монтескье: истоки и влияние.

Схема 21. Монтескье: истоки и влияние.

  • [1] До Великой французской революции парламенты во Франции были судебными органами.
  • [2] Монтескье Ш. О духе законов // Антология мировой философии: в 4 т. М.:Мысль, 1970. Т. 2. С. 539.
  • [3] Монтескье Ш. О духе законов // Антология мировой философии: в 4 т. М.:Мысль, 1970. Т. 2. С. 541.
  • [4] Монтескье Ш. О духе законов // Антология мировой философии: в 4 т. М. :Мысль, 1970. Т. 2. С. 542.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой