Монтескье (Montesquieu). Философия нового времени
В отличие от утопистов он не строит модель идеального общества. Как и Макиавелли, Монтескье обращается к реальному положению дел и опыту политической жизни различных стран — как древних (Рим, Греция), так и современных ему. Но в отличие от Макиавелли для объяснения социальных явлений Монтескье обращается к целому комплексу причин: историческим, политическим, физическим, географическим, моральным… Читать ещё >
Монтескье (Montesquieu). Философия нового времени (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Биографические сведения. Шарль Луи де Секонда барон де Ла Бред и де Монтескье (1689—1755) — французский писатель, историк и философ; один из видных деятелей французского Просвещения. Родился в окрестностях Бордо; изучал юридические науки сначала в Бордо, затем в Париже. В 1714 г. стал советником, ас 1716 по 1728 г. был президентом парламента[1] Бордо. В 1727 г. его избрали членом французской Академии. В 1729 г. Монтескье отправился в путешествие по Европе; вернувшись в 1731 г. во Францию, он обосновался в своем замке Бред, где и жил в основном до самой смерти, работая над своими сочинениями. Монтескье активно сотрудничал в «Энциклопедии…».
Основные труды. «Персидские письма» (1721, опубликованы анонимно), «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1733), «Размышления о всемирной монархии» (1733), «О духе законов» (1748).
Философские воззрения. Онтология. Монтескье — деист, мир он считает сотворенным Богом, законы мира вечными и неизменными.
Гносеология. В основном Монтескье был сторонником материалистического сенсуализма Локка.
*/.
Социально-политические воззрения. В центре внимания Монтескье — социально-политические проблемы, и для анализа их он использует в первую очередь экспериментальный метод, получивший в то время широкое признание в области естественных наук. В это же время стала очевидной практическая польза наук: на базе научных открытий развиваются промышленность, торговля, мореплавание, медицина и т. д. Благодаря всему этому, как считал Монтескье, жизнь последующих поколений станет гораздо легче и счастливее, нежели сейчас. Но для этого нужны еще и серьезные социальные преобразования.
В отличие от утопистов он не строит модель идеального общества. Как и Макиавелли, Монтескье обращается к реальному положению дел и опыту политической жизни различных стран — как древних (Рим, Греция), так и современных ему. Но в отличие от Макиавелли для объяснения социальных явлений Монтескье обращается к целому комплексу причин: историческим, политическим, физическим, географическим, моральным и т. п. Считая, как и все просветители, что человеческая природа поддается усовершенствованию благодаря распространению образования, улучшению законов и социальных учреждений, он сосредоточивает свое внимание на разработке законов, основанных на разуме и соответствующих «человеческой природе».
Анализируя социальные явления, Монтескье пришел к выводу, что не Божественное провидение и не случай управляют жизнью общества, в основе человеческой истории лежат такие же объективные законы, как и законы природы. Правда, люди не всегда следуют этим законам, поскольку «отдельные разумные существа по своей природе ограничены и потому способны заблуждаться и… с другой стороны, им свойственно по самой их природе действовать по собственным побуждениям»[2]. Отсюда: для людей действуют законы двух основных типов (табл. 20).
Основные типы законов.
Тип закона | Происхождение | Сфера действия |
Физические. (естественные). | установлены Богом как законы природы. | «естественное состояние» (догосударственное) и гражданское общество (государство). |
Социальные. | установлены людьми. | только гражданское общество (государство). |
В государстве появляются три вида социальных законов (табл. 21).
Таблица 21
Виды социальных законов.
Вид закона | Сфера действия |
Международное право. | отношения между народами. |
Политическое право. | отношения между правителями и управляемыми. |
Гражданское право. | отношения между гражданами. |
При этом международное право Монтескье считал основанным на разуме, а политическое и гражданское право — частными случаями приложения этого разума.
Географический детерминизм. Одной из центральных идей Монтескье стал тезис о том, что характер внутренних законов (политическое и гражданское право) различных государств тесно связан с духом (ментальностью) людей, проживающих в данном государстве. А дух нации, в свою очередь, определяется прежде всего, географической средой: т.с. климатом, географическими условиями, качеством почвы, образом жизни (земледельцы, охотники, скотоводы), а также религией, нравами и обычаями и т. д. Поэтому «только в чрезвычайно редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными и для другого»[3].
В южных странах жаркий климат оказывает на людей расслабляющее воздействие, поэтому там люди изнежены, организмы у них слабые и чувствительные, люди там робкие. В северных странах за счет холодного климата организм у человека здоровый, крепко сложенный. Северяне обладают большей силой, а значит, мужеством и отвагой, в них меньше подозрительности и политиканства. Соответственно, в жарких странах Азии царит дух рабства, и для них наиболее подходящими являются деспотические формы правления. В странах умеренного климата более подходящей является монархическая или республиканская форма правления (табл. 22).
Типы правления
Тип правления | Характер власти | Этические основания |
Рсс публ и кан с к и й. | власть находится или в руках всего народа, или части его. | добродетель. |
Монархический. | власть находится в руках одного человека, но правит он посредством установленных законов. | честь. |
Деспотический. | власть находится в руках одного человека, и правит он по своей воле и произволу. | страх. |
Разделение властей. Внутри каждого государства существует законодательная, исполнительная и судебная власть. Чтобы не возникало злоупотреблений, необходимо, чтобы эти три власти существовали раздельно и контролировали друг друга.
Свобода. Высшей целью для человека является свобода. Однако политическая свобода не состоит в том, чтобы делать все, что захочется. В государстве, т. е. обществе, где есть законы, «свобода есть право делать все, что позволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него бы не было свободы, так как-то же самое могли бы делать и прочие граждане»[4].
Судьба учения. Из всех идей Монтескье наибольшее влияние на дальнейшее развитие философии оказал его «географический детерминизм». Эго породило в XIX в. особую «географическую школу», на базе которой в XX в. возникла концепция геополитики (схема 21).
Схема 21. Монтескье: истоки и влияние.
- [1] До Великой французской революции парламенты во Франции были судебными органами.
- [2] Монтескье Ш. О духе законов // Антология мировой философии: в 4 т. М.:Мысль, 1970. Т. 2. С. 539.
- [3] Монтескье Ш. О духе законов // Антология мировой философии: в 4 т. М.:Мысль, 1970. Т. 2. С. 541.
- [4] Монтескье Ш. О духе законов // Антология мировой философии: в 4 т. М. :Мысль, 1970. Т. 2. С. 542.