Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психосемантические методы в изучении профессий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если предметом исследования психолога являются профессиональные ценности, мотивы, варианты профессиональных карьер, динамика профессиональной идентичности человека по мере профессионализации, то полезным средством могут быть опубликованные биографии и автобиографии представителей изучаемых профессий. Кроме того, можно провести серию бесед с работающими профессионалами или людьми преклонного… Читать ещё >

Психосемантические методы в изучении профессий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной психологии профессий в центре внимания мыслительные процессы, рефлексия, особенности саморегуляции, знания, опыт работника. Для проникновения в эту сложную и вместе с тем ключевую с точки зрения регуляции действий область ведущее значение приобретают методы работы с содержанием сознания и самосознания профессионала. В этом направлении используются методы психосемантики [2]. Универсальность семантического подхода к самым разным областям человеческой жизнедеятельности обеспечивается тем, что «всякое значение психологически может быть одновременно представлено как определенная точка (область) в пространствах предметов, операций и эмоций» [44, с. 29]. Большое значение в психосемантическом исследовании имеет понятие личностного смысла, которое определяется двумя способами: 1) через отношения, возникающие в деятельности, когда источником смысло-образования являются потребности и мотивы личности, опосредующие ее отношения с действительностью, и 2) в структуре сознания — как «значение значения», через особенности понимания и осознания субъектом окружающего мира. Эмпирически смысловые структуры описываются через связи данного значения с другими в сознании субъекта. Практически любой объект окружающего мира имплицитно связан с целой сетью актуализируемых с ним объектов, которые формируют вторичные смысловые эффекты. Познавая мир в ходе совместной деятельности и общения с другими людьми, каждый из нас строит свою модель мира. Условно ее можно представить в виде семантической сети, узлами которой служат понятия, образы и категории, а связи между ними отражают их взаимодействие между собой. Фиксируя связи одного значения с другими в сознании субъекта, можно получить эмпирическое описание семантических пространств как «совокупности определенным образом организованных признаков, описывающих и дифференцирующих объекты (значения) некоторой содержательной области» [34, с. 45]. Субъективные семантические пространства являются не только языком описания результатов традиционного психосемантического исследования, но и «модельным представлением категориальных структур индивидуального сознания» [там же, с. 40].

К психосемантическим методам относятся методы семантического дифференциала (СД), ассоциативного эксперимента, контекстной и семантической реконструкции текста, классификации (сортировки), клайк-анализа. Рассмотрим их.

Семантический дифференциал (СД) — метод многомерного шкалирования, разработанный американским психологом Ч. Осгудом и его коллегами в 1952 г. Представляет собой специально подобранный набор шкал-антонимов, обычно прилагательных («сильный-слабый», «хороший-плохой», «активный-пассивный» и т. п.), с помощью которого по заданной шкале от 0 до 3 баллов респондент оценивает предложенный исследователем стимул. Было показано, что оценки временно’го интервала в 1 секунду летчиками гражданской авиации демонстрируют переживание ими времени как напряженного объекта — в отличие от контрольной группы, в которую входили лица с гуманитарным образованием [2]. Использование семантического дифференциала включает сравнение индивидуальных и среднегрупповых профилей оценок, выделение групповых универсалий, факторной структуры оценки и др. [39].

Ассоциативный эксперимент — метод, позволяющий изучать спонтанное протекание процессов воспроизведения содержания сознания и подсознания для выявления аффективных комплексов, связанных с изучаемой областью. Суть эксперимента состоит в том, что испытуемому предъявляют слова (картинки, музыкальные фразы и пр.), в ответ на каждый стимул испытуемый должен произнести слово либо описать чувственные переживания, особенности психического состояния. Ассоциация — это связь между объектами или явлениями, основанная на субъективном опыте, но при этом зависящая от пола, возраста, образовательного уровня, профессии, культуры респондента. Интравербальные связи в пределах данной языковой группы носят довольно устойчивый характер. Однообразие проявляется еще в большей степени, если сравниваются ответы людей, принадлежащих к одной и той же профессиональной группе.

Метод контекстной и семантической реконструкции текста впервые был применен для изучения личности А. Пейном (1928) и А. Тендлером (1930). Суть метода заключается в восстановлении респондентом на свое усмотрение пропущенного фрагмента текста, что даст возможность изучать индивидуальные системы субъективных значений. Современные психолингвисты признают, что каждый языковой элемент обусловлен не только лингвистическими, но и психологическими закономерностями. Авторский текст, составленный специалистом в какой-либо профессиональной области, с одной стороны, является источником дополнительной информации о ней, а с другой — требует знания соответствующего профессиографического материала [1]. Данный метод имеет много общего с контент-анализом.

Метод классификации (сортировки), разработанный Дж. Миллером (1971), основан на допущении, что формы классификации соответствуют внутренним семантическим связям этого материала, складывающимся под влиянием личного опыта и культурного контекста.

В психологии труда накоплен значительный материал о влиянии профессии не только на психофизические характеристики восприятия, но и на глубинные личностные структуры, стиль общения, на приобретение особой «чувствительности» к ряду объектов [6; 10 и др.]. Профессиональная деятельность, являясь определенным фрагментом социального опыта, в процессе ее освоения становится объектом познавательной активности и связанных с ней эмоциональных переживаний и действий человека. Содержание этого опыта (включающее прежде всего общественно принятые значения, приписываемые явлениям, событиям, предметам, и смыслы, являющиеся их производными и несущие индивидуальность отражения) интериоризируется и становится формой и инструментом собственной активности субъекта. Таким образом, приобретаемый и накапливаемый опыт лежит в основе реорганизации личностных структур и отражается в субъективной семантике человека.

Метод «клайк-анализа» построен на предварительном выделении типичных профессиональных задач. Далее проводят субъективное шкалирование опытными профессионалами этих задач (собирают оценки степени их важности, трудности, эмоционального отношения к ним). При получении такого рода сведений от группы опытных профессионалов могут быть выявлены неслучайные, типичные для профессии и определенного уровня мастерства, структурные и содержательные иерархически упорядоченные составляющие профессионального опыта, его «склеенные» комплексы — «клайки» [8, с. 56−60].

Анализ биографий и автобиографий в изучении профессий

Если предметом исследования психолога являются профессиональные ценности, мотивы, варианты профессиональных карьер, динамика профессиональной идентичности человека по мере профессионализации, то полезным средством могут быть опубликованные биографии и автобиографии представителей изучаемых профессий. Кроме того, можно провести серию бесед с работающими профессионалами или людьми преклонного возраста, уже оставившими профессиональную деятельность. Чтобы собранный материал позволил сделать репрезентативные обобщения, которые отражали бы не только уникальную профессиональную судьбу респондента, но и нечто типичное для профессионального сообщества, важно продумать способ формирования выборки, программу беседы, способ фиксации материала и пути его обработки и интерпретации. Как минимум качественный содержательный текст беседы должен быть зафиксирован в протоколе с указанием данных респондента (они могут быть закодированы) и с выделением полей для заметок и возможного проведения содержательного анализа материала. Использование данного метода в психологии пропагандировалось Н. А Рыбниковым (1920). Метод биографий показал свою эффективность в исследовании кризисов профессионального развития [20].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой