Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Массовые коммуникации в глобализирующемся мире

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Политическая глобализация подразумевает растущую роль разнообразных международных организаций — как правительственных, так и неправительственных (профессиональных, экологических, благотворительных, правозащитных, религиозных и др.), в международных отношениях. Значимым субъектом международных отношений становятся и транснациональные корпорации. Таким образом, значение государств как основных… Читать ещё >

Массовые коммуникации в глобализирующемся мире (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сущность глобализации

Процесс глобализации, набирающий обороты на рубеже XX—XXI вв.еков, означает усиление связей и взаимозависимости между различными обществами, составляющими современную человеческую цивилизацию.

Ни одно современное общество не является сегодня самодостаточным и самодовлеющим — ни в экономическом, ни в политическом, ни в культурном плане. В результате глобализации мир впервые становится действительно единым.

Глобализация — процесс противоречивый. Для одних он означает расширение возможностей и перспектив, для других — увеличение рисков и ухудшение условий жизни. Глобализация затрагивает все стороны социальной жизни, поэтому можно говорить об экономической, политической и культурной глобализации.

Экономическая глобализация выражается в формировании единой глобальной экономики. Глобальная экономика складывается в результате «слияния национальных экономик в единую, общемировую систему, основанную на новой лёгкости перемещения капитала, на новой информационной открытости мира, на технологической революции, на приверженности развитых индустриальных стран либерализации движения товаров и капитала, на основе коммуникационного движения… новых видов транспорта, телекоммуникационных технологий»[1].

Главным двигателем глобальной экономики является развитие транснациональных корпораций. Транснациональные корпорации (ТНК) — это коммерческие организации, имеющие свои отделения в разных странах мира. Это могут быть и небольшие фирмы, и гигантские предприятия, включающие тысячи сотрудников и прибыль которых исчисляется миллиардами долларов.

Ещё в 1996 году более 400 транснациональных корпораций имели оборот более 10 млрд долларов.

На долю транснациональных корпораций сегодня приходится две трети всей международной торговли. Список транснациональных корпораций растёт, наиболее известными во всём мире являются Кока-Кола, Дженерал Моторе, Форд, Кодак, Мицубиси, IBM, Нестле, Тойота, Ниссан, Эксон, Юнилевер и др. Компания Юнилевер имеет около 500 подразделений в более чем 70 странах мира. Компания Эксон (американская по происхождению) 75% своих доходов получает вне США. В транснациональных корпорациях работает персонал самых разных национальностей. Назвать такие компании национальными можно лишь условно. Они — субъекты именно глобальной, а не национальной экономики, ограниченной государственными границами. Перенос производства на территорию других стран обусловлен множеством факторов: это и стремление к росту производства, использованию более дешёвой рабочей силы, минимизированию затрат на транспортные расходы, снижению налогов, расширению рынков и т. д.

Рост могущества ТНК делает их всё менее зависящими от контроля со стороны государственных структур. Напротив, государства, стремясь обеспечить приток инвестиций и рабочие места, склонны идти навстречу требованиям транснациональных корпораций, создавая для них благоприятные условия.

Глобализация экономики сопровождается становлением системы международного разделения труда. Выделяются страны и регионы, специализирующиеся на производстве разных типов продукции — сельскохозяйственной, промышленной, сырьевой, высокотехнологичной и т. д. С международным разделением труда, так же как с условиями международной торговли, связано глобальное неравенство между обществами, которое в процессе глобализации лишь углубляется. Э. Гидденс отмечает: «Рост доходов на протяжении XX в. привёл к их шестикратному увеличению у самой богатой четверти населения Земли и менее чем к трёхкратному, у самой бедной. Складывается впечатление, что глобализация ещё более резко обозначила эти тенденции, способствуя концентрации доходов, богатства и ресурсов в руках небольшого числа государств. Темпы роста и интеграции мировой экономики весьма велики. В сердце этого процесса находится растущая международная торговля: за период между 1990 и 1997 гг. её объём увеличился на 6,5%. Но лишь горстка развивающихся стран выиграла от этого, тогда как основная их масса „осталась за бортом“. …Исследования Всемирного банка показывают, что среди 93 развивающихся наций только 23 могут считаться „быстро интегрирующимися“ в мировую экономику. И есть опасность, что большинство стран из числа наиболее нуждающихся в росте национальной экономики будут отставать всё больше по мере развития глобализации»[2].

Глобализация экономики ужесточает конкуренцию. Слабые игроки всё менее могут рассчитывать на государственную поддержку и защиту, поскольку глобальная экономика ускользает из-под контроля отдельных национальных государств.

Глобальная экономика функционирует как единое целое в реальном времени. Это было бы невозможно без развития новых коммуникационных технологий, благодаря которым связь между разными точками земного шара осуществляется фактически мгновенно.

Политическая глобализация подразумевает растущую роль разнообразных международных организаций — как правительственных, так и неправительственных (профессиональных, экологических, благотворительных, правозащитных, религиозных и др.), в международных отношениях. Значимым субъектом международных отношений становятся и транснациональные корпорации. Таким образом, значение государств как основных субъектов международных отношений и международной политики несколько снижается. Некоторые исследователи полагают, что национальное государство может вообще исчезнуть в результате глобализационных процессов и его место займут иные политические структуры.

Культурная глобализация заключается в интенсификации культурного обмена между различными обществами. И, вероятно, именно культурная глобализация в наибольшей степени связана с деятельностью СМИ, хотя их роль велика и в экономической, и политической глобализации.

СМИ включены в процесс глобализации и как субъекты собственно экономической и культурной деятельности, и как информационный посредник, благодаря которому современное человечество всё более превращается в единое целое.

  • [1] Уткин А. И. Мировой порядок XXI века. — М.: Алгоритм, 2002. С. 37.
  • [2] Гидденс Э. Социология. — М: Едиториал УРСС, 2005. С. 72.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой