Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Технологии социальной работы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Технология (от греч. techne — искусство, мастерство, умение + logos — учение) — система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Первоначально определение технологии было ориентировано преимущественно на деятельность в производственной сфере, когда объектом технологии выступали природные материалы. В современном языке смысловое пространство понятия… Читать ещё >

Технологии социальной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Технология система предложенных наукой алгоритмов, процедур, способов и средств, применяемых в социальной практике, которые должны вести к заранее намеченным результатам деятельности, гарантировать получение продукции заданного количества и качества.

«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала»[1].

Технология (от греч. techne — искусство, мастерство, умение + logos — учение) — система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Первоначально определение технологии было ориентировано преимущественно на деятельность в производственной сфере, когда объектом технологии выступали природные материалы. В современном языке смысловое пространство понятия технологии значительно расширилось, и содержание понятия существенно обогатилось за счет включения в объект технологий социальных процессов [2].

Социальные технологии система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов[3].

Технология социальной работы:

  • 1) одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • 2) алгоритм деятельности, в результате которой достигается определенная социальная цель и преобразуется объект воздействия;
  • 3) целенаправленный процесс социального воздействия субъекта на объект.

Выработаны следующие необходимые условия технологизации практической деятельности в социальной сфере:

  • — объект воздействия должен обладать определенной степенью сложности, т. е. иметь признаки социальной системы;
  • — должны быть выделены элементы системы объекта социального воздействия, особенности его строения (структура) и функционирования;
  • — возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в виде конкретных операций, процедур, показателей;
  • — возможность воспроизводства и повторяемость операций, процедур или показателей в новых условиях.

Социальная работа как специфическая профессиональная деятельность и самостоятельная система научных знаний с собственным предметом исследования по всем параметрам отвечает указанным основным условиям технологизации.

Технологию социальной работы можно рассматривать в двух аспектах.

Во-первых, в широком плане — как систему теоретических знаний и практику, которая представляет собой организацию, алгоритм и всю совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы. Такой подход к технологическим проблемам характерен прежде всего для управленческих органов и организаторов реализации социальной политики на федеральном и региональном уровнях.

Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы. Этот подход к проблемам технологии социальной работы присущ, прежде всего, непосредственным организаторам социальной работы с клиентами социальных учреждений, с различными категориями населения по месту жительства или работы.

Выделяют три основных этапа разработки технологии социальной работы: теоретический, методический и процедурный. Их совокупность представляет собой систему:

  • теоретический связан с формулированием целевой установки, определением предмета технологизации, выделением структурных элементов и выявлением причинно-следственных связей и отношений, в которые включен объект социальной политики или клиент социальной работы;
  • методический характеризуется решением задач выбора источников, путей и способов получения информации о состоянии объекта социальной политики или клиента социальной работы, определения приемов и средств обработки и анализа этой информации и принципов трансформации выводов в конкретные рекомендации для преобразующей деятельности;
  • процедурный предполагает решение задач, связанных с организацией практической деятельности по апробации и устранению недостатков рекомендаций и с составлением алгоритма действий.

Содержание технологии социальной работы заключается в обосновании проекта, программы деятельности, определенного алгоритма и логической последовательности действий в процессе решения поставленных задач, стандарта или норматива предписанных процедурных действий, объективных критериев оценки организации, хода и результатов деятельности.

Технологию социальной работы характеризуют:

  • — динамичность, состоящая в постоянной смене содержания и форм работы специалиста с клиентом и в эвристическом характере деятельности;
  • — непрерывность, обусловленная необходимостью постоянно поддерживать непосредственную или опосредованную связь с клиентом и оказывать на него влияние;
  • — цикличность, проявляющаяся в стереотипном, устойчивом повторении этапов, стадий и процедур при работе с клиентами;
  • — дискретность технологического процесса, которая заключается в неравномерности воздействия на клиентов с момента определения цели до исполнения решения.

Таким образом, технология социальной работы отражает ее прикладной, практический аспект.

Классификация технологий достаточно обширна и основана на разнице подходов к различным компонентам: субъекту, объекту, управлению, цели и содержанию, средствам социальной работы и т. д.

Проанализируем две основные группы технологий социальной работы.

  • 1. Универсальные, «сквозные» (базовые, общие) — технологии, которые могут применяться в социальной работе с любым клиентом, семьей, группой, категорией, общностью:
    • — технология социальной реабилитации;
    • — технология социального консультирования;
    • — технология социальной профилактики;
    • — технология социальной адаптации;
    • — технология социального обслуживания;
    • — технология социальной диагностики;
    • — технология опеки и попечительства;
    • — социальное страхование;
    • — социальное обеспечение.
  • 2. Конкретные (частные) технологии взаимодействия с определенной категорией клиентов (с пожилыми людьми, инвалидами, мигрантами, безработными, молодежью, одинокими людьми, лицами БОМЖ, семьями, несовершеннолетними и т. д.). В этой достаточно обширной группе можно выделить подгруппы. Например, конкретная технология работы с семьей может включать в себя технологию работы с неблагополучной семьей или технологию работы с молодой семьей и т. д.

Структура технологии социальной работы приведена ниже.

  • 1. Диагностический блок — выявление и учет на подведомственной территории групп, семей и отдельных граждан, относящихся к категории социального риска, сбор и изучение информации о клиенте (-ах), о динамике социальных процессов, из анализ, постановка социального диагноза, в котором уточняется степень «социальной недостаточности» клиента (-ов), определяется уровень нуждаемости в различных видах и формах социальной поддержки, помощи, социальном обслуживании, формулируется социальная проблема.
  • 2. Целевой блок — постановка цели (-ей) взаимодействия с клиентом или решения социальной проблемы в соответствии с социальным диагнозом, прогнозирование изменений, результата. Формулировка задач деятельности, их ранжирование, форм, методов, способов социальной работы, которые приведут к достижению цели, получению ожидаемых результатов.
  • 3. Блок управления технологическим процессом — разработка плана, алгоритма действий по решению проблем клиента, социальной проблемы (возможно, в форме проекта), определение видов и сроков контроля за деятельностью сотрудников, продумывание вариантов в случае корректировки алгоритма, возможных рисков, корректировка деятельности, мотивации коллектива (специалиста), назначение координатора или координирующего органа, формирование межведомственных и междисциплинарных групп, комиссий, мобильных команд, разработка и заключение необходимых договоров и соглашений, проведение информационных и рекламных кампаний и т. д.).
  • 4. Функциональный блок — осуществление конкретных действий по решению проблем (-ы) клиента, социальной проблемы в соответствии с разработанным алгоритмом, планом, программой.
  • 5. Блок обратной связи — наличие возможности показать результат, промежуточный или итоговый (например, это может быть контрольный патронаж, экспертная оценка работы, текущие диагностические тесты, анализ, отзывы клиента (-ов), конференции, круглые столы и т. д.).
  • 6. Обеспечивающий блок — непременное условие как разработки, так и функционирования технологии социальной работы. Он включает в себя следующие обязательные элементы обеспечения:
    • — методического: методическая литература, рекомендации, диагностические методики, тесты, опросники, анкеты, формы учетно-отчетной документации, образцы разработанных технологий социальной работы, методик социологических исследований и т. д.;
    • — кадрового: наличие профессионально подготовленных специалистов, имеющих возможность комплексно подойти к решению социальных проблем клиента (-ов), возможность привлечения к совместной работе специалистов других ведомств, социальных институтов;

информационного: владение информацией о социальной ситуации, возможность запроса и получения полной и объективной информации, необходимой для постановки социального диагноза (например, из правоохранительных или административных органов, учреждений здравоохранения и т. п.), для планирования и выполнения работы; возможность информировать сообщество об аспектах социальной работы, социальных проблемах и способах их решения через СМИ;

  • — материально-технического: наличие необходимых оснащенных помещений, оборудования, транспорта, компьютерных программ, множительной техники, доступа к компьютерной сети и т. д.;
  • — нормативно-правового: наличие нормативов, стандартов, документации, правил, инструкций, положений, законодательных актов, регламентирующей деятельность специалистов, социальных структур.

Дадим краткую характеристику некоторых базовых технологий.

Социальная диагностика — анализ состояния социальных объектов и процессов, выявление проблем их функционирования; суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всех его сложностях и многообразии, включая и медицинские аспекты.

Цель социальной диагностики — получение полной и объективной информации о клиенте, систематизация полученной информации, ее оформление для дальнейшего использования. Технология социальной диагностики предполагает способность специалиста, но социальной работе распознавать личностные ресурсы клиента и резервные возможности социального окружения, обеспечивающие самостоятельное достижение успехов в отношениях с людьми, самореализации в различных сферах (профессиональной, межличностном общении и т. д.) как при благоприятных условиях, так и при возникновении сложных ситуаций.

Структура технологического процесса социальной диагностики (на примере семьи):

  • 1) появление социальной проблемы;
  • 2) запрос клиента или сообщение его близких, соседей, заявление сотрудника органа охраны порядка, педагога и т. д.;
  • 3) сбор и анализ информации общего характера, подтверждающей наличие семейных проблем;
  • 4) контакт с семьей, вхождение в семью;
  • 5) сбор специальной информации;
  • 6) постановка социального диагноза;
  • 7) оценка эффективности социальной диагностики.

Для организации работы специалисту необходимо осуществить сбор определенной информации. На этапе сбора первичной информации и специальной информации для ее проверки, объективности и полноты специалист по социальной работе активизирует межведомственные связи.

Информация общего характера: адрес проживания и регистрации, состав семьи: Ф.И.О. родителей и детей, их возраст, национальность; сведения из учреждений, свидетельствующие о неблагополучии семьи, например из Комиссии по делам несовершеннолетних, школы, поликлиники и т. д.

Специальная информация: позволяет более глубоко и объективно оценить состояние семейных проблем, выявить их причины, спланировать работу по оказанию адресной социальной помощи и поддержки конкретной семье.

К основным методам сбора социальной информации относятся официальный запрос, интервью, беседа, анкетирование, выход в семью, наблюдение.

Социальное консультирование. Одно из направлений профессиональной деятельности, в ходе которого специалист по социальной работе помогает клиенту понять суть его трудной жизненной ситуации и предлагает различные варианты ее решения. Целью консультирования является оказание помощи клиенту в осознании заявленной проблемы, поиске альтернативных вариантов ее решения (рис. 4.11).

Виды консультирования в социальной работе.

Рис. 4.11. Виды консультирования в социальной работе.

Консультант должен профессионально владеть приемами пассивного и активного слушания. Они позволяют точно понимать предоставляемую информацию, а у клиента формируют уверенность в том, что он услышан и понят (рис. 4.12).

Технология социального консультирования.

Рис. 4.12. Технология социального консультирования.

Продолжительность одной консультации варьирует от 1 до 1,5 ч. Не следует делать перерывы во время консультации. Соблюдение технологических этапов социального консультирования еще не дает полной гарантии успешности процесса. Консультанту необходимо обратить внимание как на собственную подготовку, так и на организационные моменты встречи с клиентом.

Технология социальной реабилитации. Комплекс профессиональных (педагогических, медицинских, правозащитных и психологических) мер, направленных на восстановление способности клиента к жизнедеятельности в социальной среде, социального статуса и выхода на самообеспечение. Кроме того, социальная реабилитация направлена на восстановление самой социальной среды, условий жизнедеятельности клиента, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.

Комплексная реабилитация предполагает реализацию мероприятий в различных направлениях (рис. 4.13).

Направления комплексной реабилитации.

Рис. 4.13. Направления комплексной реабилитации.

Социальная реабилитация подразумевает комплексный подход к разрешению возникшей проблемной ситуации, междисциплинарное взаимодействие социальных работников, включение в процесс реабилитации специалистов других ведомств и организаций.

Междисциплинарная команда — небольшая группа людей с дополняющими друг друга навыками, объединенных одной целью, общими задачами, для реализации которых команда поддерживает внутри себя взаимную коллективную ответственность за результативность проведенных мероприятий.

Взаимодействие позволяет более эффективно использовать ресурсы всех учреждений, организаций и ведомств, исключить возможность дублирования в работе, создать такую систему единых технологий помощи и поддержки клиента, которая даст наибольшую отдачу от использования возможностей каждой из структур.

Куратором — координатором деятельности междисциплинарной команды может быть специалист по социальной работе, который совместно со специалистами, участвующими в осуществлении индивидуальной реабилитации клиента, на общих встречах — консилиумах осуществляет анализ и дает оценку проведенных реабилитационных мероприятий, проводит корректировку плана дальнейших действий по выводу из ситуации неблагополучия. Клиенты могут встречаться как с командой в целом, так и с отдельными ее представителями (специалистами).

Технология социальной профилактики (от греч. prophylaktikos — предохранительный, предупредительный). Научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, комплекс мер, направленных на предупреждение неблагоприятных, негативных явлений, событий, ситуаций, социальных проблем, устранение причин, способных вызвать те или иные нежелательные социальные последствия; сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутреннего потенциала.

Социальная профилактика носит превентивный (пропедевтический) характер, предусматривает решение еще не возникших социальных проблем, но прогнозируемых. Цель профилактики — предвидеть, предупредить негативные социальные проблемы и патологии в жизни всех людей, особенно входящих в группы повышенного риска. Первичные профилактические мероприятия должны быть обращены ко всему населению, и прежде всего к социально уязвимым его категориям, еще не вступившим в полосу предсказуемого жизненного кризиса или предсказуемых проблем, но находящимся к ним в опасной близости. Именно поэтому она предполагает сотрудничество всех структур, принимающих в ней участие, разработку комплекса социальных мер воздействия (экономических, организационных, управленческих, правовых, культурно-воспитательных и пр.), которые должны стать частью плана (программы) экономического и социального развития региона, отрасли, территории. Только в этом случае возможны реализация профилактической социальной работы и решение ряда вопросов социально-экономического, организационно-управленческого, педагогического, психологического, нормативно-правового, финансового, материального и кадрового обеспечения, создание основы для взаимодействия всех участников профилактики, увязка и согласованность их действий.

Социальная профилактика рассматривается на трех уровнях:

  • первичная — комплекс мероприятий на предупреждение еще не возникшей социальной (личностной) проблемы;
  • вторичная — комплекс мероприятий, направленных на реабилитацию и социальную адаптацию лиц, уже имеющих негативный социальный опыт («группы риска»);
  • третичная (терциалъная) — комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию лиц, имеющих выраженные социальные проблемы, наличие трудной жизненной ситуации, либо предупреждение рецидива социальной (личностной) проблемы.

Социальный патронаж. Социальная технология, предполагающая постоянное социальное сопровождение семьи и детей, попавших в особо трудную, кризисную ситуацию, с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, а также позволяет устанавливать и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации и оказывая незамедлительную помощь.

Смысл патронажа состоит не в том, чтобы, вмешавшись в ситуацию, часто без запроса со стороны самой семьи, бесстрастно указывать, как следует поступать, а в том, чтобы организовать и реализовать сотрудничество с ней, направленное на самопознание ее членов, т. е. сделать все возможное для создания оптимальных условий, позволяющих членам семьи со временем самостоятельно справиться со своими жизненными трудностями и проблемами и постепенно перейти к полноценной жизни.

Диагностические цели социального патронажа предполагают ознакомление с условиями жизни семьи, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций в семье.

Контрольные цели включают в себя оценку состояния семьи и ребенка, динамику проблем в семье (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.

Адаптационно-реабилитационные цели направлены на оказание семье конкретной образовательной, посреднической, материальной, юридической и психологической помощи.

Социальный патронаж может быть установлен по отношению к семье, переживающей:

  • 1) кризисную ситуацию (смерть близкого человека, развод и т. д.);
  • 2) трудную жизненную ситуацию (психологические проблемы, потеря работы, хроническая болезнь, инвалидность и т. д.);
  • 3) социально опасное положение (алкоголизм, наркомания, насилие в семье, бродяжничество и т. п.).

Решение о постановке семьи на социальный патронаж принимается либо организацией, осуществляющей патронажный контроль, либо межведомственной комиссией, которой должны осуществляться и функции контроля.

Координирующей фигурой в проведении патронажа может быть социальный работник или представитель межведомственной комиссии, принявшей решение о постановке семьи на патронаж, который при необходимости вносит коррективы в планы работы с семьей. Сроки проведения патронажа определяются степенью выполнения поставленных задач в работе с каждой конкретной семьей, получением результата.

Решение о постановке семьи на патронаж должно быть обоснованным и вызванным реальной необходимостью. С данным решением не стоит спешить, поскольку, возможно, семье достаточно оказание консультационных услуг и мер социальной поддержки или проведения отдельных профилактических реабилитационных мероприятий[4].

К видам социального патронажа относят:

  • • медико-социальный патронаж;
  • • социально-психологический патронаж;
  • • социально-педагогический патронаж;
  • • собственно социальный патронаж.

Медико-социальный патронаж действует в отношении больных и физически неполноценных членов семьи, в том числе детей-инвалидов, нуждающихся в систематическом и повседневном уходе. Он включает в себя доставку лекарств и медикаментов, измерение кровяного давления, ночное дежурство, предоставление гигиенических услуг, доставку продуктов, уборку, умывание и т. д., т. е. все то, в чем человек, не способный к самообслуживанию, нуждается в связи с тем состоянием, в котором он находится на данный момент.

Социально-психологический патронаж реализуется в различных формах длительно оказываемой психологической и социальной помощи человеку, находящемуся в состоянии социально-психологической дезадаптации и эмоционального напряжения, переживающему кризис или стресс, испытывающему затруднения в разрешении конфликтной ситуации.

Социально-педагогический патронаж включает в себя всестороннюю и действенную помощь родителям и детям, попавшим в особо трудное положение. Цель социально-педагогического патронажа: повышение педагогической компетенции родителей, формирование у них положительной мотивации на выход из кризисной ситуации, восстановление детско-родительских отношений, изменение самосознания родителей и детей, отношения к себе и к окружающим, формирование чувства ответственности, т. е. социальной позиции, способствующей их нормальному человеческому развитию.

Собственно социальный патронаж семьи и детей включает в себя следующие действия:

  • • посещение семьи, изучение и прояснение ситуации, произошедшей с семьей;
  • • оказание конкретной (при необходимости — оперативной и экстренной) социальной помощи и поддержки, направленных на решение кризисных проблем;
  • • оказание услуг профилактического характера, имеющих своей целью не только удовлетворение потребностей членов семьи, но и стабилизацию благоприятных перемен и закрепление успехов, а также уменьшение или устранение факторов риска (через обучение, побуждение, посредничество и нр.);
  • • объединение усилий специалистов патронажной службы для решения проблем семьи;
  • • оказание услуг социально-правового характера (юридические консультации, оказание помощи в восстановлении утраченных документов и т. д.), предоставление услуг социально-экономического характера (материальная помощь: выделение единовременного пособия, продуктов питания, одежды, путевок на санаторно-курортное лечение, организация летнего отдыха, досуга для несовершеннолетних и т. п.).

В зависимости от степени разрешения ситуации, сложившейся в семье, социальный патронаж может быть:

  • — экстренным, например патронаж семьи в ситуациях, требующих срочного вмешательства;
  • — основным (текущим или регулярным) — патронаж в условиях уличной работы с беспризорными детьми и подростками, патронаж неблагополучной семьи, состоящей на учете у специалиста;
  • — контрольным — патронаж семьи только с контрольной целью, патронаж замещающей семьи (приемной, опекунской (попечительской), патронатной, семейной воспитательной группы (СВГ)) в условиях временного проживания ребенка.

Для социальной работы особую значимость приобретает необходимость соблюдения процедур применения всего спектра социальных технологий.

  • [1] 2 Беспалько В. II. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. С. 27.
  • [2] См.: Технология социальной работы: учеб, пособие для студентов вузов / иод рсд.И. Г. Зайнышсва. М.: ВЛАДОС, 2002. С. 6.
  • [3] См.: Технология социальной работы. С. 8.
  • [4] URL: http://edu.family72.ru/
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой