Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие малого предпринимательства как фактор решения проблем занятости населения Республики Северная Осетия-Алания: Социологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В странах с рыночной экономикой доля занятых в секторе малого бизнеса всегда была традиционно высокой, поэтому занятость населения во многом определялась функционированием малых фирм — их крупномасштабное разорение могло привести к резкому росту безработицы в масштабах всей экономики. По этой причине при индустриальной модели экономического роста Правительства этих развитых стран с рыночной… Читать ещё >

Содержание

Данная работа посвящена исследованию необходимости поддержки функционирования и развития малого предпринимательства как одного из факторов занятости населения. Переход от центрально-плановой экономики к рыночной экономике закономерно привел к появлению безработицы в России, уровень которой неуклонно растет. Все более реальные очертания приобретает массовая безработица. Исключение большого числа людей с производительного труда чревато тяжелыми социально-экономическими последствиями. В то же время борьба с безработицей любыми средствами может обернуться падением производительности труда, возникновением гиперинфляции, резким сокращением объемов инвестиций, что, в конечном итоге, может привести к ускоренному росту безработицы. Обострение проблем занятости делает актуальным разностороннее изучение эффективных способов борьбы с безработицей. В этой связи интересен опыт развитыхн с рыночной экономикой, переживающих трудности перехода к инновационной модели экономического роста в середине 70-х начале 80-х годов. Одним из примечательных явлений того периода было успешное функционирование малых фирм на фоне трудностей крупных корпораций и потери ими рабочих мест, что способствовало увеличению числа занятых в секторе малого бизнеса. Назрела необходимость пересмотра взгляда на роль малого бизнеса в экономике. Малое предпринимательство восприимчиво к новым идеям- быстрее, чем средние и крупные предприятия подстраиваются под изменения внешней среды- способно активно переключаться на разработку, апробацию и производство новой продукции. Темпы роста на освоение новых типов изделий или услуг у малых предприятий на 30% выше, а эффективность работы (при существенно меньших затратах) — выше в 6−8 раз. Текущая же экономическая ситуация в России показывает, что уровень безработицы среди трудоспособного населения имеет тенденцию к росту. Это объясняется социальной напряженностью, психологической неудовлетворенностью трудоспособного населения, сокращением крупными предприятиями рабочих мест.

Поощрение малого бизнеса, создающего новые рабочие места, стало рассматриваться в качестве одного из эффективных способов борьбы с безработицей.

Может ли малый российский бизнес сыграть положительную роль в решении проблем занятости? Необходимо ли его поддерживать? Актуальность проблемы теоретической разработки новых подходов в социальном механизме эффективного решения проблем занятости через стимулирование развития малого предпринимательства в сочетании с недостаточным уровнем ее научной разработанности и обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы.

Проблемам занятости населения в России уделяется значительное внимание в отечественной экономической литературе. Исследованиями в этой области занимались Н. Вечканов, А. Дадашев, Б. Еремин, В. Костаков, А. Котляр, И. Маслова, Г. Романенкова, П. Саруханов, Л. Сосновская и др. Проблемам малого бизнеса посвящены труды В. Афанасьевых, Л. Бабаевой, А. Блинова, Л. Ривенко, А. Зайченко, П. Мягкого, Б. Ичитовкина, В. Рамзеса и Разумновой, А. Ткаченко и др. В опубликованных работах изучается специфика малых фирм, исследуется эффективность производства малых фирм, их вклад в научно-технический прогресс, рассматривается государственная поддержка малого бизнеса. Существующие теоретические подходы к разработке нового действенного механизма развития малого предпринимательства в контексте решения проблем занятости носят чаще точечный, фрагментарный характер. Отметим монографию А. Н. Ткаченко (1985 год), в которой выделена глава, посвященная социальным аспектам деятельности малых фирм в развитых странах с рыночной экономикой. По данной проблеме в России пионерной является коллективная монография В. Плаксих, А. Блинова, А. Бабича, А. Бусыгина (1993год), посвященная становлению предпринимательства и политики занятости. В зарубежной экономической литературе изучению роли малого бизнеса в решении проблем занятости посвящены работы В. Кирчхоффа, С. Брауна, Л. Джонсона, Г. Ловмена, Д. Медоффа У.Сенгербергера Д. Штури, Д. Хамильтона и др. Из вышеизложенного можно заключить, что выбранная тема настоящего исследования является актуальной для современного состояния российской экономики и недостаточно разработанной.

Объектом исследования является сфера малого предпринимательства Республики Северная Осетия — Алания.

Предметом исследования является совокупность связей и социальных отношений в малом предпринимательстве, выступающих как фактор решения проблем занятости населения в Республике Северная Осетия — Алания.

Цель исследования.

Исследовать необходимость развития малого бизнеса в России с точки зрения занятости населения и оценить его настоящий и будущий вклад в борьбу с безработицей, основываясь на опыте развитых стран с рыночной экономикой, учитывая специфику российской экономики.

Поставленная цель предопределила и основные задачи исследования.

Основные задачи исследования-

— обобщить многообразие методологических подходов к изучению рынка труда, оценка их с точки зрения применения в исследованиях по проблеме занятости-

— проанализировать структуру и динамику численности населения как основу предложения рабочей силы в конкретном регионе — Республике Северная Осетия -Алания-

— рассмотреть специфику малого бизнеса и определить роль малых предприятий в решении проблем занятости в развитых странах с рыночной экономикой в переходный период-

— определить проблемы занятости в России, в решении которых малый бизнес может сыграть положительную роль-

— обобщить данные, полученные в ходе полевого исследования и определить спектр проблем малого предпринимательства-

— обосновать необходимость проведения политики государственного стимулирования малого бизнеса как одного из направлений решения проблем занятости населения в Республике Северная Осетия — Алания.

Методологическая база исследования.

Исследование опирается на категориальный аппарат политической экономии как методологический инструментарий на труды российских и зарубежных экономистов- нормативные акты и документы, характеризующие практику организации малого предпринимательства. В ходе анализа использованы диалектический метод, системный подход, методы сравнений, обобщений и аналогий, анализ статистических данных и научных публикаций.

Эмпирическую базу работы составили данные Госкомстата- полевого исследования по проблеме занятости в сфере малого предпринимательства, проведенного на базе Центра Социологических исследований Института социально-политических исследований РАН РСО-А-. положения основ законодательства РСО-А и Конвенции МОТ по вопросам регулирования отношений на рынке труда- теоретические концепции МБТ МОТ по проблемам занятости, а также обширный статистический материал.

Методы исследования основаны на теоретическом анализе и обобщении социологической и экономической литературы по проблеме. Проведён вторичный анализ наличного банка эмпирических данных, а также контент-анализ программ по развитию малого бизнеса. Разработана методика экспертного опроса.

Научная новизна исследования заключается в следующих аспектах: теоретически обобщена роль малого бизнеса в решении проблем занятости в странах с развитой рыночной экономикой в переходный период- выдвинуто теоретическое положение о государственной поддержке малого бизнеса, определяемой значительной долей занятого населения- исследованы проблемы и динамика развития малого бизнеса в России и Республики Северная Осетия-Алания- определена роль малого бизнеса в смягчении негативных последствий скрытой безработицы в результате активного использования малыми предприятиями гибких условий найма- аргументирована необходимость развития малого бизнеса в республике с точки зрения занятости, определяемая возможностью экстенсивного развития малых предприятий, производящих потребительские товары и услуги.

Практическая значимость работы.

Основные результаты исследований докладывались на научно-методических заседаниях Научного центра социологических исследований РСО-А, 7 использовались при подготовке аналитических документов и рекомендаций для органов государственной власти и управления, а также в научно-публицистических статьях.

Отдельные положения могут быть использованы на курсах социологии, общей экономической теории, производства, экономики, домохозяйства, при изучении вопросов по малому бизнесу.

Сформулированные в работе

выводы и предложения также могут быть использованы в целях развития рыночной инфраструктуры, формирования соответствующего социально-экономического климата, способствующего решению проблем занятости и т. д.

Выдвинутая в работе гипотеза может стать основой при формировании социально-экономической концепции эффективного решения проблем занятости населения через стимулирование малого предпринимательства.

Развитие малого предпринимательства как фактор решения проблем занятости населения Республики Северная Осетия-Алания: Социологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении представим основные выводы, к которым мы пришли, исходя из целей и задач данного исследования.

В странах с рыночной экономикой доля занятых в секторе малого бизнеса всегда была традиционно высокой, поэтому занятость населения во многом определялась функционированием малых фирм — их крупномасштабное разорение могло привести к резкому росту безработицы в масштабах всей экономики. По этой причине при индустриальной модели экономического роста Правительства этих развитых стран с рыночной экономикой, поощряя процесс концентрации централизации производства, одновременно оказывали поддержку действующим малым фирмам. Однако индустриальная модель экономического роста предоставляла ограниченный ряд возможностей для успешной деятельности малых предприятий, что вело к неуклонному сокращению числа занятых в секторе малого бизнеса и, следовательно, уменьшению значения малого бизнеса с точки зрения занятости.

Впервые за многие десятилетия падение доли занятых в секторе малого бизнеса сменилось увеличением, чему способствовал переход к инновационной модели экономического роста в развитых странах с рыночной экономикой. В новых условиях малые предприятия получили большой потенциал возможностей для реализации своих потенциальных преимуществ и сокращения потенциальных недостатков. Главным преимуществом малых предприятий является их высокая степень гибкости, главным недостатком — ограниченный доступ к ресурсам (финансовым, трудовым, информационным и т. д.). С одной стороны, выросшая неустойчивость рынков, растущая диверсификация потребительского спроса, государственное дерегулирование позволили малым предприятиям полнее реализовать преимущества в гибкости. С другой стороны, миниатюризация технологий, развитие систем поддержки малых фирм уменьшают проблемы нехватки ресурсов.

Для того, чтобы правильно оценить роль малого бизнеса в решении проблем занятости в развитых странах с рыночной экономикой при переходе к инновационной модели экономического роста наряду с показателем доли занятых в секторе малого бизнеса необходимо учитывать способность малых предприятий к созданию новых рабочих мест, а также условия труда в секторе малого бизнеса. Изучение исследований, проведенных учеными разных стран, дает основание говорить о том, что малые предприятия не обладают существенно большей возможностью к созданию новых рабочих мест. По всей видимости, способность к созданию новых рабочих мест в большей степени зависит не от размеров предприятий, а от их возраста. Условия труда на малых предприятиях хуже, чем крупных. Исследования показывают, что вне зависимости от квалификации работников в секторе малого бизнеса в целом ниже средняя заработная плата, меньше размер премиальных выплат, выше продолжительность рабочей недели, гораздо слабее система социальных льгот, по сравнению с крупными предприятиями. В пользу работы на малых предприятиях можно привести три аргумента: во-первых, некоторых людей устраивает заорганизованный трудовой процесс крупных предприятийво-вторых, в некоторых случаях работа на малых предприятиях представляет собой единственную альтернативу безработицев-третьих, верхний уровень на малых предприятиях может быть выше, чем на крупных, что создает хороший стимул для работников. Таким образом, в настоящее время нет достаточных оснований утверждать, что увеличение доли занятых в секторе малого бизнеса представляет собой исключительно положительное явление. Все зависит от конкретных экономических условий, в которых происходит увеличение сектора малого бизнеса.

Одно из важнейших положительных влияний малого бизнеса на занятость проистекает из его контрцикличности бизнес-циклу. Эмпирические данные показывают, что доля занятых в секторе малого бизнеса подвержена росту в периоды экономического кризиса. Данный феномен происходит из-за того, что малые предприятия, имеющие меньшие нормативные требования в области трудовых отношений и не испытывающие сильного влияния профсоюзов, могут нанимать на временную работу с неполным рабочим днем, с выплатой более низкой заработной платы работников, уволенных с крупных предприятий, для которых данная работа представляет собой единственную альтернативу безработице. По этим же причинам малые предприятия в период экономического кризиса могут лучше сохранять уже имеющиеся рабочие места. Кроме того, уволенные в период кризиса работники могут сами создавать мелкие фирмы. Таким образом, малый бизнес значительно смягчает остроту проблем занятости в период экономического кризиса.

Основной вклад малых предприятий в решение проблем занятости состоит в том, что они, обладая большей гибкостью и меньшей зарегламентированностью, существенно повысили гибкость рынка труда и смягчали остроту проблем занятости во время структурной перестройки и экономического кризиса.

Формирование сектора малого бизнеса в России происходит за счет приватизации малых государственных предприятий, децентрализации крупных предприятий, создания новых частных предприятий. Создание обширного сектора малого бизнеса возможно за счет создания новых частных предприятий. Приватизации малых государственных предприятий явно недостаточно, поскольку российская экономика отличалась высокой концентрацией производства и доля малых предприятий была низкой. Возникновение малых предприятий путем децентрализации ограниченно спецификой строения крупных предприятий, которые изначально создавались как единое целое. Поэтому этот способ возможен только после тщательного технико-экономического обоснования в каждом конкретном случае.

Проведенный анализ статистических данных по малому предпринимательству показал, что торговля и общественное питание, финансовые услуги, транспорт являются наиболее выгодными видами деятельности для малых предприятий. Довольно устойчивое положение занимает малые строительные предприятия. В самом худшем положении находится жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание, наука и научное обслуживание. В настоящий момент наиболее привлекательными для мелкого производства являются те сферы, которые не требуют больших капиталовложений и где происходит быстрый оборот капитала. Современные экономические условия чрезвычайно затрудняют деятельность малых предприятий, занимающихся производством. Высокий темп инфляции, рост процентных ставок, отсутствие долгосрочных кредитов, слабость налоговых льгот для производителей приводят к тому, что производить продукцию с длительным производственным циклом становится неэффективно. Определенные важности развития малого бизнеса с точки зрения занятости необходимо проводить, отталкиваясь, прежде всего от специфики современного российского рынка труда, проявляющейся в высокой скрытой безработице, угрозе массовой открытой безработицы, искаженной структуре занятости по отраслям.

Переходный характер российской экономики и отсутствие полноценно действующих рыночных механизмов ведет к тому, что внутризаводская безработица продолжает сохраняться уже после разрушения центрально-плановой экономики. В ряде случаев она принимает формы скрытой безработицы, по сути таковой не являясь. Отношение к внутризаводской безработице должно быть однозначно негативным. Оценка скрытой безработицы должна определяться из конкретной экономической ситуации.

Рост скрытой безработицы в наших условиях не может рассматриваться как исключительно негативное явление. Формирование темпов роста открытой безработицы при отсутствии полноценной и эффективно действующей инфраструктуры рынка труда, создание которой только происходит, чревато глубокими социально-экономическими последствиями и не может представлять собой рациональную политику в области занятости. Используемая предприятиями частичная занятость (одна из форм проявления скрытой безработицы) в условиях общего спада производства позволяет им сохранить костяк трудового коллектива, представленный квалифицированными и опытными работниками, а также сократить издержки, связанные с увольнением.

Высокая скрытая безработица повышает роль малых российских предприятий. Как показывает статистика, малые российские предприятия активно используют гибкие формы организации трудовых процессов. Число совместителей и работающих по договору примерно равно числу постоянно работающих. С учетом этого можно говорить о том, что малый бизнес вносит значительный вклад в смягчение скрытой безработицы, предоставляя охваченных ею работникам возможности получения дополнительного заработка.

Переход к рыночной экономике приводит к расширению отраслей, производящих потребительские товары и услуги. Развитие этих отраслей в науке России имеет огромный потенциал экстенсивного роста, который будет появляться в открытии новых предприятий и привлечении дополнительной рабочей силы. Традиционно в этих отраслях велика доля малых предприятий. Именно малые предприятия, обладающие сжатым сроком окупаемости затрат, низким уровнем капиталовложений и коротким пуско-наладочным периодом, способны не только быстро насытить потребительский рынок товарами и услугами, но и привлечь значительную часть высвобождаемых работников, на наш взгляд поощрение малых предприятий, производящих потребительские товары и услуги, является одним из наиболее эффективных способов борьбы с безработицей.

Малый российский бизнес нуждается в серьезной государственной поддержке, которая должна выражаться не только в предоставлении налоговых льгот, но и в создании целой инфраструктуры, поощряющей малые предприятия к самовоспроизводству и саморазвитию.

Мотивационные и организационные механизмы, применяемые сегодня в малом предпринимательстве, не создают необходимого эффекта, нужны дополнительные меры по оживлению малого предпринимательства а, следовательно, более глубокие исследования проблем малого предпринимательства. Выход из этого видится в существенной активизации идеологии малого предпринимательства, как важнейшего инструмента снижения социальной напряженности среди населения через самозанятость, как ключевого фактора процесса стабилизации и «локомотива» реализации ожидаемых населением экономических и социальных реформ.

Результаты социологического исследования позволяют сделать следующие краткие выводы.

1. Малое предпринимательство является существенным фактором социально-экономического развития, способным оказать заметное влияние на проблему занятости населения республики. Перемены последних лет постепенно способствуют выводу малого предпринимательства из кризисного состояния и детерминируют его связь с показателями занятости населения.

2. Ответы предпринимателей показывают, что в республике сложился устойчивый слой специалистов в сфере предпринимательства, обладающих высоким образованием, накопившим опыт и добившихся определенных успехов.

3. Малое предпринимательство можно рассматривать как фактор решения проблемы занятости населения республики. При рассмотрении данной проблемы необходимо учитывать, что базовые решения многих задач развития самого малого предпринимательства и непосредственно занятости населения объективно находятся за пределами возможностей Республики Северная Осетия-Алания и выходят на федеральный уровень.

4. Малое предпринимательство оказывает влияние на проблему занятости непосредственно, напрямую, вовлекая в свою сферу все большее число людей. Это обстоятельство отражено в потребностях малых предприятий в квалифицированном персонале, в увеличении численности для обеспечения экономического роста.

5. Малое предпринимательство оказывает косвенное воздействие на решение проблем занятости населения, способствуя возникновению все новых потребностей и возможностей для создания рабочих мест в различных отраслях экономики.

Проведенное социологическое исследование не претендует на всеохватность и не способно выявить все тенденции и закономерности, происходящие в сфере предпринимательства и занятости. Более того, результаты исследования задают новые вопросы, которые требуют дополнительных исследований.

По результатам настоящего исследования можно сформулировать следующие предложения.

1. Поддерживая малое предпринимательство можно и прямо и косвенно влиять на ситуацию с занятостью населения. В этой связи необходима действенная комплексная программа развития малого предпринимательства в республике.

2. Развитие предпринимательства в целом (не только малого) требует формирования новой структуры и функций государственного аппарата, наиболее адекватно отвечающего требованиям современного периода, на основе рациональной численности, профессионализма и динамичности. Очевидно, что эпоха «анархического управления» прошла и для быстрейшего выхода из кризиса необходима консолидация всех здоровых сил общества и прагматизм в действиях. От аппарата управления население и предприниматели ждут жестких и решительных акций по наведению элементарного порядка в правительственных структурах, в экономике, правоохранительных органах, а также в предпринимательском секторе.

3. Превращение министерств в штабы особого рода, наделенные широкими полномочиями и являющимися центрами созидания и развития. Необходимо обеспечить переход от преимущественно запретительно-разрешительных функций министерств и должностных лиц на функции, связанные с генерированием и восприимчивостью инноваций, координирующие деятельность, обеспечивающие и помогающие развитию экономики, созданию новых рабочих мест. Это требует кардинального изменения деятельности всех структур управления, привлечения руководителей и специалистов, умеющих взаимодействовать с различными категориями предпринимателей и населения, способных находить и создавать новые возможности социально-экономического и культурного роста.

4. Необходимо обеспечить использование современных технологий управления, основанных на высоком профессионализме персонала, стратегическом и инновационном менеджменте, внедрении систем обработки информации, обоснованности и эффективности управленческих решений. Возможно широкое привлечение для подготовки и обоснования управленческих решений ученых и специалистов ВУЗов, формирование научных коллективов по проблемам совершенствования организации, технологии и управления, помощь в создании инновационных и консалтинговых центров, повышении квалификации персонала госаппарата управления и предпринимателей.

5. Необходимо использовать современные методики оценки кадрового потенциала, включающие в себя социологическое выявление потенциальных работников, социометрический анализ, психодиагностику и организационный анализ.

6. Следует расширить изучение социальной сферы, мотиваций населения, которое ждет реальных результатов реформ. Необходимо выяснять проблемы адаптации людей к новым условиям жизни и учитывать эти наблюдения в процессах управления.

7. Исследование состояния, структуры и динамики развития малого бизнеса в РСО-А показывает роль малого бизнеса в смягчении негативных последствий скрытой безработицы. Предпринимателям следует более широко использовать современные формы труда — гибкие условия наймагибкие графики работыдолевое участие в доходах, прибылях и т. д.

8. Предприниматели по своему характеру деятельности должны иметь равный доступ к факторам производства — инвестициям, материальным ресурсам, природным ресурсам и т. д. В этой связи в республике следует развивать конкурсные формы доступа к ресурсам, открытость информации по результатам конкурсов.

9. В первые годы перехода к рыночным отношениям формирование сферы малого бизнеса происходило за счет приватизации государственных предприятий, децентрализации крупных предприятий, создания новых частных предприятий. В настоящее время приватизации государственных предприятий явно недостаточно, а возникновение малых предприятий путем децентрализации и разукрупнения ограниченно спецификой строения крупных предприятий, которые изначально создавались как единое целое. На перспективу создание обширного сектора малого бизнеса возможно преимущественно за счет создания новых частных предприятий, что требует решения вопросов, связанных с инвестициями, энергоснабжением, доступностью других факторов производства.

10. Занятость населения неотделима от всего процесса общественного развития. Различные формы и характер занятости в обществе говорят как об экономических, так и о социальных условиях его существования. А так, как речь идет, помимо всего прочего, и о структуре населения, темпах его прироста, то в исследовании вопросов занятости нельзя обойтись и без демографического анализа. Таким образом, само содержание проблемы требует рассмотрения трех ее элементов: экономического, социального и демографического на основе масштабного специального исследования.

Острота проблемы занятости усиливается необходимостью проведения радикальной структурной перестройки всего народного хозяйства, в основе успеха которой лежит в первую очередь переход крупных промышленных предприятий на более гибкие формы управления и новые технологии. Происходящие перестройки производства на крупных предприятиях влекут за собой значительное высвобождение рабочей силы. Одним из наиболее эффективных способов повторного вовлечения этих работников в процесс общего производства является поощрение и развитие малого предпринимательства. Таким образом, целесообразно рассмотреть малое предпринимательство как значимый ресурс в решении проблем занятости населения и сформировать оптимальную политику государственного стимулирования его развития. Рассмотрение малого предпринимательства как ресурса является методологической основой принятия управленческих решений в вопросах формирования эффективной политики занятости населения, а в условиях кризиса — средством его преодоления.

1. Агеев А. И. Производство: проблемы собственности и культуры. М, 1995.

2. Алимова Т. Д. Проблемы теории рынка: к анализу общего // Вестник СпбГУ. Выпуск 4.1998.

3. Алимова Т. Д. Малый бизнес в зеркале официальной статистики // Вопросы экономики. 1998. N11.

4. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления // Российский экономический журнал. 1999. N2.

5. Афанасьев В. Анатомия малого бизнеса // Российский экономический журнал. 1999. N8.

6. Бабаева JL Малому бизнесу в России грозит. монополизм // Человек и труд. 1998. N8.

7. Бабаева JI. Семейное предпринимательство // Человек и труд. 1998. N11.

8. Барбашов В, Чебатков И. Кооперативный сектор: проблемы и перспективы // Экономика и жизнь. 1991. N20.

9. Басс Т, Вон Р, Редберн С. Планирование и финансирование экономического развития регионов: Сборник научных исследований / под общей редакцией Т. Ф. Басса. Пер. с англ. Н.Новгород. 1993.

10. Ю. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1999.

11. Блинов А. Развитие предприятий // Экономист. 1999. N6.

12. Бляхман JI.C. Экономика, организация управления и планирование НТП. М, 1998.

13. Вечканов Г. С. Миграция трудовых ресурсов, политэкономический аспект. JT, 1981.

14. Вечканов Г. С. Экономические закономерности воспроизводства трудовых ресурсов и эффективность их использования. J1, 1997.

15. Вечканов Г. С, Пуляев В. Т. Человеческий фактор ускорения социально-экономического развития страны. J1, 1999.

16. Вечканов B.C., Вечканов Г. С. Ускорение и эффективность производства. Л, 1998.

17. Вечканов Г. С. Толковый словарь бизнесмена. СПб. 1998.

18. Волков В, Курганов Г. Социально-экономическое положение страны // Вопросы экономики. 1997. N3.

19. Гаузнер И. Повышение гибкости актуальная проблема современного рынка труда //МэиМО. 1998. N10.

20. Генкин Б. М. Основы экономики и социологии труда. СПб, 1994.

21. Горбунов Э. О. Концепции развития малого бизнеса // Вопросы экономики. 1998. N8.

22. Гордон JI. A, Кабалина В. И, Назхимова А. К. Социально-трудовые конфликты при переходе к рыночной экономике // Общество и экономика. 1993. N2.

23. Грачев М. Современные тенденции формирования рынков труда в странах с развитой рыночной экономикой // Вопросы экономики. 1996. N9.

24. Гелбрейт Д. Экономические теории и цели общества. М, 1976.

25. Гуничева Н. Э, Хижный Э. К. Буржуазная реформистская концепция глобальной занятости. М.: ИНИОН АН СССР, 1987. — С. 24.

26. Дадашев А. Формирование условий занятости // Экономист. 1999. N6.

27. Дадашев А. Проблемы занятости и регулирования рынка труда в Российской Федерации // Вопросы экономики. 1998. N12.

28. Дамберг С. Более 170 миллиардов убытка // Экономика и жизнь. 1997. N24.

29. Данишевксая Г. Мелкий бизнес в Великобритании // МэиМО. 1992. N3.

30. Данные комитета занятости // Информационностатистический сборник Алания в цифрах. 2000.

31. Демографический энциклопедический словарь / Ред. коп.: Валентей Д. И. и др. -М.: Сов. энциклопедия, 1985.-С. 137.

32. Долон Э, Дейвид Е, Линдсей Р. Рынок: микроэкономическая модель. СПб, 1998.

33. Еведко Д. Л. Мелкий бизнес в Западной Европе: научно-аналитический обзор. М.1991.

34. Еремин Б. А. Рынок труда и занятость в современной России. СПб, 2000. 35.3айченко А. С. Мелкие предприниматели //США: экономики, политика, идеология. 1990. N2.

35. Закон Республики северная Осетия Алания о занятости населения.

36. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы. М., Наука. 1998.

37. Занятость и безработица в России // Человек и труд. 1998.. N3.

38. Заславский И. О цене труда и безработице // Вопросы экономики. 1993. N12.

39. Занятость и экономическая реформа / Ред. JI.C. Чижова. М. 1999.

40. Ичитовкин Б. Н. Малые формы хозяйствования. М.1991.

41. Ичитовкин Б. Н. Малая фирма: факторы успешной предпринимательской деятельности // Вестник СПб ГУ. 1996. Серия 5. Выпуск 3.

42. Квенко Д. Л. Мелкий бизнес в Западной Европе: Научно-аналитический обзор. -М.: ИНИОН АН РФ, 1998. с. 8,10.

43. Кейнс Дж. М. Избранные сочинения. Пер. с англ / сост. А. Г. Худокормов. М., 1993.

44. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.:Прогресс, 1978.

45. Киселева Е. Роль малого бизнеса в инновационном процессе // Вестник СпбГУ. 1998. Выпуск .N4.

46. Клеман Н. М. Мелкий бизнес в экономике современной.

47. Великобритании // Мелкий бизнес: перспективы развития. М.: ИНИОН АН РФ, 1999.-c.52.

48. Кончаров М. Развивая малый бизнес Комитет по занятости населения решает проблему безработицы // Комсомольская правда. 17февраля 2000.

49. Корнай Я. Дефицит. М.1990.

50. Костенко А. Поддержка государством малого бизнеса в Японии // Человек и труд. 1999. N2.

51. Контляр А. Современные проблемы занятости // Вопросы экономики. 1990. -№ II. С. 54.

52. Кулагин А. Логинов В. Структурные сдвиги и инновационный процесс // Экономист. 1993. N5.

53. Лаврентьев В. Н. Новые индустриальные страны Азии: Перестройка промышленной структуры. М.: Наука, 1990. С. 190.

54. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 7.

55. Леонтьев В. Экономическое эссе. Теории, исследования, факты и политика: Пер. с Англ. М.: Политиздат, 1990.

56. Лифшиц А. Инвестиционный кризис: есть ли выход? // Человек и труд. 1994. N2.

57. Лифшиц А. Проблемы безработицы // Социалистический труд. 1991. — № II. -С. 53.

58. Малый бизнес: перспективы развития / Ред. B.C. Ажаева. М. 1999.

59. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.26.

60. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т.46. -ч.п.- с. 101.

61. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т.23. — с.646.

62. Маслова И. С. Особенности российского рынка труда // Человек и труд. 1998. N3.

63. Маслова И. С., Кубишин Е. С. Мелкий бизнес в США // ЭКО. 1989. N11.

64. Мягков П., Фесенко Б. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна // Российский экономический журнал. 1998. N4.

65. Народное хозяйство Российской Федерации в 1998. Статистический ежегодник. М. 1998.

66. Новая технократическая волна на Западе / Отв. ред. П. С. Гуревич. М., 1986.

67. Перестройка экономики и занятость населения. Сб. научных трудов / Отв. ред. Г. С. Вечканов. СПб., 1991.

68. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в ФРГ и Австрии// Малый бизнес: Перспективы развития. М.: ИНИОН АН РФ, 1998. — с.67.

69. Плакся В. И., Блинов А. О., Бабич A.M., Бусыгин А. Е. Становление предпринимательства и политика занятости. М.1993.

70. Покровский А., Филанд К. Перестройка рыночных структур на Западе и на Востоке. М., 1993.

71. Предпринимательство в конце XX в / А. Дынкин, А. Стерлин и др. М., 1998.

72. Прохоров А. Объединить усилия, поддержать предпринимателя // Экономика и жизнь. 1995. N7.

73. Рамзес В. Б. Мелкие и средние предприятия в послевоенной Японии. М. 1965.

74. Роль мелкого бизнеса в экономике промышленно развитых стран (обзор). М., 1992.

75. Российская Федерация в цифрах в 2000 г. Статистический справочник. М., 2000.

76. Российское предпринимательство: опыт социологического анализа, научно-аналитический обзор /Отв. ред. Л. И. Турусова. М., 1998.

77. Саруханов Э. Р. Проблемы занятости в период перехода к рынку. СПб., 1993.

78. Семенов А. Гибкая занятость как историческая тенденция // МЭ и МО. 1994. N8−9.

79. Современный экономический менеджмент-ключ к экономическому подъему / Под ред. С. В. Пирогова. М., РАГС. 2000.

80. Содействие малым и средним предприятиям. Женева: МБТ, 1986.

81. Содействие самостоятельной занятости. Женева: МБТ, 1990.

82. Сосновская Л. И. Основы теории рынка труда. СПб, 1992.

83. Социально-экономическая проблема миграционного и естественного движения населения РФ. Сб. научных трудов / Отв. ред. Г. С. Вечканов. СПб., 1999.

84. Скаляров М. Малый бизнес: какова власть, такова его поддержка // Экономика и жизнь. 1994. N41.

85. Статистический пресс-бюллетень. Госкомстат РФ. 1999. N3−4.

86. Статистический пресс-бюллетень. Госкомстат РФ. 2000. N1−5.

87. Стендинг Г., Четвернина Т. Загадки российской безработицы // Вопросы экономики. 1999. N2.

88. Стратегия ускоренного развития: методология, теория и практика / Под ред. С. Б. Мельникова. М. РАГС. 2000.

89. Трудовые ресурсы / Под ред. Л.Костина. М., 1989.

90. Трудовые ресурсы / Под ред. А.Котляра. М., 1999.

91. Федеральная комплексная программа государственной поддержки малого предпринимательства Российской Федерации на 2000 -2001 годы.

92. Федеральная программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1999;2000 гг.

93. Хайек Ф. Безработица и Денежная политика. Правительство как генератор «делового цикла'7/ Экономические науки. 1991. № II.

94. Харламов. И. И. Феномен малого бизнеса // Малый бизнес: перспективы развития. М.: ИНИОН АН РФ, 1999. — С.6.

95. Шенаев В. Н. Особенности экономического развития Западной Европы. М. 1993.159.

96. Aiginder К., Tichy G. Small Firms and the Merger Mania// Small Business Economics 1991. N3.

97. Birch D. Job Creation in America. N.Y., 1987.

98. Brock W., Evans D. The Economics of Small Business. N.Y.1988.

99. Contini В., Revelli R. The Process of Job Destruction and Job Creation in the Italian Economy // Labour 1(3). 1987.

100. Hull C. Job. Generation in the Federal Republic of Germany: A.Review. Berlin, 1986.

101. Statistical Abstract of the United States. Washington. 1991.

102. Storey D., Jonson J. Job Generation and Labour Market Change. L., 1987.

103. Storey D., The Birth of New Firms Does Unemployment Matter? A. Review of the Evidens // Small Business Economics. 1991. N2.

104. The Economics of Small FirmsAeurope Challenge. Small Firms in the 1990 -s/Ed. By Acs Z.S.Kluwer, 1990.

105. Российский рынок труда / отв. Ред. И. С. Маслова. М., 1993.

106. Макконелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В.2т. М., 1992.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой