Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Грамматика. 
Введение в языкознание

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В рамках описательной грамматики особо выделяется грамматика сопоставительная, в рамках грамматики исторической — сравнительно-историческая. Сопоставительная, или контрастивная, грамматика занимается сравнением (сопоставлением) грамматического строя разных (обычно двух) языков, родственных или неродственных, с целью облегчить усвоение грамматического строя изучаемого неродного языка… Читать ещё >

Грамматика. Введение в языкознание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие грамматики

§ 177. Термин «грамматика», так же как и многие другие лингвистические термину, греческого происхождения. Греческий термин grammatike образован от слова gramma — «буква, написание»; первоначально он использовался в значении «искусство писать и читать». В современной лингвистике термин «грамматика» используется в разных значениях. Обычно им обозначается определенный участок языковой системы, часто называемый грамматическим строем языка, и раздел языкознания, в котором изучается данный участок языковой системы.

" Термин грамматика… употребляется в двух значениях: и как учение о строе языка, и как синоним выражения «строй языка»"; «Грамматикой называется наука о строе слова и строе предложения в отвлечении от конкретного материального значения слов и предложений, а также самый строй слова и срой предложения, присущие данному языку»; «Следует иметь в виду, что слово грамматика употребляется как в смысле учения о грамматике, так и в смысле грамматического строя языка, т. е. грамматического строя слова, словосочетания и предложения». При этом грамматический строй понимается «либо в широком смысле — как совокупность законов функционирования единиц языка на всех уровнях его структуры., либо (чаще) в более узком смысле — как совокупность правил построения: 1) лексических единиц, прежде всего слов (и их форм) из морфем, и 2) связных высказываний и их частей — из лексических единиц, отбираемых в процессе речи каждый раз соответственно выражаемой мысли» .

Наряду с данными определениями термина «грамматика» иногда особо выделяется значение этого термина, связанное с его употреблением по отношению к отдельным элементам грамматической системы, например, в словосочетаниях типа «грамматика имени», «грамматика глагола», «грамматика инфинитива» и т. д.

Термином «грамматика» нередко называется также книга, содержащая описание грамматического строя того или иного языка или же излагающая основы какого-либо языка и целом. В некоторых толковых словарях данное, последнее значение рассматривается как особый оттенок одного из двух основных значений.

Грамматика как особый участок системы языка в современном отечественном языкознании чаще всего определяется как совокупность, или система, правил, приемов, способов, средств или норм образования грамматических единиц — грамматических форм в широком смысле.

Правомернее было бы определить грамматику в этом смысле как совокупность, или систему, грамматических единиц (подобно тому, как определяются в современной лингвистике другие языковые подсистемы: фонетика, морфемика, лексика, словообразование. Единицами грамматики (грамматического строя) являются, прежде всего, грамматические формы (в широком смысле), грамматические категории и граммемы (подробнее о них см. ниже). Таким образом, грамматику следовало бы определить как совокупность (систему) грамматических форм, или грамматических категорий, или граммем, или тех, других и третьих вместе взятых.

Сравним некоторые подобного рода определения, предлагаемые разными лингвистами: «Грамма?тика… — 1) формальный строй языка, т. е. система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций…»; «Грамматика языка (грамматический строй) — это совокупность и система присущих языку грамматических категорий»; «Совокупность грамматических категорий составляет грамматику языка» .

Итак, грамматика как определенная языковая система (подсистема), как объект грамматического учения, — это система грамматических единиц: грамматических форм (в широком смысле), грамматических категорий, граммем.

Как уже отмечалось, термином «грамматика» обозначается не только грамматический строй языка, по и учение о нем, т. е. раздел языкознания, занимающийся изучением грамматического строя языка.

Различия в понимании и объяснении термина «грамматика» как названия грамматического строя языка отражается в толковании данного термина как названия учения о грамматическом строе. Сравним некоторые определения (объяснения) данного понятия: «наука о строе слова и строе предложения», «наука о языковых формах, о формах слов (морфология) и формах словосочетаний (синтаксис)», «раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке», «раздел языкознания, изучающий формы словоизменения, формулы словосочетания и типы предложений» .

С целью терминологической дифференциации разных понятий — грамматики как области языковой системы и как раздела языкознания, для обозначения первого из них некоторые языковеды предлагают использовать составной термин «грамматика языка» .

" Для того чтобы избежать двоякого понимания терминов «фонетика» и «грамматика» и им подобных, можно было бы говорить «фонетика» и «фонетика языка», «грамматика» и «грамматика языка»". Термин «грамматика языка» в этом значении употребляется также другими учеными.

При использовании термина «грамматика» в значении учения о грамматическом строе данный термин нередко сопровождается сравнительными оборотами: «как наука», «как лингвистическая наука», «как раздел языкознания», «как учение о строе языка» .

" В тех случаях, когда названные термины (т.е. термины «грамматика», «словообразование», «морфология» и другие подобные. — В. Н.) употребляются для обозначения науки, вводятся формулировки: «грамматика как наука», «морфология как наука» и т. д.". Такие сравнительные обороты в подобных случаях используются и в других работах. Аналогичные сравнительные обороты используются и для обозначения соответствующей языковой системы (подсистемы) (ср.: «грамматика как строй языка», «грамматика как система» и др.).

§ 178. Грамматика языка, его грамматический строй, так же как и другие подсистемы языка и языковая система в целом, может изучаться с разных сторон, в разных аспектах. В соответствии с этим различаются разные типы, или виды, грамматической науки: грамматика общая и частная, описательная и историческая, сопоставительная и сравнительно-историческая, научная и школьная, формальная и функциональная и др.

Подобно тому, как языкознание делится на общее и частное, различается общая грамматика и грамматика частная. Общая и частная грамматика различаются в зависимости от объекта изучения (количества изучаемых языков) и характера изучаемых явлений. Общая грамматика изучает грамматические явления (единицы грамматического строя, их функционирование, изменение, взаимоотношения между ними и т. д.), характерные для разных языков мира, преимущественно языковые универсалии; частная грамматика занимается изучением соответствующих явлений, относящихся к отдельно взятому языку или определенной группе языков.

В зависимости от характера, способа изучения одних и тех же грамматических явлений различается грамматика описательная, дескриптивная, или синхроническая, и историческая, или диахроническая. В описательной грамматике изучаются грамматические явления отдельного языка или группы языков по их состоянию в определенный промежуток времени, например, в современном их состоянии, т. е. в синхроническом плане; в исторической грамматике те же явления рассматриваются с точки зрения их изменения в процессе исторического развития языка путем сравнения их состояния в разные промежутки времени, т. е. в диахроническом плане.

В рамках описательной грамматики особо выделяется грамматика сопоставительная, в рамках грамматики исторической — сравнительно-историческая. Сопоставительная, или контрастивная, грамматика занимается сравнением (сопоставлением) грамматического строя разных (обычно двух) языков, родственных или неродственных, с целью облегчить усвоение грамматического строя изучаемого неродного языка; в сравнительно-исторической грамматике сравниваются грамматические явления родственных языков, отраженные в письменных памятниках или зафиксированные в живом употреблении, с целью воссоздания более раннего их состояния, не засвидетельствованного в письменных памятниках.

Наряду с терминами «сопоставительная грамматика» и «сравнительноисторическая грамматика» в тех же значениях иногда употребляется термин «сравнительная грамматика» .

В зависимости от целей и задач, которые ставит перед собой грамматическая наука, различается научная (теоретическая, или общая) грамматика и грамматика школьная (учебная, практическая). Целью научной грамматики является углубленное изучение и описание грамматического строя отдельного языка или разных языков на основе современной лингвистической теории, новейших достижений лингвистической науки. Научная грамматика обычно является нормативной, в ней устанавливаются литературные нормы употребления грамматических форм слов, построения синтаксических конструкций. Нормативная научная грамматика, получившая одобрение основной научной организации страны (например, Академии наук СССР, Российской академии наук), называется академической. Академическими научными грамматиками являются, например, Грамматика русского языка в двух томах (М., 1953−1954), Грамматика современного русского литературного языка под редакцией Н. Ю. Шведовой (М., 1970), Русская грамматика в двух томах под редакцией ?. Ю. Шведовой (М., 1980). Школьной называется преподаваемая в школе грамматика, «излагающая в освещенном традицией духе элементарные грамматические сведения вместе с орфографическими и пунктуационными правилами». Основное различие между научной и школьной грамматикой заключается в том, что первая «изучает всесторонне все единицы и категории грамматического строя языка», в то время как последняя «изучает базовые (основные, типические) свойства грамматического строя конкретного языка». Необходимо отметить, что вопрос о соотношении научной и школьной грамматики учеными решается по-разному.

Научная грамматика может быть формальной (пассивной, грамматикой слушающего) и функциональной (активной, грамматикой говорящего). В формальной грамматике в основу описания грамматического строя языка положены грамматические формы, их классификация, но разным признакам; описание осуществляется в направлении от формы к значению. Формальная грамматика ориентирована на слушающего, который чувственно воспринимает форму, материально выраженную грамматическую единицу, и через нее узнает соответствующее грамматическое значение. В функциональной грамматике, наоборот, в основе описания грамматического строя лежат сгруппированные определенным образом грамматические значения, функции разных грамматических единиц; описание идет от значения, от функции к форме, к конкретной единице, выражающей определенное значение, выполняющей ту или иную функцию. Функциональная грамматика ориентирована на говорящего, который выбирает из имеющегося у него арсенала необходимое грамматическое значение и сообщает его слушающему с помощью соответствующего формального средства.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой