Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Руководство и лидерство в группах

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Руководитель — человек, на которого официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Он несет юридическую ответственность за функционирование группы перед вышестоящей инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и др.) активность… Читать ещё >

Руководство и лидерство в группах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для эффективной деятельности организации, учреждения необходим коллектив единомышленников, поддерживающих друг друга. Им должен руководить лидер, человек, который пользуется всеобщим уважением и авторитетом. Проблема руководства и лидерства начала активно изучаться в XX веке отечественными и зарубежными учеными: Р. Бейлсом, К. Левином, Б. Д. Парыгиным, Л. Первиным, Л. И. Уманским, Ф. Фидлером, Е. Хартли, А. С. Чернышевым и др. Отечественные ученые считают, что лидер формируется в процессе совместной деятельности и общении (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

Р. Бейле разработал теорию лидерских ролей, согласно которой рассматривает роль «профессионала» — лидера, ориентированного на решение деловых проблем, и «социально-эмоционального специалиста», решающего проблемы человеческих отношений. К. Левин проводил исследования групповой динамики, лидерства, конфликтов и выделил три стиля руководства группой (авторитарный, демократический, либеральный).

В учреждении, организации часто руководитель и лидер — разные люди.

Руководитель — человек, на которого официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Он несет юридическую ответственность за функционирование группы перед вышестоящей инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и др.) активность [39, с. 19].

Лидер (англ, leader — ведущий) — член группы, за которой она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях; наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулирования взаимоотношений в группе.

Лидер может быть одновременно и официальным руководителем группы, но это происходит не всегда. В отличие от руководителя, которого назначают или избирают, лидер, как правило, выбирается людьми.

Руководство — процесс правового и психологического воздействия, осуществляемого руководителем на основе власти, данной ему вышестоящей организацией; целенаправленное воздействие на людей, общности, которое приводит к их активному поведению и деятельности, в соответствии с намерением руководителя.

Лидерство — процесс психологического влияния одного человека на другого, группу людей, при их совместной деятельности, который осуществляется на основе восприятия, подражания, внушения, понимания друг друга. Лидерство основано на принципах свободного, равноправного общения, взаимопонимания и добровольности подчинения.

Ч. Магерисон (Австралия) и Э. Какабадзе (Великобритания) провели исследование и выявили ключевые качества перспективных руководителей:

• умение работать с людьми и делегировать своим подчиненным ряд своих полномочий,.

  • • готовность рисковать и брать ответственность на себя,
  • • высокая жизненная и управленческая активность,
  • • умение менять стиль и способы управления,
  • • приобретение управленческого опыта до 35 лет.
  • • семейная поддержка [47, с. 19].

Р.Л. Кричсвский провел исследование и выделил следующие качества успешных руководителей:

  • • высокий профессионализм,
  • • высокий уровень интеллекта,
  • • ответственность, целеустремленность,
  • • уверенность в себе,
  • • умение влиять на подчиненных,
  • • самостоятельность,
  • • способность к творчеству,
  • • эмоциональная устойчивость и стрессоустойчивость,
  • • коммуникабельность, общительность.

Л.Д. Столяренко и А. Урбанович приводят следующие качества успешных руководителей:

  • 1) высокий уровень интеллекта,
  • 2) инициативность и высокая деловая активность,
  • 3) уверенность в себе,
  • 4) коммуникативность, общительность,
  • 5) «фактор геликоптера» (способность подниматься над частностями и воспринимать ситуацию в более широком контексте) [47, с. 19].

ния:

  • 1) авторитарный стиль,
  • 2) демократический стиль,
  • 3) либеральный стиль (попустительский) [5, с. 139].

Стиль управлении — устойчивая система способов, методов и форм воздействия руководителя на подчиненных, создающая своеобразный почерк управленческого поведения.

По мнению К. Левина наилучший стиль управления — демократический. Этот стиль создает наиболее благоприятную атмосферу и способствует более активному включению членов группы в совместную деятельность, группа стремится к творчеству, складываются наиболее благоприятные взаимоотношения руководителя и группы. Решения принимаются руководителем совместно с подчиненными. Сотрудником предоставляется определенная свобода и демократия.

При авторитарном стиле руководства группа выполняет больший объем работы, чем при демократическом стиле, но имеет более низкую мотивацию, активность. В группе наблюдается: недоброжелательность, агрессивность, как по отношению к руководителю, так и по отношению к сотрудникам. Выявлены признаки большой подавленности и тревоги. Решение руководитель принимает единолично. По отношению к подчиненным действует властно, жестко регламентирует обязанности сотрудников. Руководитель сосредотачивает в своих руках все основные функции управления.

При либеральном (попустительском) стиле руководства объем работы был выявлен — низкий, качество продукции снижалось, Решения навязываются подчиненными руководителю. Он практически устраняется от активного управления группой, предоставляет участникам полную свободу. Профессиональная деятельность осуществляется хаотично, беспорядочно.

Таким образом, наилучший вариант — это демократический стиль управления, но рекомендуется сочетать три стиля, в различных ситуациях. Например, если на предприятии аварийная, чрезвычайная ситуация, го необходимо использовать авторитарный стиль руководства.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Что такое группа?
  • 2. Какие виды групп вам известны?
  • 3. Что такое коллектив?
  • 4. Как можно создать дружный, сплоченный коллектив?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой