Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Виды служебного (делового) этикета на государственной (муниципальной) службе. 
Этнокультурные особенности делового этикета на государственной (муниципальной) службе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Детерминация общения имеет общий характер и не отражает всего богатства видов коммуникации, глубоко раскрывающихся только па социально-психологическом уровне, закономерности которого хотя и подчинены общесоциальным, но имеют этнокультурную и этнопсихологическую специфику. Особенности делового общения в управлении регламентируются как социально-психологическими факторами (характер этнического… Читать ещё >

Виды служебного (делового) этикета на государственной (муниципальной) службе. Этнокультурные особенности делового этикета на государственной (муниципальной) службе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Служебный этикет на государственной (муниципальной) службе традиционно рассматривают как этический аспект культуры управления, порой отождествляя их. Однако же служебный этикет и служебная этика хотя и близки по своему содержанию, все же не равны.

Термин «этикет» (фр. L’etiquette — ярлык, этикетка) означает форму, манеру поведения, совокупность формальных правил вежливости, регулирующих внешние проявления человеческих отношений (обращение с людьми, формулы обращения, приветствия, извинения, благодарности, поведение в местах общего пользования, манеры, одежда и т. д.)[1].

В понимании норм этикета сохраняется доминирование служебных интересов над интересами личности. Отдельные правила этикета характеризуют внешнюю сторону поведения управленца, часть правил — его деловые качества.

Они имеют важное значение для надлежащей организации работы коллектива:

  • — точность, аккуратность, единство слова и дела;
  • — культура общения по телефону и культура деловой беседы;
  • — строгое соблюдение регламента работы;
  • — моральное стимулирование труда подчиненных и т. п.

Составляющими элементами служебного этикета являются:

  • • стиль общения между коллегами;
  • • стиль руководителя в его отношении к подчиненным;
  • • нормы, которые обеспечивают наиболее целесообразное поведение с точки зрения интересов дела и основных принципов нравственности;
  • • совокупность деловых и морально-политических качеств, которые соответствуют должности государственного и муниципального служащего (интеллигентность, высокая образованность, тактичность, доброжелательность, отзывчивость, внимание к людям и т. д.);
  • • компетентность;
  • • постоянное совершенствование профессиональных знаний;
  • • овладение наукой управления;
  • • высокая общая культура.

Деловое общение в рамках служебного этикета должно учитывать также этнопсихологические особенности субъектов взаимодействия, оптимально использовать их влияние на управленческий процесс. Осуществляя связи между участниками государственно-управленческого процесса (эти связи бывают как внутриэтнические, так и межэтнические), деловое общение обеспечивает передачу этнокультурной информации, необходимой для пространственной стабильности и культурной интегрированности этноса. Специфические для определенного этноса формы передачи информации способствуют консолидации этнической культуры и отделяют ее от других этнических групп, обеспечивают ее внутреннюю целостность, своеобразие и уникальность.

Детерминация общения имеет общий характер и не отражает всего богатства видов коммуникации, глубоко раскрывающихся только па социально-психологическом уровне, закономерности которого хотя и подчинены общесоциальным, но имеют этнокультурную и этнопсихологическую специфику. Особенности делового общения в управлении регламентируются как социально-психологическими факторами (характер этнического взаимодействия, обмен информацией, восприятие людьми друг друга, проявления норм, установок, социальных ролей в общении), так и культурными традициями (табу, обычаи, стереотипы, этикет, социальный символизм). Поэтом}' традиционно зафиксированные акты общения («стандарты коммуникации») — лишь часть, хотя и довольно значительная, феномена делового общения.

Заметным элементом делового коммуникационного процесса является этнопсихологические и культурные особенности (рис. 8.9). Речь идет о соблюдении личностью в различных ситуациях общения специфических для этноса моральных норм, о месте культурных традиций общения в системе ценностных ориентаций человека, о знании участниками делового взаимодействия древнейших культурных норм определенного народа.

Уровни этнокультурной и этнопсихологической детерминации процесса делового общения в рамках государственной и муниципальной службы.

Рис. 8.9. Уровни этнокультурной и этнопсихологической детерминации процесса делового общения в рамках государственной и муниципальной службы.

Интенсификация международных связей, развитие хозяйственных, культурных, научных и других отношений между государствами актуализируют проблему межнационального общения. Профессионализм руководителя в таком случае предполагает наличие знаний и умений, связанных с национально-психологической детерминацией деловых переговоров, неформальным общением с представителями разных национальностей.

Важно знать четко детерминированные культурными традициями формы общения, особенно те, которые подчинены древнейшим культурным нормам запретительного характера. Самым заметным среди таких норм является табу — запрет на вещи, действия, произнесение определенных слов, на еду, посещение определенных мест.

Табу подразделяют:

  • — на коммуникативные, т. е. языковые (запрет произносить отдельные слова и словосочетания);
  • — тематические (полный отказ вести разговор на определенные темы);
  • — интерактивные, т. е. контактные (запрет на некоторые или все виды общения между представителями определенных социальных ролей).

Любой этикет, сценарий общения содержит табу, императивы (обязательные минимумы) и факультативы (различные элементы общения, которые придают ему информативности и эмоциональной насыщенности). Например, в европейской культуре принято, здороваясь со старшим, пожать протянутую руку. А похлопывание старшего по плечу может расцениваться как вызов.

Специфика делового взаимодействия с иноэтническим партнером зависит и от стереотипных ситуаций общения. Принадлежность к определенной этнической группе, осознание собственного «Я» в ней, развитие этнического самосознания — все это является условием возникновения этнических стереотипов — относительно устойчивых представлений о моральных, умственных, физических качествах и способах поведения, общения, присущих представителям конкретной этнической общности[2].

Содержание этнических стереотипов охватывает, как правило, оценочные суждения об указанных качествах и особенностях, а также установки к действиям по отношению к людям определенной национальности. Этнический стереотип всегда предоставляет субъективное восприятие представителя другой группы, которое возникает чаще всего в связи с ограниченностью межэтнического общения, в результате чего черты, присущие отдельным представителям другой этнической группы, распространяются на всю группу или этнос. Все это также является причиной возникновения этнических симпатий или антипатий.

Интенсификация международных контактов актуализирует проблему этнической идентичности личности в условиях взаимодействия и взаимопроникновения культур, вмешательства в этнические стереотипы внеэтнических явлений и воздействий. Не менее важна также адаптация личности к новым этнокультурным условиям, подвижность национальных стилей общения, которые не могут быть застывшими образованиями, а должны постоянно развиваться, адаптироваться к новым условиям.

  • [1] Профессиональная этика и служебный этикет / под ред. В. Я. Кикотя. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012. С. 71.
  • [2] Сабитова 3. К. Лингвокультурология. М.: ФЛИНТА, 2013. С. 117.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой