Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственная политика и государственное управление

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сложный комплекс государственных органов, выполняющих управленческие функции, может работать эффективно, создавая условия для перехода общества в новое качественное состояние, а может превращаться в тормоз общественного развития, сдерживать инновационные процессы. Учеными сформулирован ряд принципов, ориентация на которые позволяет людям, осуществляющим функции государственного управления… Читать ещё >

Государственная политика и государственное управление (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основным субъектом управленческих отношений в обществе является государство, которое возникает в ответ на потребность социума в регулировании общественных процессов с целью поддержания целостности институционального порядка, защиты общих интересов и обеспечения развития общественных благ. В современных странах государство выполняет свои регулятивные функции в виде выработки государственной политики и осуществлении государственного управления.

Государственная политика представляет собой деятельность государства по разработке и реализации стратегических целей развития общества. Выбор этих целей определяется, с одной стороны, необходимостью решать общественно значимые проблемы, обеспечивать рост благосостояния населения и удовлетворение его растущих потребностей, а с другой — сложившейся в обществе системой политических институциональных отношений и ценностных приоритетов, определяющих возможности выбора способов общественного развития. Иными словами, достижение, казалось бы, одинаковой для всех стран цели обеспечения политической стабильности и экономического развития может осуществляться разными способами, определяющими содержание государственной политики. При авторитарном режиме, к примеру, для достижения политической стабильности уместным и допустимым будет использование принуждения и насилия в отношении инакомыслящих, а для обеспечения экономического роста — использование директивных методов государственного регулирования. В условиях демократии стабильность политической системы обеспечивается за счет расширения возможностей людей влиять на принятие государственных решений, а в экономической сфере государство стремится к эффективному использованию рыночных механизмов регулирования.

Содержанием государственной политики являются декларируемые приоритеты общественного развития и соответствующие им методы и способы реализации заявленных целей. Как правило, основные направления государственной политики излагаются в программных документах, принятых главой государства, правительством или законодательным собранием. В нашей стране сложилась практика изложения основных направлений государственной политики в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ.

В современном обществе государственная политика носит сложный характер. Она может быть классифицирована на различные виды. Прежде всего, государственную политику делят:

  • • на внутреннюю, ориентированную на мобилизацию национальных ресурсов с целью обеспечения экономического развития общества, поддержания политической стабильности и удовлетворения основных социальных запросов населения;
  • внешнюю, ориентированную на защиту территориальной целостности страны и национальных интересов на международной арене.

В соответствии со сферой управления выделяют экономическую и социальную государственную политику, которые, в свою очередь, дифференцируются на промышленную, энергетическую, финансовую, налоговую и т. д., а также на образовательную, молодежную, экологическую, политику в области здравоохранения, науки и др. Эта классификация отражает многогранность направлений государственной политики и специфику решаемых задач на каждом из них.

Учитывая сложность и многогранность государственной политики, ученые определяют ее как «политический процесс управленческого влияния главным образом институтов исполнительной власти государства на основные сферы общества, опирающийся на непосредственное применение государственных властных полномочий как при разработке, гак и при осуществлении стратегии и тактики регулирующего и организующего воздействия на все компоненты и аспекты функционирования и развития экономики, социальной сферы и других подсистем общества посредством размещения ресурсов, распределения, перераспределения общественных благ и других мер»[1].

Государственное управление представляет собой практическое, организующее и регулирующее воздействие на общественные процессы, которое осуществляют органы исполнительной власти. В отличие от государственной политики, определяющей стратегические цели развития общества, государственное управление не только обеспечивает достижение этих целей, но и поддерживает функционирование всей общественной системы, регулирует текущие экономические и социальные процессы, осуществляет контроль за выполнением принятых решений, а также административные функции.

Государство обладает различными ресурсами и инструментами, позволяющими ему выполнять свои управленческие функции. Оно наделено властными полномочиями и правом устанавливать общеобязательные нормы и правила, применять принуждение в отношении тех лиц, которые нарушают установленный нормативный порядок. Государство имеет значительные финансовые ресурсы (бюджет), которые использует для поддержки общественно значимых социальных и экономических процессов. Для выработки управленческих решений государство может привлекать экспертов, обладающих профессиональными знаниями в соответствующих отраслях.

Сложный комплекс государственных органов, выполняющих управленческие функции, может работать эффективно, создавая условия для перехода общества в новое качественное состояние, а может превращаться в тормоз общественного развития, сдерживать инновационные процессы. Учеными сформулирован ряд принципов, ориентация на которые позволяет людям, осуществляющим функции государственного управления, находить оптимальные пути решения проблемных ситуаций и обеспечивать устойчивое развитие общества. К таким принципам относятся:

  • • конституционность и законность. Органы государственной власти и должностные лица должны ориентироваться в своей деятельности на высшие политические принципы, сформулированные в основном законе государства, и соблюдать законы;
  • • научность и объективность. Государственные решения должны вырабатываться па основе получения достоверной информации об объекте управления, позволяющей адекватно оценивать возможности решения управленческих задач. Использование научных методов анализа информации дает возможность не только проектировать управленческий процесс, но и вырабатывать обоснованные прогнозы вероятного развития событий;
  • • результативность. Принимаемые государственные решения должны оцениваться не через призму затраченных ресурсов, а на основе достижения поставленных задач. Это позволяет фокусировать управленческую деятельность государства на планируемые общественно значимые результаты;
  • • эффективность. Управленческие решения должны приниматься исходя из оптимальных возможностей привлечения природных, трудовых, материальных информационных и иных ресурсов;
  • • публичность. Деятельность государственных органов должна быть прозрачна для граждан. Они должны иметь возможности влиять на процессы принятия общественно значимых решений и контролировать работу государственных должностных лиц, в том числе через средства массовой информации.
  • [1] Государственная политика и управление: в 2 ч. / под ред. Л. В. Сморгуиова. М.: РОС-СПЭН, 2006. Ч. 1. Концепции и проблемы государственной политики и управления. С. 67.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой