Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие самосознания. 
Педагогическая психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важным свидетельством наличия самосознания у ребенка является проявление чувства собственности. Ситуации притязаний на игрушки и сопротивление, оказываемое детьми в случаях, когда другие дети или взрослые делают попытки их отнять, известны всем, кто когда-либо наблюдал за поведением детей двухлетнего возраста. В процессе развития и познания самого себя ребенок начинает все увереннее отстаивать… Читать ещё >

Развитие самосознания. Педагогическая психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Специальные исследования показывают, что попытки осознания и анализа собственных качеств, состояний, возможностей, выступающих первыми ростками самосознания, можно наблюдать у ребенка после полутора лет. Это время начала формирования самосознания. Кросскультурные исследования, направленные на изучение поведения детей, воспитывающихся в разных культурных средах, выявили специфическое поведение, отражающее течение этого процесса.

Одним из первых, главных индикаторов характера течения этого процесса является узнавание ребенком самого себя. Исследователи М. Левис и Дж. Броокс-Гуни изучали особенности восприятия детьми своего отражения в зеркале. Детям от 9 до 24 месяцев давали посмотреться в зеркало, затем их матери незаметно подкрашивали им нос помадой и вновь давали посмотреться в зеркало. Дети младше 18−20 месяцев, увидев след помады у собственного отражения, не дотрагивались до своего носа, в то время как большинство детей 24-месячных щупали свой нос. Дети этого возраста начинают использовать местоимения «я», «мое», «ты», что позволяет говорить о понимании ими границы между собой и другими людьми.

Время становления самосознания, появления чувства «Я», вероятно, обусловлено созреванием. Дети двух лет, играя, часто комментируют свои действия, используя при этом слова и выражения, относящиеся к ним самим. Попытки комментирования собственных действий в процессе их выполнения — также один из индикаторов наличия самосознания. В специальных экспериментах замечено, что дети чаще комментируют собственные действия, а не поведение других. Причины это описываются по-разному. Одна из причин, вероятно, состоит в том, что дети более увлечены собственной деятельностью, чем деятельностью кого бы то ни было. Другая причина состоит, видимо, в том, что они — дети этого возраста еще не осознают того, что другие люди, так же как и они сами, являются субъектами собственных действий.

Важным свидетельством наличия самосознания у ребенка является проявление чувства собственности. Ситуации притязаний на игрушки и сопротивление, оказываемое детьми в случаях, когда другие дети или взрослые делают попытки их отнять, известны всем, кто когда-либо наблюдал за поведением детей двухлетнего возраста. В процессе развития и познания самого себя ребенок начинает все увереннее отстаивать то, что считает принадлежащим ему. В итоге, он все чаще вступает в конфликты с теми людьми, кто, по его мнению, претендуют на эту его собственность. Данный собственнический инстинкт может как подогреваться, так и заглушаться воспитательными воздействиями. Культурные традиции разных народов различны и если частная собственность выступает в обществе главной ценностью, то чувство собственности у детей стараются стимулировать. Напротив, в культурах, где чувство собственности не приветствуется, детей воспитывают так, чтобы подавить эти притязания на собственность. При этом несложно заметить, что в культуре уважение к собственности идет рука об руку с уважением к личности.

Эмпатия и нравственные нормы

Первые ростки способности взглянуть на ситуацию с точки зрения другого человека, готовности и умения сопереживать его чувствам, именуемые эмпатией, проявляются у ребенка с развитием самосознания. При этом несложно заметить, что у детей по мере взросления наблюдается явно выраженное движение от эгоцентризма к эмпатии. Автор идеи детского эгоцентризма Ж. Пиаже утверждал, что маленькие дети неспособны понимать, как воспринимает мир кто-то кроме них самих. Это утверждение доказано им экспериментально, но признавая его верность, мы должны отметить и другое — сам факт существования первых ростков, указывающих на движение ребенка к пониманию особенностей восприятия мира другими людьми. Способность ребенка этого возраста к эмпатии еще очень слабо выражена, но ее становление и поступательное развитие может характеризоваться как устойчивая тенденция. Со способностью проявлять эмпатию связано и активно протекающее в данном возрасте усвоение ребенком норм поведения и развитие нравственного самосознания.

Способность прочитывать информацию об эмоциональном состоянии другого человека наиболее ярко проявляется при наблюдениях за поведением ребенка в ситуациях взаимодействия с людьми в моменты переживания ими сильных эмоций. Например, со смеющимися, либо огорченными или обиженными людьми. Исследования показали, что в начале третьего года жизни дети все чаще проявляют заботу о расстроенных людях, предлагая им в качестве успокоения собственные игрушки или лакомства. В начале второго года жизни подобное просоциальное поведение обычно еще не наблюдается. Например, наблюдая за поведением детей в младших группах детского сада, несложно заметить «эффекты психического заражения», когда плач одного ребенка может привести к немотивированному плачу большинства присутствующих детей.

Все это свидетельствует о том, что дети двухлетнего возраста способны оценивать психологическое состояние другого человека, они способны также вспоминать свои прежние, эмоциональные переживания. Это создает благоприятную почву для использования этой информации во взаимодействии с другими людьми.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой