Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Второй ребенок. 
Психология, психотерапия и социальная педагогика а. Адлера

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Но хотя общая ситуация развития второго ребенка задана достаточно определенно, то, как будет происходить его конкретное развитие, какие пути он выберет, зависит от некоторых дополнительных условий, в том числе и от конституциональных особенностей второго ребенка. После прохождения младенческого периода, когда он получал безоговорочную любовь матери, второй ребенок попадает в ситуацию… Читать ещё >

Второй ребенок. Психология, психотерапия и социальная педагогика а. Адлера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психология второго ребенка определяется фактом присутствия в его жизни перворожденного брата или старшей сестры. У этого ребенка с самого рождения перед глазами всегда есть лидер, с которым он всегда будет хотеть сравняться. Из такой ситуации развития второго ребенка и будет вырастать его психология: «Он не признает власть и любит ее перемену. Ему присуще чувство динамики и желание рваться вперед, как на гонках… Он старается изменить законы науки и природы и по сути своей является революционером, причем нс столько в политике, сколько в социальной жизни и в своем отношении к окружающим» (Адлер А., 1997а, с. 137). В связи с его склонностью к соревнованию у второго ребенка, как считает Адлер, сильнее будет выступать потребность уничтожить другие властные влияния в будущем. По этому поводу Адлер напоминает библейскую историю об Иакове и Исаве.

Второй ребенок обычно появляется на свет в более спокойной семейной атмосфере, но, придя в мир, он встречается не только со своими родителями, но и со своим предшественником. Может случиться так, что, открывая мир, в который он пришел, второй ребенок открывает также и своего соперника годом, двумя и т. п. старше себя, который раньше тебя научился ходить, говорить, читать и т. п., а тебе в этой ситуации остается только идти по его следу и учиться всему этому, но, естественно, «с неизбежным опозданием» (см.: Мэй Р., 1994). Вся эта экзистенциальная ситуация развития второго ребенка вызывает развитие у него систематического чувства неполноценности и желание догнать идущего впереди, «ведущего бегуна» (там же). Но трудно спорить с судьбой, у старшего всегда оказываются преимущества в силе, росте и т. п., и, сколько бы ни старался догнать его младший ребенок, в детстве это ему не удается.

Но при других обстоятельствах или позднее, в юности, младший ребенок, с присущей ему энергией, может и обойти старшего: «Положение второго ребенка также всегда своеобразно и неповторимо, так как у него всегда есть лидер, движущийся параллельно, его ситуация решительно отличается от ситуации первенца. Обычно второй ребенок обгоняет своего лидера, и, если разобраться в причине такого положения вещей, можно обнаружить, что старшего ребенка просто раздражает наличие соперника и это раздражение в конце концов отражается на его положении в семье» (Адлер А., 1997, с. 40). Второй ребенок может просто проявить себя в какой-либо специфической сфере деятельности и таким образом обойти старшего. Но такая ситуация может вызвать определенные осложнения в жизни семьи, поскольку она вызывает ревность старшего ребенка, вызывает его опасение, что особые успехи младшего снизят его собственное значение в глазах родителей. При таком раскладе ситуация меняется: «Старший ребенок начинает бояться соревнований и не особо в них преуспевает. Он все больше прислушивается к поощрениям своих родителей, которые начинают ценить второго ребенка. Напротив, второй ребенок изначально противопоставлен лидеру, что постоянно побуждает его к соревнованию. Все его качества будут отражать особенность его положения в семейном сообществе. По натуре он бунтовщик, не принимающий власть или авторитет» (там же).

Помимо тенденции к бунтарству у второго ребенка могут развиваться также непомерное честолюбие, привычка «с боем» добиваться своего, объясняемые менее выгодным положением второго ребенка в семье. Наконец, такого ребенка впоследствии может преследовать желание все до основания разрушить, чтобы затем построить заново, а также у него может формироваться ущербноамбициозная модель социального поведения (см.: Мэй Р., 1994). Все эти тенденции, конечно, глубоко скрыты в подсознании, так что человек не может признаться даже себе самому в наличии у него подобного соперничества, честолюбия и других аналогичных тенденций.

Но хотя общая ситуация развития второго ребенка задана достаточно определенно, то, как будет происходить его конкретное развитие, какие пути он выберет, зависит от некоторых дополнительных условий, в том числе и от конституциональных особенностей второго ребенка. После прохождения младенческого периода, когда он получал безоговорочную любовь матери, второй ребенок попадает в ситуацию необходимости выбора средств, при помощи которых он сможет уже более произвольно добиваться любви и внимания родителей. Однако в отличие от старшего ребенка, которому были открыты все пути, младший находится в этом отношении в более ограниченной и сложной ситуации. Если он будет строить свои отношения с родителями по модели старшего (например, по модели помощника родителей), то у него будет значительно меньше возможностей проявить свою индивидуальность и он рискует остаться в тени старшего. При определенных обстоятельствах младший ребенок может пойти и по этому пути (например, если разрыв в их возрастах достаточно значителен). В иных случаях младшему ребенку необходимо искать свои собственные пути и способы завоевать любовь родителей и добиться собственного самоуважения. Одной из стратегий, как мы уже говорили, может стать стремление превзойти старшего. В крайнем своем выражении это путь ревности и конкуренции. Другая стратегия поведения младшего ребенка может состоять в том, что он направляет свою энергию и силы на борьбу с родительскими ограничениями, на их ломку, чтобы заставить родителей считаться с ним, считаться с ним таким, «каков он есть». Если же ребенку не удается добиться устойчивых результатов на этих или других путях самореализации, то он может чувствовать себя никчемным и замыкаться в себе (Хоментаускас Г. Т., 1989). Или такой ребенок просто остается «маленьким», старшие его поддерживают и помогают ему. Тогда будут формироваться зависимость от других людей и неуверенность в своих силах.

Но если у второго ребенка зависимость умеренная, если у него нет чувства ущемленного личного достоинства, то его развитие может проходить достаточно спокойно. Ведь к нему отношение родителей резко не менялось, его не свергали с «престола». Ко времени его рождения у матери уже есть опыт, есть соответствующая уверенность в себе, к этому времени формируется более стабильная атмосфера в семье, и этому ребенку достается больше настоящей ласки. Поэтому он уверен в постоянстве любви родителей и растет достаточно уверенным в себе и оптимистично смотрящим на мир. Хотя второй ребенок никогда не получает столько внимания, как старший, но это частично восполняет старший ребенок, который также принимает участие в воспитании младшего. Наконец, старший ребенок облегчает младшему его выход в более широкий социальный мир за пределами семьи и помогает быстрее к нему адаптироваться. Правда, все это может омрачаться чувством превосходства старшего ребенка и чувством неполноценности младшего (его ощущением, что он никогда не сможет сравниться со старшим). Но мера выраженности таких отношений может быть самой разной. В частности, чем больше разрыв в годах между старшим и младшим ребенком, тем меньше проявляются между ними конкурентные отношения.

Все изменяется, когда рождается третий ребенок. Тогда излишне зависимый второй ребенок может почувствовать себя отверженным и даже реагировать на это событие возрастной регрессией. Но и в целом после рождения третьего ребенка ситуация развития второго резко меняется. Теперь уже он переживает ситуацию свержения с «престола», теперь уже он не самый маленький. И впоследствии второй ребенок в семье находится под постоянным давлением с двух сторон. С одной стороны, он чувствует давление со стороны старшего и пытается его превзойти, а с другой стороны, он завидует положению младшего и боится, что тот его перегонит.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой