Образ современного предпринимателя и его личностные качества
Формальный руководитель" — это люди с высоким уровнем самоконтроля, разделяющие общепринятые нормы и правила, склонные брать на себя ответственность за принятие решения, эффективные в деятельности, требующей постоянства, настойчивости и упорства. Представители этого типа требуют беспрекословного выполнения своих распоряжений, любят трудолюбивых людей и не склонны потакать чьим-то слабостям или… Читать ещё >
Образ современного предпринимателя и его личностные качества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В экономической литературе не существует единого определения понятия «предприниматель».
Возникновение этого понятия связывают с именем английского ученого Ричарда Кантильона (1680—1734), который считал, что предприниматель — это человек, действующий в условиях риска.
Свою лепту в понятийный аппарат внесли также известные английские экономисты Адам Смит (1723—1790), Дэвид Риккардо (1772—1823), Алан Маршал (1842—1924), Фридрих Хайек (1899—1992), французский экономист Жан-Батист Сей (1767—1832), американские экономисты Йозеф Шумпетер (1883—1950), Питер Друкер (1909—2005), Поль Самуэльсон (1915—2009) и др.
Так, А. Смит рассматривал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации своей коммерческой идеи и получения прибыли. Д. Риккардо, чье мнение поддерживал и немецкий ученый Карл Маркс (1818—1883), усматривал в предпринимателе обычного капиталиста. Ж.-Б. Сэй определял предпринимателя как человека, организующего других людей в рамках производственной единицы и комбинирующий факторы производства.
Современный взгляд на предпринимателя представлен американским экономистом П. Самуэльсоном, по мнению которого предприниматель является смелым человеком с оригинальным мышлением, добивающимся успешного внедрения новых идей.
В свою очередь ряд российских ученых считают, что предприниматели — это хозяйственные субъекты, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые функционируют как его активный элемент[1].
Еще одно простое определение: предприниматель — это владелец предприятия, лицо, занимающееся какой-либо экономической деятельностью, приносящей ему доход.
Современный этап развития экономики требует от предпринимателя не просто осуществлять «какую-либо экономическую деятельность», а перейти к инновационному предпринимательству. В связи с этим предприниматель характеризуется как человек, для которого творчество и инновации являются привычкой, в результате которых он на основе замеченных им возможностей создает и доставляет потребителю нечто новое и ценное.
Переход России к рыночным условиям хозяйствования во второй половине 80-х гг. XX в. повлек за собой свободу предпринимательства[2].
После выхода ряда законов: «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1987), «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990), постановления Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» (1990) и др. в России начал активно формироваться предпринимательский класс.
Предпринимательский класс в России формировался за счет:
- • рядовых граждан, которые за собственные средства, под собственную ответственность открывали дело;
- • чиновников административной и хозяйственной элиты (бывших партийных работников), курировавших в советское время промышленные предприятия и имевших хозяйственный опыт, которые смогли в силу своего положения организовать предприятие с минимальным риском для себя;
- • бывших «цеховиков» (представителей теневого бизнеса), которые прежде занимались нелегальным предпринимательством и имели большой опыт ведения бизнеса;
- • работников торговли и сферы обслуживания, имеющих опыт коммерческой деятельности;
- • руководителей приватизированных предприятий розничной торговли, сферы услуг, транспорта, строительной индустрии;
- • «челноков» — предпринимателей, в большинстве своем представляющих мелких торговцев. Основная масса людей пришла в бизнес из-за тяжелого экономического положения, которое сложилось в стране в 90-е гг. XX в. Деятельность таких предпринимателей связана с постоянными переездами от места закупок товара до места их сбыта и обратно.
По мнению специалистов, в России можно выделить два поколения предпринимателей — те, кто начинал бизнес в начале перестройки, и новое поколение, которое в 1990;е гг. оканчивало школу. Первое поколение сохранило во многом психологические и идеологические связи с интеллигентской средой, породившей их. Второе поколение уже со школьной скамьи выясняло котировки, курсы акций, курсы валюты к рублю, были агрессивны на рынке и не испытывали интеллигентских комплексов[3].
В экономической литературе представлено достаточно много типов предпринимателей, обобщение которых позволило сгруппировать их с учетом следующих классификационных признаков:
В зависимости от цели создания бизнеса всех предпринимателей можно условно разделить на два типа:
- 1) «авантюристы», ориентированные только на наживу, на личное обогащение;
- 2) «капиталисты», которые превыше всего ценят само дело.
В зависимости от характера деятельности выделяют два типа предпринимателей:
- 1) «шахматисты» — предприниматели, которые строят свой бизнес постепенно, опираясь на свои знания и опыт. Они ориентируются на долгосрочные перспективы с умеренным риском;
- 2) «игроки в покер» — предприниматели, которые строят свой бизнес на основе рискованных ситуаций. Продолжительность их жизни в бизнесе значительно короче, чем у «шахматистов».
В зависимости от условий и содержания предпринимательской деятельности[4]:
- • собственник или совладелец предприятия;
- • арендатор-хозяйственник, который обеспечивает процесс производства товаров или предоставления услуг на арендованных средствах производства;
- • предприниматель-менеджер (специалист в области управления предприятием), который в дальнейшем может стать совладельцем бизнеса.
В зависимости от мотивации'.
- • предприниматели, положительно мотивированные на развитие экономики и собственного материального благополучия;
- • народные умельцы, которые организовали бизнес, основываясь на результатах своего труда;
- • «предприниматели поневоле» — люди, потерявшие место на прежнем месте деятельности и оставшиеся без работы;
- • лжепредприниматели — асоциальные организации мошенников.
В зависимости от особенностей вхождения в бизнесх
- • «новатор» — предприниматели, которые начинают свой бизнес с оригинальной идеи или изобретения;
- • «ремесленник» — предприниматели, начинающие свое дело, изучив его с азов, работая по определенной специальности на каком-либо предприятии;
- • «хитрец» — предприниматели, которые прежде чем начать свое дело, получают высшее или среднее специальное образование и нанимаются на управленческую должность, на работу в небольшую фирму, связанную с его будущим бизнесом;
- • «менеджер» — этот тип предпринимателей начинает или приобретает свое дело после получения соответствующего образования и карьеры менеджера на крупном предприятии;
- • «сын или дочь» — тип предпринимателей, которые входят в бизнес, получив фирму по наследству от родителей.
В зависимости от психологических свойств[5][6]:
- • «свой парень» — эмоционально устойчивый, добрый, отзывчивый человек, легко вступающий в контакт с окружающими, адаптирующийся в сложных ситуациях, имеющий высокий уровень интеллекта, способный логически мыслить, мотивированный на достижение успеха;
- • «супермен» — смелые в социальном и эмоциональном плане люди, способные быстро реагировать на изменение окружающей обстановки, имеющие средний или ниже среднего уровень интеллекта. Они легко и быстро находят контакт с окружающими, стремятся к лидерству. Недостаток интеллекта с избытком компенсируется спокойствием, невозмутимостью, уверенностью в собственных силах, способностью держать ситуацию под контролем;
- • «волк-одиночка» — характеризуется погруженностью в себя, замкнутостью, закрытостью, нежеланием вступать в какие-либо социальные контакты. Они не стремятся произвести впечатление на окружающих и не отличаются чуткостью и проницательностью во всем, что касается межличностных отношений. Эти люди не терпят руководства над собой и сами не стремятся руководить. Они мотивированы на достижение успеха, но хотят добиться его самостоятельно;
- • «формальный руководитель» — это люди с высоким уровнем самоконтроля, разделяющие общепринятые нормы и правила, склонные брать на себя ответственность за принятие решения, эффективные в деятельности, требующей постоянства, настойчивости и упорства. Представители этого типа требуют беспрекословного выполнения своих распоряжений, любят трудолюбивых людей и не склонны потакать чьим-то слабостям или вникать в чужие проблемы.
Пример. Образ предпринимателя описывается в десятках произведений мировой и русской литературы. О силе и неординарности характера предпринимателя ярко свидетельствуют персонажи Д. Лондона и О. Бальзака, Т. Драйзера, Э. Золя, А. Хейли, А. Чехова, И. Шмелева и др.
В романе «Дамское счастье» Э. Золя увлекательно, ярко и точно описывает историю коммерсанта Октава Муре, создавшего в центре Парижа процветающий универмаг. Продуманная организация, новейшие торговые технологии и психологический расчет позволяют ему привлечь толпы покупательниц в свой магазин. В романе описывается конкурентная борьба магазинов и как главный герой превосходит своих конкурентов, смело идя на коммерческий риск, проявляя инициативу, выдумку и изобретательность. Приемы стимулирования сбыта и мерчандайзинга, которые использует О. Муре для привлечения покупателей, актуальны и в наше время.
Главный герой трилогии Т. Драйзера «Финансист», «Титан», «Стоик» — Фрэнк Каупервуд не только удачливый бизнесмен и владелец огромного состояния. Он обладает инициативностью, энергичностью, способностью идти на риск, выстоять иод ударами судьбы и неуклонно — вопреки всему! — двигаться к цели — обретению богатства и власти. В трилогии описывается путь бизнесмена, начиная с юношеских лет и заканчивая смертью героя. Склонность к бизнесу Фрэнк Каупервуд начал проявлять с детства, а первую коммерческую сделку он совершил в 14 лет, когда, купив партию кастильского мыла на аукционе за 32 долл., перепродал его затем бакалейщику за 62 долл. «Фрэнк уже с юных лет умел наживать деньги. Он собирал подписку на журнал для юношества, работа. агентом, но распространению нового типа коньков, а раз даже соблазнил окрестных мальчишек объединиться и закупить себе к лету партию соломенных шляп по оптовой цене. О том, чтобы сколотить капитал бережливостью, Фрэнк и не помышлял. Он чуть не с детства проникся убеждением, что куда приятнее тратить деньги, не считая, и что этой возможности он, так или иначе, добьется»[7].
Обобщенный образ предпринимателя наделен[8]:
- • особым взглядом на вещи, причем главную роль играет не столько интеллект, сколько воля и способность выделять определенные моменты действительности и видеть их в реальном свете;
- • способностью идти в одиночку, не пугаясь связанных с этим неопределенностей и возможного сопротивления;
- • его воздействием на других людей, которое определяется понятиями «иметь все», «обладать авторитетом», «уметь заставлять повиноваться».
Русский историк II. В. Безобразов (1859—1918) определил черты, которыми должны были обладать предприниматели прошлого — это чувство меры, практический расчет, самообладание, трезвость характера, сила воли.
Современные российские предприниматели должны иметь следующие положительные личностные качества: профессионализм, инициативность, энергичность, креативность, ответственность, коммуникабельность, готовность к риску, динамичность и мобильность, хорошие организаторские способности, деловую хватку, способность правильно принимать решения, склонность к лидерству и др. (табл. 2.3).
Таблица 23
Личностные качества современного предпринимателя
Личностные качества. | Краткая характеристика. |
Профессионализм. | Наличие профессиональных знаний и умений в сфере ведения бизнеса; наличие опыта частного предпринимательства и руководства в условиях различных форм собственности. В переводе с франц. «профессионализм» означает «характеризующийся хорошим знанием дела, данной области знания или деятельности». |
Инициативность. | Способность предпринимателя добровольно и самостоятельно находить формы для проявления своего энтузиазма. |
Энергичность. | Включает полноту энергии, деятельности, активности; решительность; настойчивость. |
Креативность. | Синергия навыков творческого мышления, внутренней мотивации и ресурсов. Навыки творческого мышления — способности нестандартного мышления и сочетание старых идей в новых комбинациях. Внутренняя мотивация — желание быть креативным. Ресурсы — широкие знания, опыт и доступ к нужной информации. |
Ответственность. | Право и обязанность отвечать за свои поступки и действия, взятые на себя обязательства, а также их последствия. Различают юридическую, административную, материальную и другие ответственности. |
Коммуникабельность. | Способность предпринимателя к коммуникации, установлению контактов и связей. |
Готовность к риску. | Вероятность возникновения потерь, убытков, недопоступлений, планируемых доходов, прибыли, имеющих место в предпринимательской деятельности. |
Динамичность и мобильность. | Активность, энергичность, способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность предпринимательской деятельности. |
А вот представители малого бизнеса сформулировали портрет современного предпринимателя как «грамотного человека с ясной головой, деловой хваткой, способного на самоиронию и с нескончаемой жизненной энергией»[9].
По мнению исследователей, среди личных качеств предпринимателю в первую очередь необходимы:
- • интуиция и чутье, которые требуются для обнаружения новых нестандартных путей;
- • энергия и воля для того, чтобы отказаться от устоявшихся порядков, преодолевать сильную инерцию экономических и социальных процессов.
Специалисты отмечают и негативные стороны характера предпринимателей. Так, например, предприниматели неразборчивы в средствах достижения цели, им отчасти характерна склонность к жульничеству, а зарабатывать деньги любыми способами — неприемлемо. Бизнесом занято достаточно много решительных, энергичных организаторов, умеющих трудиться, но не все из них являются профессионалами. В своей деятельности предприниматель должен руководствоваться, прежде всего, нормами закона, общечеловеческими нормами морали, религиозными установками[10].
По мнению психолога С. М. Белозерова, который исследовал индивидуальные особенности предпринимателей, их деятельность осознана на 30%, осуществляется на уровне догадок на 70%. Большинство предпринимателей составляют всего лишь «группу поддержки», т. е. просто «играют» в бизнес[11].
По мнению большинства исследователей, образ современного российского предпринимателя — это, как правило, мужчина (их около 75%), средний возраст — 33—46 лет, имеет семью и одного-двух детей. Более 80% предпринимателей имеют высшее образование.
Из всех вышеперечисленных качеств предпринимателя можно выделить наиболее приоритетные. Как показывает практика, они влияют на судьбу человека, направляя его жизненный путь в бизнес. Это желание идти на риск, готовность к любым изменениям на рынке, склонность к инновациям.
- [1] См.: Предпринимательство: учебник / под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. В. Поляка. М. :ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
- [2] Еще до перестройки в 1977 г. Конституция СССР (ст. 17) подтвердила право гражданна осуществление трудовой деятельности. В начале 1980;х гг. в СССР было зарегистрировано примерно 65 тыс. граждан, которые занимались кустарно-ремесленными промыслами.
- [3] Бунин И. Новые российские предприниматели и мифы посткоммунистического подсознания // URL: http://libertarium.ru.
- [4] Мочерный С. В., Некрасова В. В. Основы организации предпринимательской деятельности: учебник. М.: Приор-издат, 2007. С. 26.
- [5] Алейников Л. Н. Предпринимательская деятельность: учеб.-практ. пособие. М.: Новоезнание, 2003. С. 33—36.
- [6] См.: Воронин А. Российские предприниматели как наемные работники // Мы и мир.2006. № 4 (116).
- [7] Драйзер Т. Финансист. М.: Эксмо, 2011.
- [8] URL: http://znaytovar.ru.
- [9] По материалам семинара «Введение в предпринимательство», организованного Национальным институтом им. Екатерины Великой и Администрацией города Серпухова 12 февраля 2010 г.
- [10] Безрук Г. В. Малое предпринимательство в модернизирующемся регионе: социокультурный анализ: автореф. дис… к.с.н. Майкоп: Изд-во АГУ, 2010.
- [11] Белозеров С. М. Как выбирать пути, ведущие к успеху: В помощь руководителю. М. :Изд-во МАИ; СП «Джурэкон Интернэшнл Эдженси», 1990.