Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные преимущества и недостатки малого предпринимательства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Преимуществами малых и средних предприятий, но сравнению с крупными фирмами следует считать их динамичность, конкурентоспособность, маневренность. Они требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы, создают дополнительные рабочие места, способствуют возрождению народных промыслов… Читать ещё >

Основные преимущества и недостатки малого предпринимательства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Малое предпринимательство играет большую роль в экономике стран всего мира, так как оказывает значительное влияние на темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Для стран инновационного уклада малое предпринимательство является источником и двигателем внедрения новых технологий во всех отраслях экономики.

Для стран с развитым производственным потенциалом малое предпринимательство является механизмом снижения издержек, борьбы с монополизмом крупных предприятий, что позволяет иметь устойчивую, конкурентоспособную экономику.

Для развивающихся стран малое предпринимательство способствует увеличению доходов населения путем его самозанятости, что позволяет обеспечить местные рынки продукцией повседневного спроса, увеличить доходы населения и стимулирует государства третьего мира направить значительные усилия на развитие сектора малой экономики1.

Поступательное развитие малого предпринимательства обусловлено определенными преимуществами (табл. 4.7).

Преимущества малого предпринимательства

Таблица 4.7

Преимущества МП.

Примечание.

Малое предпринимательство играет заметную роль в экономике.

  • • МП производят основную часть ВВП во многих промышленно развитых странах:
    • — в среднем по странам ЕС до 70%;
    • — в Японии — 61%;
    • — в США — 40%;
    • — в России — 20%;
  • • МП обеспечивает работой большинство трудоспособного населения:
  • — в среднем по странам ЕС — 72%;
  • — в Японии — 78%;
  • — в Южной Корее — 75,3%;
  • — в Италии — 73%;
  • — во Франции и в США — 54%;
  • — в России примерно 17%;
  • • в сфере МП осуществляется большая часть всех инноваций, что способствует научно-техническому прогрессу;
  • • МП способствует формированию «среднего класса» как важнейшего фактора социальной и политической стабильности общества

Малое предпринимательство предоставляет большую возможность для дееспособных граждан реализовать свои идеи, проявлять свои способности.

Согласно ГК РФ дееспособные лица могут заниматься в установленном порядке индивидуальной предпринимательской деятельностью, не создавая юридического лица, а также для этой цели учреждать (создавать) юридические лица самостоятельно или с другими гражданами и юридическими лицами.

Для малого предпринимательства характерна более низкая потребность в первоначальном капитале.

Минимальный размер уставного капитала в ООО составляет 10 000 руб.

Регистрация индивидуального предпринимателя от 800 руб.;

регистрация юридического лица от 4000 руб.

Малое предпринимательство характеризует гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений.

Малые предприятия более гибко реагируют на изменение потребительского спроса, могут использовать местные источники сырья, отходы крупного производства, полнее учитывать региональные потребности. Это позволяет предпринимателю в короткие сроки организовать производство, открыть торговую точку и пр.

Морозовский проект и стратегия развития малого предпринимательства в России.

Преимущества МП.

Примечание.

Малые предприниматели имеют возможность личного общения с клиентами.

Основу многих видов бизнеса составляет персональное обслуживание клиентов (салоны красоты, ателье, СПАцентры и пр.). В этом случае качество работы во многом зависит от профессионализма владельца фирмы.

Малые предприниматели быстрее адаптируются к местным условиям хозяйствования.

Сектор МП образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих, в основном, на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. Небольшие размеры малых предприятий в совокупности с технологической, производственной и управленческой гибкостью позволяет им чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Независимость действий субъектов малого предпринимательства.

В большинстве малых фирм управленческая иерархия не соблюдается, система принятия управленческих решений упрощена, что дает возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения рынка, а энергичному и инициативному предпринимателю — свободу действий[1]

Преимуществами малых и средних предприятий, но сравнению с крупными фирмами следует считать их динамичность, конкурентоспособность, маневренность. Они требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы, создают дополнительные рабочие места, способствуют возрождению народных промыслов, содействуют экономическому и социальному развитию малонаселенных городов и сел.

Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия.

Недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, гак и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий (табл. 4.8).

Кроме вышеперечисленных недостатков чаще всего предприниматели сталкиваются с необязательностью партнеров и их неплатежеспособностью, высокими ценами на сырье и материалы, неустойчивым положением на рынке.

Как показывают многочисленные зарубежные и российские исследования, достаточно много проблем малых предпринимателей связано с внутренними факторами, а именно:

  • • недостаток квалифицированных кадров для развивающихся предпринимательских структур;
  • • несбалансированный опыт руководителей фирм;
  • • нехватка (а иногда и полное отсутствие) опыта у предпринимателей в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении, маркетинге;
  • • неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты, что особенно характерно для начинающих предпринимателей;
  • • воровство и мошенничество. Средний уровень потерь в розничной торговле от воровства составляет 1 — 1,5% от оборота. От 70 до 90% этих потерь приходится на долю воровства со стороны собственного персонала;
  • • недостаток культуры у российских предпринимателей;
  • • запущенность бизнеса;
  • • плохое здоровье или вредные привычки и др.

Недостатки малого предпринимательства

Таблица 4.8

Недостатки.

Примечание.

Большая физическая и умственная нагрузка.

Продолжительный рабочий день, долгие часы работы и редкий отдых, большая ответственность за бизнес — все это по плечу только самым энергичным и целеустремлен н ым предпринимателям.

Большинство малых предпринимателей испытывают недостаток управленческого опыта.

Низкий управленческий опыт, а иногда — его отсутствие, профессиональная некомпетентность собственников малых и средних предприятий являются одной из главных причин закрытия и банкротства предприятий.

Зависимость от крупных компаний.

Тесная привязка к одному крупному клиенту ведет к уязвимости МП, порождает возможность диктата цен, сроков поставок и других условий сделок со стороны клиента — крупной фирмы.

Трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов.

В настоящее время внешними финансовыми ресурсами пользуются не более 13—15 тыс. предпринимателей (1,5—2% предприятий). Потребности в кредитах для малых предприятий составляют порядка 25—30 млрд долл., а удовлетворяются не более чем на 20%, в микрокредитах (от 1 тыс. до 10 тыс. руб.) — только на 5—7%*.

Небольшой капитал.

Небольшой капитал малых предприятий уменьшает процесс производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов и обусловливает меньшую устойчивость и конкурентоспособность.

Функционирование в условиях значительного риска.

Малое предпринимательство относится к наиболее рисковым сферам приложения труда. Как свидетельствует мировой опыт, нс менее четверти вновь созданных малых предприятий терпят неудачу в течение первых двух лет. И только 30% из них перешагивают шестилетний рубеж.

Из приведенных выше преимуществ и недостатков можно сделать вывод, что малое предпринимательство — дело трудное и связанное с многочисленными рисками и опасностями. Все сильные и слабые стороны, возможности и угрозы приведены в СВОТ-анализе (табл. 4.9).

Таблица 4.9

Анализ малого предпринимательства как экономической модели1

Сильные стороны.

Слабые стороны.

Возможности.

Угрозы существованию.

Небольшой стартовый капитал.

Ограниченный (локально) рынок.

Рост до уровня «большого» бизнеса.

Быстрота полного разорения.

Высокая эффективность.

Ограниченные перспективы роста.

Сбалансированное развитие.

Быстрое достижение «потолка» роста.

Гибкость.

Высокая зависимость от превратностей конъюнктуры.

Прочная ниша на «своем» рынке.

Легкость проникновения конкурента в эту нишу.

Самостоятельность.

Отсутствие влиятельной поддержки.

Творческая самореализация.

Уязвимость при попытках силового давления.

Из приведенной таблицы видно, что малое предпринимательство в своей основе является площадкой для огромных возможностей и при этом одновременно трудностей и препятствий, которые может преодолеть только человек, наделенный предпринимательскими качествами.

  • [1] См.: Алейников А. II. Предпринимательская деятельность: учеб.-практ. пособие. М. :Повое знание, 2003.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой