Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Россия – правовое государство

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Итак, суть правового государства — в связанности государства правом, законом. Именно так его понимал И. Кант, впервые предложивший этот термин. Идея правового государства была развита в трудах российских ученых XIX- XX вв.: Б. Чичерина, П. Новгородцева, Н. Коркунова, С. Котляревского. С. А. Котляревский писал: «Основной принцип правового или конституционного государства состоит в том, что… Читать ещё >

Россия – правовое государство (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Отдельные элементы идеи правового государства были высказаны еще в античные времена. Так, Платон выделял два вида государственного устройства. Один — где над всем стоят правители, другой — где и правителям предписаны законы. Закон, по мнению Платона, ставит своей целью не благоденствие одного какого-нибудь слоя населения, но благо всего государства. Закон то убеждением, то силой обеспечивает сплоченность всех граждан, делая так, чтобы они были друг другу взаимно полезны в той мере, в какой они вообще могут быть полезны для всего общества.

Аристотель считал, что человек, живущий вне закона и права, — наихудший из всех, ибо несправедливость, владеющая оружием, тяжелее всего, природа же дала человеку в руки оружие — умственную и нравственную силу, а ими вполне можно пользоваться в обратную сторону. Первичными добродетелями человека являются справедливость, мужество, умеренность, благоразумие. Добродетельное поведение трактуется как законопослушное поведение. Зло рассматривается как правонарушение.

Римские стоики пропагандировали правомерный, законопослушный характер действий гражданина и отношения его к миру, обществу, всем людям. Н. Макиавелли и Ж. Боден обосновали задачу государства, которая состоит в защите прав и свобод граждан.

Ш. Л. Монтескье полагал, что в государстве, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть. Свобода, по его мнению, есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как-то же самое могли бы делать и прочие граждане.

Итак, суть правового государства — в связанности государства правом, законом. Именно так его понимал И. Кант, впервые предложивший этот термин. Идея правового государства была развита в трудах российских ученых XIX- XX вв.: Б. Чичерина, П. Новгородцева, Н. Коркунова, С. Котляревского. С. А. Котляревский писал: «Основной принцип правового или конституционного государства состоит в том, что государственная власть в нем ограничена. В правовом государстве власти положены определенные пределы, которые она не должна и не может преступить. Ограничение власти в правовом государстве создается признанием за человеком неотъемлемых, ненарушаемых, неприкосновенных и неотчуждаемых прав» .

Таким образом, суть правового государства — в связанности государства правом, законом. В правовом государстве право стоит над государством. Все государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица и граждане подчиняются закону. В неправовом государстве право находится под государством, которое решает, стоит или нет применять ту или иную норму права по причине целесообразности.

Однако красивая, прогрессивная идея правового государства, разрабатываемая в науке конституционного права, не получила отражения ни в законодательстве царской, ни в законодательстве Советской России, пи тем более в практике их реализации. Социалистическое государство возникло как государство диктатуры пролетариата. Анализируя природу последней, В. И. Ленин писал, что диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами. Революционная диктатура пролетариата есть власть, завоеванная и поддерживаемая насилием пролетариата над буржуазией, власть, не связанная никакими законами.

Для такой власти концепция правового государства была неприемлема. Большевизм по своей природе явление, несовместимое с правом. Имевшие место в Советской России нормативные акты, в том числе Конституция РСФСР 1918 г. и последующие советские конституции, служили целям пропаганды, обеспечения всесилия партийно-политического аппарата, легализации красного террора.

После октября 1918 г. идея правового государства по инерции упоминалась в работах ученых. Однако в ноябре 1929 г. в Институте советского строительства и права выступил Л. Каганович и резко обрушился на концепцию правового государства, охарактеризовав ее как буржуазную идею, неприемлемую для социалистического государства. Она была надолго забыта и нс упоминалась вплоть до XIX Всесоюзной партийной конференции, где Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев в своем докладе определил как одну из целей реформы политической системы СССР формирование правового государства. С этого момента начинается разработка этой идеи в современной российской юридической науке.

Конституция РФ в ст. 1 определяет российское государство как правовое. Правовое государство характеризуется рядом признаков.

Основной целью и признаком правового государства является соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Права человека и правовое государство в своем становлении и развитии неразделимы. Правовое государство представляет собой форму ограничения власти правами и свободами человека, которые являются важнейшим противовесом всесилию государственной власти, призванной обеспечить ее ограничение и самоограничение.

В силу естественно-правовой концепции взаимоотношений личности и государства человек от рождения обладает естественными, неотчуждаемыми правами, которые государство не может ни отнять, ни ограничить, а должно гарантировать. Человек не может отказаться от принадлежащих ему естественных прав, таких как право на жизнь и безопасность, свободу мысли и слова. Никакая целесообразность не может оправдать нарушение прав человека. Это обеспечивается посредством провозглашения в ст. 2 Конституции РФ человека, его прав и свобод — высшей ценностью. «Не человек создан для государства, а государство для человека — таков теперь главный принцип их отношений»[1].

Па достижение этой цели направлено закрепление в гл. 2 Конституции РФ широкого круга конституционных прав и свобод человека и гражданина, раскрывающих естественное состояние свободы и получающих высшую юридическую защиту. Так, в ст. 18 Конституции РФ провозглашается, что права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Это означает, что все ветви власти, органы местного самоуправления призваны охранять права и свободы человека и гражданина, обеспечивать в обществе разумный компромисс, предотвращая социальные катаклизмы и перевороты.

Одной из главных задач в создании правового государства является утверждение верховенства закона, и прежде всего Конституции, во всех сферах жизни общества и государства.

Свобода индивида, означая право выбора, предполагает и его подчинение нормам и правилам социальной жизни во имя достижения общественного согласия. В правовом государстве власть не имеет статуса и значения высшей ценности. Культ власти, свойственный авторитарным режимам, заменяется верховенством закона, конституции. Подчинение закону является необходимым условием демократии и правового государства.

В правовом государстве конституция должна закреплять минимальную (неотчуждаемую, неотъемлемую) меру свободы индивида в данном обществе (права человека и гражданина) и тем самым устанавливать, что никому — ни частному лицу, ни органу государственной власти, ни органу местного самоуправления — не может быть дозволено то, что ущемляет минимальную неотчуждаемую свободу индивида.

Необходимым условием правового государства является соответствие законов конституции. Это может обеспечить государство, которое исходит из принципов права при формулировании своих законов, проведении их в жизнь, в процессе осуществления всех своих функций.

Разделение властей — необходимый признак правового государства. Суть разделения властей — в обеспечении защиты властью свободы граждан путем создания системы сдержек и противовесов, нейтрализующих тенденции к захвату власти той или иной группой граждан или отдельным должностным лицом.

Независимость суда — важнейший признак правового государства. Он закреплен в ст. 120 Конституции РФ, которая гласит, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Гарантиями независимости судей является их неприкосновенность (ст. 122 Конституции РФ), несменяемость (ст. 121 Конституции РФ), открытое разбирательство дел во всех судах (ст. 123 Конституции РФ), финансирование судов только из федерального бюджета также должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (ст. 124 Конституции РФ).

Плюрализм — важнейший признак правового государства. Преимуществом плюрализма как принципа демократического правового государства является то, что, отражая противоречивость мнений и позиций, создавая поле их борьбы, он значительно надежнее обеспечивает стабильность и устойчивость общества и государства, чем тотальное показное единство, которое неизбежно кончается взрывом и ведет к разрушению политической и экономической системы. Поэтому в правовом государстве необходима терпимость к оппозиции, подавление которой опасно. Чем больше размер подавления превосходит запас терпения, тем меньше вероятность существования конкуренции, состязательность политических сил. Чем меньше барьеров для соперничества, тем легче принимать взаимоприемлемые решения. Таким образом, плюрализм в качестве признака правового государства способствует учету мнения и интересов меньшинства, согласованию интересов различных групп населения, поиску компромисса.

  • [1] Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996. С. 98 99.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой