Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Валютно-финансовая система европейских стран

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достижению поставленной цели — успешному завершению программы и возвращению доступа на рынок — способствовал ряд факторов. В первую очередь — высокие объемы экспорта компенсировали снижение количества занятых в секторах, не связанных с торговлей, и способствовали уменьшению влияния бюджетных корректировок на экономику страны. Несмотря на то что проведенные фискальные реформы оказали отрицательный… Читать ещё >

Валютно-финансовая система европейских стран (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Валютно-финансовая система европейских стран сформировалась в процессе их экономической интеграции, который начался более 60 лет назад. С начала 1950;х гг. в европейских странах стали формироваться национальные валютно-финансовые системы, игравшие важную роль в развитии их национальной экономики.

В 1958—1961 гг. была введена частичная только по текущим операциям конвертируемость национальных валют стран, объединившихся в Европейский экономический союз (Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга). Либерализация национальных валютных систем происходила постепенно. В 1969—1971 гг. был разработан план создания к 1980 г. Экономического и валютного союза — «план Вернера», который предусматривал поэтапное снятие ограничений па движение капитала в рамках ЕС, фиксацию курсов европейских валют. Итоговой целью этого плана являлось введение единой валюты. С этой целью предполагалось постепенно преодолеть существующие различия в уровнях развития стран ЕС.

Принимая во внимание, что по мере роста взаимной торговли расходы стран на конвертируемость их валют постоянно увеличивались, а интерес к введению единой валюты возрастал, был запущен процесс пошаговой валютно-экономической интеграции. Кроме того, распад в 1970;е гг. Бреттон-Вудской валютной системы, основанной на золотодевизном стандарте, и прекращение конвертирования доллара в золото привели к дестабилизации мировой валютной системы и девальвации как доллара, так и большинства валют европейских стран.

В 1979 г. с целью поддержания стабильности в условиях перехода к Ямайской валютной системе и для дальнейшего стимулирования экономической и валютной интеграции была создана Европейская валютная система (ЕВС) с собственной расчетной единицей ЭКЮ (European Currency Unit). Введеный механизм «европейской валютной змеи» на основе режима совместного плавания валютного курса между странами-участницами в заданных пределах не сопровождался координацией валютно-экономической политики стран ЕС. В результате происходило частое изменение курсовых соотношений для уменьшения спекулятивного давления на некоторые валюты. А поддержание курса валют в узких пределах требовало от стран больших затрат валютных резервов[1].

В результате завершения формирования Единого внутреннего рынка в середине 1980;х гг. европейские страны приступили к реформированию своих валютных национальных систем. Формирующаяся единая европейская валютная система (ЕВС) отвечала интересам активного экономического роста и имела ряд особенностей:

  • • ЕВС базировалась на европейской валютной единице (ЭКЮ), стоимость которой определялась по методу валютной корзины, которая включала валюты 12 стран — членов ЕЭС. Доля каждой валюты в корзине зависела от степени участия страны в совокупном ВВП стран — членов ЕЭС и товарообороте между ними. Наибольшая доля приходилась на немецкую марку — 32,6% и французский франк — 19,9%. Эмиссия ЭКЮ была частично обеспечена золотом и долларом за счет объединения 20% официальных резервов стран — членов ЕВС;
  • • был введен механизм валютных курсов, предусматривающий установление пределов колебаний валютных курсов в размере ±2,25% от центрального курса, а для Италии и Испании ±6% в связи с нестабильностью их валютно-экономического положения. С 1993 г. рамки колебаний были расширены до ±15%;
  • • был создан Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС), главными задачами которого стало предоставление центральным банкам стран ЕВС кредитов на покрытие временных дефицитов платежного баланса и осуществление валютных интервенций для поддержания курсов валют в заданных пределах.

Препятствием на пути перехода к единой валюте было нежелание стран передавать на наднациональный уровень полномочия в сфере регулирования валютно-кредитных отношений, поскольку манипулирование курсами национальных валют позволяло странами стимулировать экспорт и бороться с экономическим кризисом.

Углубление европейской валютной интеграции, не отменяло использование национальных валют со странами, которые не участвовали в интеграционном процессе. Кроме того, участие таких стран, как Германия и Франция, не только в европейском, но и мировом товарообороте сопровождалось ростом курса их валют и транзакционных расходов и вело к снижению эффективности экспорта.

В феврале 1992 г. был подписан Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор) и провозглашено дальнейшее углубление интеграции путем создания Европейского экономического и валютного союза. Чтобы страна стала членом Европейского валютного союза, были определены критерии конвергенции, позволяющие оценить уровень стабильности цен и валютного курса, а также состояние государственных финансов потенциальных кандидатов на вступление в союз (см. гл. 4).

Те страны — члены ЕС, которые по тем или иным причинам не могли соответствовать этим критериям, не стремились присоединиться к валютному союзу. Решение сохранить национальную валюту приняли Великобритания, Дания, Швеция, и в то же время страны Восточной Европы приняли решение о постепенном достижении критериев конвергенции и присоединении к зоне евро.

В странах было достигнуто понимание того, что страны — члены валютного союза лишаются суверенитета в денежно-кредитной и валютной сферах и отдают часть своих полномочий на наднациональный уровень. Это означало, что единая монетарная политика, проводимая в рамках валютного союза, имеет эффективность только для ряда стран, так как между странами существуют различия в уровнях экономического роста, производительности груда, заработной платы (невозможно данные показатели привести к полной унификации).

Таким образом, единая монетарная политика стимулировала страны к устранению различий их национальных экономик. В выигрыше от создания единой валютной системы были страны-лидеры, такие как Германия и Франция, и в менее выгодном положении — «периферийные» страны (например, Италия, Португалия и Греция).

Страны — участницы валютного союза вынуждены были отказаться от плавающего обменного курса как механизма стабилизации платежного баланса, от изменения уровня учетной ставки в интересах макроэкономического регулирования (уровень инфляции, регулирование объема денежной массы в обращении, ставки по кредитам, выдаваемым населению и предприятиям) и экономического роста.

Введение

евро в 1999 г. устранило валютные риски, послужило мощным катализатором к созданию более стабильного и эффективного финансового рынка и снятию оставшихся барьеров на пути к финансовой интеграции. Более высокая стабильность валютного рынка способствует увеличению потоков прямых иностранных и портфельных инвестиций. Все это ведет к более эффективному распределению капитала и, как результат, к экономическому росту. Единая валюта позволила странам ЕС продолжить либерализацию взаимных торговых отношений, при этом больший эффект от открытости их экономик получили малые государства Европы. Самые высокие показатели характерны для стран Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) и Ирландии, а также для вступившей в 2008 г. в Еврозону Мальты. На 2013 г. показатель открытости для этих стран колебался от 155,5% в Нидерландах до 371,4% в Люксембурге1.

Использование 19 европейскими странами единой валюты евро не исключило сохранения проблем, при урегулировании которых они не могут использовать манипулирование валютным курсом национальной валюты. Страны ЕС самостоятельно решают такие ключевые проблемы как высокий уровень государственного долга и дефицита бюджетов; безработица, достигающая 20% по некоторым странам (в Греции и Испании и Португалии).

Наибольший отрицательный эффект от потери валютного суверенитета страны ЕС ощутили в условиях экономического кризиса. По данным Еврокомиссии, по итогам 2015 г. экономический рост ЕС составит 1,7%, а стран зоны евро 1,2% ВВП, а в 2016 г. 2,1 и 1,4% соответственно.

Конкурентоспособность евро в качестве мировой валюты определяется экономическим потенциалом 19 стран — членов ЭВС[2][3]. Совокупный ВВП стран зоны евро в 2013 г. почти приблизился по значению к ВВП США и составил примерно 17,4% мирового ВВП, или 9,9 трлн евро1. На сегодняшний день евро остается второй по значимости после доллара мировой валютой, несмотря на долговой кризис, ослабивший позиции большинства стран Еврозоны.

Доля евро в валютной корзине СДР на период с 2011 по 2015 г. выросла до 37,4% по сравнению с 31% в период 2001—2005 гг. Доля американского доллара сократилась до 41,9% (табл. 5.1). Рост удельного веса евро в корзине СДР свидетельствует о том, что он является основным конкурентом и альтернативой доллару США в качестве ключевой мировой валюты при расчетах в международной торговле и при финансовых отношениях.

Таблица 5.1

Удельный вес валют в корзине СДР за 2001—2015 гг.

Валюта.

Доля в валютной корзине СДР, %.

2001;2005.

2006;2010.

2011;2015.

Евро.

37,4.

Американский доллар

41,9.

Фунт стерлингов.

11,1.

Японская иена.

И.

9,4.

Благодаря росту экономики стран ЕС евро используется в качестве «базовой» валюты в странах, находящихся в географической близости к ЭВС, и в странах, имеющих специальные институциональные связи с ЭВС или его членами. Ко вторым относятся страны, участвующие в Европейском механизме валютных курсов ER. MII (Дания, Болгария, Хорватия, Чехия, Румыния); потенциальные кандидаты на вступление в ЕС (Косово, Черногория и др.); страны, управляющие валютным курсом на основании «корзины» СДР и других валютных «корзин», включающих евро (Алжир, Иран, Кувейт, Ливия, Сингапур и др.). В частности, на долю евро в официальных валютных резервах России, Болгарии, Хорватии, Великобритании и США в 2013 г. приходилось 41; 100; 68,7; 43; 62,8% соответственно[4][5].

Доходы, полученные центральными банками стран, входящих в зону евро, в связи с осуществлением денежно-кредитной политики, распределяются между ними пропорционально их доле в подписном капитале ЕЦБ. При этом убытки одних национальных банков ЕСЦБ могут быть компенсированы за счет дохода других банков. В 2014 г. чистая прибыль ЕЦБ составила 989 млн евро. Большая часть прибыли была получена за счет операций с ценными бумагами, а также процентного дохода, связанного с обращением евробанкнот. Потери ЕЦБ могут покрываться за счет средств резервного фонда и доходов национальных центральных банков. При этом центральные банки стран ЕС, не входящих в Еврозону, не имеют нрава на получение подлежащей распределению прибыли ЕЦБ и не обязаны финансировать какие-либо потери ЕЦБ.

При создании ЕЦБ национальные центральные банки ЕС передали в его ведение резервы в иностранной валюте пропорционально своим долям в капитале на общую сумму, эквивалентную 50 млрд евро1. Взамен они получают долговые требования к ЕЦБ, доходность которых устанавливается Советом управляющих. Резервные активы ЕЦБ гарантируют достаточную ликвидность для проведения валютных операций. В структуру золотовалютных резервов ЕЦБ входят: доллар США, японская иена, золото и СДР. При этом 57% в структуре официальных валютных резервов приходится на золото[6][7].

Выпуск банкнот и монет в рамках зоны евро является децентрализованным и осуществляется в большей степени национальными центральными банками в соответствии с их долей в общем годовом объеме эмиссии, распределенной между 19 странами ЭВС. На национальные банки стран ЭВС приходится около 90% всей эмиссии банкнот[8].

Для преодоления кризисных явлений в странах ЭВС с ноября 2014 г. ЕЦБ начал осуществлять банковский надзор с целью обеспечения безопасности и стабильности как отдельных кредитных институтов, так и финансовой системы ЕС в целом[9].

Национальные центральные банки стран ЕС, несмотря на утрату полномочий по проведению самостоятельной монетарной политики, играют важную роль в национальной экономике и осуществляют свою деятельность в соответствии с правилами, нормами и руководящими принципами, разработанными директивными органами ЕЦБ.

Основываясь на принципах, разработанных ЕЦБ, национальные центральные банки наделены широкой сферой деятельности:

  • — проводят операции на открытом рынке;
  • — осуществляют управление резервными активами, оставшимися после выполнения обязательств перед ЕЦБ;
  • — контролируют деятельность национальных банков и их заграничных филиалов, функционирующих в рамках ЕС;
  • — участвуют в эмиссии банкнот совместно с ЕЦБ и выпуске монет;
  • — налаживают сотрудничество с центральными банками и финансовыми институтами третьих стран, а также международными организациями;
  • — осуществляют сбор и обработку статистических данных, оказывают помощь ЕЦБ в переводе и составлении отчетов.

Все национальные центральные банки ЭВС являются членами межбанковской платежной системы Target II[10], позволяющей в режиме реального времени осуществлять расчеты в рамках ЕС.

С началом мирового финансово-экономического кризиса в 2008 г. и усилением долгового кризиса еврозоны в 2010 г. произошло значительное расширение задач ЕЦБ. ЕЦБ осуществляет мониторинг за выполнением странами еврозоны условий программы финансовой помощи, направленной на восстановление их экономической стабильности. Для преодоления кризисных явлений ЕЦБ осуществил снижение учетной ставки до исторического минимума, смягчил требования к залоговому обеспечению, уменьшил нормы обязательных резервов до 1%, установил своп-линии (с банками Канады, Великобритании, Японии, Швейцарии, Федеральной резервной системой США), а в конце 2011 г. и начале 2012 г. осуществил операции долгосрочного рефинансирования на срок до трех лет.

К лету 2012 г. общий объем ликвидности, полученной через операции рефинансирования ЕЦБ, достиг 1,2 трлн евро, и из них 71% был сосредоточен в Греции, Ирландии, Италии, Португалии и Испании, при этом 50% приходилось на банки Испании и Италии (34 и 23% соответственно). В марте 2015 г. ЕЦБ приступил к политике количественных смягчений в целях обеспечения экономики еврозоны необходимой ликвидностью.

Для преодоления долгового кризиса в еврозоне проведены меры по углублению интеграции в банковской сфере и расширению надзорных полномочий ЕЦБ, которому были переданы полномочия по осуществлению прямого надзора за крупнейшими банками зоны евро. В категорию крупнейших попадают кредитные учреждения с объемом активов, превышающим 30 млрд евро или 20% ВВП страны базирования. При этом в обязательном порядке и независимо от уровня активов в данную категорию включаются три крупнейших банка от каждой страны ЭВС. В целом около 130 банков, на которые приходится 85% всех банковских активов еврозоны, попадают под прямой контроль со стороны ЕЦБ1.

Остальные банки стран ЭВС остаются под контролем национальных надзорных органов. ЕЦБ получил право выдавать и отзывать банковские лицензии, применять санкции к банкам в случае невыполнения решений и предписаний, осуществлять надзор на местах, давать указания о проведении стресс-тестов.

Кризис суверенных долгов выявил несовершенство институциональной структуры ЕС и потребовал проведения реформы надзора и регулирования банковской системы. В 2014 г. в качестве двух фундаментальных основ банковского союза были созданы:

  • — Единый надзорный механизм (Single Supervisory Mechanism);
  • — Единый механизм санации банков (Single Resolution Mechanism)[11][9].

В основе их деятельности лежит единый свод правил, включающий в том числе единую схему страхования вкладов, целью которой является предотвращение массового изъятия средств в случае кризиса.

Достижению поставленной цели — успешному завершению программы и возвращению доступа на рынок — способствовал ряд факторов. В первую очередь — высокие объемы экспорта компенсировали снижение количества занятых в секторах, не связанных с торговлей, и способствовали уменьшению влияния бюджетных корректировок на экономику страны. Несмотря на то что проведенные фискальные реформы оказали отрицательный краткосрочный эффект на ВВП стран — участниц ЕС, они способствовали возвращению доверия к устойчивости государственных финансов. Кроме того, в соответствии с условиями программы процентные ставки по выданным ЕМФС и ЕФФС кредитам приравнивались к нулю, а период их погашения был продлен с 7,5 до 12,5 года в 2011 г. и до 19,5 года в 2013 г.1

Научная дискуссия Профессор Калифорнийского Университета Б. Эйхенгрин и главные экономисты ЕЦБ Л. Читу и А. Мель в своем исследовании «Валютная структура международных резервов в долгосрочной перспективе»[13][14] приходят к следующему выводу. Роль той или иной валюты в качестве международного резервного актива определяется:

  • — выбором ее в качестве «базовой» валюты, к которой привязан курс национальных денежных единиц других стран;
  • — объемом использования этой валюты для обслуживания международных торговых и финансовых операций.

Несмотря на то что положение евро при формировании международных валютных резервов в целом несопоставимо с долларом США, сегодня уже существуют финансовые рынки, на которых евро играет ведущую роль наравне с долларом. Прежде всего это относится к рынку международных долговых обязательств.

  • [1] Буторина О. В. К проблемам асимметрии в валютно-финансовой системе Европы //Деньги и Кредит. 2014. № 2.
  • [2] ШИ-: http://cc.curopa.cu/curostat/wcb/national-accounts/data/main-tablcs
  • [3] Кондратов Д. И. Международная роль евро: проблемы и перспективы // Деньги и Кредит. 2013. № 3.
  • [4] World Bank Database.
  • [5] ЕС В Statistical Data Warehouse.
  • [6] Protocol on the Statute of the European System of Central Banks and of the EuropeanCentral Bank //Treaty on the Functioning of the European Union.
  • [7] European Central Bank Statistics.
  • [8] Смирнова О. В. О финансовых результатах деятельности Европейской системы Центральных банков // Финансы и Кредит. 2013. № 21.
  • [9] Guide to banking supervision // European Central Bank Report. 2014. November.
  • [10] URL: https://www.ecb.europa.eu/paym/t2/html/index.en.html
  • [11] Худякова Л. С., Сидорова Е. А. Реформа регулирования финансового сектора в Европейском союзе // Деньги и Кредит. № 4. 2014.
  • [12] Guide to banking supervision // European Central Bank Report. 2014. November.
  • [13] Marier S., Wolff В. Ending uncertainty: recapitalisation under European Central Banksupervision // Bruegel Policy Contribution. 2013. December.
  • [14] Eichengreen B., Chicu L., Mehl A. The Currency Composition of International Reserves in theLong-Run // ECB Working Paper series. 2014. № 1715. August.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой