Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные понятия и определения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Используемые в управленческой деятельности показатели, как правило, соответствуют перечисленным выше атрибутам. Например, среднемесячная заработная плата в Санкт-Петербурге за 2013 г. по данным «Петростата» составляет 37 594 руб. и отвечает всем атрибутам, так как характеризует количественно средний уровень заработной платы (качественная сторона) в Санкт-Петербурге (границы) за 2013 г. (интервал… Читать ещё >

Основные понятия и определения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При оценке функционирования систем поддержки принятия решений принято различать качество и эффективность реализуемых системой операций. Под качеством понимаются совокупность свойств, обусловливающих пригодность СППР для использования ее, но назначению. Под эффективностью понимаются процессы функционирования системы, характеризующие приспособленность к достижению цели. Для каждого вида деятельности эффективность может рассматриваться применительно к тому, в какой степени рассматриваемая система удовлетворяет предъявляемым к ней требованиям. Для экономической деятельности наиболее часто эффективность представляется как отношение экономического эффекта, полученного в результате функционирования системы, к затратам.

Эффективность управления это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации. Функциональное предназначение управления сводится к обеспечению эффективности основной деятельности, поэтому ее эффективность определяется степенью результативности самой организационной системы. Отсюда следует, что эффективность управления определяется степенью реализации целей организации и ее интегрального показателя — прибыли[1].

Эффективность управления представляет собой относительную характеристику результативности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), причем эти показатели бывают как количественными, так и качественными.

Обратите внимание!

Для оценки существующего состояния и прогноза развития используются признаки, показатели, критерии, целевые функции.

Массовые социально-экономические явления в каждом исследовании выступают как статистические совокупности. Статистическая совокупность это относительно однородная группа объектов или явлений, характеризующаяся наличием некоторых общих признаков и подвергающаяся изучению путем сбора количественных и качественных данных, их обработки и анализа. Например, в качестве объектов исследования, т. е. совокупностей, могут выступать множества хозяйствующих субъектов малого (среднего, крупного) бизнеса, финансово-кредитных организаций И др.

Каждый отдельно взятый элемент данного множества называется единицей статистической совокупности. Единица совокупности это предел декомпозиции объекта исследования, при котором продолжают сохраняться все свойства изучаемого явления (процесса). Каждая единица совокупности обладает определенными свойствами.

Определение.

Признаком называется индивидуальное свойство единицы совокупности. Признак может быть представлен в виде либо количественной, либо качественной характеристики единицы совокупности.

Единицы совокупности наряду с общими для всех признаками, которые обусловливают качественную определенность совокупности, обладают индивидуальными особенностями и различиями, отличающими их друг от друга, т. е. существует так называемая вариация признаков.

Под вариацией понимаются количественные изменения значений признака при переходе от одной единицы совокупности к другой[2].

Вариация признаков определяется различным сочетанием условий, составляющих развитие элементов множества.

Признаки можно классифицировать как качественные (атрибутивные) или количественные. Качественные признаки выражают существенное неотъемлемое свойство единицы совокупности. Признаки, значения которых могут быть измерены, называются количественными, например прибыль организации, уставный капитал, активы и пассивы предприятия, кредитная задолженность и др.

В экономической деятельности часто выделяют альтернативные признаки. Альтернативные признаки — это признаки (два и более), характеризующиеся взаимоисключающими свойствами или возможностями. Таковыми являются признаки обладания или необладания каким-либо свойством. Например, в зависимости от образования каждый сотрудник может быть отнесен к категории либо имеющих высшее образование, либо не имеющих высшего образования.

Обратите внимание!

Признак характеризует каждую отдельно взятую единицу изучаемой совокупности. Для всей совокупности характерно использование таких се характеристик, которые отражали бы свойства системы и позволяли оценивать эффективность системы в целом.

При оценках эффективности СППР наиболее широко распространено понятие «показатель».

Определение Под показателем понимается характеристика группы единиц или совокупности в целом, являющая собой обобщенную характеристику свойств этой группы или всей совокупности, представленной в количественной либо вербальной форме.

Для описания любой изучаемой совокупности могут использоваться:

  • • абсолютные показатели, например численность работников, объем товарооборота, прибыль и т. д.;
  • • относительные показатели, например производительность труда как количество продукции, выпущенной сотрудником за единицу времени. В социально-экономической статистике данную характеристику показателя называют уровнем;
  • • структурные показатели, характеризующие структуру явления, процесса с указанием доли каждой из его составляющих. Например, при расчете доли городского населения региона рассчитывается отношение численности городского населения к численности всего населения региона.

Данный показатель носит название относительного показателя структуры городского населения района.

Неотъемлемыми атрибутами каждого показателя являются:

  • • качественная сторона, в соответствии с которой показатель отражает какое-либо определенное существенное свойство системы. Примером отражения качественной стороны может служить показатель «заработная плата», характеризующий оценку деятельности сотрудников, выраженную в денежной форме, прибыль предприятия как финансовый показатель деятельности компании и т. д.;
  • • количественная сторона, выраженная как числовое значение показателя в принятых единицах измерения;
  • • границы, в соответствии с которыми осуществляется оценка изучаемой совокупности. Например, показатель заработной платы «10 тыс. долл.» без указания границ, т. е. без привязки к конкретному государству (региону), неинформативен;
  • • интервал или момент времени, на который фиксируется значение показателя.

Обратите внимание!

Используемые в управленческой деятельности показатели, как правило, соответствуют перечисленным выше атрибутам. Например, среднемесячная заработная плата в Санкт-Петербурге за 2013 г. по данным «Петростата» составляет 37 594 руб. и отвечает всем атрибутам, так как характеризует количественно средний уровень заработной платы (качественная сторона) в Санкт-Петербурге (границы) за 2013 г. (интервал или момент времени).

Следует заметить, что не все показатели могут обладать одновременно всеми атрибутами. В этом случае ценность показателя для ЛПР будет ниже или же позволит данный показатель вообще не принимать во внимание при принятии управленческих решений.

В большинстве зарубежных практических руководств по анализу и оценке эффективности управленческих решений отмечается, что показатели должны удовлетворять основным требованиям концепции 4С (рис. 5.1.1)[3]:

  • • четкость, ясность, внятность, недвусмысленность (Clearness);
  • • полнота, всесторонность, выполненность, завершенность (Completeness);
  • • комплексность, сложность, модульность (Complexity);
  • • непротиворечивость, состоятельность, завершенность (Consistency).

Требования концепции АС относятся как к количественным, так и к качественным показателям.

Показатели оценки результативности АС.

Рис. 5.1.1. Показатели оценки результативности АС.

В системах поддержки и принятия решений могут иметь место показатели, которые отвечают не всем предъявленным требованиям концепции 4С.

Критерии (критерии оптимальности) должны соответствовать концепции SMART, т. е. должны обладать пятью следующими свойствами[4]:

  • • конкретность (Specific)]
  • • измеримость (Measurable);
  • • достижимость (Achievable);
  • • релевантность (Relevant)]
  • • привязанность к определенному периоду времени (Time-certain).
  • [1] Друкер П. Менеджмент. Вызовы XXI века: пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.
  • [2] В социально-экономической статистике рассматриваются абсолютные и относительныепоказатели вариации. Наиболее часто используемыми показателями вариации являютсясредиеквадратическое отклонение и коэффициент вариации.
  • [3] Друкер П. Указ. соч.
  • [4] Друкер 11. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения: пер. с англ. М.: Гранд Фаир-Пресс, 2003.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой