Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Вопросы и тренинговые, контрольные задания для самостоятельной работы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Хочешь наукой воспитать ученика — люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя и науку, и ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то сколько бы ты не заставлял учить, наука не воспроизведет воспитательного влияния". Отражают частные положения того или иного принципа, нормативное предписание по реализации его требований, конкретные рекомендации учителю, что и как делать в типичных… Читать ещё >

Вопросы и тренинговые, контрольные задания для самостоятельной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. Какова сущность понятий: закономерность, принцип и правило обучения?
  • 2. Перечислите положения, из которых вытекают закономерности обучения.
  • 3. Содержание каких понятий раскрыто ниже?
  • • Существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между определенными педагогическими явлениями и процессами.
  • • Исходные, руководящие положения, определяющие деятельность учителя и познавательную деятельность школьников в учебном процессе. Вытекают из закономерностей обучения.
  • • Отражают частные положения того или иного принципа, нормативное предписание по реализации его требований, конкретные рекомендации учителю, что и как делать в типичных педагогических ситуациях. Вытекают из принципов обучения.
  • 4. Укажите слева закономерности обучения, справа — основанные на них принципы обучения.
  • • Процесс обучения соответствует уровню развития науки.
  • • Сознательность и активность учения школьников.
  • • Потребность в обеспечении единства теории и практики, подготовки учащихся к самостоятельной жизни.
  • • Научность в обучении.
  • • Потребность в обеспечении единства обучения, воспитания и развития.
  • • Воспитывающего обучения.
  • • Взаимосвязь преподавания и уровня интенсификации учения школьников.
  • • Связь обучения с жизнью, с практиков.
  • 5. Укажите слева закономерности обучения, справа — основанные на них принципы обучения.
  • • Зависимость эффективности обучения от степени привлечения к нему органов чувств.
  • • Зависимость процесса обучения от реальных учебных возможностей, возрастных особенностей детей.
  • • Систематичность и последовательность в обучении.
  • • Соответствие процесса обучения развитию научно-технического прогресса, логике науки.
  • • Доступность обучения и учет индивидуальных особенностей детей.
  • • Зависимость основательного усвоения знаний, умений и навыков от их закрепления и повторения.
  • • Наглядность в обучении.
  • • Прочность усвоения знаний, умений и навыков.
  • 6. Укажите против каждого принципа обучения соответствующее

ему дидактическое требование.

Принцип научности в обучении.

Предполагает решение жизненных, практических задач, заключенных в содержании учебного материала, формах и методах работы учителя и учащихся.

Принцип связи обучения с жизнью, практикой.

Выражает зависимость эффективности обучения от умелого управления со стороны преподавателя активным усвоением школьниками учебного материала.

Окончание таблицы

Принцип воспитывающего обучения.

Предполагает обеспечение усвоения детьми первоначальных научных представлений о природе, обществе, человеке и его труде.

Принцип сознательности иактивности учения школьников.

Требует решения воспитательных задач школы через содержание, формы и методы учебной работы, применяемые в деятельности учителя и учащихся.

7. Укажите против каждого принципа обучения соответствующее ему дидактическое требование.

Принцип наглядности.

Требует обеспечения соответствия содержания, методов преподавания возрастным возможностям учащихся, без интеллектуальной и физической перегрузки.

Принцип доступности обучения и учета индивидуальных особенностей детей.

Предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном, строго логическом порядке, системе.

Принцип систематичности и последовательности в обучении.

Выражает необходимость основательного усвоения учебного материала, свободного его воспроизведения и применения на практике.

Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков.

Предполагает такое преподавание, при котором у учащихся формируются представления и понятия на основе живого восприятия изучаемых предметов и явлений или их изображений.

  • 8. Кому из представителей классической педагогики принадлежат данные высказывания?
  • • «Научное образование пусть служит человеку к усовершенствованию одновременно и его разума, и языка, и рук, для того, чтобы он мог все, что требуется, разумно созерцать, выражать словами и осуществлять в действии».
  • • «Вопрос не в том, чтобы преподать ему (ребенку) науки: нужно лишь зародить в нем вкус, чтобы он полюбил их, и дать ему методы, чтобы он мог изучать, когда вкус этот лучше разовьется».
  • • «Представляя ученикам тот или другой предмет, учитель предоставляет им самим наблюдать предмет, высказывать свои наблюдения; представлять, воображать и вспоминать то, что они наблюдали, и выводить, наконец, из своих наблюдений правильные выводы».
  • • «Хочешь наукой воспитать ученика — люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя и науку, и ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то сколько бы ты не заставлял учить, наука не воспроизведет воспитательного влияния».
  • 9. К какому принципу обучения следует отнести приводимые дидактические требования и правила?
  • Принцип сознательности.
  • Принцип систематичности и последовательности.
  • Принцип научности.
  • • Знакомить в доступной для детей форме с достижениями науки, техники и культуры.
  • • Рассматривать явления, предметы, процессы в развитии, во взаимосвязях.
  • • Включать школьников в поисковую деятельность, в выполнение работ творческого характера, конструкторско-технических заданий, в проведение смотров, конкурсов, олимпиад, в самостоятельное выполнение заданий из книг, журналов, газет.
  • 10. Кому из представителей классической педагогики принадлежат данные высказывания?
  • • «Школа должна выпускать людей, которые были бы деятельными, активными участниками жизни…»
  • • «Труд является общественной обязанностью каждого человека, поэтому образование должно научить трудиться».
  • • «Труд — стержень, вокруг которого концентрируется вся работа школы. Воспитанники работали в поле, в мастерской — занимались земледелием, скотоводством, столярным, прядильным и ткацким делом».
  • • «Труд является залогом человеческого счастья и вместе с тем фактором развития человека».
  • • «Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но и должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой».
  • • «…Главное средство для приобретения знания есть непосредственное отношение к явлениям жизни. Непосредственное отношение к явлениям жизни требует полной свободы».
  • 11. К какому принципу обучения отнести приводимые дидактические требования и правила?
  • Принцип доступности.
  • Принцип прочности.
  • Принцип связи обучения с жизнью, практикой.
  • • Обеспечить практическую направленность преподавания, совершенствовать технологию трудовой подготовки как фактора общего развития личности ребенка.
  • • Прививать учащимся жизненно важные знания и практические умения и навыки вычислений, измерений, наблюдений, обращения с наиболее распространенными орудиями труда, приборами, компьютерной техникой.
  • • Включать детей в конструкторско-техническую деятельность, проведение опытов, лабораторных работ, выполнение системы работ практического и творческого характера.
  • 12. Кому из представителей классической педагогики принадлежат данные высказывания?
  • • «Кто хорошо обучает — хорошо дисциплинирует».
  • • «Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».

«В школах должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность».

  • • «И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».
  • 13. К какому принципу обучения следует отнести приводимые дидактические требования и правила?
  • Принцип связи обучения с жизнью, с практикой.
  • Принцип воспитывающего обучения.
  • Принцип прочности.
  • • Полно раскрывать на занятиях научный, нравственно-эстетический потенциал личности учителя, воспитательное влияние используемых им моральных стимулов — одобрений, поощрений, осуждений, мотивационных оценок.
  • • Обеспечивать реализацию воспитательного потенциала содержания, форм, методов обучения, поощрять проявление детьми любознательности, инициативы, высокую работоспособность, аккуратность, точность, ответственность в выполнении учебных заданий.
  • • Включать детей в обмен информацией, в деловое сотрудничество, во взаимопомощь, интенсивное общение.
  • 14. Кому из представителей классической педагогики принадлежат данные высказывания?
  • • «Все, что только можно, предоставлять для воспитания чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащие вкусу — вкусом, доступное осязанием — путем осязания».
  • • «…Истинные наши учителя — это опыт и чувствование».
  • • «Словесные изложения сущности какого-либо предмета лишь постольку заключают в себе существенные для ребенка истины, насколько он ясно и живо осознал материальную основу сущности этих предметов».

«Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить, а рука — хватать. Но также и сердце хочет верить и любить, а ум мыслить».

  • • «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще. Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен заботиться о том, чтобы как можно более органов чувств: глаз, ухо, слух, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус — приняли участие в акте запоминания».
  • 15. К какому принципу обучения следует отнести приводимые дидактические требования и правила?
  • Принцип сознательности.
  • Принцип воспитывающего обучения.
  • Принцип наглядности.
  • • Иллюстративный материал использовать как источник информации, поисковых ситуаций, как опору познания, средство самоконтроля.
  • • Привлекать к восприятию предметов и явлений, к выявлению в них самого главного, существенного как можно больше органов чувств.
  • • Рационально сочетать слово с иллюстрациями, демонстрацией наглядных, технических средств обучения; обеспечить постепенный переход от предметной наглядности к символической.
  • 16. Кому из представителей классической педагогики принадлежат данные высказывания?
  • • «Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понятно».
  • • «Развитие и образование ни одному человеку не могу быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением… Поэтому самостоятельность — средство и одновременно результат образования».
  • • «Учение есть труд и должно остаться трудом, но трудом, полным мысли, так, чтобы интерес учения зависел от серьезной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас».
  • • «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать бы самостоятельное приложение этих сведений».
  • 17. К какому принципу обучения следует отнести приводимые дидактические требования и правила?
  • Принцип наглядности.
  • Принцип связи с обучения с жизнью, практикой.
  • Принцип сознательности и активности.
  • • Раскрывать цели, задачи, важность, значимость предстоящей учебной деятельности.
  • • Включать школьников в инициативное выполнение заданий в процессе наблюдений, в анализ фактов, сравнение, выявление связей между ними, поиск ответов на вопросы, решение проблемных задач.
  • • Обеспечивать овладением рациональными приемами познавательной деятельности в соответствии с памятками: как слушать объяснение, как работать с книгой, как пересказывать текст, выполнять упражнение.
  • • Содействовать развитию у учащихся готовности расширять свой познавательный кругозор, проявлять требовательность к себе и другим, отрицательно относиться к нарушениям учебной дисциплины.
  • 18. Кому из представителей классической педагогики принадлежат данные высказывания?
  • • «Хороший ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь не каких трудов, лишь бы овладеть наукой. Мало того, что он не будет избегать труда, но будет даже искать его и не бояться напряжений и усилий».
  • • «Располагать материал по ступеням возраста, не навязывая ничего такого, что не соответствует возрасту».
  • • «Не учить ничему, что учащийся не понимает».
  • • «Не начинать учить ребенка раньше, чем он созрел».

«Такие уроки, которые дитя одолеть не может, подрывают память и порождают у детей неуверенность в себе».

«Не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает».

  • 19. К какому принципу обучения следует отнести приводимые дидактические требования и правила?
  • Принцип систематичности, последовательности в обучении.
  • Принцип воспитывающего обучения.
  • Принцип доступности и учета индивидуальных особенностей детей.
  • • Обеспечивать овладение материалом на основе преодоления познавательных затруднений в процессе наблюдения, сравнения, группировки, классификации предметов, явлений.
  • • Рационально чередовать разнообразные виды учебной деятельности, вводить предметные действия, подбирать специальные задания слабым, хорошо успевающим, ободрять, поддерживать робких, застенчивых, сдерживать легко возбудимых, очень подвижных, вводить в учебные занятия дидактические игры, элементы занимательности.
  • • Постепенно усложнять выполняемые детьми учебные задания, обеспечить постепенный переход от демонстрации ярких наглядных средств к использованию опорных схем, таблиц.
  • 20. Кому из представителей классической педагогики принадлежат данные высказывания?
  • • «Крепким может быть только то, что тесно связано во всех своих частях. Новый материал излагать после того, как предыдущий хорошо усвоен и предшествующее пролагало бы путь к последующему».
  • • «Пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового; идя все дальше, не следует оставлять бесполезно позади себя то, что уже приобретено».

«Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предмета, дает нам полную власть над нашими знаниями».

  • 21. К какому принципу обучения следует отнести приводимые дидактические требования и правила?
  • Принцип научности.
  • Принцип систематичности и последовательности в обучении.
  • Принцип наглядности.
  • • Рассматривать явления, предметы во взаимосвязи, взаимообусловленности.
  • • Обеспечивать преемственность при изучении учебного материала каждого раздела, темы, параграфа.
  • • Новый материал вводить как элемент в составе раннее изученного, сопоставлять незнакомое с изученным раннее, проводить обобщения более высокого порядка, устанавливать межпредметные связи.
  • • Систематически упражнять детей в составлении плана ответа, рассказа, сочинения, в рассуждениях в определенной последовательности, в составлении опорных схем, в самопроверке и самооценке результатов учения.
  • 22. Кому из представителей классической педагогики принадлежат данные высказывания?
  • • «Чтобы приобрести уверенность и привычку в своих действиях, нужно учиться этому не иначе, как частыми повторениями, опытами и упражнениями, а не через чужое или собственное наблюдение».

«Всему должно быть положено прочное основание, все затем будет опираться на это основание… Пусть в школах дети учатся писать, упражняясь в письме, говорить, упражняясь в речи, петь, упражняясь в пении, умозаключениями — упражняясь в умозаключениях».

  • • «Для основательного обучения всегда необходимы два условия: 1) знание предмета как такового, 2) умение его применять».
  • • «Обучение должно отличаться основательностью, прочностью. Повторение нужно не только для того, чтобы возобновить забытое, но и для того, чтобы предупредить возможность забывания… Чем прочнее фундамент знаний и идей в душе ученика, тем большее и прочнейшее здание можно потом возвести на этом фундаменте».
  • 23. К какому принципу обучения следует отнести приводимые дидактические требования и правила?
  • Принцип научности.
  • Принцип доступности.
  • Принцип прочности.
  • • Обеспечивать активное наблюдение над фактами, отчетливое осознание существенных признаков, вычленение подлежащих запоминанию положений; изучение нового материала всегда связывать с ранее пройденным.
  • • Включать учащихся в наибольшее число повторений сразу же после ознакомления с новым материалом и постепенное снижение их в последующем.
  • • Обучать приемам осмысленного запоминания, совмещать закрепление знаний (пояснение, обоснование, комментирование) с безошибочным выполнением практических действий, со свободным оперированием усваиваемыми знаниями, умениями и навыками в работах творческого, практического характера.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой