Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие сферы ВЭД

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Значительным явлением на современном этапе развития сферы ВЭД в России стало образование в конце 2009 г. Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) с участием Белоруссии, Казахстана и России в целях углубления экономической интеграции стран. Это повлекло за собой необходимость создания единой законодательной базы в области таможенно-тарифного регулирования… Читать ещё >

Развитие сферы ВЭД (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Внешнеэкономический сектор в составе отечественной экономики стал формироваться в конце 80-х гг. XX в. в результате ликвидации государственной монополии на внешнюю торговлю.

  • 1 вики. 2011.№ из.
  • 2 Письменная Е. Денег больше нет // Ведомости. 20 декабря, 2011.

Ее несостоятельность обернулась для страны рядом отсталых направлений: внешнеторговой стратегии и товарной структуры, организации процессов работы на международных рынках и взаимодействия с иностранными партнерами — преимущественно на основе бартерных операций. К началу 1990;х гг. доля экспорта природного газа и других энергоносителей доходила до 60% в его совокупном объеме, а каждая четвертая тонна добытой нефти вывозилась за рубеж в обмен на импорт продукции широкого ассортимента (изделий химической промышленности, трубопрокатного производства, руды, концентратов, МТП для АПК, медикаментов, продовольствия и товаров массового потребительского спроса).

На фоне этой тенденции возрастала степень проявления «пассивного экспорта», неконкурентоспособное™ МТП и отсутствия в ее составе наукоемкой продукции, доля которой в общем объеме экспорта снизилась до 13,6% с прежних 20%, в то время как в США и Японии, например, экспорт МТП достигал 40—65% при возрастающих в два раза размерах экспорта наукоемкой продукции. В итоге это привело к утрате позиций страны на мировом рынке и снижению удельного веса в общемировом товарообороте до 3,5%, т. е. до показателя дореволюционного периода.

Нарастающие негативные тенденции в отечественной внешнеэкономической практике явились основной предпосылкой реформирования внешнеторговой системы, которое осуществлялось в несколько этапов.

Первый этап (1986—1988) характеризовался изменением принципов организации процессов управления в системе внешней торговли и ее децентрализацией. На этом этапе решались две основные задачи.

  • 1. Расширение прав отраслевых министерств и ведомств и их предприятий, объединений и организаций по выходу на внешний рынок, установление прямых связей и осуществление производственной и научно-технической кооперации с зарубежными партнерами, предоставление предприятиям — производителям продукции, предназначенной для экспорта, самостоятельности в осуществлении ВЭД.
  • 2. Расширение числа участников ВЭД за счет образования новых организационных структур — совместных предприятий (СП), производственных кооперативов, ассоциаций внешнеэкономического сотрудничества с зарубежными партнерами (АВЭС), межправительственных международных объединений и организаций (МО) с целью ускорения научно-технического прогресса в области экспортного производства.

Второй этап (1989—1991) характеризовался дальнейшим развитием сферы ВЭД и формированием системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности прежде всего с помощью методов нетарифных ограничений экспорта. Именно на этом этапе (в начале 1989 г.) право самостоятельного выхода на внешний рынок было предоставлено всем предприятиям — производителям конкурентоспособных на внешнем рынке товаров, работ и услуг.

На первых двух этапах реформы изменения коснулись всей системы организации внешнеторговых процессов и порядка осуществления ВЭД, включая сокращение функции государственного управления. Были созданы новые функциональные подразделения на отраслевом и территориальном уровнях, а также в составе крупных производственных объединений, компаний и предприятий — производителей экспортной продукции, что послужило началом становления сферы ВЭД и формирования внешнеэкономического комплекса (ВЭК) в составе российской экономики. Однако около 97% всего объема экспортно-импортных операций приходилось на государственные внешнеторговые объединения.

На третьем этапе (1992—1995) усилия государства были направлены, в первую очередь, на разработку внешнеэкономической стратегии России и создание нового механизма госрегулирования ВТД, соответствующих принципам либерализации, а также законодательства в сфере ВЭД.

Стратегические цели ориентировали на совершенствование структуры внешнеторгового оборота и экспорта, использование современных эффективных форм работы на внешних рынках и расширение их географии, развитие промышленных технологий в экспортном производстве за счет привлечения иностранных партнеров, повышение конкурентных параметров и доли экспорта машинотехнической продукции.

В части государственной системы регулирования ВТД основными направлениями предусматривалось сокращение методов нетарифных ограничений и номенклатуры товаров, которая подпадала под их действие, использование преимущественно экономических методов воздействия на внешнеторговые операции, и прежде всего таможеннотарифных, что соответствовало международным принципам.

Одновременно предусматривался переход на конкурсную систему продажи экспортных квот, введение инструментов защиты внутреннего рынка — сертификация импортной продукции, создание информационной базы в целях контроля за частью внешнеторговых операций и обслуживания сферы ВЭД.

Важным моментом данного этапа стало принятие основополагающих для внешнеэкономической сферы законов: «О таможенном тарифе», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О специальных защитных и антидемпинговых мерах при импорте товаров», Таможенного кодекса.

Следующий, четвертый этап (1996—1999) отличался процессами совершенствования методов госрегулирования ВТД в направлении его унификации с международной практикой. Так, к 1996 г. был фактически отменен экспортный таможенный тариф, сокращено число лицензируемых товарных позиций, снижен норматив обязательной продажи части валютной выручки экспортеров, отменен специальный налог на импорт.

В то же время в связи с рядом проявлений негативного характера в сфере ВЭД появились вынужденные формы контроля: валютного (за экспортными, импортными и бартерными сделками) или таможенного (за ввозом отдельных подакцизных товаров, за таможенной стоимостью, лицензируемой продукцией).

На данном этапе предпринимались попытки по созданию системы поддержки российских экспортеров и импортозамещения посредством долгосрочных льготных кредитов на развитие экспортного производства, а также предоставления правительственных гарантий. Однако финансовый кризис 1998 г. вновь значительно изменил систему госрегулирования ВТД, устранив достигнутое совершенство в составе методов, и усилил фискальную и контрольную функции государства.

Современный этап развития сферы ВЭД характеризуется дальнейшим стремлением России интегрироваться в мировую экономику и расширить позиции на мировом рынке за счет диверсификации экспорта, повышения конкурентоспособности продукции и расширения рынков сбыта, в том числе благодаря участию в ВТО. Основные усилия последних 10 лет в сфере ВЭД были направлены на унификацию законодательства в области регулирования ВТД и таможенных тарифов в соответствии с нормами и положениями ГАТТ/ВТО и согласование позиций в торговых уступках со странами — членами ВТО с целью завершения переговорного процесса, окончанием которого стало подписание в декабре 2010 г. протокола о присоединении России к ВТО.

Значительным явлением на современном этапе развития сферы ВЭД в России стало образование в конце 2009 г. Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) с участием Белоруссии, Казахстана и России в целях углубления экономической интеграции стран. Это повлекло за собой необходимость создания единой законодательной базы в области таможенно-тарифного регулирования и нетарифных ограничений ВТД в границах общей таможенной территории, а также принятие единого Таможенного кодекса, таможенного тарифа (ЕТТ) и единой товарной номенклатуры ВЭД (ЕТН ВЭД).

Таможенное законодательство Таможенного союза, которым в настоящее время руководствуется Россия, в большей части унифицировано с положениями и нормами многосторонних торговых соглашений (МТС), тем более что Российская Федерация полностью адаптировала свое законодательство к международной торговой практике, а российский таможенный импортный тариф был принят за основу ЕТТ Таможенного союза.

При всех существующих противоречиях и проблемах внутриэкономического развития России на современном этапе сфера ВЭД являлась своего рода «эталоном» рыночных преобразований и важнейшим направлением интеграции, что позитивно сказалось на развитии внутренней экономики, состоянии федерального бюджета и валютных резервах, стабилизации ситуации в отдельных сферах промышленного производства в течение длительного периода. В результате заметно укрепились позиции отдельных экспортоориентированных отраслей в системе национального хозяйства России, которых к настоящему времени насчитывается более 25. В частности, относительно стабильное положение наблюдается в топливно-энергетическом и металлургическом комплексах, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и химической промышленности в большей степени за счет мировой конъюнктуры. Доля доходов от экспортных поставок отечественной продукции в составе ВВП РФ достигает 35—40%, а совокупный объем поступлений от таможенных платежей по внешнеторговым операциям превысил 3,7 трлн руб. в 2010 г. и увеличился с 2000 г. более чем в 6 раз, что в целом способствует поддержанию стабильности внутреннего производства, необходимого уровня экономики и облегчению кризисных явлений, в том числе международных.

Однако для эффективного развития внешнеэкономического сектора России необходимо изменение не только общеэкономической ситуации в стране, но и государственного подхода к экспортной стратегии, а также пересмотр промышленной политики в пользу приоритетного развития конкурентоспособных наукоемких отраслей и производств; создание механизма стимулирования российских экспортеров, предполагающего возможность быстрой концентрации ресурсов для осуществления широкомасштабных проектов в приоритетных отраслях, в первую очередь из числа производителей готовой машинотехнической продукции. Это прежде всего представители наиболее многопрофильного сектора — современного машиностроительного комплекса, куда входит производство экспортной продукции общего машиностроения, электротехники и электроники, средств железнодорожного и морского транспорта, автомобилей, продукции приборостроения. Кроме того, это наукоемкие подотрасли по выпуску периферийного оборудования и продуктов программного обеспечения, телекоммуникационного оборудования, ракетно-космической и авиационной техники, промышленных роботов и средств автоматизации, продукции станкостроения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой