Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Продукт и его особенности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существуют и другие виды классификаций в зависимости от того, что стоит в качестве основного критерия. В частности, в курсе «Микроэкономика» имеется ряд других подходов к товарам: субституты и комплименты, независимые товары. Также можно упомянуть низшие товары (малоценные товары, демонстрирующие рост спроса при повышении цены, так как не существует равнозначных товаров-заменителей; это могут… Читать ещё >

Продукт и его особенности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Потребитель приобретает вещь или обращается за услугой именно потому, что благодаря этому становится возможным разрешение определенной жизненной проблемы, которая у него возникла. Например, вы обращаетесь к услугам парикмахера, если волосы отросли длиннее нормального уровня или вам надо выглядеть особенно красиво по случаю какой-либо торжественной церемонии или праздника. Вы покупаете новую электрическую лампочку, если перегорела старая или вы хотите заменить обычную лампочку на энергосберегающую в целях экономии.

Если говорить о продукте, то он может быть рукотворный или нерукотворный, материальный или нематериальный, виртуальный или реальный, физический или духовный. Когда материальный продукт предлагается на рынок, он становится товаром. В этом случае он является продуктом компании, которая благодаря ему стремится завоевать лояльность потребителя и получить желаемую оценку своих затрат. Тем самым, в товаре, предназначенном для конечного потребления или производственного назначения, соединяются два важнейших момента: с одной стороны, удовлетворение потребностей покупателей, и, с другой стороны, именно благодаря удовлетворению потребностей он способен приносить доход компании и предоставлять возможности для ее дальнейшего развития.

Продукт — материальный результат человеческой деятельности (индивида или предприятия), а также невидимая услуга, ощущаемая только в процессе потребления (разговор по сотовому телефону как прямая материализация невидимых услуг операторов мобильной связи). Продукт может стать товаром, но товар не всегда является продуктом. Понятие продукта шире, чем понятие товара.

В качестве продукта (товара) может быть предложено определенное местоположение (привлекательные туристические курорты, места проведения кинофестивалей, экономических форумов и т. п.).

Очень часто продуктами (товарами) становятся личности (игроки футбольных и хоккейных команд, звезды шоу-бизнеса, киноактеры, знаменитые спортсмены). Иногда их просто продают и покупают, иногда делают это опосредованно для повышения рейтинга программ, сбора на концертах и т. д.

Идеи, совершенно виртуальные в своей основе, также при определенных обстоятельствах становятся важнейшим продуктом инновационных компаний. Знаменитый слоган шведской фирмы IKEA — «Есть идея, есть IKEA» — известен миллионам потребителей многих стран мира. Идейный консалтинг по стратегическому управлению стал постоянным продуктом, предлагаемым на рынке специализированными агентствами.

Итак, все же для понятия «товар», в отличие от понятия «продукт», характерна материальность, внешний предмет. В этом сходятся многочисленные определения товара. Но и в том, и в другом случае удовлетворение потребностей покупателей является приоритетным вопросом[1].

Самым общим классификационным делением товаров оказывается их деление в соответствии с целью использования на потребительские товары и товары производственного назначения.

В свою очередь, потребительские товары предполагают деление на предметы первой необходимости (повседневные продукты питания для нормального рациона, приобретаемые регулярно, предметы гигиены: шампуни, зубная паста и зубные щетки, канцелярские товары и др.). Как правило, такие товары относят к товарам быстрого спроса (FMCG — East Moving Consumer Goods). Они не должны быть дорогими, их покупают по мере необходимости, не задумываясь. Они должны быть представлены в большом разнообразии и продаваться в удобных для потребителя местах розничной торговли (киосках, маленьких магазинах шаговой доступности, минимаркетах). Фасовка и упаковка таких товаров имеет особое значение.

Далее следуют товары длительного пользования. Они достаточно дороги по цене, решение об их покупке принимается после предварительного продумывания. Продаются они либо в специализированных магазинах, либо в достаточно ограниченном количестве сетей розничной торговли. Здесь важны марки и бренды. Рекламные усилия дорогостоящи и очень активны.

В качестве примера приведем такие торговые сети, как «М. Видео», интернетмагазины «Техношок» и «Техносила», «Эльдорадо», «Медиа-маркт» {Media Markt Russia). Там продаются разнообразные марки телевизоров, холодильников, пылесосов, кофеварок, стиральных п посудомоечных машин, ноутбуков.

Другим срезом классификации товаров можно назвать деление на товары массового спроса и ограниченного потребления.

Товары массового спроса в целом имеют сходные характеристики с товарами первой необходимости.

Узкоспециализированные товары можно приобрести лишь в единичных, как правило, моиобрендовых магазинах-салонах. Отличительной особенностью считается высокое качество товара. Такие товары покупаются еще реже, именно как эксклюзив, они дороги и презентабельны. Решаясь на такую покупку, потребитель рассчитывает на всю совокупность выгод, которую он может получить, приобретая этот товар. Очень ярким примером могут служить салоны Re-store или Apple — store, которые выступают официальными дистрибьютерами продукции компании Apple. Подобная же практика существует у салонов дизайнерской модной одежды, обуви, часов, украшений, автомобилей.

Особо можно отметить товары пассивного спроса. Это товары, не представляющие собой удовлетворение какой-то острой необходимости и не планируемые к покупке в обозримой перспективе. Однако наличие такого приобретения может сыграть весьма положительную роль при определенных обстоятельствах (например, страхование от несчастного случая, страхование имущества).

Перейдем теперь к характеристике товаров производственного назначения. Товары производственного назначения различаются, но роли их использования в производстве. Решение о приобретении принимается специальным отделом закупок. Интересно, что эти товары воплощают в себе ряд черт: с одной стороны, от их качества п соответствия задачам фирмы зависит конечный итог самого товара (сможет ли он соответствовать запросам потребителя), в то же время, фирма заинтересована в выгодной цене и стабильности поставок необходимых объемов продукции. Выделяют следующие группы:

  • 1) сырье (основу для производства — металл, ткани, химические ингредиенты). Закупки осуществляются в больших объемах с или без выделения дальнейшей продуктовой специализации;
  • 2) основное оборудование — машины и оборудование, с помощью которого производится конечный или промежуточный продукт. Технологические параметры оборудования имеют исключительно важное значение для производства современной высококачественной продукции по лучшим мировым стандартам с особым акцентом на производительность труда. Оборудование поставляется после серьезных бизнес-переговоров, заключения специальных соглашений между партнерами, где особо оговариваются условия монтирования, технического обслуживания, гарантийные сроки, условия долгосрочного сотрудничества и т. д;
  • 3) дополнительное оборудование включает оборудование, которое может быть использовано для производства каких-либо дополнений к основному продукту (например, фирменные диски для компьютера,

программное обеспечение, различные аксессуары — наушники, USB- накопители, чехлы и пр.);

  • 4) компоненты для сборочного производства должны четко соответствовать критериям качества конечного продукта после сборки. В частности, сборочные производства ряда зарубежных автомобильных заводов России столкнулись с необходимостью закупать некоторые блоки автомобилей в других странах, так как российские поставщики в ряде случаев не соблюдают критерии качества блоков и запчастей, и большой процент поставляемой продукции просто отбраковывается;
  • 5) вспомогательные и быстро изнашивающиеся материалы необходимы для обеспечения процесса производства, но сами не входят в конечный продукт (горюче-смазочные материалы, ветошь, мелкий инструмент).
  • 6) производственные услуги также могут быть отнесены в категорию товаров производственного назначения, так как без них просто невозможно современное производство. Это логистика, промышленный дизайн, консалтинг, инжиниринг;
  • 7) интеллектуальные продукты включают патенты, лицензии, ноухау, программное обеспечение.

Интересный факт В ряде случаев товар производственного назначения может выступать и как товар для личного потребления. Это очень явно наблюдается по отношению к строительным товарам и инструментам. Крупные торговые сети, такие как «Максидом», «ОБИ», «Леруа Мерлен», «Строитель», предлагают товары для ремонта квартир и строительства дач потребителям, которые хотят использовать эти материалы по прямому назначению для реализации своих умений и хобби. В то же время эти же товары могут закупаться строительными компаниями в качестве товаров производственного назначения. Поставки этих товаров могут осуществляться напрямую от фирмы-производителя по безналичному расчету; на оптовых базах, но и в розничной сети, когда идет речь о небольших объемах и сроках выполнения работ.

Такой комментарий можно сделать и по отношению к косметическим товарам, которые могут использоваться в профессиональных салонах и в домашних условиях. По отношению к продуктам питания также можно задуматься о размытости и условности жесткой классификации товаров.

Существуют и другие виды классификаций в зависимости от того, что стоит в качестве основного критерия. В частности, в курсе «Микроэкономика» имеется ряд других подходов к товарам: субституты и комплименты, независимые товары. Также можно упомянуть низшие товары (малоценные товары, демонстрирующие рост спроса при повышении цены, так как не существует равнозначных товаров-заменителей; это могут быть такие товары, как хлеб, молоко, картофель; в экономической теории такие товары называются товарами Гиффена), нормальные товары, товары роскоши. В данном случае очень важны вопросы эластичности спроса по цене и доходу. С позиции торговой организации товары могут делиться на «ходовые» и «неходовые», товары повышенного спроса[2].

Товарный мир претерпел большие исторические метаморфозы, вызванные развитием человеческих потребностей, технических достижений, развитием конкуренции компаний-производителей и торговых сетей, маркетинговых усилий специальных агентств и подразделений. Современный товар сложен. Если перейти на его схематичное отображение, то картина может выглядеть следующим образом (рис. 9.1).

Анализ трех уровней предложения товара.

Рис. 9.1. Анализ трех уровней предложения товара1.

Ключевое ядро — суть существования товара как такового для удовлетворения определенной потребности, решения проблем покупателя и приобретения каких-либо выгод. Если мы голодны — мы покупаем еду, которая дает нам возможность насытиться, если мы больны — то мы обращаемся к врачу, он ставит диагноз, выписывает рецепт, мы приобретаем лекарство в аптеке, принимаем его и выздоравливаем. Продукты утоляют чувство голода, лекарство помогает побороть болезнь. Эти весьма простые примеры иллюстрируют основное предназначение товара.

Оболочка второго уровня неотъемлема от ключевого ядра, хотя несет в себе определенное разнообразие продукта. Скажем, портфель предназначен для ношения школьных принадлежностей или деловых бумаг и документов, но он может быть разного цвета, сделан из разного материала, может быть вместительным и не очень, иметь красивый и удобный замок и наоборот, продаваться в специальной упаковке или без нее.

1 Подобные графические отображения послойного рассмотрения товара можно встретить в ряде учебников по маркетингу, например в кн.: Маркетинг: учебник / под общ. ред. II. М. Кондратенко., 2011. С. 159.

В настоящее время процесс упаковки товара превратился в отдельный интересный креативный бизнес со всеми необходимыми атрибутами и материалами. Независимо от наличия производственной упаковки в практику потребителей вошло желание особо, красиво, специально, адресно и индивидуально упаковать подарки. Упаковочная бумага, специальные украшения, бантики и ленты, двусторонние скотчи, специальные скрепки, коробки разного размера и расцветок, мелкие игрушки, открытки, подарочные пакеты разной тематики — это далеко не весь ассортимент, который можно найти в отделах упаковки торговых центров или как дополнительную услугу в отделах продаж разного вида товаров.

Дополнительные атрибуты товара — как правило, идет речь о сопутствующих и подкрепляющих моментах. Сюда включаются предпродажное и послепродажное обслуживание, гарантии, услуги, но получению кредита, принадлежность к бренду, условия доставки и т. д. Г1о всем этим направлениям фирмы осуществляют острейшую конкуренцию, привлекая покупателя наиболее предпочтительными предложениями.

Очевидно, что в современных условиях важно думать обо всех оболочках товара одновременно. Именно от того, как компания способна преуспеть в этих направлениях, зависит конкурентоспособность данного продукта и устойчивое положение на рынке. Трудно предположить, что фирма способна преуспеть абсолютно во всех элементах. В реальности возможны разные комбинации отмеченных компонентов, ведущих к успеху или неуспеху. Однако стабильность возможна лишь при постоянной динамике, реакции на рыночные изменения и поиске наилучших способов удовлетворения потребностей потребителя.

  • [1] См. подробнее в кн.: Котлер Ф., Армстронг Г., Вонг В., Сондерс Дж. Основы маркетинга: пер. с англ. 5-е европейское изд. М.: ИД Вильямс, 2014.
  • [2] Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012; Мэнкыо II. Г., Тейлор М. Микроэкономика: пер. с англ. СПб.: Питер, 2013.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой