Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Европейские подходы к теории и практике предупреждения преступлений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Французское правительство опубликовало ежегодный отчет о криминальной ситуации в стране. Согласно приведенным в документе цифрам, Пятая Республика переживает беспрецедентный бум преступности. В 2012 г. количество нападений на людей увеличилось на 5%, количество краж — на 7%, но больше всего было зарегистрировано экономических и финансовых преступлений, также резко увеличилось количество фактов… Читать ещё >

Европейские подходы к теории и практике предупреждения преступлений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Прежде всего интересует положительный опыт в этой сфере, затем, уже эксперименты — политические, законодательные, эмпирические.

На общесоциальном уровне предупреждения преступлений представляет интерес опыт Швейцарии, где довольно низкий уровень преступности (почти половина преступлений, совершенных в стране приходится на иностранцев, доля которых в населении Швейцарии составляет 20%, более 45% правонарушений в стране совершают именно они). Достигнут он был при соблюдении, как мы полагаем, принципа пяти de (как известно, эта приставка означает отрицание называемого явления) и трех условий:

  • 1) деурбанизация — в Швейцарии нет ни одного города, где население составляло бы 1 млн жителей или, тем более, больше, что, конечно, облегчает реализацию принципов всестороннего социального контроля;
  • 2) деиндустрилизация — отсутствие в Швейцарии крупной промышленности, ориентированной прежде всего на производство средств производства для производства средств производства. Там развивается фактически исключительно потребительская сфера промышленности;
  • 3) деэмансипация — замужняя женщина в Швейцарии, как правило, не работает и не учится, а занимается детьми, семьей и мужем, что является фактором, декриминализирующим преступность несовершеннолетних, а также бытовую;
  • 4) демиграция — в Швейцарии преобладает коренное население, по несколько поколений прожившее в одном месте;
  • 5) децентрализация полиции и ориентация ее на местную общину.

И три общесоциальных условия:

  • 1) коллективизм или, что сейчас более модно называть — чувство общины, т. е. ориентация на взаимную помощь, поддержку, совместные усилия в достижении общей цели, прежде всего по месту жительства каждого, в частности, на жесткий контроль над преступностью («Каждый сам себе полицейский»);
  • 2) экономия уголовной репрессии — назначение лишения свободы менее чем трети осуждаемым, при этом распространены краткие сроки; кроме того, условное осуждение, штраф;
  • 3) жесткий режим и контроль в школе, школьный учитель — один из самых высоких экономических и социальных статусов в стране как фактор декриминализации преступности молодежи (рис. 3.4)[1].

В борьбе с преступностью швейцарская полиция широко опирается на помощь и содействие граждан. Эта помощь придает ей силу чуть ли не миллионной армии, борющейся с криминалом. С подачи этих добровольных помощников удается выловить множество лиц, уклоняющихся от уплаты налогов, даже больше, чем в ходе расследований, инициированных самими властями. Швейцарская преступность — это главным образом преступность финансовая и экономическая. Ее представляют коррумпированные чиновники, взяточники, «строители» финансовых пирамид, финансисты, занимающиеся «отмыванием денег» (если только «отмывание денег» на самом деле может считаться в Швейцарии преступлением)[2].

Кроме того, для общесоциального предупреждения преступности в Европе характерно сочетание метода «кнута и пряника». При этом то сначала предлагается «пряник» — идет уклон в большинстве стран в сторону экономии уголовной репрессии, смягчения экономических и социальных противоречий между классами и стратами путем оказания материальной и социальной помощи беднейшим слоям населения; превращения тюрем в дома культуры и многозвездные отели; приватизации тюрем и иных правоохранительных органов, например, в Англии (в 1996 г. доход на душу населения — $ 18 410; население — 58 784 000; уровень преступности на 100 тыс. населения — 10 403,0[3]; в 2000 г. — 9814; в 2006 г. — 10 024 преступления, т. е. практически не изменился) от поддержки обвинения в суде до полицейских функций, в частности, по розыску пропавших граждан, вещей и животных; обучению методам безопасности граждан; контролю за местами массового скопления граждан и др. Когда же подобная уголовная политика, реализуемая на протяжении от десятка лет до нескольких десятков не приводит к ощутимым положительным результатам, то государство обращается к методу «кнута», не в последнюю очередь под воздействием общественности. Наблюдаются процессы ужесточения уголовной репрессии, усиление полиции за счет увеличения ее количества на голову населения, открытия новых полицейских учебных заведений, технического оснащения, наделения повышенными властными полномочиями. При этом реанимируется классицизм уголовного права — общая и частная превенция и больше ничего. Отсюда требования к мерам уголовного наказания: жесткое запугивание; изоляционизм (главное — изолировать преступника от общества на возможно больший срок); сочетание репрессии с исправлением. Например, после прихода в 1979 г. к власти М. Тэтчер правительство во главу угла своей внутренней политики положило борьбу с преступностью. Причем основной акцент был сделан на укрепление полицейских сил. Расчет строился на создании хорошо оснащенной полиции, наделенной повышенными властными полномочиями. Однако полицейский эксперимент «железной леди» оказался малоэффективным. Рост преступности остановить не удалось. На всем протяжении 1980;х гг. расходы на полицию увеличились в три раза, но в то же время количество только зарегистрированных преступлений удвоилось[4]. Полномочия полиции были значительно расширены, а раскрываемость преступлений снизилась. Более того, снизился традиционно высокий авторитет полиции в глазах общественности. Стало вполне очевидно, что справиться с преступностью методом штурма невозможно, необходима организация длительной осады с применением целого спектра мер. Результаты исследования в августе 2010 г. говорят о том, что уровень преступности в Англии и Уэльсе наиболее высокий среди 30 развитых стран, причем больше, чем в США. Англия и Уэльс заняли шестое место по кражам со взломом, эти показатели оказались выше, чем в Швеции, Словении, Чехии, Турции и Чили. По количеству грабежей на улице Англия и Уэльс заняли седьмое место. По уровню изнасилований Англия и Уэльс заняли девятое место, что еще хуже, чем в Норвегии, Швеции, Австралии и Германии. По угонам Англия и Уэльс заняли восьмое место. Показатели хуже, чем в Словении, Чили, Мексике, Греции и Чехии. Пресс-секретарь министерства юстиции заявил: «В период между 1995 и 2009 годами численность заключенных в Англии и Уэльсе выросла на 32 500 человек или 66%. Однако такие показатели никак не повлияли ни на уровень общественного доверия к правоохранительной системе, ни на систему правосудия или сокращение новых преступлений вышедших из тюрьмы»[5].

Некоторые исследователи выделяют в странах Европы три вида политики по отношению к заключенным:

  • • жестко репрессивная политика запугивания;
  • • пенитенциарная политика с акцентом на исправление преступников;
  • • изоляционизм (политика, в которой главная ставка делается на то, чтобы отделить здоровую часть общества от общественно опасных элементов).

Крупные социальные преобразования, названные социалистическими, в странах Восточной Европы под воздействием СССР после Второй мировой войны привели к снижению уровня преступности там в 5−10 раз, к ее благоприятным тенденциям, снижению тяжести совершаемых преступлений, их латентности за счет массовой активизации правосознания граждан, антикриминальной агитации и пропаганды (особенно показательно сравнение преступности в ФРГ и ГДР по уровню, структуре, динамике). После развала социалистической системы с конца 1970;х гг. наблюдаются в криминальной сфере обратные процессы — увеличение уровня преступности в 5−10 раз; отягощение ее структуры за счет транснациональной, организованной, экономической; рост ее латентной части и другие неблагоприятные тенденции и закономерности. Подобные сравнения не случайно приводят в настоящее время к возрождению и активизации идей «радикальной, критической, новой» криминологии как у нас в стране, так и за рубежом.

В плане микросредовой профилактики в Англии привлекается общественность для патрулирования на улицах в криминогенных зонах. При этом патруль лишь сообщает о совершаемых и совершенных преступлениях в полицию, а сам не вмешивается в ход событий.

Также в Англии были применены технические средства микросредовой профилактики. В 1992 г. на автодорогах Лондона было установлено 40 скрытых телекамер, которые снимали автомашины, превышающие скорость движения, записывая их номера, время, скорость. Эффект сказался сразу же и было установлено еще 260 камер. Используются также автоматические фотоаппараты. Подобная практика была применена и криминальной полицией, установившей 10 камер в криминогенных зонах городка Эрдрай — число преступлений сократилось на 75%, раскрываемость выросла вдвое и составила 70%[6]. В настоящее время все автодороги Англии и Уэльса и большинство криминогенных зон оборудованы телекамерами. Этот опыт восприняло Княжество Монако, которое всю территорию с криминогенными зонами покрыло телекамерами. Для пресечения угонов автомашин отдельные машины специально оборудовали и когда угонщик входил в машину, она автоматически блокировалась (отключался двигатель, стопорились стекла окон дверей, включалась звуковая сирена и радиосигнал в полицию). Кроме того, машины снабжались датчиками, по которым полиция их пеленговала. Кроме того, правительства ряда стран в последнее время приняли решения о необходимости внесения в конструкцию автомобилей ряд средств безопасности — небьющихся лобовых стекол, противоударных элементов и множества других технических усовершенствований.

Был принят ряд мер в области архитектурной криминологии. Например, установлено, что в высотных домах регистрируется в семь раз больше преступлений, чем в малоэтажных жилищах. При этом лифты стали снабжаться видеокамерами; отдельные дома или несколько домов ограждались высокими заборами, ликвидировались проходные дворы — чужие люди обращали на себя внимание, повышались возможности социального контроля. Кроме того, в одном из районов Лондона — Стоунбридже, самом криминальном, с узкими улочками, тупиками жителям на оборудование каждой квартиры средствами безопасности выделялись средства[7].

Групповая профилактика нашла свое отражение и положительное воплощение в Дании (в 1996 г. доход на душу населения — $ 23 470; население — 58 392 000; уровень преступности на 100 тыс. населения — 6660,0[3]) в форме коллективной профилактики А. С. Макаренко, а именно замещение в процессе коллективного труда криминогенной агрессивной и корыстной мотивации подростков мотивацией творческого созидания, мастерства в труде.

Тюремное заключение в Дании не преследует цель ожесточить заключенного. Бытует теория, что если к вам жестоко относиться, вы сами будете так же относиться к другим. Поэтому в большинстве случаев заключенные, отбывая срок, могут вести нормальную жизнь, поддерживают связь с семьями, ездят к ним на выходные, даже занимаются своим бизнесом по телефону или с помощью переписки. Такой подход кажется слишком мягким, но на примере Дании видно, что он работает.

Кроме того, групповая профилактика на общесоциальном уровне осуществляется также созданными в Дании, Франции (в 1996 г. доход на душу населения — $ 37 180; население — 7 087 000; уровень преступности на 100 тыс. населения — 5457,0[3]; в 2000 г. — 6421,0 преступление) общественными советами по предупреждению преступности, которые оказывают, в частности, педагогическую, психологическую, материальную помощь неполным семьям, семьям наркоманов и алкоголиков; организуют досуг молодежи, проводят консультации учителей школ о методах предупреждения преступлений; организуют систему лекционного и практического обучения предупреждению преступлений сотрудников органов уголовной юстиции, архитекторов, градостроителей, социальных работников и иных субъектов профилактики преступлений молодежи.

На данный момент доля мигрантов из мусульманских стран в некоторых районах Дании достигает 90%. Возникновение подобных диспропорций в этно-религиозном составе населения Дании привело к появлению параллельных замкнутых социумов внутри городов и страны в целом. Данные общества мигрантов, большая часть которых — мусульмане, и их потомки, в рамках единого датского общества обособляются по культурным и этническим признакам, в зависимости от страны происхождения. Приезжие мусульмане в своей массе владеют различными языками: арабским, турецким и прочими восточными языками, но на датском говорить сносно могут лишь немногие. Это само по себе делает потенциальных соискателей из их числа невостребованными на рынке труда. Процент безработных среди выходцев из исламских стран составляет около 40%. Обитатели закрытых исламских «гетто», как правило, находятся под неусыпным контролем исламской общины и их лидеров. Данные сообщества характеризуются враждебностью и часто проявляемой агрессией по отношению к окружающему датскому обществу и людям, не являющимися частью их общины. Производятся попытки всячески выйти из-под контроля и управления официальных властей той местности, где они проживают. Для примера, пожарные машины и машины скорой помощи, вынужденные проезжать по исламским кварталам городов, нуждаются в обязательном сопровождении полиции, и даже полицейские нередко подвергаются нападениям со стороны жителей преимущественно исламских районов. В крупнейшем мусульманском поселении Дании — Вольсмесе, находящемся на о. Фюн, — полицейские не раз подвергались обстрелу. Ранее уже сообщалось о насильственном выживании местных жителей исламскими мигрантами.

По некоторым оценкам, уровень преступности в исламских анклавах в среднем в девять раз выше, чем в прилегающих районах. Преступления совершаются преимущественно в отношении датчан и прочих немусульман. Вандализм и поджоги — регулярные преступления в отношении неисламских граждан, по которым привлекаются к ответственности мусульмане Дании[10].

Согласно данным конфиденциального отчета судебной полиции Франции, по всей стране в городах наблюдается активизация преступных групп. За последнее время также выросло число иностранных криминальных банд, за прошедший год только в ходе торговли наркотиками контрабандистам удалось выручить более 2 млрд евро. Совсем недавно на Корсике была устроена беспорядочная пальба, но это не единственный случай правонарушений. По всей стране орудуют преступники, специализирующиеся на подделке купюр, вымогательстве, вооруженных нападениях, а также насилии. Конечно, «официальной» французской мафии не существует, однако это не мешает деятельности более мелких, «местных» криминальных групп. Полиция утверждает, что такой рост вызван сильным влиянием иностранных преступников, ввозящих наркотики в страну. Причем самую большую активность они проявляют не в столице, а в других городах Франции.

Французское правительство опубликовало ежегодный отчет о криминальной ситуации в стране. Согласно приведенным в документе цифрам, Пятая Республика переживает беспрецедентный бум преступности. В 2012 г. количество нападений на людей увеличилось на 5%, количество краж — на 7%, но больше всего было зарегистрировано экономических и финансовых преступлений, также резко увеличилось количество фактов насилия и убийств. 23 декабря 2012 г. во Франции официально вступил в силу закон «О безопасности и борьбе с терроризмом». Документ, рассмотренный по ускоренной процедуре и почти единогласно одобренный обеими палатами парламента, предусматривает введение уголовной ответственности для французов, уличенных в прохождении подготовки в зарубежных террористических лагерях. Наказание будет применяться даже в том случае, если непосредственно на территории Франции они не совершили никаких правонарушений — преступление будет квалифицировано как «участие в преступном сообществе, связанном с террористической деятельностью». Меры наказания за такие деяния — до 10 лет тюрьмы и денежный штраф до 225 тыс. евро. Поправки в антитеррористическое законодательство позволят инициировать уголовное преследование граждан, записавшихся в лагеря подготовки боевиков[11].

Европейский опыт профилактики преступлений.

Рис. 3.4. Европейский опыт профилактики преступлений.

  • [1] Шнайдер Г. Криминология. М., 1994. С. 36−37; Преступность в Швейцарии // Проблемы преступности в капиталистических странах. 1979. № 8. С. 4.
  • [2] URL: uadream.com/tourism/europe/Switzerland/element.php?ID=23 454
  • [3] Данные приводятся по: Ли Д. А. Уголовно-статистический учет: структурнофункциональные закономерности. М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1998. С. 160−165.
  • [4] Увеличение преступности фактор далеко не всегда отрицательный. Если он связан, как думается в этом случае, с усилением полиции, требовательности к ней, то рост преступности может быть вызван увеличением регистрации преступлений, превращением ее латентной, скрытой части в раскрытую и зарегистрированную.
  • [5] URL: 6iteam.ru/forex/obzor-flnansovoi-pressy/28 849.html
  • [6] См.: Дистанционное наблюдение и борьба с преступностью // Борьба с преступностью за рубежом. 1994. № 2. С. 14.
  • [7] Шишков С. М. Зарубежная криминология. М., 1997. С. 211−213.
  • [8] Данные приводятся по: Ли Д. А. Уголовно-статистический учет: структурнофункциональные закономерности. М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1998. С. 160−165.
  • [9] Данные приводятся по: Ли Д. А. Уголовно-статистический учет: структурнофункциональные закономерности. М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1998. С. 160−165.
  • [10] URL: voprosik.net/islamskaya-prestupnost-v-danii/
  • [11] URL• rosbalt.ru/main/2012/12/29/1 077 878.html
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой