Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституционно-правовые вопросы оказания юридической помощи в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Право на квалифицированную юридическую помощь имеет двойственную природу: с одной стороны оно существует как субъективное личное право человека, а с другой — это важнейшая гарантия защиты всех иных прав и свобод. Право на квалифицированную юридическую помощь как субъективное право — это гарантированная законом возможность лица получать необходимую ему помощь от лиц, обладающих специальными… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Содержание и система оказания юридической помощи в Российской Федерации
    • 1. Проблема оказания юридической помощи в Конституции Российской Федерации
    • 2. Система юридической помощи в России
  • ГЛАВА II. Реализация конституционного права каждого на квалифицированную юридическую помощь
    • 1. Особенности правового статуса субъекта оказания квалифицированной юридической помощи каждому
    • 2. Порядок и условия оказания квалифицированной юридической помощи
    • 3. Формы оказания квалифицированной юридической помощи

Конституционно-правовые вопросы оказания юридической помощи в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

За прошедшие двадцать лет политическая и экономическая системы страны радикально изменились. Российская Федерация, в отличие от предыдущего периода своего развития провозгласила в Конституции 1993 года, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В числе таких прав и свобод гарантированное статьей 48 Конституции Российской Федерации право каждого на квалифицированную юридическую помощь. Данное право имеет особое значение, поскольку без его эффективной реализации в нынешних условиях формирования правовой государственности невозможна реализация всех других прав и свобод. Чем большую роль приобретает право в нашем обществе, тем выше потребность в юридической помощи профессионалов, без которой лицу без специальных юридических познаний, порой, просто невозможно в полном объеме пользоваться установленными Конституцией правами.

Несмотря на очевидную значимость права каждого на квалифицированную юридическую помощь, до сих пор не стихают споры о ее существе, содержании, субъектах и общей системе реализации и гарантированного обеспечения. Сложившаяся вокруг этого система в достаточной мере размыта, а данная в Конституции редакция рассматриваемого права довольно расплывчата. Ведь квалифицированной следует, например, считать и помощь соответствующих ведомственных специалистов. Однако, на деле ее оказание, порой, оказывается подчиненным ведомственным интересам, а вовсе не интересам граждан — субъектов конституционного права каждого.

Имеются серьезные проблемы и в гарантировании квалифицированной юридической помощи. Далеко не всегда и не все категории населения страны могут получить ее своевременно и в необходимом объеме. С принятием Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федеорации, наконец-то, появился главный субъект реализации рассматриваемого конституционного права — адвокатура, все содержание деятельности которой как раз и представляет собой оказание квалифицированной юридической помощи. Однако от требований нового Закона до их реализации — дистанция значительная. Конечно, за последние годы роль и место адвокатуры, а также круг ее задач по осуществлению защиты прав и законных интересов существенным образом изменились. Принятие новых кодексов, прежде всего, Уголовно-процессуального (2001 года) существенно изменило статус адвоката, расширило его процессуальные права. Однако до последнего времени отсутствие должного правового регулирования влекло за собой значительные недостатки в деятельности адвокатуры. Появились даже так называемые «параллельные» коллегий, которые в отличие от коллегий традиционных, зачастую, не осуществляли функции бесплатной юридической помощи, ставили цели извлечение прибыли превыше всех иных.

Принятие Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» 1 юридически оформило принадлежность адвокатуры к институтам гражданского общества и возложение на нее отдельных публично-правовых функций. Еще в процессе принятия закон вызвал острые споры. Проект закона подвергся существенной критике как со стороны адвокатов, считавших, что он ограничивает их права, чрезмерно расширяя полномочия Министерства юстиции, 2 так и со стороны прокурорских и следственных.

1 СЗ РФ. 2002 № 23. Ст. 2102.

2 См., например: Резник Г. Закон об адвокатуре должен покончить с вакханалией в адвокатском сообществе/ТРоссийская юстиция. 2002. № 2- Галоганов А. Проект закона об адвокатуре ущемляет права граждан работников, недовольных расширением полномочий адвокатов.3 В процессе работы над проектом существенная часть замечаний была учтена и наиболее одиозные положения поддержки законодателя так и не нашли. Вновь возродилась такая форма адвокатских объединений как коллегия.

По мере реализации нового Закона адвокаты играют все более важную роль в обеспечении права на юридическую помощь, выступая активными участниками новых видов судопроизводства — конституционного и административного и постепенно упрочивая свои позиции в уголовном судопроизводстве. Представительство интересов граждан в конституционном, уголовном, административном и гражданском судопроизводстве направлено ныне не только на удовлетворение интереса частного лица. Оно прямо работает на обеспечение принципа состязательности судебного процесса, достижение истины, охрану прав граждан и, тем самым, на создание демократического правового социального государства, провозглашенного Конституцией Российской Федерации.

В деятельности адвокатуры сочетаются частный и публичный интересы: частный интерес конкретного лица, защиту прав которого осуществляет адвокат, и публичный интерес общества, направленный на соблюдение законности, прав и свобод граждан со стороны государства и местного самоуправления. Реальное формирование правовой государственности, каковым провозгласила себя Российская Федерация, начинается, понятно, не с провозглашения этих прав в Конституции страны, а с их соблюдения в отношении каждого конкретного гражданина. При этом государство, контролирующее соблюдение прав граждан всеми иными субъектами, по.

России/УРоссийская юстиция. 2001. № 8- Клен Н. Проект закона об адвокатуре разрушает ее до основания//Российская юстиция. 2001. № 8. о.

См., например: Багаутдинов Ф. Закон об адвокатуре: взгляд с другой Стороны//Российская юстиция. 2001. № 5. определению не способно осуществлять действенный контроль над самим собой. Это противно самой природе государственной бюрократии4. Правовое государство по определению связано правом. Однако только его оборотная сторона — гражданское общество5 в лице ряда его субъектов, в том числе и адвокатуры способно наиболее квалифицированно и эффективно контролировать соблюдение государством прав каждого конкретного гражданина и общества в целом. Соответственно только особые субъекты гражданского общества, прежде всего адвокатура, способны оказывать квалифицированную юридическую помощь гражданам и организациям, представлять их интересы в государственных органах и общественных организациях и т. д.

Уже в Концепции судебной реформы в РСФСР 1991 г. констатировалось, что уровень развития адвокатуры — индикатор состояния демократии в обществе, один из признаков защищенности прав человека. Однако по числу адвокатов — основных субъектов оказания квалифицированной юридической помощи — Российская Федерация продолжает отставать от многих стран, а сама эта помощь пока еще малодоступна широким слоям населения страны. Отсюда актуальность и особая значимость исследования в аспекте формирования подлинно правового государства в России.

Объект исследования — система, формы и методы оказания юридической помощи в Российской Федерации.

Предмет исследования — конституционно-правовое содержание юридической помощи и ее оказание в практической деятельности.

4 Оболонский А. В. Бюрократическая деформация сознания и борьба с бюрократизмом//Сов. гос. и право. 1987. № 1.

5 Ильин М. В., Коваль В. И. Две стороны одной медали: гражданское общество и государство//Полис. 1992. №№ 1−2.

Целью исследования является уточнение системы и разработка предложений по повышению эффективности реализации конституционного права каждого на квалифицированную юридическую помощь.

Поставленная цель предопределила необходимость решения основных задач исследования:

— раскрыть конституционно-правовое содержание юридической помощи населению России, отграничив ее от множества других видов и форм юридической помощи;

— проанализировать сложившуюся в Российской Федерации систему юридической помощи, специально вычленив в ней реализацию конституционного права каждого на квалифицированную юридическую помощь;

— проанализировать специфику субъекта оказания квалифицированную юридическую помощи каждому, предусмотренную Конституцией России;

— рассмотреть порядок и условия оказания квалифицированной юридической помощи;

— проанализировать формы деятельности по реализации права каждого на квалифицированную юридическую помощь, предложить меры по их совершенствованию.

Нормативную основу исследования составили международные и внутригосударственные нормативные правовые акты, регулирующие право каждого на получение квалифицированной юридической помощи и собственно роль в его реализации адвокатуры. К числу таких актов следует отнести, прежде всего, Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», Уголовно-процессуальный кодекс РФ, указы Президента и Постановления Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты министерств и ведомств, законы и подзаконные акты Союза ССР, действующие в части не противоречащей Конституции РФ, акты Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судебная практика, законопроекты, находящиеся на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания России.

Ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей, построение правового, демократического государства, определили необходимость учета таких международно-правовых актов как Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., других международных документов.

Теоретической основой исследования послужили научные труды со российских правоведов: С. А. Авакьяна, А. С. Автономова, Л. Б. Алексеевой, Э. М. Аметистова, Т. В. Апаровой, С. В. Боботова, А. Д. Бойкова, Н. В. Витрука, В А. Власихина, Л. Д. Воеводина, Ю. А. Дмитриева, В. М. Жуйкова, К. Ф. Гуценко, М .А. Ковалева, В А. Карташкина, В А. Кряжкова, О. Е. Кутафина, JLB. Лазарева, ИА. Ледях, В. О. Лучина, Е. А. Лукашевой, И. И. Лукашука, Л. А. Окунькова, В. В. Маклакова, А. В. Малько, Т. Д. Матвеевой, А. А. Мишина, М. А. Митюкова, Б. Н. Топорнина, В. А. Туманова, И. Е. Фарбера, Н. Ю. Хаманевой, Б. С. Эбзеева, К. А. Экпггайна и др.

При подготовке диссертации использованы публикации, посвященные адвокатуре и нотариату, в частности, работы Т. В. Апаровой, И. Д. Алферова, В. Н. Буробиной, С. Ария, С. А. Бабкина, В. П. Божьева, Ф. Багаутдинова, П. Д. Баренбойма, М. Ю. Барщевского, А. Д. Бойкова, А. Я. Галеевой, А. Галоганова, И. В. Гарина, Ю. П. Гармаева, И. В. Гессена, В. Г. Голованя, А. Л. Громыко, А. Т. Кернасенко, Е. П. Данилова, Е. Н. Доброхотовой, Т. И. Зайцевой, С. А. Зацепиной, Н. В. Радутной, В. Н. Иванова, С. В. Изосимова, Н. И. Калинус, Н. М. Касаткиной, Н. М. Кейзерова, А. В. Клигмана, А. Ф. Кони, Ю. В. Кудрявцева, А. П. Кузнецова, И. Н. Кузнецовой, А. В. Курдовой, Р. Куссмауль, Ю. Ф. Лубшева, А. Г. Манафова, И. В. Краснова, Т. Д. Матвеевой, Р. Г. Мельниченко, Г. Б. Мирзоева, Г. И. Никерова, И. Л. Петрухина, Ю. В. Плахина, B.C. Раднаева, Г. Резника, B.C. Репина, О. В. Романовской, Г. Б. Романовского, Ф. М. Решетникова, В. М. Савицкого, В. И. Сергеева, Ю. И. Стецовского, Л.А.

Стешенко, О. В. Струцкой, А. М. Сумина, Е. Б. Тарбагаевой, Н. А. Троицкого, Л. Б. Хвана, О. В. Хышиктуева, Г. Г. Черемных, И. Г. Черемных, Н. В. Черкасовой, Т. М. Шамбы, О. М. Щуковской, В. В. Яркова и др.

Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод и вытекающие из него частно-научные методы: системно-структурный и системно-функциональный, конкретно-социологический, исторический, анализа документов, технико-юридический, метод сравнительного правоведения и другие научные методы познания социально-политических процессов.

В ходе исследования проведено неформализованное интервьюирование 117 адвокатов, нотариусов, работников прокуратуры, других правоохранительных органов, представителей правозащитных и общественных организаций по различным аспектам оказания квалифицированной юридической помощи каждому, рассматриваемым в работе.

При формулировании теоретических выводов и разработке практических предложений изучен значительный объем нормативных правовых актов и документов, а также разноотраслевой специальной литературы по теме исследования.

В совокупности это позволило диссертанту исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в диссертации осуществлено предметное отграничения конституционного права каждого на квалифицированную юридическую помощь от иных видов и форм оказываемой в России юридической помощи, как содержательно, так и по кругу субъектов ее осуществления. С авторских позиций уточнено содержание понятие конституционного права на квалифицированную юридическую помощь и обосновано представление об адвокатуре как универсальном субъекте его реализации, в отличие от других субъектов юридической помощи, оказывающих ее факультативно в рамках основных целей своей деятельности.

Помимо этого, теоретически обоснованы и разработаны меры, направленные на эффективную реализацию права каждого на квалифицированную (профессиональную) юридическую помощь.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Вывод о том, что укоренившееся толкование права каждого на квалифицированную юридическую помощь имеет расширительный характер, оно требует уточнения и конкретизации. В качестве такого рода помощи, в конечном счете, следует рассматривать лишь адвокатскую деятельность. Однако для этого необходимо серьезное укрепление самой адвокатуры и соответствующее повышение ее правового статуса до уровня института конституционного права.

2. Вывод о том, что квалифицированной может быть лишь помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, обладающими соответствующими профессиональными качествами, определяемыми и закрепляемыми в установленном Основным законом порядке.

3.

Заключение

о том, что закрепленную в Конституции квалифицированную юридическую помощь каждому в силу особенностей своего статуса может оказывать лишь принадлежащая гражданскому обществу, независимая от власти, обладающая публично-правовыми функциями и действующая исключительно в интересах своих доверителей адвокатура.

4. Вывод о том, что в деятельности адвокатуры при оказании квалифицированной (профессиональной) юридической помощи одновременно присутствуют частный интерес и публичный интерес. Частный интерес состоит в удовлетворении потребностей конкретного лица, которому оказывается помощь. Публичный интерес выражается в укреплении режима законности, реализации государственных гарантий конституционного права каждого, своевременном пресечении нарушений прав и свобод граждан, восстановлении нарушенного права и предупреждении таких нарушений в будущем.

5. Предложение об урегулировании статуса адвокатуры специальным федеральным конституционным законом с соответствующим дополнением их закрытого перечня в Конституции Российской Федерации, а адвокатской деятельности — процессуальным законодательством Российской Федерации.

6.

Заключение

о том, что перечень лиц, которым квалифицированная юридическая помощь оказывается бесплатно, не может быть расширен иначе как путем внесения изменений и дополнений в закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Установление закрытого перечня в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» означает, что нормы иных законов о бесплатной юридической помощи утратили силу.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в результате исследования выводы и сформулированные на их основе практические предложения способны зримо повлиять на эффективность оказания квалифицированной (профессиональной) юридической помощи. Материалы исследования и полученные в нем выводы и предложения могут быть использованы в нормотворческой практике, дальнейших научных исследованиях и в учебном процессе образовательных учреждений юридического профиля.

Апробация результатов исследования. Основные выводы и предложения диссертации были изложены автором в выступлениях на заседаниях кафедры прав человека и конференции Московского гуманитарного университета, а также использованы в учебном процессе и практической деятельности Московской городской и областной коллегий адвокатов.

Структура диссертации определена содержанием темы. Она состоит из двух глав, содержащих пять параграфов, введения, заключения, списка использованной литературы и нормативных актов.

Основные выводы проведенного исследования представлены в диссертации по параграфам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении диссертации приведем основные положения и выводы, полученные в результате исследования:

1. Право на квалифицированную юридическую помощь имеет двойственную природу: с одной стороны оно существует как субъективное личное право человека, а с другой — это важнейшая гарантия защиты всех иных прав и свобод. Право на квалифицированную юридическую помощь как субъективное право — это гарантированная законом возможность лица получать необходимую ему помощь от лиц, обладающих специальными юридическими знаниями, умениями и навыками, позволяющими человеку эффективно защищать и отстаивать свои права и законные интересы. Ст. 48 Конституции РФ предусматривает возможность оказания бесплатной юридической помощи, тем самым, устанавливая равную возможность юридической защиты для всех нуждающихся независимо от их экономического положения. Право на квалифицированную юридическую помощь не подлежит ограничению ни при каких условиях, включая и чрезвычайное положение.

2. Используемое в части 1 статьи 48 Конституции понятие «квалифицированная юридическая помощь» нуждается в уточнении. Прежде всего следовало бы заменить термин «квалифицированная» термином «профессиональная» .

3. Конституция РФ не содержит специальных положений об органах и организациях, оказывающих юридическую помощь. Анализ законодательства и правоприменительной практики позволяет сделать вывод о том, что универсальным субъектом оказания юридической помощи является адвокатура. Адвокат вправе оказывать любую юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом. При этом помощь иных профессиональных юристов не отвечает существу и содержанию конституционного права каждого на квалифицированную юридическую помощь и не должна соответствующим образом расцениваться. В большинстве случаев она сводится к содействию в реализации целей организаций, к которым эти профессиональные юристы принадлежат.

4. Как потенциально монопольный субъект реализации конституционного права каждого на квалифицированную юридическую помощь адвокатура выступает в качестве особого института конституционного права. При этом конституционно-правовой статус адвокатуры целесообразно закрепить в специальном федеральном конституционном законе, соответствующим образом дополнив их закрытый перечень в Конституции РФ. Что касается самой адвокатской деятельности, то логичнее было бы урегулировать ее в процессуальном законодательстве сообразно каждому из видов предусмотренных в России судопроизводств.

5. Субъекты оказания юридической помощи населению можно классифицировать на несколько групп: а) органы государственной власти (Министерство юстиции РФ, органы юстиции субъектов РФ, прокуратура РФ) — б) организации, осуществляющие оказание квалифицированной юридической помощи в качестве основной и исключительной своей деятельности (адвокатура, нотариат) — в) лица, избравшие оказание юридической помощи населению в качестве своей профессиональной деятельности (юридические фирмы и частнопрактикующие юристыработники специализированных организаций, занимающихся оказанием юридической помощи, начальники и юрисконсульты юридических отделов министерств, ведомств, учреждений и организацийг) общественные объединения, оказывающие юридическую помощь населению наряду иной деятельностью (правозащитные организации).

6. Несмотря на многообразие органов и лиц, оказывающих квалифицированную юридическую помощь, ни один из этих органов не может заменить адвокатуру. Адвокат — лицо, способное оказывать юридическую помощь по всем без исключения вопросам. Подавляющее же большинство перечисленных субъектов могут оказывать юридическую помощь только по определенным аспектам правовой системы. Исходя из квалификационных требований, предъявляемых к адвокатам, они могут оказывать квалифицированную юридическую помощь существенно более высокого уровня, нежели иные лица, хотя, конечно, и здесь могут быть исключения.

7. Утверждению адвокатуры как универсального субъекта реализации конституционного права на квалифицированную юридическую помощь каждому служат особенности статуса адвоката. Так, деятельность адвокатов носит некоммерческий характер, в отличие от деятельности специализированных организаций и частнопрактикующих юристов, которые преследуют цель извлечения прибыли. Несомненно, труд адвоката тоже должен оплачиваться, но цель деятельности адвокатуры принципиально иная, и она наиболее близка интересам их доверителей.

8. Законодателю и правоприменительной практике необходимо выработать единую позицию по вопросу о критериях, используемых для оценки способности оказывать квалифицированную юридическую помощь по отдельным категориям дел и для защиты определенных категорий лиц с учетом правовой ситуации, отечественного и зарубежного опыта. При этом адвокаты должны обладать исключительной монополией на оказание квалифицированной юридической помощи: при представлении интересов подозреваемого и обвиняемого на любых стадиях уголовного судопроизводствапри представлении интересов государства в гражданском и иных видах судопроизводства, в международных судебных органаха также наряду с лицами, имеющими ученую степень в области права, — в конституционном судопроизводстве.

9. Федеральный закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» предписывает адвокатам постоянно совершенствовать свои знания и повышать свою квалификацию. Представляется, что установление абстрактной обязанности повышать квалификацию адвоката недостаточно. Необходимо введение обязанности ежегодно проходить курсы повышения квалификации для адвокатов. При этом органы адвокатского сообщества должны организовывать мероприятия по повышению квалификации адвокатов: проводить курсы по повышению квалификации, семинары, лекции, встречи с представителями судейского сообщества с целью ознакомления адвокатов с результатами обобщения судебной практики.

10. В юридической литературе и правоприменительной практике вопрос о соотношении понятий «зашита» и «оказание юридической помощи» является дискуссионным. УПК РФ в явном виде вычленил понятие защиты из общего содержания юридической помощи. Защита по уголовному делу — это комплекс мер и действий, направленных на опровержение возникшего подозрения или предъявленного обвинения, а также на смягчение наказания. Оно может включать в себя заявление ходатайств, сбор и предоставление доказательств, участие в исследовании доказательств, ознакомление с материалами дела, обжалование действий должностных лиц и др. Оказание юридической помощи — понятие более широкое, включающее в себя не только действия, связанные с защитой. Это может быть и консультирование подзащитного по вопросам уголовно-процессуального и уголовного права, оказание правовой помощи подзащитному по сохранению имущества подзащитного, разъяснение тех или иных процессуальных документов и др.

11. Защита права на оказание квалифицированной юридической помощи может осуществляться различными способами. Но наиболее эффективными из них являются: обращение с жалобой к Уполномоченному по правам человека, в суд общей юрисдикции, Конституционный Суд РФ или в международные органы.

12. В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» адвокатура как потенциально единственный субъект реализации конституционного права каждого на квалифицированную юридическую помощь каждому провозглашается институтом гражданского общества и не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Исходя их этого, органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность адвокатов за исключением случаев, когда эта деятельность противоречит законодательству РФ.

13. В деятельности адвокатуры по оказанию квалифицированной юридической помощи сочетаются как частный интерес так и публичный интерес (интерес всего общества в целом). Публичный интерес выражается в установлении режима законности, своевременного пресечения нарушений прав и свобод граждан, восстановлении нарушенного права, и предупреждении таких нарушений в будущем.

14. Адвокат выступает в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском, административном судопроизводстве, в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и судопроизводстве по делам об административных правонарушениях, а также представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, в отношениях с физическими лицами только на основании договора поручения. Иные виды юридической помощи адвокат оказывает на основании договора возмездного оказания услуг. Закрепление в законе формы договора, заключаемого адвокатом и доверителем, означает, что адвокат не вправе оформлять свои отношения с доверителем в иной форме, а в договоре должны содержаться все необходимые условия, определенные Гражданским кодексом РФ.

15. Установление в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» закрытого перечня лиц, которым квалифицированная юридическая помощь оказывается бесплатно, означает, что данный перечень, не может быть расширен иначе как путем внесения изменений и дополнений в закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». При этом нормы ранее принятых законов, устанавливающие категории таких лиц, потеряли свою юридическую силу.

16. Для обеспечения доступности юридической помощи необходимо создание широкой сети юридических консультаций. В случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации должна обязательно учреждать юридическую консультацию.

17. Для урегулирования спорных вопросов предоставления льгот по оказанию квалифицированной юридической помощи представляется целесообразным принятие специального Федерального закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи по судебным и юридическим делам малоимущим лицам». Льготы должны предоставляться главным образом исходя из критерия нуждаемости граждан. Неполученные доходы (упущенная выгода) следует включать в расходы адвокатов, исключаемые из налогооблагаемой базы. В качестве дополнительных гарантий адвокатам должны безвозмездно передаваться помещения под юридические консультации. В этом же законе следует закрепить гарантии осуществления государством выплат адвокатам, осуществляющим оказание бесплатной юридической помощи, например, начисление штрафных процентов на невыплаченные вовремя денежные средства.

18. Представляется целесообразным учреждение сети общественных приемных или юридических клиник при органах власти как формы самостоятельной практики студентов юридических ВУЗов, осуществляемой под общим руководством профессионального адвоката. Помещения для работы, техническое обеспечение деятельности, расходные материалы такие приемные могли бы получать от органов местного самоуправления. Работники общественных приемных (юридических клиник) должны оказывать бесплатную юридическую помощь. Представительство в суде могут осуществлять профессиональные адвокаты, курирующие клинику и получающие за это вознаграждение от соответствующих органов власти.

19. Адвокат вправе оказывать квалифицированную юридическую помощь в любых формах, не запрещенных законом. Такими формами могут быть: представление интересов доверителя в конституционном судопроизводствеучастие в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводствеучастие в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушенияхпредставление интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях и др.

20. В гражданском и арбитражном процессе адвокат выполняет функции представителя стороны или третьего лица в целях оказания юридической помощи и зашиты нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов обратившегося. Представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском судопроизводстве, судопроизводстве могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом.

21. Конституционное право дает возможность пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента, когда ограничение потерпевшего, свидетеля, гражданского ответчика становится реальным, в частности, если в отношении них предприняты меры, которыми реально ограничиваются свобода и личная неприкосновенность. Допуск адвоката в уголовном судопроизводстве с ранних этапов расследования создает реальные гарантии обеспечения прав подозреваемого и обвиняемого. Защитник допускается к участию в уголовном деле: 1) с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, за исключением случаев, предусмотренных пл. 2 — 5 ст. 49 УПЕС- 2) с момента возбуждения уголовного дела — в случаях, предусмотренных ст.ст. 223 и 318 УПК РФ- 3) с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, в случаях: а) предусмотренных ст.ст. 91 и 92 УПК РФб) применения к нему в соответствии со ст. 100 УПК меры пресечения в виде заключения под стражу- 4) с момента объявления лицу, подозреваемому в совершении преступления, постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы- 5) с момента начала осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления.

22. Конституционное право пользоваться помощью защитника может считаться обеспеченным лишь при условии, что защитнику предоставлена возможность активно участвовать в производстве по уголовному делу. Составной частью в содержание этого права должны включаться и те конкретные процессуальные права, которыми защитник (адвокат) наделяется в ходе уголовного судопроизводства. Умаление этих прав или их ограничение должно признаваться умалением или ограничением конституционного права каждого на квалифицированную юридическую помощь.

23. В качестве защитника или представителя в производство по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.//Права человека. Сборник международных договоров. ООН. Нью-Йорк, 1978.
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.//Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17 (1831). Ст. 291.
  3. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г// СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
  4. Европейская социальная хартия (в редакции 1996 г.)//Правозащитник. М., 1999. № 2. С. 32−53.
  5. Европейская хартия о статусе судей//Российская юстиция. 1999. № 7.
  6. Европейский Суд по правам человека. Избранные решения. В 2-х томах. М.: Изд-во «Норма», 2000.
  7. Основные положения о роли адвокатов (принятые восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке)//Советская юстиция. 1991. № 20.
  8. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  9. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1, 2 и 3. М., 2001. Уголовный кодекс Российской Федерации//С3 РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  10. Уголовно-процессуальный кодекс РФ//СЗ РФ. 2001. № 52 (Часть1). Ст. 4921.
  11. Уголовно-исполнительный кодекс РФ //СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 198- 1998. № 2. Ст. 227. № 30. Ст. 3613. № 31. Ст. 3803- 2001. № 11. Ст. 1002. № 13. Ст. 1140.
  12. Арбитражно-процессуальный кодекс РФ 1995 Г.//СЗ РФ. 1995. № 19. Ст. 1709.
  13. Арбитражный процессуальный кодекс РФ//СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.
  14. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 Г.//СЗ РФ. 2002. № 1. (часть I). Ст. 1.
  15. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 Г.//СЗ РФ. 2002. № 1 (часть Г). Ст. 3.
  16. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1964 г.//Ведомости Верховного Совета СССР. 1964.№ 24. ст. 407.
  17. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г.//Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 10. Ст. 357.
  18. Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г.//Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. М., 1993. № 33. Ст. 1318.
  19. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 Г.//СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447. 2001. № 7. Ст. 607. 2001. № 51. Ст. 4824.
  20. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации’У/СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1- 2001. № 51. Ст. 4825.
  21. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в РФ7/СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.
  22. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ» от 28 апреля 1995 Г.//СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.
  23. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. «О федеральном бюджете на 2002 год"// СЗ РФ. 2001. № 53 (часть I). Ст. 5030. 2002. № 11. Ст. 1019.
  24. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности в РФ"//СЗ РФ. 2001. № 33. (Часть I). Ст. 3422- 2002. № 1. (Часть I). Ст. 2.
  25. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих7/СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.
  26. Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 Г.//СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759- 2001. № 11. Ст. 1002.
  27. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 Г.//СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.
  28. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней» от 30 марта 1998 Г.//СЗ РФ. 1998. № 14. Ст. 1514.
  29. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод» от 20 марта 2001 Г.//СЗ РФ. 2001. № 13. Ст. 1140.
  30. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 Г.//СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930- 1997. № 20. Ст. 2231- 1998. № 30. Ст. 3608- 2002. № 11. Ст. 1018. № 12. Ст. 1098.
  31. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 Г.//СЗ РФ. № 33. Ст. 3334- 2002. № 12. Ст. 1098.
  32. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 Г.//СЗ РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3430- 2002. № 11. Ст. 1020. № 12. Ст. 1093.
  33. Федеральный закон Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 Г.//СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349- 1997. № 29. Ст. 3502- 1998. № 30. Ст. 3613- 2000. № 1. Ст.8- 2001. № 13. Ст. 1140.
  34. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ7/СЗ РФ. 2002 № 23. Ст. 2102.
  35. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц"//СЗ РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3431.
  36. Закон РФ «О защите прав потребителей» в ред. от 9 января 1996 Г.//СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140- 1999. № 51. Ст. 6287.
  37. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г.//Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 33, Ст. 1913. СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3613.
  38. Закон РСФСР «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 Г.//СЗ РФ, 1995. № 47. Ст. 4472- 1999. № 7. Ст. 878. № 47. Ст. 5620- 2000. № 2. Ст. 140.
  39. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"//Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 19. Ст. 685. СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970.
  40. Закон РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. с изменениями и дополнениями от 6 октября 1997 Г.//СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 4673.
  41. Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 19 мая 1998 г.//Вестник Конституционного Суда РФ. 1998. № 8.
  42. Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности положений ч. 1 ст. 47 и ч. 2 ст. 51 УПК РСФСР в связи с жалобой В. И. Маслова от 27 июня 2000 Г.//СЗ РФ. 2000. № 27. Ст. 2882.
  43. Заключение Конституционного Суда Республики Беларусь «О соответствии Конституции и законам Республики Беларусь постановлений Верховного Совета Республики Беларусь, касающихся частной нотариальной практики» от 23 января 1998 г.
  44. Указ Президента РФ «Об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском суде по правам человека» от 29 марта 1998 Г.//СЗ РФ. 1998. № 14. Ст. 1540- 1999. № 52. Ст. 6368.
  45. Указ Президента РФ «О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в РФ» от 13 июня 1996 Г.//СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2998.
  46. Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера"//СЗ РФ. 1997. № 10. Ст. 1127.
  47. Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 2 августа 1999 Г.//СЗ РФ. 1999. № 32. ст. 4043- 2000. № 24. ст. 2546- 2001. № 51. ст. 4872.
  48. Положение о лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 344.//C3 РФ. 1995, № 17. Ст. 1550.
  49. Постановление Правительства РФ «О вопросах Государственной налоговой службы Российской Федерации» РФ от 29 июня 1995 г.//СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2679.
  50. Постановление Правительства РФ «Об оплате труда адвокатов за счет государства» от 7 октября 1993 г.//Собрание актов Президента и Правительства. 1993. № 41. Ст. 3927.
  51. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг"//СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1550.
  52. Инструкция об оплате юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и кооперативам. Утверждена Министерством юстиции СССР 10 апреля 1991 г.//Хозяйство и право. 1991. № 6.
  53. Положение о порядке оплаты труда адвокатов за счет государства. Утверждено Письмом Минюста от 27 января 1994 г.
  54. Приказ МНС РФ «О проведении эксперимента по организации территориальных консультационных пунктов» от 8 июля 1999 г.
  55. Приказ МНС РФ «О расширении эксперимента по организации территориальных консультационных пунктов» от 25 августа 1999 г.
  56. Приказ МНС РФ «О создании Центральной комиссии по налоговому консультированию МНС РФ» от 25 августа 1999 г.
  57. Приказ Минюста РФ от 1 февраля 2001 г. «Об утверждении Положения о Департаменте по вопросам правовой помощи’У/СЗ РФ. 2002. № 15. Ст. 1375.
  58. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия «//Бюллетень Верховного Суда РФ. М., 1996. № 1.С. 3.
  59. Решение Президиума Красноярского краевого суда от 22 января 1996 г.//Бюллетень Верховного Суда России. М., 1997. № 4.
  60. Решение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 12 августа 1997 г.//Бюллетень Верховного Суда РФ. М., 1998. № 3.
  61. Постановление Судебной Коллегии Верховного Суда РФ от 27 мая 1997 г.//Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. № 1.
  62. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 19 октября 1999 г.//Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 11.
  63. Определение Судебной Коллегии Верховного Суда РФ от 18 марта 1998 г.//Бюллетень Верховного Суда РФ. М., 1999. № 2.
  64. Решение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 12 августа 1997 г.//Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. № 3.
  65. Решение Верховного Суда РФ от 14 ноября 2000 г.//Бюллетень Верховного Суда. 2001. № 5.
  66. Определение Судебной Коллегии Верховного Суда РФ от 18 марта 1998 г.//Бюллетень Верховного Суда РФ. М., 1999. № 2.
  67. Постановление Президиума Белгородского областного суда от 1 декабря 1995 г.//Бюллетень Верховного Суда РФ. М., 1996. № 12.
  68. Решение Европейского Суда по делу Максвелл от 24 октября 1994 г. Series A, No. 300-С.
  69. Решение Европейского Суда от 8 февраля 1996 г. по делу Murray, 1996−1, par. 66.
  70. Решение Европейского Суда по делу Артико от 13 мая 1980 г. Series А, No, 37.
  71. Решение Европейского Суда по делу Алимен от 19 февраля 1991 г.
  72. Решение Европейского Суда по делу Пелладоа от 22 сентября 1994 г. Series A. No. 297-В.
  73. Конституции государств Европы. В 3 томах /Под ред. к.ю.н. JI.A. Окунькова. М.: Норма, 2001.
  74. Псковская судная грамота//Российское законодательство Х-ХХ веков. Т.1. Законодательство Древней Руси. М., 1984.
  75. Судебник 1497 г.//Российское законодательство Х-ХХ веков. Т.2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985.
  76. Положение об адвокатуре 1962 г./ZBBC РСФСР. 1962. № 29. Ст. 450.
  77. Закон СССР «Об адвокатуре в СССР» от 30 ноября 1979 г.//Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. № 49. Ст. 846.
  78. Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г.//Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1980. № 48. Ст. 1596.
  79. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 г.
  80. Конституционный закон Республики Таджикистан «Об адвокатуре» от 3 ноября 1995 г.//Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 1995. № 21.
  81. Закон Республики Армения «Об адвокатской деятельности» от 18 июня 1998 г.//Официальный вестник Республики Армения. 1998. № 15. 27 июля. С. 39.
  82. Закон Азербайджанской Республики «Об адвокатах и адвокатской деятельности’У/Собрание законодательства Азербайджанской Республики. М., 2000. № 1. Ст. 10.1. Монографии и статьи
  83. ., Гагарин Н. Налогообложение адвокатов: сегодня и завтра//Российская юстиция. 2002. № 1.
  84. С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. Изд. 2-е. М.: РЮИД «Сашко». 2000.
  85. А.С. Правовая онтология политики: К построению системы категорий. М.: ИНФОГРАФ. 1999.
  86. Адвокат в уголовном процессе: Учеб. пособие. М.: Новый юрист, 1997.
  87. Адвокатская деятельность и адвокатура//Российская юстиция. 2001. № 8.
  88. Адвокатская деятельность. Учебно-практическое пособие/Под общ. ред. В. Н. Буробина. М., 2001.
  89. Адвокатура и современность. М.: Ин-т гос-ва и права, 1987.
  90. Адвокатура не должна зависеть от государства//Правозащитник. 1999. № 3.
  91. Адвокатура Франции//Адвокатская практика. 1998. № 1−2.
  92. С.С. Общая теория права. М., 1981.
  93. JI.Б., Жуйков В. М., Лукашук И. И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации: Практическое пособие. М.: Права человека. 1996.
  94. Л.Б., Жуйков В. М., Лукашук И. И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации: Практическое пособие. М., 1996.
  95. И.Д. Законодательство о нотариате на современном этапе: общая характеристика/ТНотариус. 2001. № 1.
  96. Э.М. Защита прав и свобод человека внесудебными органами / Обеспечение прав и свобод человека в национальном праве: Сборник обзоров. М., 1989.
  97. Т.В. Организация и функции адвокатуры в зарубежных странах. Правовая помощь малоимущим. М., 1991.
  98. С. Об адвокатской тайне//Российская юстиция. 1997. № 2.
  99. К.К. Заметки о русской адвокатуре. СПб., 1875. Ч. 2.
  100. Багаутдинов Ф, Закон об адвокатуре: взгляд с другой стороны//Российская юстиция. 2001. № 5.
  101. Ф. Право на защиту: проблемы и предложения//Законность. 2001. № 7.
  102. В.Ю. Права человека в Российской Империи: Вопросы истории отечественной правовой мысли. Ставроп. Гос. ун-т. Ставрополь. Ставроп. Кн. Изд-во, 1996.
  103. П.Д. Адвокатская фирма//Международный адвокат. Инф. бюл. 991. № 3.
  104. П.Д. Адвокатура в СШАУ/Адвокат. 1993. № 1,2.
  105. Е. Как Конституционный Суд реформирует уголовный процесс: дело Никитина//Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. № 4 (33). 2000, № 1(34) 2001.
  106. М.Ю. Адвокат. Адвокатская фирма. Адвокатура. М., 1995.
  107. М.Ю. Адвокатская этика. 2-е изд., исир. М.: Профобразование. 2000.
  108. М.Ю. Бизнес-адвокатура в США и Германии: Учеб. пособие. М., 1995.
  109. М.Ю. Организация и деятельность адвокатуры в России. М., 1997.
  110. . Международные обязательства России в области защиты прав человека: политика и практика/ТКонституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2001. № 2.
  111. Н.Н. Институт адвокатуры в дореволюционной России. -Вестник Нижегородского государственного университета. Н. Новгород, 1996.
  112. С.В. Правосудие во Франции: Учеб. пос. М.: Ин-т гос-ва и права РАН. 1994.
  113. А.Д., Капинус Н. И. Адвокатура России: Учеб. пособие. М.: Изд.-во Ин-та международного права и экономики им. А. С. Грибоедова. 2000.
  114. В.В., Бойцова JI.B. Комментарий к Федеральному конституционному закону об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. М.: ИНФРА-М-НОРМА. 1997.
  115. Большой юридический словарь/Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. М.: ИНФРА-М. 2000.
  116. Брайсон Уильям К. Американская судебная система/ТВерховенство права. М., 1992.
  117. А .Я., Тарбагаева Е. Б. Некоторые аспекты контроля над нотариатом и нотариальной деятелъностью//Нотариус. 2000. № 5.
  118. В диапазоне правозащитных проблем//Между прошлым и будущим. М., 1999.
  119. В этом тысячелетии Закона об адвокатуре мы не увидим? (интервью с Г. М. Резником)//Адвокат. 1998. № 5.
  120. .В. Судебная реформа и контрреформа в России. Саратов, 1969.
  121. Вильский. Деморализуется ли наша адвокатура?//Журнал гражданского и уголовного права. 1891. № 1.
  122. В. А. Адвокатская деятельность в США//Адвокат. 1997. № 1.
  123. А. Адвоката надо считать лицом, участвующим в деле//Российская юстиция. 2001. № 9.
  124. А.А. Адвокат как субъект доказывания в гражданском и арбитражном процессе. М.: Юрлитинформ, 2000.
  125. Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Изд-во Моск. ун-та, Изд. группа ИНФРА-М-НОРМА. 1997.
  126. В., Подольный А. Как гарантировать квалифицированную юридическую помощь?//Российская юстиция. 2000. № 9.
  127. А.А., Воробьев А. Б. Арбитражный суд в Лондоне (сравнительно-правовое исследование). М.: Ассоциация независимых издателей. 2000.
  128. А.В., Поляков А. В., Тихонравов Ю. В. Теория адвокатуры. М., 2002.
  129. С.Н. Адвокат в уголовном процессе. М.: Юрист. 1996.
  130. Н.А. Адвокатура между двумя законами//Законодательство и экономика. М., 2000. Вып. 1. С. 458.
  131. А. Адвокатура России сегодня//Российская юстиция. 2000. № 9.
  132. А. Проект закона об адвокатуре ущемляет права граждан России/ТРоссийская юстиция. 2001. № 8.
  133. В.А., Шумилин С. Ф. Правоохранительные органы в Российской Федерации: Учеб. пособие /Под общ. ред. С.Ф. Шумилина- Белгор. высш. шк. МВД РФ. Белгород. 1996.
  134. Ю.П., Раднаев B.C. Конфиденциальность свидания адвоката с клиентом: каковы ее пределы?//Журнал российского права. 2001. № 6.
  135. Р. Школа адвокатуры. Руководство к ведению гражданских и уголовных дел. СПб., 1911.
  136. Д. Закон об адвокатуре: четвертая попытка//Бизнес-адвокат. 2001. № 15.
  137. Ген H.JI. Специфика конституционных норм и особенности их реализации//Журнал российского права. 2001. № 11.
  138. И.В. История русской адвокатуры. T.l. М., 1997.
  139. И.В. История русской адвокатуры /Под ред. М. Н. Гернет. Т.2. М., 1916.
  140. А.А. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод//3аконодательство. 2001. № 6.
  141. Голландская правовая культура/Под ред. В. В. Бойцовой, JI.B. Бойцовой. М., 1998.
  142. В.Г. Развитие нотариата в постсоциалистическом государстве (Опыт Республики Беларусь)//Государство и право. 2001, № 4.
  143. Р., Лентовска Э., Франковски С. Верховный суд США: права и свободы граждан. Изд-во «БЕГА» (Польша). Б.г.
  144. Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская Конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М., 1998.
  145. С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. М., 2001.
  146. . Правило Маслова. Право на защитника с момента угрозы свободам гражданам//Российская юстиция. 2000. № 10.
  147. И 154. Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные ораны: Учеб. Для студентов юрид. вузов и факультетов/Под ред. К. Ф. Гуценко М.: Зерцало. 2000.
  148. Е.П. Справочник адвоката: Защита в суде. Адвокат, и судеб, практика. Коммент. законодательства. Образцы док. Справочные материалы /Междунар. Союз (содружество) адвокатов. М.: Право и закон. 1999.
  149. С. Российская адвокатура и современный менеджмент//Российская юстиция. 2002. № 2.
  150. М., Кэй Р., Брэдли Э. Европейское право в области прав человека (Практика й комментарий) /Пер. с англ. М.: Права человека, 1997.
  151. В. Права и свободы граждан Российской Федерации. М., 1997. ф. 159. Дмитриев Ю. А. Новому российскому обществу новаяадвокатура//Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2001. № 10.
  152. Ю.А., Златопольский Д. Л. Гражданин и власть. М.: Манускрипт. 1994.
  153. Ю.А., Шапкин М. А. Правоохранительные органы. М., 2002.
  154. Е.Н. Роль юридических клиник в подготовке юристов XXI века (о методах и формах юридического образования в современной России)//Известия вузов. Правоведение. 2000. № 4.
  155. В. Нотариат «разгружает» суды//Российская юстиция. 2000. № 3.
  156. С. Готовых к употреблению законопроектов не бывает//Российская юстиция. 2001. № 11.
  157. Защитник в суде присяжных/Отв. ред. Н. В. Радутная. М.: Рос. правовая академия. 1997.
  158. В.Н. Помощь адвоката предприятиям и гражданам. М.: ПРИОР. 1998.
  159. И.В. Механизм реализации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод//Государство и право. 1997. № 1.
  160. В. Издержки демократии в адвокатуре//Российский адвокат. 1999. № 3.
  161. М. Нужна муниципальная адвокатура/УРоссийская юстиция. 2000. № 4.
  162. Г. Расширить права адвоката при производстве экспертиз//Российская юстиция. 2001. № 9.
  163. В. Права человека: некоторые итоги и перспективы/ТВласть. 1997. № 3. С.13−18.
  164. Н. Проект закона об адвокатуре разрушает ее дооснования/УРоссийская юстиция. 2001. № 8.
  165. М.В. История советского суда. М., 1948.
  166. М.В. Советская адвокатура. М., 1939.
  167. Н. Страсти по адвокату//Российская газета. 1996. 24 мая.
  168. Комментарии и разъяснения к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» /Кириллова Н.П., Лукичев Ю. А., Рохлин В. И. и др. СПб.: Изд-во Михайлова В. А. 1999.
  169. Комментарии к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР / под ред. А. М. Рекункова и А. К. Орлова. М. 1985.
  170. Комментарий к Конституции РФ / Общ. ред. Ю. В. Кудрявцева. М., 1996.
  171. Комментарий к постановлениям Конституционного Суда РФ. В двух томах. М.: Юрист. 2000.
  172. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. С приложением ведомственных нормативных актов /Под общ. ред. Ю. И. Скуратова. М.: Изд-во «Норма». 1996.
  173. Комментарий Конституции Российской Федерации/Отв. ред. Л. А. Окуньков. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во «БЕК». 1996.
  174. А.Ф. Избранные произведения. Том первый. М., 1959.
  175. А.Ф. Собрание сочинений. Т. 4,5. М.: Юрид. лит. 1967.
  176. Конституции государств Центральной и Восточной Европы /Центр конституционных исследований Московского общественного научного фонда- Отв. ред. Н. В. Варламова. М., 1997.
  177. Конституции государств-участников СНГ /Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Рос. Федерации- Редкол.: Окуньков Л. А. (рук.) и др. М.: НОРМА-ИНФРА-М. 2001.
  178. Конституционное право России. Сборник нормативно-правовых актов в 2-х томах/Отв. ред. акад. О.Е. Кутафин- Сост. проф. Н. А. Михалева. М.: Юристъ. 1998.
  179. Конституционный Суд РФ. Постановления. Определения. 1992−1996. М., 1997.
  180. Конституция Российской Федерации и совершенствование механизма защиты прав человека/Отв. ред. Е, А.Лукашева. М., 1994.
  181. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий /Под ред. проф. Б. Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1997.
  182. Концепция законопроекта об адвокатуре нуждается в уточнении//Российская юстиция. 1999. № 10.
  183. Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М.: Изд-во Верховного Совета РФ «Республика». 1992.
  184. К.М. Французская правовая система//Адвокат. 1996. № 4.
  185. С. Мы подумали, и я решил, или о том, как г-н Лукьянов на адвокатуру «ходил»//Российская газета. 1999. 16 ноября.
  186. С. Не всяк адвокат адвокату брат//Российская газета. 1999. 18 марта.
  187. Н.В. Круглый стол «Права человека и стратегия устойчивого развития’У/Государство и право. 1998. № 11.
  188. В.А., Лазарев Л. В. Конституционная юстиция в РФ. М.: Изд-во БЕК. 1998.
  189. В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.
  190. И. Неправительственные организации России и гражданское общество//Правозащитник. 1996. № 4.
  191. Г. В адвокатуре ни сынков, ни пасынков//Российская газета. 1996. 21 декабря.
  192. А.В. Право малоимущих обвиняемых на защиту в уголовном процессе США//Государство и право. 1998. № 10.
  193. Р. Коммерция в адвокатуре не вирус, а проснувшийся ген//Российская юстиция. 2000. № 6.
  194. Р. О статьях 5 и 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод//Московский журнал международного права. 1997. № 4.
  195. И.А., Воробьев О. В., Колесова Н. С. Механизм прав и свобод граждан/УПрава человека: проблемы и перспективы. М., 1991.
  196. Ю.И., Толстопятенко Г. П., Экштайн К. А. Права и свободы человека и гражданина: Науч.-практ. коммент. к Главе 2 Конституции Российской Федерации/Под ред. К. А. Экштайна. М.: Изд-во ЭКОМ. 2000.
  197. А.И. Ограничение прав обвиняемого в уголовном процессе США//Проблемы совершенствования советского законодательства. Вып. 22. М., 1981.
  198. Ю.Ф. Адвокат в уголовном деле. М., 1999.
  199. И.И. Глобализация, государство, право. XXI век. М.: Изд-во Спарк. 2000.
  200. И.И. О современной концепции прав человека//Российский юридический журнал. 2000. № 2.
  201. В.О., Мазуров А. В. Толкование Конституции Российской федерации (Обзор практики Конституционного Суда)//Право и власть. 2001. № 1.
  202. З.В. Защита в российском уголовном процессе: понятие, виды, предмет и пределы/ТИзвестия вузов. Правоведение. 2000. № 3.
  203. В.В. Сравнительно-правовой метод в государственном праве//Конституционное (государственное) право зарубежных стран: актуальные проблемы. М.: ВЮЗИ. 1990.
  204. Т., Романовский Г. От Основ к закону о нотариате/ТРоссийская юстиция. 1998. № 2.
  205. А.В. Льготы в праве: общетеоретический аспект//Известия вузов. Правоведение. 1996. № 1.
  206. А.В. Стимулы и ограничения в праве//Йзвестия вузов. Правоведение. 1998. № 3.
  207. Т.Д. Неправительственные организации в механизмах защиты прав человека. М.: Изд-во РАГС. 1997.
  208. Н.И. Актуальные проблемы российской правовой политики//Государство и право. 2001. № 10.
  209. Н.И. Теория и практика прав человека в России//Правоведение. 1998. № 4.
  210. В. Организация адвокатуры в Израиле/УРоссийская юстиция. 1997. № 4.
  211. В.Н., Пешков М. А. Конгресс США и доклад Министерства $ юстиции США критикуют правило Миранды//Известия вузов. Правоведение.2000. № 1.
  212. Международные акты о правах человека: Сборник документов /Комис. по правам человека при Президенте РФ- Ин-т государстваи права РАН- Сост. и авт. вступит, ст. проф. В. А. Карташкин. проф. Е. А. Лукашева. М.: Норма, ИНФРА-М. 1998. Ш
  213. Р.Г. Минимальные стандарты квалифицированной юридической помощи//Актуальные проблемы современной юридической науки (некоторые аспекты). Сборник научных статей. Волгоград, 1999.
  214. Г. В ходе второго чтения нам удастся улучшить этот закон//Российская юстиция. 2001. № 8.
  215. Г. Б. Юридическая защита предпринимательства в России. Историко-правовой анализ. М.: Закон и право- ЮНИТИ. 1997.
  216. Г. Б., Кейзеров Н. М. Правовая культура адвоката. М.: Сериал АО «Мастерлайн». 1996.
  217. М.А. Акты Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации: общая характеристика и статистический анализ//Журнал российского права. 2001. № 6.
  218. М.А. Защита конституционных прав и свобод граждан конституционными судами на постсоветском пространстве//Журнал российского права. 1998. № 10/11.
  219. М.М., Шибико В. П. Уголовно-процессуальное право Великобритании, США, Франции. Киев, 1988.
  220. А.А. Правоохранительные органы в зарубежных странах (конституционно-правовые основы статуса): Современное конституционное право зарубежных стран. Ч. 2. М., 1991.
  221. Молодежное правозащитное движение//Правозащитник. 1999. № 3.
  222. А. Страхование профессиональной ответственности юристов//Российская юстиция. 1998. № 11.
  223. JI.A. Принципы, пределы, основания, ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву//Государство и право. 1998. № 10.
  224. Н. Задачи прокурорского надзора//Журнал гражданского и уголовного права. 1884. № 9.
  225. В. Несовершеннолетние в судебном процессе//Правозащитник. 1999. № 2.
  226. B.C. Общая теория права и государства. М., 1999.
  227. Общая теория прав человека /Под ред. Е. А. Лукашевой. 1996.
  228. И.Л. Вам нужен адвокат. М., 1993.
  229. А. Блеск и нищета «параллельной» адвокатуры//Рус. адвокат. 1999. № 8/9.
  230. Права человека и правозащитная функция прокуратуры: к 50-летию Всеобщей декларации прав человека/ЯТравоведение. 1999. № 1.
  231. Правда и ложь в уголовной защите. М., 1927.
  232. Правила профессиональной адвокатской этики//Российская юстиция. 1999. № 3.
  233. Правовые основы нотариальной деятельности/Под ред. В. М. Аргунова. М. 1994.
  234. Правоохранительные органы Российской Федерации./Под ред. В. П. Божьева. 3-е изд., испр. и доп. М., 1999.
  235. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. М.: Спарк, 1999.
  236. Проблемы посткоммунистической прокуратуры/ДСонституционное право: восточноевропейское обозрение. М.-Чикаго, 1999. № 3.
  237. Проблемы российской адвокатуры. Московская городская коллегия адвокатов. Сборник статей. М.: Спарк, 1997.
  238. Проект Декларации о праве и обязанности отдельных лиц групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы//Правозащитник. М., 1995. № 1(3).
  239. Прокурор Московской области против «Второй коллегии адвокатов Московской области'7/Российская юстиция. 2000. № 3.
  240. Путеводитель по Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Совет Европы. 1994.
  241. Т. Одним адвокатам нельзя болеть, другим рожать//Российская юстиция. 2001. № 11.
  242. Т. Российская адвокатура серьезно больна, но выздоровление возможно/ТРоссийская юстиция. 1999. № 8.
  243. Г. В. В адвокатуре завелся вирус коммерции, но эпидемия предотвратима/ТРоссийская юстиция. 1999. № 11.
  244. Г. М. Закон об адвокатуре должен покончить с вакханалией в адвокатском сообществе//Российская юстиция. 2002. № 2.
  245. Г. М. Закон об адвокатуре как жертва конфликта Ш интересов//Российская юстиция. 1998. № 3.
  246. Г. М. Закон об адвокатуре как жертва конфликта интересов/ТРоссийская юстиция. 1998. № 3.
  247. Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. М.: Юрид. лит. 1993.
  248. Г. Б. Право на неприкосновенность частной жизни. МЗ-Пресс. Москва, 2001.
  249. Россия может лишиться надежного механизма защиты участников гражданско-правовых отношений/ТРоссийская юстиция. 1999. № 2.
  250. В. И адвокат сегодня просит о защите//Российская газета. 1999. 24 апреля.
  251. С. Готовых к употреблению законопроектов не бывает//Российская юстиция. 2001. № 11.
  252. Г. А., Страунинг Э. Л. Понятие и юридическая природа самозащиты гражданских прав//Государство и право. 1998. № 5.
  253. С., Филиппова Т. Родословная российской свободы. М., 1993.
  254. А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс/Урал, гос. юрид. акад., Гуманит. ун-т. Екатеринбург. 1996.
  255. Семь вопросов российской адвокатуре//Российская юстиция. 2001. № 6.
  256. В. На коротком поводке у Минюста//Бизнес-адвокат. 2001. № 4.
  257. В.И. Адвокат и юридическая служба предприятия: Опыт практического взаимодействия//Право и экономика. 1999. № 11.
  258. В.И. Адвокат на переговорах: (О внесудебных способах защиты предпринимателей)//Законодательство. 1999. № 12.
  259. П. Уголовная защита. Практические заметки. Изд. 2-ое. СПб., 1913.
  260. В. Институт представительства в Конституционном Суде РФ: от первого лица до адвоката/УРоссийская юстиция. 2001. № 8.
  261. В.В. Российская правовая система. Саратов: Полиграфист. 1994.
  262. В. Битый небитого везет// Российская газета. 2001. 13 марта.
  263. В. Закон об адвокатуре надо принять незамедлительно/УРоссийская юстиция. 1999. № 5.
  264. Сохранение гражданского мира, целостности и независимости Российского государства/Юбозреватель. Специальный выпуск. Национальная безопасность: Россия в 1994 г. М., 1993.
  265. Сравнительное конституционное право/Ред. кол. А. И. Ковлер, В. Е. Чиркин, Ю. А. Юдин. М., 1996.
  266. СССР и международное сотрудничество в области прав человека/Отв. ред. A.JI. Адамипшн. М., 1989.
  267. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах. Сборник документов. М.: Юрид. лит. 2000.
  268. С. Если часто оглядываться назад, трудно разглядеть дорогу впереди/УРоссийская юстиция. 2001. № 3.
  269. Ю.И. Советская адвокатура. М., 1989.
  270. Ю.И. Судебная власть: Учеб. пособие. М.: Дело. 1999.
  271. Л.А., Шамба Т. М. Адвокатура в Российской Федерации. М., 2001.
  272. А.В. Человек и его защита. Теоретические проблемы. СПб., 1996.
  273. О.В. Судебный контроль за нотариальной деятельностью//Нотариус. 1999. № 3.
  274. А.М. Правовое регулирование нотариата в Германии//Бюллетень Министерства Юстиции РФ. 1998. № 1.
  275. И. Подготовка нового закона об адвокатуре затянулась// Российская юстиция. 1997. № 12.
  276. И. Резник Г. Адвокатские коллегии: общественные объединения или юридические фирмы?//Российская юстиция. 1998. № 12.
  277. И.Ю. Адвокатура России: что и кто мешает ее развитию и эффективной деятельности//Юрист. 1995. № 2 (4).
  278. Н.Ю. Коллегии адвокатов Российской Федерации: цифры и факты//Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2000. № 6.
  279. Табашников. О ходатаях по крестьянским делам//Журнал гражданского и уголовного права. 1883. № 2.
  280. Теория государства и права/Отв. ред. В. М. Корелъский, В. Д, Перевалов. М., 1998.
  281. Теория государства и права Часть П. Теория права. М., 1996.
  282. Тер-Акопов А. А. Юридическая безопасность человека в Российской Федерации//Государство и право. 2001. № 9.
  283. Р. Надо договариваться/ЛРоссийская юстиция. 1999. № 7.
  284. Типовые правила профессиональной этики американских адвокатов//Адвокат. 1998. № 4, 5.
  285. Ю.А. Международное и внутреннее право: динамика соотношения//Известия вузов. Правоведение. 1995. № 3.
  286. Г. Хартия Европейского союза об основных правах//Российская юстиция. 2001 .№ 11.
  287. И. Практика представительства адвокатами Московской городской коллегии адвокатов по делам об освобождении имущества от ареста (исключение из описи). Методические рекомендации (Московский общественный НИИ судебной защиты). М., 1989.
  288. Н.А. Адвокатура и политические процессы, 1864−1904 гг. Тула: Автограф. 2000.
  289. И. Один субъект Федерации одна коллегия ф адвокатов//Российская юстиция. 2001. № 12.
  290. И., Трунова Л. Адвокатская тайна//Российская юстиция. 2001. № 5.
  291. В.А. Европейский Суд по правам человека. Очерк организации и деятельности. М.: Изд-во Норма, 2001.
  292. Уголовно-процессуальная деятельность защитника. М., 1982.
  293. Уполномоченный Российской Федерации при Европейском суде по правам человека. Комментарий Б. Н. Топорнина//Российская юстиция. 1998. № 6.
  294. И.Е. Свобода и права человека в советском государстве. Саратов, 1974.
  295. А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: Изд. группа «Юрист». 2001.
  296. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». Комментарий/Отв. ред.: проф. Н. В. Витрук, Л. В. Лазарев, Б. С. Эбзеев. М.: Юрид. лит. 1996.
  297. В.П. Нужен ли омбудсман университету?//Вестник Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. М., 2002. № 1.
  298. .А. Защитник в германском уголовном процессе. М., 1997.
  299. Н.Ю. Обжалование в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан России//Государство и право. 1993. № 11.
  300. Ю. Российская адвокатура и советское государство. М., 1993.
  301. Л.Б. Некоторые вопросы регулирования адвокатской практики: сравнительно-правовой анализ законодательства стран СНГ//Журнал российского права. 2001. № 3.
  302. Хрестоматия по конституционному праву Российской Федерации /Сост.: проф. Н.А. Михалева- отв. ред. О. Е. Кутафин. В 2-хч. М.: Юристъ. 1998.
  303. Центр «Сестры» помощь пережившим сексуальное насилие//Правозащитник. 1999. № 3.
  304. Ю. Адвокатура: проблемы и перспективы//Бюллетень Министерства юстиции РФ. 1999. № 10.
  305. И. Нотариат в системе защиты прав граждан//Право и жизнь. 1999. Т. 21.
  306. Н.В. Формирование и развитие адвокатуры в России. 60−80-е гг. XIX в. М., 1987.
  307. Н.В. Формирование и развитие адвокатуры в России 60−80-е годы XIX века. М.: Наука, 1987.
  308. В.А. Идеология прав человека и принципы разделения властей в Конституции Российской Федерации//Становление конституционного государства в посттоталитарной России. Вып. 1. М., 1996.
  309. В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М.: Зерцало. 1998.
  310. В.Е. Общечеловеческие ценности, философия права и институты//Право и политика. 2000, № 8.
  311. А.В., Гущин В. З. Правозащитные функции прокуратуры в постсоциалистическом государстве// Государство и право. 1998. № 5.
  312. Шайо Андраш. Универсальные права, миссионеры, обращенные и местные дикари//Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. М.: Чикаго, 1997. № 2(19).
  313. О.М. О системе регулирования частной юридической практики в США/ЯОридический мир. 1999. № 10.
  314. О.М. Приобретение права на занятие частной юридической практикой в условиях правовой системы США//Юридический мир. 1999. № 11.
  315. .С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд: Учеб. пособие для вузов. М.: Закон и право, ЮНИТИ. 1996.
  316. А.М. Компенсация морального вреда: анализ и комментарий законодательства и судебной практики. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во БЕК, 2000.
  317. А.М. Обращение в Европейский суд. М.: Юрист. 1999.
  318. В. Публично-правовой характер нотариальной деятельности/ТРоссийская юстиция. 1997. № 6.
  319. В.В. К проекту нового закона о нотариате//Нотариус. 1999. № 4. С. 3−10.
  320. В.В. Нотариат в правовой системе России//Нотариус. 1997. № 2(4).
  321. В.В. Профессия нотариуса//Нотариус. 2000. № 4.
  322. В.В. Рецензия на книгу «Профессиональное нотариальное право’У/Нотариус. 2001. № 2.
  323. И.О. Российский институтский омбудсмана: грезы и действительности/Московский журнал международного права. 2000. № 4.
  324. Gridin v. Russia, UN Doc. CCPR/C/69/D/770/1997// International Human Rights reports. 2001. Vol. 8 № 1.
  325. Andrew S. Butler Legal Aid before Human Rights Treaty Monitoring Bodies/TInternational and Comparative Law Quarterly. 2000. April.
  326. Clumpkens R.W. The Role of the Notary under the Laws of the Netherlands//Air and Space Law. Deventer, 1992, vol. 17, № 2.1. Диссертации, авторефераты
  327. Ю.А. Концепция народовластия в современной России (государственно-правовые проблемы теории и практики). Автореф. дисс.. докт. юрид. наук. М., 1994.
  328. И.В. Конституционное право на квалифицированную юридическую помощь и его обеспечение в Российской Федерации. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2003.
  329. А.Г. Конституционное право граждан на квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 2002.
Заполнить форму текущей работой