Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические механизмы формирования личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-первых, человек должен развить свои познавательные способности, накопить соответствующие средства, чтобы йотом применить. Во-вторых, должен накопиться материал для познания, т. е. человек должен чем-то (кем-то) стать. Вместе с тем он находится в непрерывном развитии, и самопознание все время отстает от своего объекта. В-третьих, уже сам факт получения знания о себе меняет субъекта: узнав нечто… Читать ещё >

Психологические механизмы формирования личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Поскольку психологический аспект формирования личности состоит прежде всего в формировании мотивов поведения и деятельности, постольку закономерным является вопрос о его психологических механизмах. В настоящее время не все механизмы формирования личности могут быть охарактеризованы как изученные. Наиболее изученными считаются «стихийные» механизмы формирования личности. В их число входят общий механизм сдвига мотива на цель, специальные механизмы идентификации и освоения социальных ролей. Название «стихийных» механизмов они получили в силу того, что субъект, попадая под их действие, не способен их полностью осознать, а также не может ими сознательно управлять. Указанные механизмы формирования свойств личности ребенка являются доминирующими вплоть до подросткового возраста. На более поздних этапах возрастного развития субъекта они полностью не исчезают, а продолжают действовать, но уже совместно с другими сознательными формами «самопостроения».

По мнению Ю. Б. Гиппенрейтер, общим для всех трех указанных механизмов является то, что они функционируют в рамках общего, генерального процесса опредмечивания потребности в общении. Отметим, что в последнее время в современной отечественной психологии именно этой потребности придается особенно большое значение. Более того, ее по своей фундаментальности часто ставят на одну ступень с органическими потребностями. Неудовлетворение данной потребности ведет к ухудшению физического состояния младенца.

Рассмотрим функционирование каждого из указанных выше механизмов формирования свойств личности ребенка. Первый механизм — механизм сдвига мотива на цель. Его сущность заключается в том, что тот предмет (идея, цель), который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, со временем превращается в самостоятельный мотив.

Проанализируем, как работает механизм сдвига мотива на цель в раннем детстве, исходя из примера, который привела Ю. Б. Гиппенрейтер в книге «Введение в общую психологию: курс лекций». Известно, что основным видом деятельности ребенка на начальном этапе возрастного развития является непосредственное эмоциональное общение с матерью. Ребенку очень хочется находиться вместе с матерью — играть, говорить с ней, находить у нее защиту и сочувствие и т. д. При этом он испытывает чувство радости от контакта с ней. Но у него нет никаких непосредственных побуждений быть вежливым, внимательным к другим, сдерживать себя, отказывать себе в чемлибо и т. п. Но несмотря на это, мать нежно и ласково, а вместе с этим и настойчиво этого требует. Поэтому ребенок на первых порах исполняет все ее требования для того, чтобы продолжать испытывать эту радость общения с ней.

Сказанное выше можно обобщить следующим образом: первоначально ребенок выполняет требуемое действие (цель) ради общения с матерью (мотив). С течением времени при обязательном выполнении условия, которое состоит в том, что если рассматриваемое действие будет всегда сопровождаться только положительными эмоциями, оно приобретает самостоятельную побудительную силу, то есть становится мотивом.

В подобных случаях принято говорить о том, что произошел сдвиг мотива на цель (или иначе — цель приобрела статус мотива).

Но сразу же заметим, что данный механизм детерминируется характером воспитания ребенка. Установлено, что в случае, если общение со взрослым приносит не радость ребенку, а лишь одни огорчения, то механизм сдвига мотива на цель не действует. И, соответственно, правильного воспитания личности не происходит. Данный механизм действует на всех этапах развития субъекта. При этом наблюдается лишь усложнение и изменение ведущих мотивов общения.

Вторым «стихийным» механизмом формирования свойств личности является идентификация. Термин «идентификация» широко используется в социальной психологии при изучении общения. При этом она трактуется как один из способов понимания, познания другого человека в процессе межличностного взаимодействия путем уподобления ему. То есть поставив себя на место другого человека, оказывается проще понять, чем он руководствовался, совершая тот или иной поступок, действие, каковы были его мотивы, в чем состояла его цель и т. д.

В педагогической психологии, как видим, используется то же понятие, но уже для описания механизма формирования свойств личности, поэтому оно приобретает здесь свою специфику.

Наиболее важной чертой процесса идентификации принято считать то, что на первых этапах возрастного развития ребенка он проходит независимо от его сознания (т. е. не может контролироваться им) и, к великому сожалению, родители также не в состоянии контролировать его в полной мере. В связи с этим значительно возрастает ответственность как родителей, так и других воспитателей за качества, которые присущи их собственной личности.

Идентификация имеет место на различных стадиях возрастного развития человека. Объектом для нее могут стать родители, старшие братья и сестры, педагог или классный руководитель, молодой учитель, известный спортсмен, неформальный лидер из компании сверстников, просто знакомый взрослый, литературный герой, герой Гражданской или Великой Отечественной войны, популярный эстрадный певец и т. д. Установлено, что чем старше становится ребенок, тем шире становится круг лиц, из которых выбирается объект идентификации.

Принятие субъектом личностного эталона выполняет существенную психологическую функцию, которая состоит в облегчении вхождения ребенка, подростка или юноши в новую для него социальную позицию, усвоения новых отношений, образования новых личностных структур.

Недостаточное количество идентификаций в детстве ведет к возникновению целого блока социально-психологических проблем уже у взрослого человека. Например, было установлено, что те дети, которые в дошкольном возрасте мало играли в ролевые игры и тем самым мало воссоздавали доведение взрослых, хуже адаптируются к социальным условиям.

Важным свойством, которым должен обладать любой объект для идентификации, является авторитетность. А потеря ребенком объекта поклонения или подражания, равно как и его утрата или разочарование в нем, обычно ведет к возникновению острых негативных эмоциональных переживаний. Но необходимо помнить и о том, что рано или поздно обязательно приходит такой момент, когда личностный эталон теряет для личности свою притягательность и субъективную значимость. Это следует воспринимать как само собой разумеющееся, поскольку развивающаяся личность взяла от образца нечто очень важное и нужное для себя, но у нее свой путь. Это явление называют феноменом дезактуализации. Он свидетельствует о завершении одного этапа в развитии личности и перехода ее на следующий. Но при этом выясняется, что уже сложились новые отношения, появились новые мотивы, которые заставляют ставить новые цели и искать новые образцы и идеалы.

Механизм идентификации подтверждает положение о том, что личность начинает формироваться во внешнем пространстве общественных отношений, что чувство «Я» не способно родиться изнутри, оно всегда является отражением восприятия человека другими людьми, принятия его, совокупности отношений к нему.

Третьим механизмом формирования свойств личности является принятие и освоение социальных ролей. В психологии он полностью описывается с помощью двух понятий: социальная позицйя и социальная роль. В целом, этот механизм по многим параметрам подобен идентификации. Его коренное отличие от идентификации состоит в большей обобщенности и частом отсутствии персонализации усваиваемого личностного эталона.

Социальная позиция, по определению Ю. Б. Гиппенрсйтер, представляет собой функциональное место, которое может занять человек по отношению к другим людям. Ее возможно описать прежде всего совокупностью прав и обязанностей. Заняв определенную позицию, человек должен выполнять соответствующую ей социальную роль. Социальная роль — это осуществление человеком совокупности действий, которых от него ожидает социальное окружение.

Необходимо отметить, что набор социальных позиций и ролей очень широк и разнообразен. Среди них и роль дошкольника или ученика первого класса, и роль члена дворовой компании или спортивной команды, и роли бухгалтера, ученого, матери, мужчины или женщины и т. п. Очевидно, что каждый человек задействован сразу в нескольких ролях.

Заметим сразу же, что примером является роль сына, роль учащегося, роли супруга и супруги, роли хозяина и хозяйки, роль пассажира автотранспорта, роль тренера спортивной команды и т. д. Таким образом, набор социальных ролей представляется чрезвычайно широким и разнообразным.

Известно, что о ролях мечтают. Например, ребенок хочет быть взрослым, солдат — со временем стать генералом, аспирант — кандидатом наук и т. д. При этом основной акцент в подобных мечтах делается на представлениях, которые характеризуют внешние признаки социальной роли: взрослая одежда, военная форма и погоны, работа в вузе и диплом кандидата наук. Указанные переживания помогают решить одну, но очень важную психологическую задачу — желание появится перед другими в новом виде, который бы соответствовал новой социальной роли.

После того как человек начал выполнять требования социальной роли, через некоторое время она становится неотъемлемой частью его личности. Особенно ярко это проявляется в случаях неожиданного или принудительного выхода из исполняемой роли, а также в ситуациях социального уравнивания и социальной инверсии. Примером этого является досрочное увольнение офицера в запас, исключение студента из вуза, увольнение с работы и т. д. При этом можно наблюдать, как одни люди достаточно быстро находят себя в новых позициях (например, уволенный в запас сотрудник отдела внутренних дел становится преуспевающим адвокатом), другие же оказываются совершенно неспособными избавиться от прежних манер и притязаний.

Кроме этого, можно констатировать, что в процессе освоения и выполнения социальных ролей, во-первых, появляются новые мотивы, во-вторых, происходит их соподчинение, в-третьих, видоизменяются системы взглядов, ценностей, этических норм и отношений.

Завершая рассмотрение «стихийных» механизмов формирования свойств личности, остается заметить, что все проанализированные механизмы могут принимать и осознанные, формы, но осознание совсем не нужно для их работы, более того, оно часто просто невозможно. Кроме того, в реальной жизни эти механизмы функционируют совместно.

Обратимся к самосознанию, которое является важнейшим механизмом формирования личности. Самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Такой образ и такое отношение неразрывно связаны со стремлением изменить, усовершенствовать себя. Пожалуй, одна из высших форм работы самосознания заключается в попытках найти смысл собственной деятельности; нередко эти попытки вырастают в поиск смысла жизни.

Таким образом, главные функции самосознания — познание себя, усовершенствование себя, поиск смысла жизни. Конечно, они не исчерпывают всех форм работы самосознания, но вполне их представляют. А главное для нас — получить общее представление об этой новой «инстанции» личности и понять, почему и как ее появление обеспечивает дальнейший рост личности.

Познание себя — одна из самых сложных и в то же время субъективно очень важных задач. Сложность этой задачи вызвана многими причинами.

Во-первых, человек должен развить свои познавательные способности, накопить соответствующие средства, чтобы йотом применить. Во-вторых, должен накопиться материал для познания, т. е. человек должен чем-то (кем-то) стать. Вместе с тем он находится в непрерывном развитии, и самопознание все время отстает от своего объекта. В-третьих, уже сам факт получения знания о себе меняет субъекта: узнав нечто о себе, он становится другим. Поэтому-то задача «познать себя» и оказывается для человека столь субъективно значимой: всякое продвижение в ней — очередной шаг в его развитии.

Познание себя начинается в очень раннем детстве, но там оно имеет совершенно особые формы и содержание. Сначала ребенок учится отделять себя от физического мира: он еще не знает, что относится к его телу, а что — к миру.

Позднее ребенок начинает осознавать себя уже в другом смысле — в качестве члена социальной группы. И здесь на первых порах наблюдается сходное явление: он еще плохо отделяет себя от других, а других — от себя. Это выражается в известном детском эгоцентризме. В сознании ребенка он как бы центр социального микромира, а другие люди существуют для того, чтобы его кормить, поить, с ним играть, его воспитывать.

Наконец, в подростковом возрасте начинается осознание «духовного Я», т. е. своих психических способностей, характера, нравственных качеств. Этот процесс стимулируется активной ассимиляцией того слоя культурного опыта, который находится над слоем конкретных социально-ролевых норм, и выражает обобщенную работу поколений в решении духовных и нравственных проблем. В жизни подростка этот процесс начинается с вопросов: «Каков я?», «Что во мне не так?», «Каким я должен быть?».

«Стихийная нравственность» уступает напору социальных мотивов (стремлению быть признанным непосредственным социальным окружением) — мотивов, которые начинают доминировать в подростковом возрасте и, как правило, остаются ведущими в последующее десятилетие жизни человека (если не дольше).

Перейдем к последней функции самосознания — осмыслению собственной жизни. Это активность особого рода: она направлена не просто на осознание ведущих мотивов, но и на координацию всей личности в целом.

Обычно нужно окунуться в жизнь, пройти некоторые этапы жизненного пути, чтобы началась внутренняя работа по осмыслению собственной жизни. Часто случается, что вопрос о смысле жизни возникает вместе с появлением осязаемого ощущения ее конечности, т. е. неизбежной смерти. Сейчас можно совершенно определенно сказать, что поиск смысла жизни есть одна из самых важных функций самосознания. На языке научных понятий этот поиск можно представить как процесс, направленный на полную интеграцию и координацию мотивационной сферы личности.

Вопросы для самопроверки

  • 1. Перечислите основные условия успешного формирования психологических свойств личности.
  • 2. Каковы стихийные механизмы формирования личности?
  • 3. Сравните воспитательные возможности семьи и школы.
  • 4. Чем отличается индивидуальный подход в воспитании от личностного?
  • 5. Назовите критерии и уровни воспитанности.
  • 6. В чем состоит психологический аспект управления воспитанием?
  • 7. Каково значение общения со взрослыми для воспитания ребенка?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой