Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

XIX век — начало XX века. Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, славянофилы. Л. И. Мечников, В. П. Семенов-Тян-Шанский, А. Е. Едрихин (Вандам)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Н. Я. Данилевский — известный русский философ, историк, геополитик. Сын офицера, он получил три университетских образования в Царскосельском лицее (филологическое, историко-философское, юридическое) и служил в Министерстве иностранных дел, параллельно получая естественнонаучное образование на физико-математическом факультете Петербургского университета (1847). В молодости Н. Я. Данилевский… Читать ещё >

XIX век — начало XX века. Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, славянофилы. Л. И. Мечников, В. П. Семенов-Тян-Шанский, А. Е. Едрихин (Вандам) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цивилизационный анализ в науке сегодня общепризнан. Но несправедливо отдавать пальму первенства в распространении этого подхода американскому политологу С. Хантингтону. Цивилизационный анализ в геополитике впервые был использован русским ученым Николаем Яковлевичем Данилевским (1822—1885) в работе «Россия и Европа» (1871).

Н. Я. Данилевский — известный русский философ, историк, геополитик. Сын офицера, он получил три университетских образования в Царскосельском лицее (филологическое, историко-философское, юридическое) и служил в Министерстве иностранных дел, параллельно получая естественнонаучное образование на физико-математическом факультете Петербургского университета (1847). В молодости Н. Я. Данилевский увлекался идеями французского социалиста Шарля Фурье и пытался совместить социализм и самодержавие. Ученый подготовил магистерскую диссертацию на тему «Орловская флора», но накануне защиты, в 1849 г., был арестован за участие в кружке М. В. Петрашевского и доклад по экономической теории Ш. Фурье. Проведя около пяти месяцев в каземате Петропавловской крепости, Н. Я. Данилевский продолжил научные исследования — он участвовал в экспедиции К. Бэра по исследованию рек России.

В 1871 г. Н. Я. Данилевский издал быстро ставшую знаменитой книгу «Россия и Европа», в которой впервые представил свою концепцию культурно-исторических типов (или цивилизаций).

Запомнить!

Н. Я. Данилевский — русский философ, историк, геополитик — создал концепцию культурно-исторических типов (или цивилизаций). Цивилизации подобно биологическим организмам проходят различные стадии развития — возмужания, дряхления и гибели.

Перспективным с точки зрения истории считается «славянский тип» цивилизации.

Подзаголовок книги гласил: «Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-романскому». Цивилизацией ученый называл группу народов с единой языковой, территориальной, нравственно-психологической, культурной и политической общностью. Особая роль в формировании цивилизации принадлежит религии. Н. Я. Данилевский выделяет 12 цивилизаций в истории человечества, среди них египетская и китайская, индийская и еврейская, иранская и славянская и т. д. Ученый был твердо убежден, что не может быть превосходства одной цивилизации над другой, у каждой — свой путь, а суть прогресса — испробовать все пути.

Цивилизация, по Н. Я. Данилевскому, умеющая хранить преемственность, передавая культурные достижения по цепочке (например, египетская — ассирийско-вавилоно-финикийская — греческая — римская — еврейская — европейская), получает значительное преимущество над цивилизациями обособленными (китайская, индийская, мексиканская, аравийская, перуанская). В этом состоит суть прогресса Запада и застоя Востока.

Позднее Н. Я. Данилевский дал новую классификацию цивилизаций, или культурно-исторических типов, в основу которой положены четыре основных типа культурной деятельности людей: религиозная, культурная (в узком смысле), политическая, общественно-экономическая. Египетская, китайская, вавилонская, индийская и иранская цивилизации не проявили себя, по мнению Н. Я. Данилевского, в полной мере ни в одной из деятельностей. Их ученый назвал подготовительными, или автохтонными. Еврейская, греческая и римская цивилизации реализовали себя только в одном виде деятельности (соответственно, религиозном, культурном и политическом), их Н. Я. Данилевский назвал одноосновными. Двухосновная — это романо-германская цивилизация, сочетающая научную и промышленную деятельность. К высшей, четырехосновной, цивилизации ученый отнес русскую. Он выделил такие черты русского характера, как привычка повиноваться, уважение и доверие к власти, отсутствие властолюбия, отвращение к вмешательству в дела, в которых они не компетентны. Такой характер русского народа, по мнению Данилевского, является основной причиной отсутствия в России политических смут и гарантией от современных и будущих революций, ставящих целью ограничение единовластия, изгнание царствующей династии, установление демократии. К сожалению, в этом прогнозе ученый оказался антипророком. В дальнейшем Н. Я. Данилевский стал одним из столпов неославянофильства и панславизма.

Закон о сохранении запаса исторических сил Н. Я. Данилевского проявляется в самобытности и независимости России, обладающей огромным запасом славянских сил. Самой большой опасностью является отрыв от национальных истоков, денационализация пространства. Логичным продолжением стал закон о защите пространства с помощью дисциплинированного энтузиазма, в критические периоды истории на первый план выходят не деньги и богатство, а нравственные двигатели народа, его беспредельная готовность к самопожертвованию. В XVIII в. Россия победила трех величайших военных гениев — Карла XII, Фридриха II и Наполеона, XX в. добавил победу над Гитлером. Все победы Россия одержала не за счет финансов, займов и военных технологий, а благодаря несокрушимому народному духу.

Важно!

Н. Я. Данилевский сформулировал законы геополитики о сохранении запаса исторических сил и о защите пространства с помощью энтузиазма.

Таким образом, в основе социологической доктрины Н. Я. Данилевского лежала идея обособленных, локальных культурно-исторических типов (цивилизаций), взаимоотношения между которыми он описывает с биологических позиций — как борьбу живых организмов друг с другом и с внешней средой. Цивилизации подобно биологическим организмам проходят различные стадии развития — возмужания, дряхления и гибели. Культурно-исторический тип, по Данилевскому, эволюционирует от этнографического состояния к государственному и от него — к цивилизации. Перспективным с точки зрения истории типом Н. Я. Данилевский считает славянский тип.

Важно!

Главный вывод Н. Я. Данилевского о том, что цивилизационная идентичность является интегрирующим механизмом для больших пространств.

За эту идею его обвинили в славянском шовинизме и национализме. Славянофильская идея противостояния культуры России культурам Запада приобретает в учении Н. Я. Данилевского воинственный характер. Ученые-либералы В. С. Соловьев, II. К. Михайловский, II. И. Кареев оценивали идею противостояния как отход от гуманистических традиций русской культуры и продолжение царской политики национальной вражды и великодержавного шовинизма. Но С. Хантингтон также включил в статью «Столкновение цивилизаций» раздел «Запад против остального мира», причем без всяких последствий и обвинений в национализме.

Идеи Н. Я. Данилевского оказали сильное воздействие на геополитику русского философа К. Н. Леонтьева, опубликовавшего в 1875 г. труд «Византизм и славянство», где выделялись стадии цикличного развития, и срок жизни цивилизации определялся в 1200 лет.

В последние годы жизни Н. Я. Данилевский в полемике с дарвинизмом дополнил свою мировоззренческую схему телеологически-эволюционистской идеей.

Значение трудов Н. Я. Данилевского состоит не только в том, что он ввел в геополитику понятие «цивилизация» в качестве единицы анализа, но и в том, что он сформулировал пять основных законов развития цивилизации.

Запомнить!

H. Я. Данилевский ввел в геополитику понятие «цивилизация» и сформулировал пять основных законов развития цивилизации.

I. Любые народы, говорящие на одном языке, могут стать культурно-историческим типом.

  • 2. Условием развития цивилизации является политическая независимость.
  • 3. Передача основ цивилизации может быть только двусторонней и взаимной.
  • 4. Расцвет возможен только у мульти культурных цивилизаций.
  • 5. Каждый тип цивилизации проходит «фазисы эволюции» по аналогии с жизненными циклами растений.

Идеи великого русского ученого получили развитие в трудах А. Тойнби, О. Шпенглера, II. А. Сорокина, С. Хантингтона, объединенных критическим отношением к европоцентристской схеме общественного прогресса. Н. Я. Данилевский осуждал Запад за навязывание другим народам своей культуры иод видом общечеловеческих ценностей. Культурная агрессия Запада получила в ответ мощное контрнаступление незападных народов — в современных условиях мы наблюдаем реисламизацию Востока, индуизацию Индии, возвращение Японии в Азию. В исламской, конфуцианской, японской, буддистской культурах почти не встречаются основные западные ценности индивидуализма, свободы, отделения церкви от государства, равенства, прав человека, либерализма. В наше время возможны только диалог культур и диалог цивилизаций.

Теория Н. Я. Данилевского об особом российском культурно-историческом типе была использована в XX в. создателями евразийской школы геополитики.

Выдающийся русский философ Константин Николаевич Леонтьев (1831 — 1891) стоял у истоков русской геополитики. Дворянин, выпускник Московского университета, врач по профессии, участник Крымской войны (1853—1856), писатель и литературный критик, в 1863—1871 гг. он служил русским дипломатом в Турции. Незадолго до смерти ушел в монахи.

К. Н. Леонтьев считал главной опасностью для России либерализм с его мещанством и культом благополучия. Евразийцы утверждали первенство духовного, культурного начала над этническими признаками.

Важно!

К. II. Леонтьев назвал Россию колыбелью славяно-азиатской цивилизации и выделил три ее признака: православие, самодержавие и византийские нравы. Именно они позволили России дистанцироваться от Европы и сохранить свою самобытность и уникальность.

К. Н. Леонтьев утверждал, что основу российской государственности составляют три начала: православие, самодержавие и византийские нравы. Своеобразие культуры и национального характера позволяет России дистанцироваться от Европы и сохранять свою самобытность и уникальность. Само географическое положение России определило ее роль как колыбели славяно-азиатской цивилизации.

К. Н. Леонтьев предостерегал от проектов создания единой славянской федерации. Русская культура своеобразна: в ней переплетаются и взаимодействуют евразийские и азиатские элементы, и в этом ее сильная сторона. Подобным образом культурные элементы Запада и Востока сочетала Византия. «Славянство есть, славизма нет», — говорил К. Н. Леонтьев. Россия должна была отвоевать Византию у Австрии, Англии и Турции. Будущее Европы виделось К. Н. Леонтьеву как постепенное разрушение национальных государств и образование европейской федерации. Главный его труд — «О всемирной любви» (1880).

На протяжении XIX в. два течения общественной мысли — западничество и славянофильство — оформились и сложились в стройные теории.

Славянофилы представляли внешнюю политику России как торжество русско-византийской модели во всем мире.

Важно!

Цель славянофилов — торжество русско-византийской модели во всем мире.

Дипломат и поэт Ф. И. Тютчев создаст проект Всемирной Православной Империи, которую можно считать геополитической утопией на Суше (теллурокрагией). Н. Я. Данилевский описывает культурно-исторические типы, среди которых славяне относятся к молодым, а европейский Запад — к уходящим формам. К. Н. Леонтьев призывает напрямую вернуться к византийской политике, и, будучи посланником в Стамбуле, ратует за стратегический союз двух традиционных обществ — России и Османской империи — против западного буржуазного общества. Особость славянской цивилизации доказывает этнолог и географ В. В. Ламанский.

Антропологические приоритеты русской геополитики наиболее ярко проявились в учении Льва Ильича Мечникова (1838—1888). Дворянин, писатель и ученый, блестяще одаренный в языках, естественных науках, поэзии и живописи, брат лауреата Нобелевской премии академика И. И. Мечникова. Л. И. Мечников увлекся революционными идеями, был исключен из Харьковского университета, воевал волонтером в отряде Гарибальди, участвовал в I Интернационале, сотрудничал в Лондоне с А. И. Герценом, но, считая себя анархистом, ближе всего сошелся с М. А. Бакуниным, а потом с П. А. Кропоткиным. В Париже Л. И. Мечников участвовал в создании энциклопедического труда Э. Реклю «Всемирная география. Земля и люди». В 1874—1876 гг. преподавал в Токийском университете. В 1883—1888 гг. занимал кафедру сравнительной географии и статистики в Невшательской академии в Швейцарии.

Он написал около 400 книг, брошюр, статей общим объемом около 1000 листов. Географическое сочинение «Японская империя», которое вышло в свет в 1881 г., состоит из трех частей — «Страна», «Народ», «История», выражающих геополитический подход Л. И. Мечникова к изучению любого общества, заключающийся в связи, взаимозависимости и взаимообусловленности географического, этносоциального и исторического, синтезе окружающей среды и людей в историческом процессе.

Важно!

Геополитика Л. И. Мечникова — объединение географического, этносоциального и исторического, синтез окружающей среды и людей.

Главный труд ученого — книга «Цивилизация и великие исторические реки» (1889), изданная после смерти автора, — содержит множество новаторских идей.

Главная новаторская идея Л. И. Мечникова — географическая теория современного общества, особые отношения Земли и человека. Эти отношения не сводятся к географическому фатализму и не играют одинаковой роли в разные эпохи и на разных ступенях цивилизации. По утверждению Л. И. Мечникова, человек приспосабливает окружающее пространство к своим потребностям, развиваясь при этом сам. Приспосабливая окружающее пространство, человек учится: 1) освобождаться от абсолютной власти среды (холода, снега, льда) и 2) использовать пространство среды в своих целях (обеспечивать себя теплом, пищей, комфортом). Тезис Л. И. Мечникова: господство человека над пространством пропорционально степени способности его использовать. В отличие от однолинейных географических детерминистов ученый признавал за человеком умение изменять свое местожительство себе на благо, используя обычаи и нравы своей родины.

Особое значение Л. И. Мечников придавал воде — ее он называл быстрым средством коммуникации и животворящим элементом не только природы, но и истории. Основу исторического развития он видел в гидросфере.

Важно!

Л. И. Мечников считал гидросферу основой исторического развития общества.

и Хуанхэ). Основные черты этого периода — деспотизм и рабство. Древние речные цивилизации прошли два периода: изолированных культур и первых сближений между ними.

  • 2. Средиземноморский (или средневековый, от основания Карфагена до Карла Великого), характеризуется крепостничеством, подневольным трудом, олигархическими и феодальными федерациями. Средиземноморский этап также прошел через два периода: средиземноморского моря (Финикия, Карфаген, Рим, Греция) и внутренних морей, включая присоединение Черноморья к «общему культурно-историческому движению».
  • 3. Океанический (охватывает Новое время с открытия Америки) — в этот период должны восторжествовать свобода (уничтожение принуждения), равенство (ликвидация социальной дифференциации), братство (солидарность согласованных индивидуальных сил). Этап характеризуется перевесом государств Западной Европы на Атлантическом побережье. Периоды, на которые делится океанический этап, включают атлантическую эпоху от открытия Америки до «золотой лихорадки» в Калифорнии и начинающуюся всемирно-историческую эпоху.

Закон, сформулированный Л. И. Мечниковым, гласит: человек в состоянии контролировать только то пространство, которое соответствует степени его социально-экономического развития. В геополитике этот закон получил название геополитический закон покорения пространства. В XIX в. человек освоил после Атлантики Тихий океан, а освоение Северного Ледовитого — дело будущего.

Важно!

Л. И. Мечников сформулировал геополитический закон покорения пространства.

единениям (анархиям) — многими была отвергнута, но теория развития цивилизаций от речных форм к морским и океаническим до сих пор сохраняет актуальность.

Необъятные просторы русского государства, омываемые тремя великими океанами, требовали разработки особой геополитической модели России. Ее авторами выступили два великих русских ученых — Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский и Л. Е. Едрихин (Вандам).

Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский (1870—1942), географ и геополитик, сын знаменитого путешественника, географа и государственного деятеля, закончил естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, участвовал во многих географических экспедициях в Сибирь, на Урал, на Кавказ.

В. П. Семенов-Тян-Шанский внес неоценимый вклад в политическую географию. Он автор монографий «Город и деревня Европейской России» (1910), «Типы местностей Европейской России и Кавказа» (1915), в которых связывал районирование географических частей России с проживающим в них населением, закладывая основы российской региональной геополитики.

Ученый создает русскую геополитическую модель, в которой главное место отводится географии человека.

Важно!

В. П. Семенов-Тян-Шанский — создатель русской геополитической модели.

Как геополитик, В. П. Семенов-Тян-Шанский получил известность после публикации книги «О могущественном территориальном владении применительно к России. Очерк по политической географии» (Петроград, 1915), в которой он впервые высказал идею взаимодействия живых организмов и трех оболочек Земли, описал процессы распространения человека по земной территории в доисторические времена и колонизации европейскими народами всей территории Земли в Новейшей истории. Исследуя влияние моря, В. И. Семенов-Тян-Шанский предложил свою концепцию мирового геополитического господства, альтернативную теории жизненного пространства Ф. Ратцеля и теории Хартленда X. Маккиндера.

Важно!

В. П. Семенов-Тян-Шанский создал концепцию геополитического господства, альтернативную теории жизненного пространства Ф. Ратцеля и теории Хартленда X. Маккиндера.

инков. «Господином мира», по мнению географа, будет тот, кто сможет владеть одновременно всеми тремя морями. В наши дни за важнейшие океанические бухты соперничают Россия, США, Япония и Китай, но ни одно государство не имеет полного господства даже над одной из них.

Человек, по мнению В. П. Семенова-Тян-Шанского, придает смысл географическому синтезу. Его работы «О могущественном территориальном владении применительно к России» (1915), «Географические соображения о расселении человечества в Евразии и о прародине славян» (1916), «Район и страна» (1928) содержат оригинальные идеи, актуальные для геополитики XXI в. Важной идеей В. П. Семенова-Тян-Шанского была концепция могущественного территориального владения, а также выделение трех территориальных типов могущественных владений (кольцеобразный, клочкообразный, чрезматериковый («от моря до моря»)).

Важно!

В. П. Семенов-Тян-Шанский — автор концепции могущественного территориального владения и ее классификации на: кольцеобразные, клочкообразные, чрезматериковые («от моря до моря») земли.

России создало государства-буферы — Финляндию, Польшу, Эстонию, Латвию, Чехию, Венгрию, Румынию.

Система «от моря до моря» не имеет аналогов среди геополитических систем. У нее природная прочность, которую продемонстрировали в истории Древняя Персия, США и СССР. Серьезным недостатком системы В. П. Семенов-Тян-Шанский считал неравномерность развития центра и периферии, поэтому государство «от моря до моря» должно «подтягивать» окраины в социально-экономическом, политическом и цивилизационном плане. Но особенностью российской континентальной модели является слабость российского влияния за Уралом, поэтому В. П. СеменовТян-Шанский предлагая создать между Волгой и Енисеем «Русскую Евразию» — в противовес доктрине «Азия для азиатов». Вторым шагом должно было стать перемещение политического центра государства ближе к географическому центру, г. е. столицей следовало признать Екатеринбург на Урале. Альтернативой переносу столицы из Москвы В. П. СеменовТян-Шанский считал метод создания передовых анклавов — Уральского, Алтайского, Туркестанского и Прибайкальского, в которых необходимо развивать экономические отношения, создавать филиалы предприятий и строить железные дороги.

Позднее эти исторические, военно-стратегические, культурные, философские и социологические идеи В. П. Семенова-Тян-Шанского будут обобщены в учении русских евразийцев.

В. П. Семенов-Тян-Шанский разрабатывал концепцию русской геополитической школы с серьезным кругом задач для отечественных исследователей. К сожалению, многие из этих задач не выполнены до сих пор, поэтому сохраняют свою актуальность. К ним относятся:

  • 1) анализ мировой роли русской колонизации;
  • 2) исследование территориальных форм русского могущественного владения и его практической пригодности;
  • 3) разработка концепции российских колонизационных баз и их оборудования;
  • 4) исследование путей сообщения в России и сопредельных странах с точки зрения могущественного владения;
  • 5) разработка практической картографии России и сопредельных стран.

Важно!

Главное открытие В. II. Семенова-Тян-Шанского в геополитике — обоснование русской системы геополитического контроля над пространством «от моря до моря».

движения, которые затем были отражены водными преградами Атлантического и Тихого океанов. Это определило направление энергии европейских народов (предназначенной для поисков пути в Индию) в сторону Америки, предоставив России свободно колонизировать Азию. Но в советское время идеи В. П. Семенова-Тян-Шанского не были поддержаны правительством.

Теоретическое обоснование континентальной политики России содержится в трудах военных географов А. Е. Едрихина (Вандама) и А. Е. Снесарева.

Алексей Ефимович Едрихин (Вандам) (1867—1933), стратег, генералмайор (1917), военный разведчик, международный аналитик, основатель русской евразийской континентальной геополитики, участвовал в войне против англичан в Южной Африке. Он известен своей жесткой антианглийской позицией.

Важно!

А. Е. Едрихин — основатель русской евразийской континентальной геополитики.

В Первой мировой войне германское командование поручило Вандаму сформировать в Эстонии Северную армию, состоящую из антибольшевистских сил, лояльных к немцам. Проект не получил развития в силу проигрыша Германии в войне.

Основной труд А. Е. Едрихина «Наше положение» (1912) представляет собой целостный геополитический анализ русского государства в начале XX в. Его, как и Семенова-Тян-Шанского, беспокоила непрочность восточной части страны. Поскольку задача морских держав — вытолкнуть Россию из Азии, российская геостратегия должна быть направлена на укрепление азиатских рубежей[1].

Важно!

Цель российской геостратегии, по А. Е. Едрихину, — укрепление азиатской части России.

Отличие этой теории от концепции Семенова-Тян-Шанского в том, что Вандам предлагал укреплять территорию не только с запада на восток, но и с севера на юг. Модель вертикального контроля над пространством включала наступление через Черное море и Кавказ к Средиземному морю и через Среднюю Азию к Персидскому заливу и Суэцкому каналу[2]. Притязания России Вандам объяснял историческими причинами: мы унаследовали территорию Великой Монголии, поэтому должны использовать ее политический капитал. Чтобы противостоять англосаксонской экспансии в этом регионе, Россия должна создавать коалицию из Франции и Германии. Книга «Наше положение» содержит не только геополитические схемы, но и очень интересные исторические факты и утверждения, среди них: «Главным противником англосаксов на пути к мировому господству является русский народ»[3]; «Кроме доктрины Монро, расшифрованной уже, как «Америка для С.-А. Соединенных Штатов», или «Hands off', почувствованного нами после Берлинского конгресса, — покойный Джон Гей изобрел «Integrity of China», т. е. эта страна должна целиком перейти под власть англосаксов»[4]. А. Е. Едрихин дал очень точные характеристики Турции и Японии, балканских государств — Греции, Черногории, Сербии, Македонии.

Вандам справедливо критиковал европейскую политику России XIX в., которая отнимала у государства время и силы. Ученый гениально предвосхитил долговременную стратегию Запада на блокирование юго-восточной активности России, он предупреждал, что искусственно созданное государство в Малой Азии, Сирии и Месопотамии с высокоорганизованной армией станет форпостом Запада на Ближнем Востоке. Как военный, А. Е. Едрихин анализирует новые орудия геополитического влияния — подводные лодки и воздушные корабли. Его оценка мировой войны накануне военных событий не оставляет сомнений в мудрости русского геополитика: «В высшей стратегии самая победоносная, но несвоевременная и ненужная война может поставить государство в крайне невыгодное положение для дальнейшей, никогда не прекращающейся борьбы за жизнь».

Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, Л. И. Мечников, В. П. Семенов-ТянШанский, А. Е. Едрихин (Вандам) — выдающиеся ученые-геополитики. Они создали русскую геополитическую модель, состоящую из оригинальных концептов, обогатили геополитическую науку новыми понятиями и открытиями, а также предсказали основные направления развития России в XX и XXI вв. Им принадлежит идея о мессианской роли русского народа.

  • [1] Вандам А. Е. Наше положение (1912) // Вандам А. Е. Наше положение. СПб.: Наука, 2009.
  • [2] Вандам А. Е. Величайшее из искусств. Обзор современного международного положения при свете высшей стратегии (1913) // Вандам А. Е. Наше положение. СПб.: Наука, 2009.
  • [3] Вандам А. Е. Наше положение (1912). URL: http://www.warandpeace.ru/ru/exclusive/view/11 723/ (дата обращения: 10.03.2016).
  • [4] Там же.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой