Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Политико-правовые аспекты противодействия коррупции в Таджикистане

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См. Айни С. Таърихи амирони маетитияи Бухоро //Куллиёт ч. 10. — Душанбе, 1977; Гафуров Б. Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. Кн. II. Душанбе, 1989; Азизкулова Г. С. Экскурс в историю коррупции государственных служащих //Таджикистан и современный мир. — 2005. — № 2 (6). — С.54−61- Гульджонов М. Государственная идеология и идеология государственности//Бизнес @ Политика… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Сущность коррупции, её роль и место в политике
    • 1. 1. Сущность коррупции, её роль в исторических и современных социально-политических процессах
    • 1. 2. Коррупция и политические институты. Институциональные стимулы распространения и механизмы ограничения коррупции
  • Глава 2. Политико-правовое регулирование противодействия коррупции в Таджикистане
    • 2. 1. Специфика проявления коррупции в условиях трансформации таджикского общества
    • 2. 2. Особенности процесса становления национальной антикоррупционной политики
    • 2. 3. Вопросы совершенствования противодействия коррупции в Таджикистане

Политико-правовые аспекты противодействия коррупции в Таджикистане (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Будучи связанная с функционированием государства, управленческой деятельностью, производством и распределением общественных благ, отношением между людьми и сложившимися традициями, коррупция, выступает как многогранное явление политического, социально — экономического и правового характера.

Став спутницей человечества еще со времен разложения первобытнообщинного строя и появления первых государств, когда функция управления общественными делами породила возможность для управленцев извлекать из своего положения личную выгоду, на протяжении всей последующей истории, коррупция и связанные с нею побуждения (прокоррупционные и антикоррупционные), играли не последнюю роль в смене эпох, возникновение и крушение империй, расцвете и падений государств, смене правящих династий и режимов, служили причиной политических заговоров, социальных потрясений и даже религиозных расколов.

Серьёзная опасность коррупции для государств и судеб народов., сохраняется и в современных условиях.

Существуя в той или иной форме в любых странах независимо от уровня их развития, тем не менее, коррупция представляет повышенную опасность для стран с переходной экономикой. Снижая эффективность функционирования политической системы, извращая цели политических преобразований и сведя к минимуму результаты экономических реформ, коррупция, в этих странах может увести государства от объявленного курса.

Обусловленные коррупцией несправедливое распределение общественных благ, социальное расслоение и имущественное неравенство, нарушая устои гражданского мира и национального согласия, чреваты дестабилизацией общественно-политической ситуации и возрастанием социальной напряжённости в этих странах.

Предпринятые после распада СССР политическая реформа и радикальные социально-экономические преобразования в Таджикистане, которые не были своевременно доведены до логического завершения, отчасти вследствие гражданской войны, породили почву для формирования масштабной коррупции.

Поэтому, руководство Таджикистана, объявив борьбу с коррупцией важным направлением государственной политики, принимает меры по повышению прозрачности процессов государственного управления, совершенствованию законодательно-правовой и институциональной базы по борьбе с коррупцией, усилению работы по выявлению и пересечению коррупционных правонарушений и преступлений.

Будучи несомненным организатором и вдохновителем национальной антикоррупционной политики, Президент страны Эмомали Рахмон, проявляет постоянную заботу об укреплении политико-правовых основ и механизмов противодействия коррупции, направляет деятельность государственных органов на решение первоочередных задач по ограничению? масштабов коррупции в стране.

В частности, в своём выступлении на собрании сотрудников правоохранительных органов и силовых структур от 24 декабря 2004 года Президент Эмомали Рахмон, высказывая озабоченность по поводу распространения коррупции в стране, определил борьбу с коррупцией в исполнительных органах власти, сферах образования и здравоохранения, правоохранительных органах, налоговой и таможенной службах приоритетными направлениями борьбы с коррупцией в стране.1.

Вместе с тем, принятые меры пока не привели к существенному ограничению масштабов коррупции, о чём свидетельствуют ежегодные.

1 Рахмон Э. За верховенство закона, интересы государства и права гражданина.-Доклад на собрании сотрудников правоохранительных органов и силовых структур по поводу 80-летия органов Прокуратуры Республики Таджикистан/Шародная газета. — 2005. — 29 декабря отчёты «Трансперенси интернейшнл», Всемирного банка, ООН, исследования Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан, опросы местных СМИ, жалобы населения и т. д.

По мнению исследователей, присутствуя как в политической, так и социальной и экономической жизни современного таджикского общества, коррупция, является серьёзным препятствием на пути её развития.2.

Причины неощутимости результатов борьбы с коррупцией, на наш взгляд, во многом кроются в неполноте выбранных мер борьбы с этим явлением. Среди реализуемых в Таджикистане антикоррупционных мер, доминируют правовые, а именно принятие законодательно-правовых актов по криминализации и усилению ответственности за коррупцию, создание специализированных служб по выявлению уже совершенных коррупционных деяний и т. п. Вопросы организации политического, социально-экономического и культурного противодействия коррупции, распределения задач между различными ветвями власти, создания общенационального органа по предупреждению коррупции и привлечения общественности к этой работе пока ещё не нашли должного отражения в программных или нормативно-правовых документах.

В обществе продолжает бытовать мнение о том, что коррупция это только правонарушение, которое можно устранить ужесточением репрессивных мер и, что борьба с коррупцией, это в основном, обязанность правоохранительных органов.

В действительности, коррупция — это не только правонарушение, а имеющее глубокие исторические корни явление политического, экономического, социального и правового характера. Особенно в условиях стран с развивающейся экономикой, она представляется, прежде всего, институциональным явлением, которая связана со структурными особенностями и взаимоотношением политических институтов, экономической политикой государства, социальными отношениями и.

2 См. Зокиров Г. Н. Коррупсия.- Душанбе, 2005. — С.21,39 общественным сознанием. Соответственно этому, вырабатываемые меры противодействия коррупции должны быть аналогично разносторонними.

Решение этой задачи невозможно без изучения политических свойств коррупции, исследования политических институтов, форм и методов, норм и механизмов борьбы с коррупцией, определения направлений корректировки государственной политики в этом направлении.

Актуальность темы

определяется спецификой и отличительными свойствами коррупции в Таджикистане, необходимостью комплексного изучения этой проблемы для выработки адекватных мер по противодействию коррупции в стране.

Степень изученности темы. Политические аспекты коррупции, вопросы противодействия злоупотреблению государственной властью, защиты собственности от незаконного вмешательства государственных органов, право народа на сопротивление произволу рассматривались ещё в трудах Аристотеля, Макиавелли, Монтескье и других мыслителей древней и средневековой эпохи.3.

Важные мысли относительно политической, социальной и религиозно-правовой сути коррупции, последствий и ответственности за коррупцию содержатся в религиозных источниках зороастризма, буддизма, конфуцианства, христианства, ислама, памятниках восточной политико-правовой и этической мысли.

Большое значение для изучения истоков и форм проявления политической коррупции, влияние коррупции на исторические процессы, происходивших в странах ближневосточного и центрального азиатского региона имеют труды Мухаммада Газали, Низамулмулка, Хусейна Воиза Кошифи, Ахмада Дониша и других восточных мыслителей.4.

3 См. Аристотель. Политика. Сочв 4 т. -М., 1983. т.4- Макиавелли Н. Государь. -М., 1996; Монтескье Ш. Собр. Соч. — М., 1955.

4 Газзоли М. Насихатул мулук. — Душанбе. 1993; Низомулмулк. Сиёсатнома. -Душанбе, 1998; Хусейн Воизи Кошифи. Футуватномаи султони. Ахлоки Мухсини. Рисолаи «Хотамия». -Душанбе, 1991; Дониш А. История мангитской династии/Перевод, предисловие и примечания И. А. Наджафовой, — Душанбе, 1967.

Исследования проблем коррупции получили особенно бурное развитие в новейшей истории.

Изучению феномена коррупции в сферах политики, экономики и культурной жизни общества в странах Европы, Америки, а также развивающихся стран Азии и Африки уделено большое внимание в трудах С. Н. Алатаса, С. Роуз — Аккерман, С. Хантингтона, Р. Клитгаарда, Дж. Скотта, Р. Ж. Перри, М. Джонстона, С. Вел и других видных исследователей современности.5.

Год от года растёт количество публикаций по теме борьбы с коррупцией также в Российской Федерации. Политические аспекты коррупции, в частности, вопросы коррупциогенности политических процессов в Российской Федерации, затрагиваются в трудах В. Н. Лопатина, П. А. Кабанова, А. Ю. Мельвиля, В. Н. Лавриненко, А. С. Гречина, В.Ю. «Дорошенко, А. Николаева, Т. Новицкой, А. С. Панарина, Г. А. Сатарова, и других ученых — политологов и юристов. 6.

Проблемы коррупции и борьбы с ней в тех или иных их аспектах также являются предметом постоянного интереса политологов, философов, юристов, историков, представителей других гуманитарных наук Таджикистана.

5 См. напр. Alatas S Н., «Corruption: Its nature, Causes and Funcions». Aveburu, Gower Publishing Compani". 1990; RoseAskerman S. «Corruption and Gowerment: Causes Conseguences, and Reform». Cembridge University Press. 1999J Scott J. C., Comparative Politikal Corruption. Englewood Clifs,. PrenticeHall. 1972; Klitgaard R. «Controlling Corruption». University of California Press. 1988; Perry P. J.,.

Politikal Corruption and Politikal Geography". Dartmouth Pub. Co., 1997J Jonston M., «Wat Can Be Done Entrenched Corruption». Paper presented at the Annual World Bank Conference on Development Economics 1997, 1998; Wei S-J., «Corruption in Ekonomic Development». WRS No. 2048, World Bank, February. 1999 См. Антикоррупционная политика/ под редакцией Саттарова Г. А., М., 2004; Кабанов П. А. Политическая коррупция: понятие и некоторые перспективные направления её криминологического познания// Государство и право. — 2003. -№ 4. -С. 106−113- Лопатин В. И. О системном подоходе в антикоррупционной политике//Государство и право. — 2001. — № 7- Лопатин В. Н. Проблемы предупреждения политической коррупции в России //Государство и право. — 2003. -№ 4. С. Юб-108- Панарин А. С. Политология. -М., 2000; Мельвиль А. Ю. и др. Политология. М., Изд-во Проспект, 2005; Лавриненко В. Н., Гречина А. С., Дорошенко В. Ю. и др. Политология. М., ЮНИТИ, 2001; Николаев А. Проблемы реализации принципа разделения властей в Конституции РФ.//Право и жизнь. — 2000. — № 25 (электронная версия журнала) — Новицкая Т. Отдельные аспекты принципа разделения властей в Российской Федерации//Право и жизнь. Электронная версия журнала.

Данные об отдельных проявлениях коррупции в политической и социально-экономической жизни исторического и современного Таджикистана имеются в трудах С. Айни, Б. Гафурова, А. А. Шамолова, Г. Н. Зокирова, А. Н. Махмадова, А. Мухаббатова, 3. Тураева, Г. С. Азизкуловой, Р. Сатывальдиева, С. И. Шарипова, С. С. Сафарова, М. Кабири, М. Гулджонова, Р. Хайдарова, Н. Нуруллоходжаевой, А. Имомова, и других таджикских исследователей. 7.

Правовые и криминологические аспекты коррупции в Таджикистане рассматриваются в статьях и выступлениях Б. К. Бобохонова, Ш. О. Салимова, А. Х. Имомова, К. Х. Солиева, Т. Ш. Шарипова, С. Э. Бахриддинова, М. Н. Халифаева, К. Х. Хасанова, С Махсуддинова, Б. Бозорова, Н. А. Салибаева и других учёных и специалистов.8.

Тем не менее, анализ посвящённых проблемам коррупции в Таджикистане публикаций показывает, что большинство из них.

См. Айни С. Таърихи амирони маетитияи Бухоро //Куллиёт ч. 10. — Душанбе, 1977; Гафуров Б. Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. Кн. II. Душанбе, 1989; Азизкулова Г. С. Экскурс в историю коррупции государственных служащих //Таджикистан и современный мир. — 2005. — № 2 (6). — С.54−61- Гульджонов М. Государственная идеология и идеология государственности//Бизнес @ Политика. 2007.-№ 14 (65). 11апреляЗокиров Г. Н. Коррупсия, — Душанбе, 2005; Имомов А. Укрепление государственности и создание гражданского общества в Таджикистане. -Душанбе, 2003; Кабири М. Коррупсияро токиву чомаи точикона пушонидаем //Неруи сухан. — 2004. — № 17 (63). — 22 апреляМахмадов А.Н., Тураев 3. Политические режимы. (Научнометодический материал в помощь студентам и преподавателям). -Душанбе, 1999; Мухаббатов А. Давлат ва сиёсати ичтимой //Сотсиализм:назария ва амалия". — 2000, № 1−2. Мухаббатов А. Тамоили инкишофи хизбхои сиёсй дар замони хозира //Паёми Донишгохи миллй, 2002, № 3. Мухаббатов А. .Нуриддинов Р. Асосхои сиёсатшиносй. Душанбе: Ирфон., 2006; Нуруллоходжаева Н. Коррупция и роль институтов власти при Советах. //Бизнес@ Политика. — 2007. — № 8 (59). 22 февраляРазыков Ш. К истории советского суда в Таджикистане. Сталинабад.1960. — 113 с. Хайдаров Р. Почему умирает СНГ?// ASIA Plus. — 2006. -№ 44 (354). 2 ноябряШамолов А.А. Социально-экономические и политические условия, порождающие коррупцию//Таджикистан и современный мир. Душанбе. — 2005. -№ 2(6). — С. 8−13- Шамолов А. А. Коррупция: исторический экскурс //Таджикистан и современный мир.

Душанбе. -.2005. — № 1(5). — С. 126−132. g.

См. Бобохонов Б. К. Мубориза аллайхи коррусия таквият меёбад // Садои мардум.- 2005. — 8 октябряСалибаева Н. А. Проблемы лицензирования в Республике Таджикистан //Давлат ва хукук (Государство и право). Научно-практический журнал ТГНУ. -2005. -№ 4. С.70−71- Салимов Ш. О. Правовое регулирование борьбы с экономической преступностью и коррупцией в PT //Материалы международной конференции «Борьба с экономической преступностью и коррупцией», — Душанбе. Таджикистан. 23−24 мая 2002 г. Душанбе, 2002, — С.45−53- Халифаев М. Н. О критериях отнесения преступлений к разряду коррупционных и разработки основ статистического мониторинга за состоянием борьбы с коррупцией// Конуният*Законность. Теоретический и научно практический журнал Генеральной прокуратуры Республики Таджикистан. Душанбе.- 2005. — № 1. С. 107−112- Шарипов Т. Ш. Бахриддинов С.Э. Крнуниумхурии Точикистон «Дар бораи мубориза бар зидди коррупсия: проблема ва мулохиза //Материалы республиканской научно-практической конференции «Борьбы с коррупциейвеление времени». Душанбе, Таджикистан. 26 января 2007 года. — С. 35−39 рассматривают проблему коррупции в узком, либо общем формате, носят чисто практический либо публицистический характер.

Ни в Таджикистане, ни в других странах постсоветского пространства нет исследований, посвященных влиянию коррупции на исторические и современные политические процессы, институционализацию власти, политическую культуру и социальную активность населения, сущности и причин различия европейской и азиатской моделей коррупции.

Нет диагностики институциональных стимулов коррупции, условий способствующих коррупции в сфере законотворчества, осуществления исполнительной власти, правоохранительной и иной публичной деятельности, попыток определения на этой основе направлений выработки иммунной системы общества от коррупции.

Отсутствуют исследования процесса формирования, достижений и недостатков государственной антикоррупционной политики в Таджикистане, которые позволили бы не только корректировать и совершенствовать эту политику, но и презентовать на международном уровне усилия политического руководства и правоохранительных органов страны в борьбе с коррупцией.

Остаётся практически неисследованной состояние политико-правовой базы Таджикистана в борьбе с коррупцией, нет её сопоставительного анализа с международно-правовыми стандартами, что затрудняет выполнение политических обязательств республики, вытекающие из её участия в международных антикоррупционных организациях, конвенциях и программах.

Таким образом, недостаточная разработанность проблемы, отсутствие специальных работ посвящённых политическим и правовым аспектам борьбы с коррупцией в Таджикистане и обусловили выбор данной темы диссертации.

Цели и задачи исследования. Целью настоящего исследования являются изучение социально-политической сущности коррупции, научное осмысление существующих в этой сфере проблем и разработка на этой основе предложений по комплексному совершенствованию противодействия коррупции в Таджикистане.

Поставленная цель обусловила выдвижение и решение следующих задач исследования:

— изучить политическую сущность коррупции, её роль и влияние на социально-политические процессы, институционализацию власти, политическую культуру и сознание населения, установить её институциональные стимулы;

— проследить процесс становления государственной антикоррупционной политики в Таджикистане, обобщать данные о политических и организационных мерах, предпринятых руководством страны по борьбе с коррупцией;

— анализировать состояние политико-правовой базы Таджикистана по борьбе с коррупцией, обратив при этом особое внимание регулированию противодействия коррупции в политических процессах современного' Таджикистана;

— разработать предложения по совершенствованию политических я механизмов, институциональных и правовых основ противодействия коррупции в Таджикистане.

Объектом исследования диссертационной работы являются социально-политическая сущность и свойства коррупции, государственная антикоррупционная политика как фактор обеспечения общегосударственного развития, стабильности и единства общества, повышения уровня благосостояния населения и соблюдения прав граждан.

Предметом исследования являются политические, институциональные и правовые стимулы распространения и механизмы ограничения коррупции, государственно-правовые институты с точки зрения их эффективности в противодействие коррупции, конституционные, административно-правовые нормы, составляющие основу политикоправовой базы Таджикистана по противодействию коррупции, особенности проявления и организация борьбы с коррупцией в условиях независимого Таджикистана.

Методология и методика исследования. В методологическом плане диссертационная работа опирается на труды древних и средневековых мыслителей, современных учёных — специалистов по политологии, истории, экономической теории и правоведения. В зависимости от поставленных задач использовались общенаучные и частнонаучные методы исследования, в частности, сравнительно-исторический, логический, аналитический, статистический, социологический, сравнительно-правовой, системный анализ, личные наблюдения и т. д.

Информационная база. Теоретическую основу работы составляют достижения политологической, социально-философской и юридической науки в области изучения коррупции как явления.

В работе использованы труды ведущих учёных и специалистов из различных стран мира, анализы, доклады и отчёты таких международных, организаций как ООН, Всемирный банк, ОБСЭ, ОЭСР, «Трансперенси — Интернейшнл», Международная финансовая корпорация, материалы международных и республиканских конференций и семинаров, социологических и социолого-правовых исследований состояния коррупции в странах Восточной Европы и Центральной Азии.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в рамках диссертации на примере Республики Таджикистан: исследованы политические истоки коррупции, её влияние на формирование классов, политических институтов, структуризацию общества, политический менталитет и культуру народов, прослежены исторические особенности формирования специфичных моделей коррупции в разных регионах мира;

— анализируются социальные и экономические причины и последствия коррупции, особенности условий при которых возникает задача по формированию социальной государственности в странах постсоветского пространства, обосновывается необходимость их учёта при разработке и реализации социально-экономической политики;

— подвергаются анализу особенности проявления коррупции в современных политических процессах, эффективность и действенность форм и методов противодействия политической коррупции в Таджикистане;

— исследуются состояние и тенденции развития политико-правовой базы Таджикистана по борьбе с коррупцией, её соответствие требованиям международных стандартов;

— даётся анализ особенностей проявления коррупционных деяний в различных сферах государственного управления и социально-экономической жизни Таджикистана, динамики выявления и расследования коррупционных правонарушений за последние несколько летвыдвигаются конкретные предложения по комплексному совершенствованию политики противодействия коррупции в Таджикистане.

Основные положения, выносимые на защиту, приведены в соответствующих параграфах работы.

Теоретическая и практическая значимость работы. Не претендуя на исчерпывающее исследование всего комплекса вопросов, связанных с противодействием коррупции, диссертация позволяет углубить теоретические знания о политической, социальной, экономической и правовой • сущности, причинах, последствиях и методах борьбы с коррупцией.

Содержащиеся в диссертации данные, заключения и рекомендации могут быть использованы в процессе дальнейшего совершенствования государственной антикоррупционной политики, разработки второй Государственной программы (стратегии) по борьбе с коррупцией, обновления политико-правовой и институциональной базы по борьбе с коррупцией, подготовки национальных отчётов о ходе выполнения Конвенции ООН против коррупции, Стамбульского плана действий по борьбе коррупцией, рекомендаций других международных организаций по вопросам усиления борьбы с коррупцией в Таджикистане.

Результаты исследования являются ценным информативно-аналитическим материалом для сотрудников центральных органов власти и управления, сотрудников посольств и представительств Таджикистана за рубежом, международных антикоррупционных организаций и финансовых институтов, деловых кругов и доноров относительно состояния политико-правовой и институциональной базы Таджикистана по борьбе с коррупцией, усилий политического руководства, правоохранительных органов и общественности Таджикистана по противодействию коррупции.

Материалы исследования могут быть использованы в качестве практического пособия для сотрудников правоохранительных органов, особенно антикоррупционных подразделений.

Основные положения работы могут стать предпосылкой для дальнейших научных разработок по вопросам борьбы с коррупцией в рамках политологии и юриспруденции, а также использованы в учебном процессе в. высших учебных заведениях, институтах и курсах повышения квалификации государственных служащих и сотрудников правоохранительных органов. .

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации использованы в официальных, служебных, законотворческих, учебных и просветительских целях.

В чахлости, результаты исследования были положены автором в основу:

— монографии «Роль и задачи органов прокуратуры Республики Таджикистан по защите прав человека и гражданина» (раздел III «Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сферах государственного управления и экономики: защита прав от коррупционных посягательств»), изданная Датским Институтом по Правам человека (Душанбе, 2007);

— учебника «Права человека» для 10 класса (глава 15 «Права человека и проблемы коррупции»), изданной Министерством образования Таджикистана (Душанбе, 2007);

— Отчёта социолого-правового анализа «Оценка национальной системы добропопадпнности Таджикистана» (раздел III — «Судебная власть», раздел YIII — «Правоохранительные органы» и раздел IX — «Агентство по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан»), изданной ПРООН и Центром стратегических исследований при Президенте РТ (Душанбе, 2008);

— учебного модуля по вопросам борьбы с коррупцией для слушателей Института повышения квалификации Управления государственной службы при Президенте Республики Таджикистан, которая внедрена в учебную программу данного Института;

— учебщого модуля по вопросам борьбы с коррупцией для судей, прокуроров и сотрудников других правоохранительных органов, по которому в 2006;2007 году прошли обучение более 300 представителей указанных профессий.

На основе материалов диссертации автором был подготовлен и презентован на международном форуме Антикоррупционной сети Организации Экономического Сотрудничества и Развитии (ОЭСР/ OECD) в Париже (Франция) Национальный доклад Республики Таджикистан «О состоянии законодательно-правовой и институциональной базы Таджикистана по борьбе с коррупцией». Доклад опубликован ОЭСР на английском и русском языках в виде раздельных книг, каждые по 145 страниц.9.

Также по материалам диссертации автором трижды составлены и презентованы на международных форумах Антикоррупционной сети (в штаб квартире ОЭСР, Париж, Франция) отчёты Правительства Республики.

9 См. Борьба с коррупцией в странах с переходной экономикой: Таджикистан. ОЕСД .- Париж, 2005. — 145 е.- Fighing Corruption in Transition Economies. Tajikisan. OECD, 2005. 145 p.

Таджикистана о ходе выполнения рекомендаций ОЭСР от 21 января 2004 года.10.

Положения диссертации были использованы диссертантом при разработке им проектов действующего Закона Республики Таджикистан «О борьбе с коррупцией», Инструкции статистического учёта преступлений коррупционного характера и перечень этих преступлений, утверждённой постановлением Правительства Республики Таджикистан от 7 сентября 2*006 года за № 414, двух разделов Стратегии по борьбе с коррупцией в Республике Таджикистан за 2008;2012 годы, ряда нормативных приказов Генерального прокурора Республики Таджикистан и т. д.

Отдельные аспекты диссертации докладывались на многочисленных международных, региональных, республиканских научно-практических конференциях, в частности, научно-практической конференции «Безопасность Таджикистана: национальные проблемы и новые современные угрозы», организованной кафедрой политических процессов Таджикского национального университета 26−27 марта 2009 года в г. Душанбе.11.

Диссертационная работа обсуждена на заседании Учёного совета Центра стратегических исследований при Президенте РеспубликиТаджикистан 01 апреля 2009 года (протокол № 2) и заседании кафедры «Политические процессы в Таджикистане» Таджикского национального университета 21 октября 2009 г. (протокол № 2) и рекомендована к защите.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения и библиографии. Работа иллюстрирована 3 рисунками и 4 таблицами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги диссертационного исследования, диссертант делает следующие выводы.

Коррупция, будучи связанная с политическими и управленческими процессами и институтами, социально-экономическими и правовыми отношениями, выступает в качестве явления политического, социально-экономического и правового характера.

Коррупция, суть которой заключается в использовании должностных полномочий в целях личного обогащения, всегда влияла и продолжает влиять на происходящие в обществе политические и социально-экономические процессы.

Особо серьёзные негативные последствия для здоровья государственного организма и жизнедеятельности общества представляет «политическая коррупция», которая подразумевает, связанную с использованием доверенных прав и властных возможностей преступную деятельность должностных лиц в сфере политики и государственного управления.

Наиболее коррупциогенными сферами политической деятельности в современных условиях являются финансирование деятельности политических партий и выборов, государственное управление, бюджетный процесс, государственная закупка товаров (работ, услуг), банковская деятельность, приватизация и другие особые сферы исполнения полномочий государственных органов.

Сопоставляя общности и различия современных типологий (моделей) коррупции в европейских и азиатских странах, анализируя исторические особенности их становления, диссертант отмечает наличие связи и взаимовлияния между типом коррупции и формирующимся способом производства, отношением к собственности, общественным и государственным строем, политической культурой, активностью и менталитетом населения.

Учёт и целенаправленное воздействие на исторические факторы коррупции, как обязательное условие ограничения масштабов коррупции, должны быть положены в основу стратегических программ по борьбе с коррупцией^.

Коррупция, также как добропорядочность, питается институциональными стимулами, вытекающими из особенностей структуры и взаимоотношения ключевых институтов политической системы государства.

В свою очередь, коррупция и антикоррупционная деятельность, обладая структурообразующим свойством, непосредственно влияют на институционализацию власти и эффективность функционирования политической системы.

Общегосударственная этика поведения и иммунитет общества от f .г коррупции, на наш взгляд, зависят от целого комплекса факторов политического, социально-экономического, культурного и правового характера, гармонии политических институтов с духовным и нравственным состоянием общества.

Ценности демократического общества (гуманизм, равенство, справедливость, добропорядочность, уважение к законам, суду, правам и свободам других лиц, активность граждан в отстаивании своих прав) и общественная осведомленность (прозрачность управления, подотчётность государства и его чиновников перед обществом и доступ к информации), являются фундаментом национальной системы добропорядочности и иммунитета общества от коррупции.

Институциональные стимулы коррупции в Таджикистане и других странах постсоветского Таджикистана заключаются в неразвитости демократических ценностей, недостаточной сбалансированности системы разделения властей, сдерживающей роли парламента и судебной власти, слабости местного самоуправления, нехватке прозрачности процессов управления, подотчётности государственных органов перед обществом и доступности информации.

Залогом достижения успеха в борьбе с коррупцией в этих условиях является дальнейшая демократизация политической жизни, развитие политической культуры, совершенствование политических институтов, повышение' прозрачности процесса государственного управления, стимулирование социальной активности населения и создание атмосферы нетерпимости к коррупции.

Современный период в жизни Таджикистана характеризуется трансформацией из элемента тоталитарной системы в независимое демократическое государство.

Реалиями переходного периода являются обусловленные незавершенностью созидательных процессов обострение старых и возникновение новых проблем. Такими проблемами в Таджикистане являются полученные в наследство старые факторы коррупциипреобладание роли государства в экономике, широкие распорядительные и контрольные полномочия государственных органов и слабая защищенность собственности, которые, частично сохранившись, продолжают негативно влиять на развитие рынка и усиление темпов экономического развития. V *.

На новые — рыночные формы, государственного присутствия в сфере экономики, которые создают не менее благоприятную почву для коррупции из-за недостаточного законодательного регулирования, накладываются старые традиции землячества, местничества, семейственности, протекционизма, кумовства и т. д.

Коррупция серьёзно задела государственные системы здравоохранения, образования, науки, промышленности и строительства, контролирующие и правоохранительные органы, местную власть и местное самоуправление.

Она, существенным образом влияла и продолжает влиять и на ход экономических реформ. В частности, во многом, именно коррупция свела на нет надежды на оздоровление хлопкового сектора страны посредством привлечения частных инвестиций (фьючерских контрактов).

Извращая цели земельной реформы и реорганизации сельхозпредприятий, коррупция способствовала несправедливому и непропорциональному распределению земель, имущества и долгов реорганизуемых предприятий.

Вызванные, в частности, коррупцией усиление имущественного расслоения и обнищание значительной части населения породила серьёзные социальные последствия.

Равный доступ к государственной службе отягощен распространением фактов непотизма, протекционизма и т. д. Равенство прав на получение образования, особенно высшего, нарушается распространением фактов взяточничества, преобладания платных форм обучения, в результате чего образование этого уровня становится малодоступным • для малообеспеченных слоев населения. Коррупция препятствует равенству граждан перед судом, справедливому и беспристрастному разбирательству дел в судах.

Во многих сферах государственного управления, социальной и экономической жизни страны распространена коррупционная преступность. Правоохранительными органами за период с 2003 года по 2007 год включительно выявлено 5907 преступлений коррупционного характера.

Анализ структуры коррупционной преступности показывает, что наиболее распространёнными проявлениями коррупции являются взяточничество, злоупотребление должностными полномочиями, хищение вверенного имущества и т. д.

Основными способами хищений выступают списание бюджетных средств по подложным документам, закупка товаров по явно завышенным ценам, «перекачка» государственных средств в коммерческие структуры с последующим их обналичиванием и присвоением, выплата сумм из бюджета под видом «возврата налога на добавленную стоимость», завышение объёма или стоимости выполненных работ при строительстве объектов т.д.

Характерными для сферы здравоохранения Таджикистана проявлениями коррупции являются нелегальное введение платных услуг, вымогательства при оказании медицинской помощи, использования имущества и оборудования государственных медицинских учреждений в частных целях, выдача фальшивых заключений о болезни, хищение бюджетных средств и т. д.

Среди коррупционных преступлений в сфере образования доминируют взяточничество при приёме экзаменов, выдача фальшивых дипломов и аттестатов, хищение бюджетных средств, незаконная коммерциализация учебной базы общеобразовательных учреждений и т. п.

В последние годы выявлены также серьёзные коррупционные преступления, связанные с налогами, в частности, присвоения собранных налоговых средств в особо крупных размерах, укрытия налоговых правонарушений, незаконное освобождение от уплаты налогов и т. д.

Процесс становления государственной антикоррупционной политики в независимом Таджикистане характеризуется рядом особенностей, которые вытекают из специфики её исторического развития.

Из-за разразившейся гражданской войны Таджикистан не смог сразу же с приобретением независимости перейти к формированию политико-правовых основ борьбы с коррупцией. С достижением национального согласия и стабилизации общественно политической ситуации в конце 90-х годов прошлого столетия, была начата конституционно-правовая реформа, в ходе которой создан постоянно действующий двухпалатный парламент, призванный ограничить нездоровое, в том числе коррупционное воздействие на законотворческий процесс.

С целью укрепления независимости судебных органов от исполнительной власти образован Совет юстиции с участием представителей всех ветвей власти, принята программа судебно-правовой реформы. Был создан институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмен).

В качестве институциональной структуры по разработке программ противодействия коррупция в сфере экономики и улучшения бизнес — среды создан Консультативный совет при Президенте Республики Таджикистан, который объединяет представителей правительственных организаций и делового сообщества.

В июне 2004 года в структуре Генеральной прокуратуры было образовано Управление по борьбе с коррупцией. В дальнейшем, в целях расширения системы борьбы с коррупцией, Указом Президента страны от 10 января 2007 года было образовано Агентство по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией.

Принимаются меры по противодействию коррупции в политических I процессах, * формированию политико-правовых основ и механизмов, обеспечивающих пресечение злоупотреблений в ходе избирательного процесса, финансирования деятельности политических партий, принятия политических решений, криминализацию политической коррупции и упрощению отмены иммунитета у политических деятелей при совершении ими коррупционных деяний.

Реализовывались меры социально-экономического характера, в частности, уголовно-правовое обеспечение функционирования многоукладной экономики, освобождение малого и среднего бизнеса от чрезмерной опеки органов государственного управления, регулирование государственных проверок деятельности хозяйствующих субъектов, запрещение вмешательства в их деятельность, упрощение процедур регистрации предприятий и т. п.

Важным социальным аспектом противодействия коррупции является обеспечение равенства и социальной справедливости, которая не допускает предоставления особых льгот и привилегий должностным лицам и работникам аппарата управления. Значимым в этом направлении актом является отмена в Таджикистане льгот и привилегий сотрудников правоохранительных органов и ряда других категорий населения по оплате стоимости электроэнергии и газа, запрет должностным лицам использовать служебный транспорт в личных целях.

Примером дальновидной и эффективной социальной политики таджикского руководства в этом направлении является законодательное регулирование порядка проведения национальных обрядов и торжеств, которая содействуя улучшению социального климата в стране, имеет на наш взгляд огромное антикоррупционное и культурно — психологическое значение.

В январе 2008 года принята Стратегия борьбы с коррупцией в Республике Таджикистан на 2008;2012 годы, которая положила начало общегосударственному, стратегическому, специальному программированию противодействия коррупции в стране, определила сущность, цели, основные направления принципы и подходы государственной антикоррупционной политики Таджикистана на соответствующий период.

Конечной целью государственной антикоррупционной политики в любой стране является ограничение масштабов распространения коррупции. Условиями достижения этих целей являются учёт всех факторов коррупции и правильный-иьтбор форм и методов противодействия ей.

Поэтому, стратегии по борьбе с коррупцией должны предусматривать меры по совершенствованию принципа разделения властей, укреплению роли парламента, расширение его прав и контрольных полномочий, совершенствования порядка его формирования и деятельности, статуса и структуры палат, превращение фракционизма в обязательного атрибута его жизнедеятельности.

В рамках укрепления взаимодействия власти и общества в борьбе с коррупцией и выполнения соответствующих рекомендаций ОЭСР было бы полезным рассмотреть возможность создания Общенационального совета по борьбе с коррупцией с участием представителей всех ветвей власти и гражданского общества.

Укрепление независимости судебной власти обуславливает необходимость расширения полномочий Конституционного суда страны путём непосредственного закрепления за ним права официально толковать положения Конституции, распространения процедуры рассмотрения индивидуальных жалоб граждан в Конституционном суде на все нарушения конституционных прав, вызванные актами государственной власти, включая законы, подзаконные акты, административные решения органов власти и судебные решения.

Полагается необходимым укрепить самостоятельность Совета юстиции посредством увеличения количества профессиональных судей в его составе, проводить объективно оцениваемые письменные экзамены для конкурсантов на должности судей с правом их апелляции.

Необходимо провести социолого-правовое исследование состояния коррупции в судах, разработать и принять по итогам исследований Комплексную программу противодействия коррупции в судебных органах.

В целях устранения заложенной в структуре Агентства по государственному финансовому контрою и борьбы с коррупцией конфликта интересов. между функциями финансового контроля с одной и правоохранительной функцией с другой стороны, необходим вывод из её состава службы государственного аудита с перспективой её преобразования в парламентский или самостоятельный правительственный орган финансового контроля.

Повышение эффективности институциоиализации власти предполагает распространение принципа разделения властей на уровне местной власти, повышение самостоятельность органов местного самоуправления в решении местных проблем, обеспечение их реального влияния на решения местных органов власти и управления.

Обеспечение контроля за соблюдением норм и правил о регулировании конфликта интересов на государственной службе заслуживает создания специального органа, координирующего государственную политику в этом направлении.

Важным направлением противодействия коррупции является регулирование вопросов политического и судебного иммунитета. Этот институт, охватывая правонарушения и преступления, непосредственно не связанные с выполнением политических и судебных функций, представляется неоправданно широким по кругу субъектов и охвату правонарушений. Поэтому, нами предлагается пересмотреть институт иммунитета парламентариев, судей и местных депутатов в сторону ограничения круга правонарушений охватываемых иммунитетом, установить в перспективе судебный порядок его отмены.

Нуждаются в дальнейшем совершенствовании и социальные аспекты национальной антикоррупционной политики. Для преодоления социального неблагополучия, ограничения масштабов и последствий коррупции в этой сфере, на наш взгляд, необходимо выработать концепцию социальной политики государства на переходный период. Одним из постулатов этой концепции на наш взгляд должен служить переход от практики решения социальных программ за счет усиления и без того тяжёлого налогового бремени, к повышению собираемости существующих налогов и пошлин, использования резервов, которые ныне блокируются коррупцией.

В целях ограничения излишнего вмешательства государства в экономику, являющейся одним из основных факторов коррупции, предлагается разработать специальную правительственную программу, включающую поэтапные меры по пересмотру регулятивных и контрольных полномочий министерств и ведомств, решительному отказу государства от навязывания предприятиям частного сектора различных «планов», пресечению ограничения конкуренции и монополизации рынка.

Сделанный нами в рамках настоящей работы сравнительный анализ свидетельствует о необходимости как внутренней, так и внешней гармонизации национального антикорупционного законодательства в соответствии с требованиями Конвенции ООН против коррупции и другими международными актами.

В целях обеспечения реального исполнения вновь принятой Стратегии борьбы с коррупцией в Республике Таджикистан нами предлагается также создать механизм контроля и мониторинга за её исполнением в лице постоянно действующей группы при Правительстве или ином центральном органе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с коррупцией. Алматы: Казак университета, 2003, — 126 с.
  2. Г. С. Несколько тезисов о значении римской государственности и права // Давлат ва хукук (Государство и право). Научно практический журнал юридического факультета Таджикского Государственного Национального Университета. 2005. — № 4. С.33−41
  3. Г. С. Экскурс в историю коррупции государственных служащих.//Таджикистан и современный мир. 2005. — № 2 (6). С.54−61
  4. АмирбекоТГА. Коррупционная преступность в РТ: источники развития и проблемы борьбы с ней. // Материалы международной конференции «Борьба с экономической преступностью и коррупцией».- Душанбе, 2002. С. 119−126
  5. Г. Предприниматели Таджикистана нуждаются в поддержке// Деньги № 2 (032). 2002. — 11 января
  6. Андрусенко Х. К. Сущпость двухпалатной структуры Маджлиси Оли Республики Таджикистан// Давлат ва хукук (Государство и право). Научно-практический журнал ТГНУ. 2005, № 4. -С.4−6
  7. Антикоррупционная политика/ под ред. Саттарова Г. А., М., 2004.
  8. Аристотель. Сочинения. В 4 т.- Т.4.-М.:Мысль, 1983. 830 с.
  9. Ахмад Дониш. История мангитской династии/Перевод, предисловие и примечания И. А. Наджафовой. Душанбе: Дониш, 1967. — 141 с.
  10. Ю.Бегма Е. Некоторые вопросы состояния борьбы с экономической преступностью и коррупцией в Кыргызской Республике. //Материалы международной конференции «Борьба с экономической преступностью и коррупцией». Душанбе, 2002.- С. 131−139.
  11. Берестён5 В. И. Коррупция и её общественная опасность. Минск- РИВШС, 2005. 165 с.
  12. Х.Н. Особенности уголовного преследования лиц, обладающих правом неприкосновенности //Законность. Теоретический и научно-практический журнал Генеральной прокуратуры Республики Таджикистан. 2004.-№ 1. С 45−53
  13. О.А., Генеральный прокурор Республики Беларусь. Главное Закон о коррупции должен работать //Прокурорская и следственная практика. Москва.-. 1997. № 3.- С.21−26.
  14. Большой’энциклопедический словарь /Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд.2-е, перераб. и доп. М., СПб., 2004
  15. К. Особенность причин и последствий коррупции в органах власти//Таджикистан и современный мир. -Душанбе, 2005, — № 2(6) -С. 68−71
  16. В.И. Ответственность за преступления коррупционного1. Ovхарактера по законодательству Украины// Прокурорская и следственная практика, 1999. № 3−4. — С. 138 — 143
  17. Борьба с коррупцией в странах с переходной экономикой: Таджикистан. ОЕСД. Париж, 2005. — 145 с.
  18. Н. Таджикистану не хватает динамики //ASIA Plus. № 12 (374). 2007. -21 марта
  19. Н. ООН уполномочена оценить. //ASIA Plus. 2006. № 47 (357). 23 ноября
  20. А. Семилетка Путина. //Вечерний Душанбе. -№ 14 (489).-2007. -4 апреля
  21. JI.C. История религий Востока. М.: Высшая школа, 1988.- 415 с.
  22. Взяточничество в сфере государственных закупок. Методы, участники и меры противодействия. ОЕСД. Париж, 2008. 130 с.
  23. .В. Коррупция. Санкт Петербург, 1998 ?
  24. В.И. Роль прокуратуры в судебном процессе. Суды без коррупции:. 24. Сборник материалов исследования. Алматы: Общественный фонд «Трансперенси Казахстан».- 2001. С. 106−110
  25. JI. Коррупция и коррупционное преступление //Законность. — 2000. -№ 6. С. 2- 6
  26. .Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. Кн. II. Душанбе: Ирфон, 1989. 480 с.
  27. Д. Что таит в себе бюджет// Бизнес & Политика № 8 (59).-2007. 22 февраля
  28. М. Государственная идеология и идеология государственности//Бизнес @ Политика. 2007. -№ 14 (65). 11 апреля
  29. Р.Т. Виды коррупции и пути сокращения ее влияния на экономический рост в Таджикистапе/ЛГаджикистан и современный мир. Душанбе, 2005. № 2(6).- С. 45−54.
  30. К. Роль управления в борьбе с коррупцией//Таджикистан и современный мир. Душанбе. 2005. № 2(6). С. 100−105
  31. Р. Хакимов Ш. Эволюция Конституции как основного закона. Душанбе, 2004. -352 с.
  32. А.Ф. Некоторые аспекты состояния борьбы с экономической преступностью и коррупцией в Российской Федерации. // Материалы международной конференции «Борьба с экономической преступностью и коррупцией». Душанбе, 2002. — С. 150−154
  33. А. Укрепление государственности и создание гражданского общества в Таджикистане. Душанбе, 2003. — 114 с.
  34. Имомов А. Х. Борьба с экономической преступностью и коррупцией
  35. В Таджикистане // Материалы международной конференции «Борьба с экономической преступностью и коррупцией». — Душанбе.- 2002. С.26−39
  36. А.Х. Коррупция и организованная преступность// Щит. 2005. -№ 3. — 13 октября
  37. .И. Из истории проникновения капиталистических отношений в экономику дореволюционного Таджикистана". Душанбе: Дониш, 1976. — 143 с.
  38. М. И. Хайриддинов С. Некоторые аспекты налоговой реформы в Таджикистане// Бизнес & Политика. 2008. -№ 7(109). 14 февраля.
  39. История государства и права зарубежных стран (рабовладельческое и феодальное государство и право) /Под ред. П. Н. Галанзы и Б. С. Громакова.-М.:Юрид. Лит, 1980. 552 с.
  40. История политических и правовых учений /Под ред. B.C. Нерсесянца,-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Юрид. лит., 1988. 816 с.
  41. П. А. Политическая коррупция: понятие и некоторые перспективные направления её криминологического познания// Государство и право. 2003. -№ 4. — С. 106−113.
  42. М. Победа «Хамас»: политическая воля или военная сила?// Азиа плюс. 2006. — 2 февраля
  43. Г. Е., Двиведи О. П., Джаббра Дж. Там, где живет коррупция. Блумфилд, Кумариан Пресс.2001. 88 с.
  44. С. Коррупция и экономическое развитие//Таджикистан и современный мир. -Душанбе. 2005. № 2(6). — С.93−100
  45. X. Сущность и общие установки политической этики в философской мысли средневековых таджикских мыслителей//Известия Академии наук РТ, отд. общ. наук.- 2006, — № 2.- С.47−54
  46. К.М. Современная государственная служба Таджикистана, проблемы и тенденция развития. Душанбе, 2005. — 125 с.
  47. Как бороться с коррупцией. ОБСЕ. Австрия. Вена, 2004. 360 с.
  48. Г. Г. Формирование среднего класса как фактор снижения коррупции// Бизнес & Политика. 2008. -№ 7 (109). — 14 февраля
  49. Г. Г. Взяточничество как форма преступности в сфере экономики//Таджикистан и современный мир. Душанбе. 2005. — № 2(6). С.78−82
  50. Китайская прокуратура наступает на коррупцию интервью заместителя Генерального прокурора Китая Лян Гоцин //Прокурорская и следственная практика. Москва. — 1997. -№ 3.- С. 169−173
  51. Е. Таджикистан «вне конкуренции».//ASIA- Plus. 2007.-№ 10(372). 7 марта.
  52. Е. Таджикский парадокс.//ASIA- Plus. 2007. — № 10 (372). -7 марта.
  53. Конституция Республики Таджикистан. Душанбе, 2003. — 9 с.
  54. Коран. Пер. с араб. И. Ю. Крючковского. М.: Изд. полигр. фирма «АНС-Принт», 1990.- 512 с.
  55. Коррупция борьба с транснациональным явлением. Электронный журнал Государственного департамента США. 2006. декабрь
  56. Коррупция. Глоссарий международных стандартов в области уголовного права. ОЕСД. Париж, 2007. 126 с.
  57. Коррупция. Специализированные институты по борьбе с коррупцией. /Сеть по борьбе с коррупцией для стран Восточной Европы и Центральной Азии. ОЕСД Париж, 2007. 140 с.
  58. М. А. Талапина Э.В. и др. Анализ коррупциогенности законодательства. М.: Статут, 2004. 64 с.
  59. А.В. Понятие и формы проявления коррупции в системе государственно-служебных отношений Российской Федерации //Политика и право. 2003. — № 2.- С.45−58
  60. Кыргызстан политика и экономика: материалы и документы: выпуск первый. Проблемы борьбы с коррупцией в Кыргызстане /Сост. М. Н. Омаров, у
  61. Д.К. Сангынбоев, Ж. З. Исакова.- Бишкек, 2004. 115 с.
  62. В.И. О системном подходе в антикоррупционной политике//Государство и право. 2001. — № 7. — С. 46−54
  63. В.Н. Проблемы предупреждения политической коррупции в России //Государство и право. 2003. -№ 4. — С. 106−108.
  64. К. Становление и развитие судебной власти в Республике Казахстан. М.: Наука, 2004.- 85 с.
  65. А.Н., Тураев 3. Политические режимы. Душанбе, 1999. — 23 с.
  66. М.А., Зиёев Т. Н., Халифаев М. Н. и др. Права человека. Учебник для 10 класса. Душанбе: «АВА», 2007. — 320 с.
  67. Н.И. Криминологические и уголовно- правовые проблемы противодействия коррупции: автореф. дисс. докт. юрид. наук.- Киев, 2002. -23 с.
  68. Л.Ю. Трансформация социальной структуры Таджикистана в XX веке (Миграционный аспект): автореф. дисс. докт. философ, наук.-Душанбе, 2003. 38 с.
  69. А. А. Власихин В.А. Конституция США: Политико -правовой комментарий. -М.: Межд. отношения, 1985. -336 с.
  70. З.Д. Взяточничество как разновидность коррупции. // Материалы международной конференции «Борьба с экономической преступностью и коррупцией». Душанбе, 2002. — С.76−79.
  71. А.В. Ответственность за коррупционные преступления по законодательству европейских стран (сравнительно-правовой анализ) // Прокурорская и следственная практика.- М. -1999. № 3−4. — С.80−99
  72. А. Проблемы реализации принципа разделения властей в Конституции РФ.//Право и жизнь. 2000. — № 25. Электронная версия журнала.
  73. Нурулло-ходжаева Н. Коррупция и роль институтов власти при Советах. //Бизнес @ Политика. 2007. — № 8 (59). — 22 февраля
  74. Национальная система добропорядочности в Таджикистане//Материалы социолого-правового исследования. Душанбе, 2008. — 133 с.
  75. С. И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Изд-4-е, доп. М.: ОО «Издательство ЭЛПИС», 2005. 944 с.
  76. В.А. Мораль и право. Душанбе: Ирфон, 1987. -160 с.
  77. Основы противодействия коррупции /Под. ред. И. И. Рогова, К. А. Мами, С. Ф. Бычковой. Алматы.: ОФ «Трансперенси Казахстан», ОФППИ «Интерлигал» в Казахстане. — 2004. — 328 с.
  78. А.С. Политология. М.: 2000. — 448 с.
  79. И. Воздействие таможенной политики на экономическую безопасность: автореф. дис. канд. экон. наук.- Душанбе, 2009. 24 с.
  80. Политология: учеб. /А.Ю.Мельвиль и др/-. М.: Изд. Проспект, 2005.-624 с.
  81. Политология: учеб. /В.Н.Лавриненко, А. С. Гречина, В. Ю. Дорошенко и др.- М.: ЮНИТИ, 2001. -367 с.
  82. Прекратим прежнюю практику ведения бизнеса: Борьба со взяточничеством и коррупцией. ОЕСД. Париж, 2001. 363 с.
  83. В., Громович А. Экономическая безопасность и экономическая преступность.- Минск: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 2001. 131 с.
  84. X. Пути формирования социального государства в условиях реформирования экономических отношений в РТ// Хукукшинос. «-.2007. -№ 23 (34).-19 марта
  85. Э. За верховенство закона, интересы государства и права гражданина. Доклад на собрании работников силовых структур по поводу 80-летия органов Прокуратуры Таджикистана //Народная газета. 2005. — 29 декабря.
  86. Э. Таджики в зеркале истории. Книга первая: От арийцев до Саманидов. Душанбе: Ирфон, 2002. — 198 с.
  87. В. Обсуждение проблем борьбы с коррупцией//Государство и право. 1992. — № 10. — С. 146−149
  88. С. Коррупция-главная преграда для повышения эффективности производства сельхозпродукции //Таджикистан и современный мир. Душанбе. -.2005. -№ 2(6). — С.61−64
  89. Н.А. Проблемы лицензирования в Республике Таджикистан.//Давлат ва хукук (Государство и право). Научно-практический журнал ТГНУ. 2005. -№ 4.- С.70−71.
  90. Ш. О. Правовое регулирование борьбы с экономической преступностью и коррупцией в РТ.//Материалы международной конференции „Борьба с экономической преступностью и коррупцией“. Душанбе. 2002. С.45−53.
  91. Г. Г. Коррупция вызов украинскому обществу//Вместе против зла: материалы общеукраинской акции по изучению проблем коррупции в здравоохранении. Киев. 2003. С.4−11
  92. Т. Уровень роста коррупции и пути её предотвращения. //Таджикистан и современный мир. Душанбе. -2005. -№ 2(6). С. 105−108
  93. Р.Ш. Политические и правовые идеи „Сиасетнаме“ и их современное значение. —Душанбе, 1999. 303 с. — .
  94. С.С. Проблемы изучения и борьбы с коррупцией//Щит: 2005.-№ 3. — 13 октября
  95. Саъдиев LLLM. Коррупция и экономическая безопасность. //Таджикистан и современный мир. Душанбе. 2005. — № 2(6). — С.87−93
  96. К.Х. Отличие присвоения и растраты от других смежных преступлений.//Сипар. 2003. -№ 43−44.- 2 декабря
  97. М.Ю. Юридическая энциклопедия/Из д. 3-е, перераб и доп. М., 1995. 385 с.
  98. ОО.Хайдаров Р. Почему умирает СНГ?// ASIA Plus. 2006. -№ 44 (354). — 2 ноября.
  99. А.Г. Некоторые проблемы законотворческого процесса в Таджикистане.//Давлат ва хукук. (Государство и право) Научно-практический журнал ТГНУ. 2005. -№ 4. — С.41−42
  100. А.Г. Правовая система зороастризма (древнее право). -Душанбе: Маориф ва фарханг, 2005. 488 с.
  101. М.Н. Проблемы правового регулирования конфискации доходов, полученных в результате коррупции и иных преступлений // Известия Академии наук РТ. Отд. обществ. Наук. 2006. -№ 2. — С. 110−117
  102. К.Х. Проблемы борьбы с экономической преступностью и коррупцией в РТ. // Материалы международной конференции „Борьба с экономической преступностью и коррупцией“. Душанбе. 2002. С.53−61.
  103. Хрестоматия по истории Таджикской ССР. Душанбе: Ирфон, 1966.384 с.
  104. А.А. Коррупция: исторический экскурс.//Таджикистан и современный мир. Душанбе. — 2005. — № 1(5). С. — 126−132
  105. Ж. М. Марсилли Ж. Преступный синдикат, Перев. с французского В. Д. Карповича. М., 1983. — 286 с.
  106. Х.Р. Коррупция в системе образования //Таджикистан и современный мир. Душанбе. -2005. -№ 2(6). — С. 64−68
  107. JI. Свобода оптом и в розницу// Беларусская думка. 2005. — № 7.
  108. Alatas S Н., „Corruption: Its nature, Causes and Funcions“. Aveburu, Gower Publishing Compani». 1990
  109. Annual Report «Situation with obseryance of Human Rights in Tajikistan, 2005» Душанбе.2006.
  110. Fighing CoiTuption in Transition Economies: Tajikisan. OECD. 2005
  111. K. A. (Ed), «Corruption, and the Global Economy». Washington DC, Institute for International Economics. 1977
  112. M., «Wat Can Be Done Entrenched Corruption». Paper presented at the Annual World Bank Conference on Development Economics 1997, 1998.
  113. R. «Controlling Corruption». University of California Press. 1988
  114. R. «Adjusting to Reality (Institute for Contemporary Studies, California. 1991
  115. P. J., „Politilcal Corruption and Politikal Geography“. Dartmouth Pub. Co., 1997
  116. Rose-^ Askerman S., „Corruption: A Studu in Politikal Economu“ (Akademik Press, New York. 1978
  117. Rose- Askerman S. „Corruption and Gowerment: Causes Conseguences, and Reform“. Cembridge University Press. 1999
  118. Scott J, C., Comparative Politikal CoiTuption. Englewood Clifs, Prentice-Hall. 1972
  119. V. „Corruption Around the World: Causes Conseguences Scope and Cures“. Vol. 45, No. 4, Washington, International Monetary Fund. 1998 pp. 559 594
  120. Tanzi"V., Davoodi H., „Corruption, Publilc Investment and Growth“. Working Paper WP/97/139 Washington, International Monetary Fund. 1997
  121. Абуали Ибн Сино. Осори мунтахаб. ч.2.- Душанбе, 1983.
  122. С. Таърихи амирони мангигияи Бухоро./Куллиёт Ч-10. Душанбе: Ирфон, 1977.
  123. М. Наси^ат ул мулук. — Душанбе. 1993. -92 с.
  124. М. Китоб ул арбаъин. Душанбе: Ройзании фархангии Сафорати Ч^умхурии исломии Эрон дар Точикистоп. -2007. — 321 с.
  125. .К. Мубориза аллайхи коррусия зтак, вият меёбад // Садои мардум. 2005. — 8 октябр
  126. И. Суннатх, ои давлатдорй ва хукук-ии давлати Х, ахоманишхо //Вароруд (Мачмуаи илмиву омузишии Бунёди Оли Сомон). Душанбе.-2003.-№ 1.- С. 15−24.
  127. .К. Х, укуки истеъмолкунандагонро ки поймол мекунад //Точикистон. 2004. — № 22 (336). — 3 июн
  128. Г. Н. Коррупсия.- Душанбе, 2005 44 с.
  129. Г. Н. Сиёсатшиноси. Душанбе: Матбуот, 2003. — 616 с. 143. Зокирова Н. Иллати бисёргуна ё рушди фасод дар Точикистон //Адолат. — 2004. — № 4 (67). — 26 августа
  130. Зокони Убайд. Х, икоёти латиф. С. Тирмизй: Дастур-ул мулук. -Душанбе: Адиб. 1990. 187 с.
  131. А. Мак, омоти х, окимияти давлатй дар Точикистон. Душанбе: Дониш, 2007. 448 с.
  132. М. Коррупсияро токиву чомаи точикона пушонидаем //Неруи сухан. 2004. — № 17 (63). — 22 апрел
  133. Муттахдрй Муртазо. Хадамоти мутакрбилаи ислом ва Эрон. Душанбе.:Ройзании фархднгии Эрон дар Точикистон, 1999. 349 с.
  134. А. Давлат ва сиёсати ичтимой //Сотсиализм:назария ва амалия». 2000, № 1−2. — С. 46−52
  135. А. Тамоили инкишофи х, избх, ои сиёсй дар замони хозира //Паёми Донишгохи Миллй. 2002, — № 3.- С. 43−54.
  136. А., Нуриддинов Р., Асосх, ои сиёсатшиноси. Душанбе: Ирфон, 2006, 384 с.
  137. Низомулмулк. Сиёсатнома. Душанбе: Адиб, 1989. — 200 с.
  138. Сайид Ч^авод Таботабой. Даромади фалсафй бар торихи андешаи сиёсй дар Эрон. Техрон. 1372 с.
  139. Х, амиди Найирнурй. Анъанаи давлат ва давлатдорй дар к, авмх, ои эронй//Садои мардум. 1991. — 28 ноябр
  140. Х, имматзода М. К^озии ришвахур фосик, мешавад //Тоцикистон. -2004. -№ 20 (334). 20 май.
  141. Х, отифй Абдулло. Хафт манзар. Душанбе: Дониш, 1976. — 123 с. Кошифй Хусейн Воиз. Футуватномаи султонй. — Душанбе, 1991. — 460 с.
  142. А.А. Хуччатулислом Газолй: Андешах. ои ичтимой ва сиёсй.-Душанбе: Дониш, 1996. 332 с.
  143. Борьба с коррупцией в переходный период. Вклад в обсуждение стратегии. Всемирный банк. Вашингтон, Федеральный округ Колумбия 2000
  144. Доклад о мировом развитии 1999/2000 года. На пороге «21 века. Всемирный Банк. М. 2000. 278 с.
  145. Доклад о мировом развитии. 2000. Улучшение инвестиционного климата в интересах- всех слоев населения. Обзор ВБ. Вашингтон, 2006. 20 с.
  146. Ежегодник Республики Таджикистан 200 ^/Государственный комитет статистики РТ. 2001.
  147. Ежегодник Республики Таджикистан 2004//Государственный комитет статистики РТ. 2004.
  148. Конвенция ООН против коррупции: ратификация и приоритетные направления//Материалы республиканского круглого стола.- Душанбе. Таджикистан. 30 ноября 2007 г. 266 с.
  149. Коррупция в Таджикистане. Мнение общественности. Душанбе, 2006. -328 с.
  150. Материалы 6 общей встречи участников Стамбульского Плана действий по борьбе с коррупцией // Сеть по борьбе с коррупцией для стран с переходной экономикой. Стамбуль. 30−31 мая 2005 года. www. anticorruptionnet. org.
  151. Материалы совещания рабочей группы по подготовке документов к заседанию Координационного совета генеральных прокуроров государств-участников. СНГ от 18.01.06. //Письмо Секретриата КГСП государств-участников СНГ № 43/1−321−06 от 9.03.2006
  152. Материалы республиканской научно-практической конференции «Мубориза бар зидди коррупсия-такозои замон"//Душанбе. Таджикистан. 26 января 20 046с.
  153. Теневая экономика в Таджикистане. Национальный отчет по человеческому развитию 2007. Душанбе, 2007. — 103 с.
  154. Частный сектор в борьбе с коррупцией: вопросы прозрачности и подотчетности в частном секторе //Материалы республиканского семинара. -Душанбе. Таджикистан. 4 июня 2008 года. 45 с. д) нормативно правовые акты
  155. Всеобщие стандарты борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах иорганах.Интерпол. 2002 г. Всеобщие стандарты борьбы с коррупцией в полицейски^.-'ведомствах и органах.Интерпол. 2002 г.
  156. Гражданский кодекс Республики Таджикистан. — Душанбе. 2003
  157. Кодекс Республики Таджикистан об административных правонарушениях. Душанбе. 2009
  158. Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г.
  159. Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. Страсбург. 4 ноября 1999 г.
  160. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию Страсбург, 4 ноября 1998 года
  161. Налоговый кодекс Республики Таджикистан. Душанбе.2005
  162. О борьбе с коррупцией. Закон Республики Таджикистан от 25 июня 2005 года, № 100
  163. О внесение изменений и дополнений в Уголовно процессуальный кодекс Республики Таджикистан. Закон Республики Таджикистан от 12 мая 2007 года, № 250
  164. О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью в сфере экономики и коррупции. Указ Президента Республики Таджикистан от 21 июля 1999 года № 1262
  165. О Конституционном суде Республики Таджикистан. Конституционный закон Республики Таджикистан от 3 ноября 1995 г., № 84
  166. О совершенствовании структуры центральных органов исполнительной власти Республики Таджикистан. Указ Президента Республики Таджикистан» от 30 ноября 2006 г., № 9
  167. Об Агентстве государственного финансового контроля и борьбы с коррупцией Республики Таджикистан. Закон Республики Таджикистан от 20 марта 2008 .7, № 374
  168. Об объявлении мораторий на все виды проверок субъектов малого и среднего предпринимательства. Указ Президента Республики Таджикистан от 25 июля 2008 года, № 496
  169. Об органах прокуратуры Республики Таджикистан. Конституционный закон Республики Таджикистан от 25 июня 2005 года, № 107
  170. Об утверждении Декларации по подоходному налогу и Декларации об имущественном положении государственного служащего. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 1 августа 2005 года, № 289
  171. Об утверждении Инструкции статистического учета преступлений коррупционного характера и перечень этих преступлений. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 7 сентября 2006 г., № 414
  172. Об утверждении Кодекса этики государственного служащего. Указ Президента Республики Таджикистан от 14 июня 2004 г. № 1343
  173. Стратегия борьбы с коррупцией в Республике Таджикистан на 20 082 012 годы.
  174. Трудовой кодекс Республики Таджикистан. Душанбе, — 2001
  175. Уголовный кодекс Республики Таджикистан. Душанбе.- 2004
Заполнить форму текущей работой