Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Учение о душе в идеалистической философии Древней Греции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Душа — форма реализации способного к жизни тела, то, что делает тело живым. Она внутренняя и нс может быть внешней, она ни материальна, ни идеальна. В понимании души Аристотель противостоит как Демокриту, так и Сократу с Платоном. Мироздание имеет нс вещественную, а арифмстичсски-гсомстричсскую структуру. во всем (от грамматики до небесных сфер) царит числовая гармония. Душа — это гармония… Читать ещё >

Учение о душе в идеалистической философии Древней Греции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Материализму противостояли школы, психологические доктрины которых строились на мифологических представлениях о бессмертии и перевоплощении душ. Школа Пифагора (об основателе которой нет достоверных сведений) была религиозно-мистическим союзом, проповедовавшим учение о вечном круговороте душ, о том, что душа прикреплена к телу в порядке наказания.

Создатели философских систем.

Ключевые идеи и понятия.

Закономерности и причинно-следственные связи.

Пифагорейцы.

Мироздание имеет нс вещественную, а арифмстичсски-гсомстричсскую структуру. во всем (от грамматики до небесных сфер) царит числовая гармония. Душа — это гармония противоречии тела, имеющая численную природу.

Поскольку миром правит «магия чисел», постольку мысленное и чувственное прямо противоположны.

Сократ и его ученик Платон.

Этические проблемы (как должно вести себя) имеют приоритет над всеми остальными. Чтобы решить эти проблемы, надо «познать самого себя». Для этого был предложен сократический метод беседы (диалектика).

Постулируется существование мира идей, которые являются образцами вешей. Следовательно, познание — это познание идей, а нс вещей.

Душа — самостоятельная субстанция, существующая наряду с телом и независимо от него. Душа и тело противопоставлены как высокое и низменное. Душа призвана управлять телом, но тело часто «берет душу в оковы».

Миром правят идеи, они — цель, к которой стремятся вес веши. Познание души и мира предполагает нс наблюдение и размышление, а воспоминание о первичных идеях, которые предшествуют вещам.

Надо заботиться о душе, разуме и истине в первую очередь, а потом уже о славе, деньгах, почестях и теле.

Аристотель.

Душа — форма реализации способного к жизни тела, то, что делает тело живым. Она внутренняя и нс может быть внешней, она ни материальна, ни идеальна. В понимании души Аристотель противостоит как Демокриту, так и Сократу с Платоном.

Он заслуженно считается автором первого специального психологического сочинения «О душе». В его интерпретации души соединились идеалистические и материалистические воззрения.

Впервые выделено психическое как особая сфера жизни человека, необходимая для осуществления его бытия.

Мироздание, согласно пифагорейцам, имеет не вещественную, а арифметически-геометрическую структуру. Во всем существующем — от движения небесных сфер до грамматики — царит гармония, имеющая числовое выражение. Душа также гармония — гармония противоположностей тела.

Когда говорят о Платоне (427−347 гг. до н. э.), то упоминают имя другого знаменитого античного философа — Сократа (470−399 гг. до н. э.), потому что Платон был учеником Сократа, а Сократ не написал ни одной строчки. В текстах Платона мы обнаруживаем взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию; она существует наряду с телом и независимо от него. Душа — начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело — начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. Тело раздираемо различными желаниями и страстями. Оно заботится о пропитании, подвержено недугам, страхам, соблазнам. Войны и ссоры происходят из-за потребностей тела. Оно мешает также чистому познанию. Во взглядах на то, как душа и тело связаны с познанием, ярко проявляется идеализм Платона (он родоначальник объективного идеализма), т. е. он постулирует изначальное существование мира идей. Этот мир идей существует вне материи и вне индивидуального сознания.

Сложное представление о душе развил Аристотель (384−322 гг. до н. э.). Его трактат «О душе» — первое специальное психологическое сочинение. Сам Аристотель по праву считается основателем психологии, как, впрочем, и целого ряда других наук. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали пифагорейцы, Платон и Сократ. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию «энтелехия», которая означает осуществление чего-то. Душа есть сущность живого тела, «осуществление» его бытия.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой