Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Понятие управленческой деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наконец, управленческая деятельность достаточно специфична по своим условиям, которые подразделяются на внешние и внутренние. К внешним условиям относятся в первую очередь жесткие временные ограничения, хроническая информационная неопределенность, наличие высокой ответственности за конечные результаты, нерегламентированность труда, постоянная нехватка ресурсов, частое возникновение экстремальных… Читать ещё >

Понятие управленческой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • • сущность управленческой деятельности;
  • • требования к должностям, критерии подбора и расстановки персонала, основы организационной работы с кадровым составом и кадровым резервом;
  • • теоретически разработанные концепции кадровой политики;

уметь

  • • реализовывать управленческие функции;
  • • применять теоретические положения в управленческой деятельности по отношению к персоналу, самостоятельно разрабатывать и участвовать в реализации программы организационных изменений;
  • • составлять психологический портрет профессионала, выявлять специфику профессионального функционирования человека с учетом возрастных, гендерных, этнических и других особенностей;

владеть

  • • системой основных управленческих функций;
  • • первичными навыками разработки стратегии кадровой политики;
  • • методами проведения работе кадровым составом.

Сущность управленческой деятельности

Управленческая деятельность является многоплановой и многообразной, и среди всего разнообразия проблем теории и практики управления А. В. Карпов выделяет комплекс вопросов, связанных с содержанием управленческой деятельности, с индивидуальной деятельностью руководителя. Изучение управленческой деятельности выступает главной проблемой теории управления. От структурированного, развернутого и правильного восприятия и понимания содержания деятельности руководителя зависит эффективность принимаемых решений, а также решение всех управленческих проблем.

Исторический экскурс

Э. Мэйо (1880—1949 гг.), лидер движения за внедрение новых форм и методов управления в промышленности, позднее называемых школой человеческих отношений, предпринял попытку рассмотрения каждой промышленной организации как определенной социальной системы, что, несомненно, было достижением управленческой мысли. Речь шла о том, что сугубо технологический аспект эффективности производства, как и вопросы экономического дохода, должен анализироваться через призму взаимосвязи этих сторон промышленной организации с собственно социальным аспектом организации производства, реализующемся в системе социальных связей и взаимодействия субъектов деятельности.

С целью дальнейшего изучения сущности управленческой деятельности как типа профессиональной деятельности необходимо определить ее психологическую сущность. В психологии деятельности традиционно выделяют две основные категории — индивидуальную и совместную. При этом психология индвидуалыюй деятельности развита намного лучше психологии совместной деятельности.

Управленческую деятельность нельзя отнести исключительно к той или иной категории. Она по своей сути несет в себе признаки как индивидуальной, так и совместной деятельности, несмотря на то что они имеют множественные и глубокие различия, но основным психологическим характеристикам. Управленческая деятельность является специфичной, содержит своеобразное психологическое наполнение, т. е. это качественно своеобразный тин деятельности, которому свойственны психологические характеристики обеих категорий.

С одной стороны, управление предполагает наличие субъектов, на которых оказывается воздействие, т. е. деятельность является совместной. С другой стороны, управленческая деятельность реализуется в самостоятельном решении управленческих задач, она требует реализации всех тех компонентов и средств, которые характерны для структуры индивидуальной деятельности. В тоже время совместная деятельность не предстает как простая кооперация взаимодействующих субъектов, она имеет сложную иерархическую структуру. С точки зрения психологии, управленческая деятельность трактуется как синтез индивидуальной и совместной деятельности. В нем происходит и своеобразное «отрицание», снятие двух других, основных типов деятельности, но одновременно и усиление основных их черт.

Предметом управленческой деятельности выступают специфические объекты — люди, личности — которые одновременно относятся и к субъектам. Это определяется тем, что управленческое воздействие предполагает организацию совместной деятельности. А. В. Карпов указывает на сложность и многомерность психологического содержания управленческой детальности. В ней субъект и объект труда не только идентичны по сложности своей организации, но и тождественны по своим основным, т. е. психологическим, особенностям. Кроме того, руководитель имеет дело одновременно со многими субъектами, между которыми складываются закономерные социально-психологические отношения. Следовательно, управленческую деятельность можно отнести к субъект-субъектному классу отношений, более сложному, нежели субъект-объектный класс.

Неформальные теории

С точки зрения И. Адизсса компания в процессе своей жизни проходит через девять стадий: «ухаживание», «младенчество», «давай-давай», «юность», «расцвет», «стабильность», «аристократия», «ранняя бюрократия», «бюрократия». На этане «ухаживания» компания состоит из одного человека — ее основателя; часто этот период проходит в голове основателя. Первые сотрудники, они же почитатели, последователи создателя компании появляются на этапе «младенчество». И до «юности» компания «держится» на верности основателя компании своей идее (миссии) и верности основателю и идее его последователей — первых подчиненных, первых сотрудников. На этих этапах управляющий компанией должен обладать лидерскими качествами, обеспечивать своей идеей сотрудников, подвигать их на достижения, самому участвовать в достижении целей и тем самым объединять сотрудников вокруг себя. На этапе «юности» компания уже достаточно развита, в ней, чаще всего, работает большое число сотрудников, лично не знакомых с основателем компании. В это же время неформальные механизмы управления компанией уходят на второй план, и становится важной функция администрирования.

Как уже отмечалось выше, управленческая деятельность очень специфична в процессе осуществления. Ее часто обозначают как метадеятельность, т. е. организация деятельности других людей, или деятельность по организации деятельностей (деятельность «второго порядка»).

Сообразно собственному содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций — планирования, прогнозирования, анализа, принятия решения, контроля и др. Система данных функций сопровождает любой управленческий процесс. Степень их выраженности может меняться в зависимости от конкретного вида деятельности. Таким образом, инвариантность системы управленческих функций — одна из главных ее черт.

Целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы. Следовательно, управленческая деятельность является специфичной и по организационному статусу ее субъекта — руководителя. С одной стороны, руководитель является членом организации (группы), с другой стороны, он стоит как бы вне ее — над ней — за счет собственного иерархически высокого положения. Это порождает очень много проблем практического характера. Современные исследования демонстрируют, что эффективность деятельности организации зависит от степени «включенности» руководителя в ее деятельность. Управленец должен быть не просто формальным «начальником», но и неформальным лидером (т.е. реальным членом организации). Для успешного функционирования организации необходимо соблюдение и сохранение руководителем иерархического начала. Таким образом, в управленческой деятельность заложено сочетание двух основных принципов ее организации — иерархического (субординационного) и коллегиального (координационного), а также необходимость их оптимального согласования.

Мнение специалистов

Н. Е. Ревская считает, что руководитель оказывает значительно большее влияние па организацию в целом, чем любой из ее членов.

Наконец, управленческая деятельность достаточно специфична по своим условиям, которые подразделяются на внешние и внутренние. К внешним условиям относятся в первую очередь жесткие временные ограничения, хроническая информационная неопределенность, наличие высокой ответственности за конечные результаты, нерегламентированность труда, постоянная нехватка ресурсов, частое возникновение экстремальных (стрессовых) ситуаций. К внутренним условиям относятся, в частности, необходимость одновременного выполнения многих действий и решения многих задач; противоречивость нормативных (в том числе — и законодательных) предписаний, их неопределенность, а часто и отсутствие; несформулированность в четком и явном виде оценочных критериев эффективности деятельности, а иногда их отсутствие; множественная подчиненность руководителя различным вышестоящим инстанциям и обусловленная этим противоречивость требований с их стороны; практически полная неалгоритмизованность деятельности и др.

Наряду с особенностями, непосредственно присущими управленческой деятельности, выделяют и те ее черты, которые обусловлены организационным статусом руководителя. Они обозначаются понятием «особенности поста руководителя» и состоят в следующем: руководитель организации — это единственный человек в ней, имеющий двойную принадлежность. Например, директор предприятия, являясь его членом, одновременно входит в состав органа управления более высшего порядка (скажем, в совет директоров). Руководитель организации — это единственный человек в ней, на которого возложена ответственность за ее функционирование в целом, а не за работу какой-либо ее части; пост руководителя предоставляет ему гораздо большие возможности, чем всем другим членам организации, для влияния на нее в целом.

Пример из практики

В книге «Психология менеджмента» А. В. Карпов приводит обобщенные данные исследования управленческой деятельности в контексте микроанализа (временной анализ рабочего времени руководителя) показали, что запланированные встречи и заседания занимают 59% времени, незапланированные — 10%, работа с бумагами — 22%, поездки, осмотры — 3%, разговоры по телефону — 6%.

Все характеристики и признаки управленческой деятельности образуют в своей совокупности и во взаимосвязи друг с другом определенный симптомокомплекс психологических особенностей, присущих ей как особому типу профессиональной деятельности и отличающих ее от других типов. Данный симптомокомплекс особенностей может, однако, проявляться с разной степенью выраженности. Ключевой параметр, определяющий эти различия, — уровень руководства, иерархический статус руководителя. Чем он выше, тем выраженнее все указанные признаки и наоборот.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой