Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретические методы социальной работы (анализ и синтез; сравнение, аналогия и моделирование; индукция и дедукция)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эта процедура входит органической составной частью во всякое научное исследование и образует, как правило, его первую стадию, на которой исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, а также свойств. При анализе предмета выявление строения целого предполагает не только фиксацию частей, из которых оно состоит, но и установление отношений между… Читать ещё >

Теоретические методы социальной работы (анализ и синтез; сравнение, аналогия и моделирование; индукция и дедукция) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ. Процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета, свойства предмета или отношения между предметами на части.

Эта процедура входит органической составной частью во всякое научное исследование и образует, как правило, его первую стадию, на которой исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, а также свойств. При анализе предмета выявление строения целого предполагает не только фиксацию частей, из которых оно состоит, но и установление отношений между ними. Если анализируемый предмет рассматривается как представитель некоторого класса, то его анализ позволяет переносить получаемое знание на другие предметы. Кроме того, в результате анализа свойства предмета или отношения между предметами они расчленяются на составляющие их свойства и отношения.

По способу осуществления различают следующие виды анализа:

  • 1) возвратный (регрессивный), предполагающий при исследовании фактов переход к анализу возможных причин, которые породили их;
  • 2) поступательный (прогрессивный), предполагающий исследование следствий, которые вызваны интересующими нас причинами;
  • 3) прямой, предполагающий расчленение непосредственного содержания какой-либо мысли, в результате которого осуществляется переход от родовых понятий к видовым, от видовых — к подвидовым и т. д.

Синтез. Соединение различных элементов предмета в единое целое, которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. В этом смысле он противоположен анализу, хотя и неразрывно связан с ним.

В процессе синтеза происходит восстановление первоначальной целостности исследуемого объекта, а также проверка полученный знаний о неизвестных ранее свойствах и отношениях данного объекта в рамках научной теории, служащей основанием для осуществления анализа. Различают несколько видов синтеза:

  • 1) возвратный (регрессивный) — при котором ход исследования направлен от данных фактов, полученных в результате предварительного анализа, к предполагаемым или первоначальным условиям;
  • 2) поступательный (прогрессивный) — при котором ход исследования направлен от причинных оснований к следствиям;
  • 3) прямой, связанный с переходом мысли от видовых понятий к родовым, от родовых — к типологическим и т. д.

Сравнение. В самом общем виде может быть определено как процесс отражения в человеческом сознании реальных отношений тождества и различия, существующих между предметами и явлениями окружающего мира. В основе отношений, которые подлежат выяснению через него, лежит единство и многообразие вечно движущегося и изменяющегося мира. Поэтому первой объективной предпосылкой сравнения как процесса отражения в сознании человека отношений тождества (сходства) и различия является существование реальных вещей и явлений, находящихся во взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности и взаимодействии.

В качестве исходного пункта анализа сравнения в литературе, посвященной методологии научного познания, указывают понятие элементарного компаративного отношения. Под элементарным сравнением понимается сравнение одного объекта с каким-нибудь другим объектом по какому-то одному основанию, а отношение, в котором находятся сравниваемые объекты, называется компаративным отношением. В структуре элементарного акта сравнения как процесса можно вычленить следующие элементы: 1) объект, который подвергается сравнению; 2) объект, с которым сравнивается первый объект; 3) основание сравнения; 4) вывод из сравнения. В элементарном сравнении в компаративное отношение приводятся два объекта, которые называются сравниваемыми. В качестве таких объектов могут выступать единичные вещи и их совокупности, общие понятия, представления и восприятия, а также один и тот же объект в различных пространственных положениях и временных состояниях. Свойство, благодаря которому два разнородных предмета могут образовать компаративное отношение, называется основанием сравнения. Таким основанием должно быть нечто общее, заключающее в своем объеме оба сравниваемых предмета или присущее им обоим. Наконец, вывод из сравнения является новым знанием, которого не было до самого акта сравнения.

Аналогия. В науке и практической деятельности объектом исследования нередко выступают единичные события, предметы и явления, которые неповторимы по своим индивидуальным характеристикам. При их объяснении и оценке затруднено применение как дедуктивных, так и индуктивных рассуждений. В таком случае прибегают к третьему способу рассуждения — умозаключению по аналогии, т. е. уподобляют новое единичное явление другому, известному и сходному с ним единичному явлению и распространяют на него ранее полученную информацию. Так, анализируя становление социальной работы в России, начавшееся в 1991 г., можно уподобить его становлению социальной работы в какой-нибудь другой стране, например в Швеции. Если в процессе такого уподобления мы найдем нечто общее, то оно может служить основанием для распространения на нашу страну того опыта, который был накоплен шведскими социальными работниками почти за сто лет их профессиональной деятельности.

Умозаключение по аналогии (или просто аналогия) представляет собой вывод о принадлежности определенного признака исследуемому единичному объекту на основании его сходства в существенных признаках с другим, известным уже единичным объектом. Ему всегда предшествует операция сравнения двух объектов, которая позволяет установить сходство и различие между ними. При этом для аналогии требуется не любое совпадение, а сходство в существенных признаках при несущественности различий, которое служит основой для уподобления двух материальных или идеальных объектов. Таким образом, аналогия не является произвольным логическим построением, а основывается на объективных свойствах и отношениях предметов реальной действительности. Каждый предмет, обладающий множеством признаков, представляет собой не случайную их комбинацию, а определенное единство. Логический переход от имеющегося знания к новому подчиняется в выводах по аналогии следующему правилу: если два единичных предмета сходны в определенных признаках, то они могут быть сходны и в других признаках, которые обнаружены в одном из них.

По характеру уподобляемых объектов в современной науке различают два вида аналогии:

  • 1) предметов (аналогия свойств) — умозаключение, в котором объектом уподобления выступают два сходных предмета, а переносимым признаком — их свойства. Логической основой переноса признаков в ней выступает сходство уподобляемых предметов в ряде их свойств;
  • 2) отношений — умозаключение, в котором объектом уподобления выступают сходные отношения между двумя парами предметов, а переносимым признаком — их свойство. При анализе явлений общественной жизни, с которым связана исследовательская деятельность в области социальной работы, она способствует выработке правильного подхода к оценке отдельных событий, а также проведению взвешенной тактической линии в политике. Аналогия отношений лежит также в основе метода моделирования, который широко применяется в науке, включая социальную работу.

Можно сформулировать следующие условия состоятельности выводов по аналогии:

  • 1) сходство уподобляемых объектов служит главной предпосылкой применения самого умозаключения по аналогии. Вывод будет состоятельным только в том случае, если выявлено и зафиксировано действительное сходство, которое должно быть не приблизительным и не случайным, а строго определенным и конкретным сходством в существенных признаках. Отсутствие такого сходства делает умозаключение по аналогии несостоятельным;
  • 2) учет различий между уподобляемыми объектами — следующее важное условие состоятельности выводов по аналогии. В природе не бывает абсолютно сходных явлений, поскольку самая высокая степень сходства всегда предполагает различия. Поэтому в любом случае уподобления имеют место и различия между сравниваемыми предметами, которые по-разному влияют на процесс вывода по аналогии.

Соблюдение двух перечисленных условий, предъявляемых к умозаключениям по аналогии, обеспечивает их принципиальную применимость в конкретных случаях, делая получаемые в них выводы логически состоятельными. В тех случаях, когда у сравниваемых предметов обнаружено недостаточное число сходных признаков или когда зависимость между сходными и переносимым признаками установлена в слабой форме, вывод по аналогии в силу недостаточной обоснованности может дать лишь маловероятное заключение. Кроме того, если не учитываются и признаки различия, то аналогия не может быть расценена иначе как поверхностная.

Обращение к аналогии может диктоваться разными задачами, которые встают в науке и практической деятельности людей. Эти задачи сводятся к получению нового знания, к представлению абстрактного в более доступной форме, к конкретизации отвлеченных идей и т. д. По аналогии можно также рассуждать о том, что недоступно прямому наблюдению. Она может служить средством выдвижения новых гипотез, быть своеобразным методом решения задач путем сведения их к ранее решенным задачам и т. п. Таким образом, аналогия представляется мощным генератором новых идей и гипотез.

Моделирование. Умозаключения по аналогии лежат в основе моделирования, представляющего собой процесс исследования объектов на их моделях. Ключевую роль в этом процессе играет модель, понимаемая как объект-заместитель, при определенных условиях способный заменить объект-оригинал, воспроизводя его интересующие свойства и характеристики. Воспроизведение его оригинала осуществляется как в предметной, так и в знаковой форме. В первом случае модель выступает в виде макета, устройства или образца, а во втором — в виде графика, схемы, программы или теории. Выделяют два способа конструирования модели, различающиеся как направленностью мысли исследователя, так и используемым им категориальным аппаратом. Первый из этих способов идет от эмпирически выявляемых свойств и зависимостей объекта к его модели, а главной проблемой оказывается ее соответствие оригиналу. При втором способе конструирования, который уже в своей исходной точке предполагает дооиытное воссоздание объекта в модели, на первый план выдвигается проблема ее интерпретации. Иными словами, исследуемый объект оказывается одной из интерпретаций существующей модели, которых у нее может быть в принципе неограниченное число.

Между моделью и изучаемым объектом (оригиналом), который может представлять собой весьма сложную систему, должно существовать сходство либо в каких-то физических характеристиках, либо в структуре, либо в функциях. Оно позволяет переносить информацию, полученную в результате исследования модели, на оригинал. При этом моделирующая система должна быть проще оригинала, но вместе с тем сохранять с ним тождество характеристик. Иными словами, она должна отличаться от оригинала. Модель, полностью воспроизводящая оригинал, перестает быть моделью. Моделирование предполагает широкое использование процедур абстрагирования и идеализации, а также анализа и синтеза. Его формы весьма разнообразны — от физического моделирования, при котором модель и оригинал имеют одну и ту же природу, до знакового, при котором модели выступают в виде схем, графов, формул, систем уравнений и т. д. Знаковое моделирование, предполагающее использование логико-математических средств, вторгается и в область гуманитарного знания. Его примером может служить моделирование таких глобальных проблем, как рациональное и комплексное использование природных ресурсов, выработка и осуществление активной демографической политики, а также стратегии охраны окружающей среды и т. д.[1]

  • [1] См.: Агапов Е. П. Методы исследования в социальной работе: учеб, пособие для бакалавров. М.: Дашков и К°, 2013. С. 105—125.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой