Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Духовные христиане. 
Буддизм. 
Восточные церкви. 
Православие

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В молоканских общинах шло социальное расслоение, приведшее к образованию различных течений — «толки общих», «донской толк», «постоянные», «прыгуны» и др. Наиболее крупные — постоянные, общие и прыгуны сохранились до настоящего времени. Принципиальных различий между ними нет, незначительные имеются в быту и обрядовой практике. Молокане-«постоянные», толкуя Библию «духовно», переносят опыт прошлого… Читать ещё >

Духовные христиане. Буддизм. Восточные церкви. Православие (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В XVII—XVIII вв. социально-политические противоречия в российском обществе привели к отделению от православия ряда групп, известных под общим названием «духовные христиане», или старое русское сектантство, в которых нашел выражение в религиозной форме социальный протест против феодализма и господствующей православной церкви. Объявив учение православия авторитарным, они выступили за исповедание веры «в духе и истине», «духовное» толкование Священного Писания. Для всех духовных христиан характерны: отрицание церкви и всего института церковной иерархии, основных православных догматов, таинств, культа святых, икон, а также вера в воплощение Святого Духа в живых людях, «духовное» крещение, заключающееся в обучении «слову Божьему», допущение самостоятельного общения человека с Богом. При этом человеку предписывается высокое призвание как «живому храму», «храму Божьему». Они объявили духовным весь окружающий мир, осуждали роскошь, проповедовали строгий аскетизм.

К духовным христианам относятся: христоверы (хлысты), скопцы, духоборцы, молокане. В XIX в., подвергаясь преследованиям со стороны как светских, так и церковных властей, некоторые из них пускались в бега в Сибирь и Закавказье, иногда эмигрировали за границу (духоборцы, молокане) — в Канаду, Латинскую Америку, США, Австралию. С конца XX в. началось оживление отдельных течений, например, активизировалась деятельность общин духоборцев и молокан.

Христоверы («люди Божьи») появились во второй половине XVII в. Их основателем является крестьянин Данила Филиппович, объявивший себя Богом и выдвинувший для своих последователей 12 заповедей, вошедших в основу их учения. Название «хлысты» секта, возможно, получила от обряда самобичевания жгутами, прутьями как средства «умерщвления плоти» и приведения себя в состояние экстаза и может являться искажением слова «христы», поскольку их «корабли» (общины) возглавлялись самозванными «христами» и «богородицами».

В основе вероучения христоверов лежит мистическое представление о возможности прямого общения человека с «Духом Святым». Это общение происходит в результате воплощения «Духа Святого» в избранных людей, которые почитаются как «христы», «пророки», «богородицы», или «святые» (отсюда название — христоверы). Устные поучения, исходящие от подобных «христов», считаются «священными». Сами члены секты называли себя последователями «христианской веры», «людьми Божьими». Они признавали Библию, по толковали ее «духовно», аллегорически. Особенностью богослужения являлись так называемые «радения», во время которых верующие читали и пели молитвы, устраивали коллективные пляски с «хождением в духе», доводя себя до экстатического состояния, воспринимающегося как единение с «Духом Святым». Некоторые при этом начинали «говорить на языках», пророчествовать. Для христоверов был характерен строгий аскетизм: запрещалось веселиться, иметь семью и детей, требовалось соблюдать строгий пост и пищевые запреты.

В 1830—1880 гг. среди христоверия появились различные толки: беседники, имевшие монастырское устройство, русские мормоны, допускавшие многоженство. Фамилия Кондратия Малеванного определила наименование основанного им в 1889 г. толка малеванцев. По учению малеванцев, глава этого толка есть «царь над царями, Бог, во плоти пришедший», а каждый последователь учения К. Малеванного, будучи «святым», представляет собой «живое Писание», его воплощение.

Толк постников получил название за то, что большую роль отводил постам и употреблению только постной пищи. Наградой за соблюдение поста была «духовная радость», которую верующие получали при «радении». В конце 30-х гг. XIX в. в постничестве произошел раскол. Для отличия от вновь возникающих групп старые христоверческие взяли себе название «Старый Израиль». В дальнейшем течение распалось, и на его развалинах был образован «Новый Израиль», также разделившийся на несколько течений. «Старый» и особенно «Новый Израиль» представляли собой «окультуренное» христоверие. Библию толковали с позиций «духовного разума», т. е. религиозного «рационализма». Богослужение сводилось к проповеди и пению псалмов. Руководство секты «Новый Израиль» отменило все аскетические запреты, в том числе и на пищу, допускало брак, но не в церковной форме. Практика «радений» была заменена религиозными мистериями. В настоящее время небольшие группы христоверов разных толков ветречаются в Саратовской, Оренбургской, Тамбовской областях и на Северном Кавказе.

Во второй половине XVIII в. в Орловской губернии из христоверия выделилась секта скопцов, основанная крестьянином Кондратием Селивановым, «искупителем», «вторым Христом». Крайний аскетизм секты выражался в «огненном крещении» (оскоплении) ее членов. По Селиванову, спасти душу можно лишь борьбой с плотью путем оскопления. Особенность секты составляли «радения» скопческих «кораблей» (общин), возглавляемых кормщиками и «богородицами». Ввиду изуверского характера скопцы на протяжении всей своей истории преследовались. Секта окончательно распалась в 30-е гг. XX в. В настоящее время небольшое число скопцов имеется в Москве, Ставрополе и Ставропольском крае.

Секта духоборцев, духоборов, «борцов за Дух и Истину» (отсюда ее название) возникает в первой половине XVIII в. В решительном отказе духоборцев от православного вероучения и культа можно видеть протест не только против православной церкви, но и тех социальных устоев, которые она защищала. Духоборцы отвергли Библию, признав основой своей веры так называемую «Животную книгу», или «книгу жизни», состоящую из духовных песнопений, которые бытовали среди них. Они отрицали духовенство, монашество, мощи святых, храмы, кресты, иконы, посты. Духоборцы представляли Христа как простого человека, в котором с особенной силой воплощены божественный дух и разум. Они обожествляли руководителей своей общины, считая, что в них обитает душа Христа. Причащение совершали духовно, «внутренне вбирая в себя «слово Божие», верили в бессмертие души, понятия ада и рая считали символами злых и добрых дел. Во второй половине XVIII— XIX вв. секта подвергалась гонениям, ее последователи были насильно переселены в Таврическую губернию, затем в Закавказье. Около 8 тыс. духоборов в 1898—1899 гг. эмигрировали в Канаду. После 1917 г. некоторые из них вернулись в Россию, а часть осталась за границей. Они проживают в Оренбургской, Тамбовской, Ростовской, Тульской областях, в Средней Азии, на Кавказе, Дальнем Востоке, на Украине, в Канаде. В 1991 г. в г. Целина Ростовской области проходил съезд, объединивший духоборов в одну организацию, называющуюся сейчас «Союз духоборцев России» (Москва).

В начале 70-х гг. XVIII в. из среды тамбовских духоборцев выделилась секта молокан, созданная деревенским портным Семеном Уклеиным. Есть несколько версий происхождения названия секты. Согласно одной, молокане считают свое учение «чистым молоком духовным»; другая гласит, что местом поселения первых молокан была река Молочные воды в Мелитопольском уезде; по третьей — они в «постные дни» пыот только молоко. Молокане отрицали православную церковную иерархию, монашество, святых, мощи, храмы, иконы. Основой вероучения является Библия, которую молокане не просто признают, но и требуют следовать только ей, ассоциируя Библию с «духовным млеком, коим окормляется человеческая душа». В учении молокан присутствует элемент эсхатологии — ожидание второго пришествия Иисуса Христа и установления тысячелетнего Царства Божия на земле. У молокан нет священнослужителей, но для организации религиозной жизни общины избираются пресвитер, его помощник и совет «старцев» из наиболее уважаемых людей. Религиозный культ сводится к молитвенным собраниям, проповедям и пению духовных песен.

В молоканских общинах шло социальное расслоение, приведшее к образованию различных течений — «толки общих», «донской толк», «постоянные», «прыгуны» и др. Наиболее крупные — постоянные, общие и прыгуны сохранились до настоящего времени. Принципиальных различий между ними нет, незначительные имеются в быту и обрядовой практике. Молокане-«постоянные», толкуя Библию «духовно», переносят опыт прошлого на явления современной жизни. Молокане-«прыгуны» почитают «КнигуСолнце» (по-другому — «Дух и Жизнь»), в которой собраны писания чтимых ими руководителей. Во время собраний они прыгают, доводя себя до экстаза, который воспринимается как схождение и вселение в них Святого Духа. Молокане-«постоянные» основой спасения считают добрые дела, а молокане-«прыгуны» — возрождение свыше и получение видимых даров Святого Духа. В настоящее время молокане проживают в Ставропольском и Краснодарском краях, в Оренбургской, Тамбовской, Ростовской, Тульской областях, в Закавказье, Украине и Молдове. В дальнем зарубежье — в США, Аргентине, Боливии, Австралии. Традиционно молокане раньше не имели объединяющих центров. В 1991 г. в Москве проходил съезд молокан, на котором был создан «Союз общин духовных христиан-молокан» с центром в Москве, а в 1994 г. учрежден «Союз общин духовных христиан-молокан России» с центром в с. Кочубеевском Ставропольского края.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой