Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственно-конфессиональные отношения в СССР в середине 60-х — начале 80-х годов XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследованный в данной диссертации период является важной вехой на пути к независимости государства и церкви. В годы «перестройки», во второй половине 1980;х годов еще сильна была установка на атеистическую политику государства. Но уже в 1988 году 1000-летие крещения Руси отмечалось государством как событие общенационального значения, что послужило официальным подтверждением наметившемуся новому… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Государственно-конфессиональные отношения в 1964—1975 гг.
    • 1. 1. Государственная политика по отношению к религии в период «развитого социализма» (1964−1975 г.)
    • 1. 2. Контроль со стороны Совета по делам религий за участием религиозных организаций из СССР в миротворческой и экуменической деятельности за рубежом
  • Глава 2. Государство и религиозные объединения в 1975—1982 гг.
    • 2. 1. Противоречия в вероисповедной политике государства после принятия Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г., Хельсинки)
    • 2. 2. Государственные мероприятия по упорядочению учета и охраны памятников истории и культуры культового назначения

Государственно-конфессиональные отношения в СССР в середине 60-х — начале 80-х годов XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Научный интерес к истории государственно-конфессиональных отношений в СССР значительно активизировался в последние два десятилетия, что связано с возрастанием роли религии, религиозного фактора в жизни государства в процессе духовного обновления и политического переустройства российского общества, которое наметилось в стране с начала 90-х годов прошлого века. Новые гражданско-правовые отношения в России определяют и ее социально-культурную сферу, палитра которой включает и государственно-конфессиональные отношения.

В складывающихся условиях, с учетом многонациональности и поликонфессиональности России, важно представить целостную, научно достоверную картину исторического опыта диалога государства и религиозных объединений на всех этапах развития советского строя. Необходимо тщательное извлечение уроков из опыта государственно-церковных отношений в различные периоды с учетом исторически сложившихся традиций и менталитета разных народов, проживавших на территории страны.

Научная актуальность и значимость данного диссертационного исследования обусловлена тем, что период 1964;1982 гг. в истории государственно-конфессиональных отношений в СССР мало изучен. В настоящее время нет единой фундаментальной научной работы, которая бы охватывала указанный этап в масштабе страны. Это связано с тем, что архивные материалы, содержащие уникальные фактические сведения об отношениях государственных органов власти и религиозных объединений, представленных на территории Советского.

Союза, в период правления Генерального Секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева далеко не в полном объеме рассекречены в начале XXI столетия. Несколько исследований, включающих период середины 1960;х — начала 1980;х, схематично очерчивали особенности государственно-конфессиональных отношений тех лет, базируясь, как правило, на региональных архивных материалах.

Историография проблемы. Сравнительно недавние исторические события подвергаются новому концептуальному осмыслению в связи с изменением политического курса страны, ориентированного на демократизацию всех общественных процессов. С ликвидацией в 1991 г. Совета по делам религий при Совете Министров СССР1 и последующим открытием архива этого учреждения, а также некоторых архивов КПСС и КГБ, ученые получили возможность исследовать все доступные источники в рамках указанной темы. В настоящее время истории церковной политики советских властей в период «застоя» посвящены разделы в объемных научных трудах о государственно-церковных отношениях в XX веке, публикации в специализированных научных журналах, диссертационные исследования, подготовленные на базе местных материалов. Это дает возможность консолидировать сведения по указанной теме, обобщить их и использовать как инсталляцию при создании общей картины государственно-религиозных отношений в «брежневский период».

Церковные авторы первыми предприняли попытку представить комплексную объективную оценку опыта взаимодействия советской власти и церкви в указанный период. В 1993 году в «Журнале.

1 В декабре 1991 года Постановлением Совета Министров СССР № ГС-13 от 14 ноября 1991 года «Об упразднении министерств и других центральных органов государственного управления в СССР» Совет по делам религий при Совете Министров СССР был упразднен и его деятельность прекращена с 1 декабря 1991 года//Ведомости Верховного Совета СССР. 1991 г. № 50. Ст. 1421.

Московской Патриархии" была опубликована статья преподавателя Минской Духовной семинарии священника Сергия Гордуна «Русская Православная Церковь в период с 1943 по 1970 год». Статья написана на основании изучения архивных документов Фонда Совета по делам религий при Совете Министров СССР. Характеризуя 1960;е годы, в особенности их первую половину, как период «крайнего стеснения церковной жизни"1, автор подробно останавливался на примерах сопротивления руководства Московской Патриархии, духовенства и прихожан антирелигиозным инициативам гражданских властей.

Немногим более десяти страниц посвящены «брежневскому» периоду в одном из фундаментальных трудов по истории Русской Православной Церкви «История Русской Православной Церкви» протоиерея Владислава Цыпина. Автор обозначает общий «дух» этого этапа: «Массовое закрытие религиозных общин, в том числе и православных церквей, было прекращено. Но церкви, закрытые в годы хрущевских гонений, за все двадцать «застойных» лет не были возвращены верующим"2.

Представляют большой научный интерес сведения о локальных событиях исследуемого периода в трудах митрополита Иоанна (Снычева), архиепископа Василия (Кривошеина), архиепископа Михаила (Мудьюгина), священника Алексея Николина3. Однако, вполне объяснимое эмоциональное описание фактов, представленное в.

1 См.: Гордун Сергий, священник. Русская Православная Церковь в период с 1943 по 1970 год // Журнал Московской Патриархии. 1993. №№ 1,2.

2 Цыпин В. История Русской Православной Церкви. М. 2007. С. 521.

3 См.: Иоанн (Снычев), митр. Самодержавие духа: Очерки русского самосознания. СПб., 1994; Василий (Кривошеин), архиеп. Поместный собор Русской православной церкви и избрание Патриарха Пимена. СПб., 2004; Он же. Две встречи. Митрополит Николай (Ярушевич). Митрополит Никодим (Ротов). СПб., 2003; Михаил (Мудьюгин), архиеп. Русская православная церковность. Вторая половина XX века". М., 1995; Николин А. Церковь и государство: История правовых отношений. М., 1997. трудах служителей церкви, не гарантирует объективной точки зрения на проблему.

Богатый фактический материал представляют собой подробные исследования государственно-религиозных отношений в СССР в работах отечественных исследователей. К таковым, в частности, относятся работы М.И. Одинцова1. В одной из них автор рассматривает конец 60-х годов как позитивный в жизни церкви. «Регистрация религиозных объединений возобновилась в конце 60-х годов. Сначала протестантских, во второй половине 70-х — старообрядческих, католических, лютеранских и мусульманских обществ, в 1972, после двадцатилетнего перерыва, православных"2.

Изучаемый в диссертации период отражен и в труде под общей редакцией М.Б. Данилушкина3. Одним из авторов этой книги являлся известный исследователь государственно-церковных отношений в СССР М. В. Шкаровский. Издание интересно также тем, что в приложении к нему впервые приведен полный текст открытого письма Святейшему Патриарху Алексию священников Николая Эшлимана и Глеба Якунина.

Истории сложных отношений между властью и Русской Православной Церковью на Удмуртской земле посвящена книга Е. Ф. Шумилова «Православная Удмуртия. История Ижевской и Удмуртской епархии. XX век». Рассуждая над главной причиной этих сложностей, автор указывает, что «все годы советской власти именно Церковь была единственной в СССР открыто существовавшей организацией, которая.

1 См.: Одинцов М. И. Государство и церковь в России: XX век. М., 1994; Он же. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М., 2002.

2 Одинцов М. И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М., 2002. С. 25.

3 См.: Данилушкин М. Б. История Русской Православной Церкви. От восстановления патриаршества до наших дней. Т. 1. 1917;1970. СПб., 1997. не разделяла правящую идеологию, разделяемую КПСС"1. Поэтому, по его мнению, начатый в 1917 г. погром христианства тянулся практически до самого краха КПСС, принимая то вульгарные, то более интеллигентные формы, но «всегда была очевидной безнравственность мощного государственного давления на полураздавленную Церковь с немощными прихожанами, в основном преклонного возраста"2. Позиция автора в наши дни является довольно спорной, так как стали доступными для исследований многочисленные фактические документы, подтверждающие неизменное присутствие религии в духовном становлении каждого последующего поколения.

Большой вклад в изучение влияния Совета по делам религий при СМ СССР на деятельность РПЦ в начале 1970;х годов вносят исследования О.Ю. Васильевой3. В статье «Поместный Собор 1971 года: вопросы и размышления.» проведен анализ причин возникновения разногласий духовенства накануне Поместного Собора 1971 года. Работа иллюстрирует насильственное подавление дискуссии в среде высших церковных иерархов по одному из важнейших вопросов деятельности РПЦ: «Так само отстранение священнослужителей от финансово-хозяйственной деятельности в приходе было проведено по «государственной рекомендации» решением Синода Русской Православной Церкви с дальнейшим утверждением его Архиерейским Собором 1961 г., постановления которого мог отменить только Поместный Собор. Комитет госбезопасности, точнее, его 5-е управление, в январской 1971 г. аналитической записке, посвященной религиозной обстановке в стране,.

1 Шумилов В. Ф. Православная Удмуртия: История Ижевской и Удмуртской епархии. XX век. Ижевск, 1996. С. 16.

2 Там же. С. 23.

3 См.: Васильева О. Ю. Поместный Собор 1971 года: вопросы и размышления. // Альфа и Омега. 2006. № 1(45) — Она же. Русская Православная Церковь и II Ватиканский Собор. М., 2004. тоже не скрывало своего беспокойства: среди архиереев не было единства во взглядах".

Уникальный материал представлен в статье А. Н. Марченко «Личные дела высшего духовенства РПЦ МП для изучения церковно-государственных отношений». Результаты его исследования дают точное представление о степени секретности общения государственных органов власти с иерархами РПЦ. «Дела епископата РПЦ неравнозначны по своему объему и наполнению. Вместе с этим поразительной малосодержательностью (всего 20 страниц) отличается дело митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) — выдающегося церковного дипломата и многолетнего председателя отдела внешних церковных сношений Московской патриархии. Малоинформативно дело патриарха Сергия (Страгородского): других документов кроме анкет здесь нет. Очевидно, эти досье были изрядно «почищены» сотрудниками Совета или переданы в ГАРФ не полностью"1.

Зарубежные историки также анализировали государственно-конфессиональные отношения в СССР, используя публикации советских авторов2. В 1990 году в Лондоне вышла в свет книга Д. Эллис «Русская Православная Церковь. Согласие и инакомыслие». В ней автор исследует процесс возникновения и подавления православного диссидентства в период 1968;1980 гг.

Основными источниками монографии канадского историка Д. В. Поспеловского «Русская Православная Церковь в XX веке» стали.

1 Марченко А. Н. Личные дела высшего духовенства РПЦ МП для изучения церковно-государственных отношений // Отечественные архивы. 2007. № 4.

2 См.: Эллис Д. Русская православная церковь. Согласие и инакомыслие. Лондон, 1990; Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995; Штриккер Г. Русская Православная Церковь в советское время (1917;1991). М., 1995. архивные документы, статьи в эмигрантских журналах, самиздатовские документы правозащитника из г. Кирова Б. В. Талантова, открытое письмо священников Глеба Якунина и Николая Эшлимана. Описывая государственные формы подавления религиозной жизни в стране, Поспеловский пришел к выводу, что «Совет (по делам религий — авт.) стал учреждением, которое преследовало и подавляло, осложняя верующим борьбу за свои права"1.

В 1995 году в Москве издан обобщающий труд немецкого исследователя, сотрудника швейцарского института «Вера во втором мире» Г. Штриккера. Исследуемому в диссертации периоду здесь посвящены три главы, где автор анализирует «брежневскую эпоху» в жизни церкви, выделяя основные позиции: контролирование деятельности РПЦ со стороны Совета по делам религийразвитие диссидентского движения и, как результат, проникновение на Запад сведений об истинном положении верующих в СССРособую «миротворческую» миссию РПЦ за границей с целью толкования всех намеков на угнетение Церкви как лжи империалистов. Как особый период в жизни Церкви в СССР автор выделяет 70-е годы, характеризуя их недолгим временем «религиозного возрождения», которому был положен уже к началу 80-х, когда были арестованы лидеры этого движения.

Для того, чтобы представить целостную картину состояния исследования государственно-конфессиональных отношений в СССР данного периода, приведём обзор диссертаций, подготовленных с начала 1990;х годов, в которых затрагиваются 1964;1982 годы.

Одной из первых таких работ стала диссертация Ю. А. Бабинова.

1 Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995. С. 336−337.

В ней автор справедливо отметил: «Новые факты, публикация неизвестных ранее документов, а также исследования специалистов свидетельствуют, что прежняя картина взаимоотношений церкви и государства было искажена. Сравнительно недавно церковь характеризовалась как реакционный антинародный институт, а действия органов государственной власти оценивались положительно"1. В хронологических рамках исследования, охватывающих тысячелетнюю историю христианства на Руси, автор уделяет несколько абзацев для характеристики исследуемого в данной диссертации периода. Он сетует на ненадлежащее исполнение законодательства на местах, не рассматривая даже правомерность существования такового в отношении религиозных объединений.

В диссертации Л. А. Андреевой представлен подробный анализ взаимодействия органов КГБ и Совета по делам религий с целью управления религиозными объединениями, влиянии КПСС на государственно-конфессиональные отношения. Во втором параграфе второй главы автор резюмирует, что «политика КПСС — решающий фактор функционирования советской модели государственно-церковных отношений"2. В / подтверждение тому приводится документальная база противоречия, которое заложено в самой Конституции СССР от 1977 года: «Статья 6 (Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является КПСС) легитимизировала любое вмешательство во все сферы жизни общества, что в свою очередь лишало смысла статью 124 об отделении.

1 Бабинов Ю. А. Государственно-церковные отношения в условиях России. Дис. .докт. филос.наук. М., 1993. С. 4.

2 Андреева Л. А. Особенности государственно-церковных отношений в СССР в 80-е годы. Дис. .канд. ист. наук. М., 1996. С. 51. церкви от государства"1.

Наибольший интерес в исследовании представляет собой третий параграф второй главы «Негласный орган в системе государственно-церковных отношений (Роль КГБ СССР)». Здесь представлены уникальные архивные данные, которые иллюстрируют безграничный надзор за церковью органами государственной безопасности. В работе подробно анализируются методы и способы сотрудничества КГБ и представителей религиозных объединений.

В конце 90-х C.B. Джораева первой из исследователей периода «застоя» указала на дуализм государственно-конфессиональной политики в 1960;1980;х годах: «С приходом к власти Л. И. Брежнева вновь намечаются изменения в церковной политике государства. Все свидетельствовало о том, что шла попытка поиска новой модели, доктрины, которая, с одной стороны, не противоречила бы определяющей идеологии (материализм, атеизм), с другой стороны — соответствовала бы установившимся мировым требованиям свободы совести и вероисповеданий"2.

Исследователь JI.B. Тюрина разделяет точку зрения историков о том, что конец 70-х в стране можно назвать периодом «религиозного возрождения». «Интеллигенция уже тогда проявила большой интерес к православию, понимая его как хранителя русской культуры и национальных традиций. Возник целый ряд недолговечных подпольных журналов, занимавшихся обсуждением православных тем с разных точек зрения. В Москве священники Дмитрий Дудко и Александр Мень после богослужений собирали верующих для бесед.

1 Андреева Л. А. Особенности государственно-церковных отношений в СССР в 80-е годы. Дис. .канд. ист. наук. М., 1996. С. 56−57.

2 Джораева C.B. Государственно-церковные отношения в России. Дис. .канд. филос. наук. М., 1997. С. 80−81.

Были сделаны первые шаги к восстановлению миссионерской деятельности церкви"1. «Брежневскому» периоду автор посвятила две страницы.

Характеризуя период 1960;1980;х в СССР, H.H. Черемхин в своей диссертации справедливо утверждает, что «.в так называемый «застойный» период религиозная практика не прекращалась, а совершение обрядов и треб имело устойчивый характер"2. В его работе представлены три главы, рассматривающие ситуацию в православных, неправославных конфессиях и новых религиозных объединениях. Таким образом, анализ государственно-религиозных отношений схематично очерчен лишь во вступительной части и заключении. При этом автор выдвигает весьма спорное умозаключение: «значимость данного периода обусловлена тем, что .это были годы, когда во всей полноте проявилась внутрирелигиозная политика советской власти"3. «По существу советское государство во второй половине XX века повторило опыт государственно-церковных отношений царской власти, превратив православную церковь в еще более «оказненную церковь». Возможно, эти ошибки лежат не в природе советской власти и остроте классовой борьбы, а являются предметом гуманности человеческого сознания"4.

Экскурс в историю отношений государства и Русской Православной Церкви по материалам «Журнала Московской Патриархии» с целью иллюстрирования государственно-церковной жизни второй половины XX века представлен в диссертации.

1 Тюрина Л. В. Государство и русская православная церковь: эволюция отношений. 1917;2000 г. Дисс. .канд. ист. наук. Курск, 1997. С. 82−83.

2 Черемхин H.H. Формирование религиозных объединений Санкт-Петербурга и Ленинградской области и их функционирование во II половине XX века. Дисс. .канд. ист. наук. СПб., 2000. С. 39.

3 Там же. С. 5.

4 Там же. С. 159.

А.И. Горшковой1. При этом автор ссылается на вполне объяснимый «политически выдержанный» характер публикаций в ЖМП.

Несовершенство законодательства в сфере государственно-религиозных отношений является причиной конфликта властей и религиозных объединений. В своем исследовании, основанном на материалах Татарской СССР, М. Н. Фасихова отмечает: «С течением времени это привело к увеличению противоречий в государственно-религиозных отношениях, что свидетельствует о внутрисистемных конфликтах и постепенном ослаблении авторитарного режима. 70−80-е годы показали необходимость изменения религиозного законодательства, поскольку прежняя система исчерпала себя"2. М. Н. Фасихова разделяет мнение Ю. А. Бабинова, что «при реализации принимаемых решений ощущалась «пробуксовка». Реализация принципа свободы совести в условиях застоя и предкризисного состояния общества наталкивалась на господствующее в среде региональных местных органов власти мнение о том, что по-прежнему охранительные и запретительные меры предпочтительны и достаточны для решения проблем в религиозной сфере. .Фактически атеистическая работа становилась еще одним тормозом на пути обновления страны. Нарастало противоречие между провозглашенной в Конституции свободой совести и практикой ее реализации"3.

Спустя два года другой исследователь из Казани, P.P. Ибрагимов, в своей диссертации посвятил исследуемому в данной работе периоду третий параграф второй главы. Подбор архивных.

1 См.: Горшкова А. И. Государство и Русская Православная Церковь в 1940;1990 гг. Сборник научных трудов. Вып. 1. Екатеринбург, 2001.

2 Фасихова М. Н. Политика Советского государства по отношению к религиозным объединениям в Татарстане 60−80 гг. Дисс.канд.ист.наук. Казань, 2002. С. 156.

3 Там же. С. 80. документов, их анализ представляют собой достаточно полную картину государственно-религиозных событий тех лет. В заключении автор подводит итог: «Некоторые коррективы советского законодательства о культах, внесенные в 1940;1980 годах, являются отражением колебаний в рядах партийно-номенклатурной элиты по вопросу о формах и методах борьбы с религиозными проявлениями, не изменили правовой сущности взаимоотношений органов власти и религиозных объединений. Характерно также и то, что значительная часть издававшихся партийно-правительственных постановлений, директив и циркуляров являлась засекреченной, что во многом обуславливало «юридическую неграмотность» верующих и духовенства"1.

В работе О. В. Грашевской данной теме отданы несколько страниц в первом параграфе третьей главы «Политика советского государства по отношению к религии и Церкви: от „застоя“ к „перестройке“ (середина 1960;х-конец 1980;х годов.)». Автор лаконично резюмирует: «Пришедший к власти Л. И. Брежнев особого интереса к религиозному вопросу никогда не проявлял, «атеистический романтизм» предшественника был ему чужд"2. Грашевская прослеживает некую иллюзию «потепления» в законодательной базе тех лет: «Одним из противоречий религиозной политики Советской власти в постхрущевскую эпоху стало то, что при сохранении строжайшей секретности вокруг любых сведений, характеризующих реальную религиозную ситуацию в СССР, четко прослеживается, начиная с конца 1960;х годов, явная тенденция к.

1 Ибрагимов P.P. Государственно-конфессиональные отношения в Татарстане в 1940;1980 гг. Дисс. .канд. ист. Наук. Казань, 2004. С. 176.

2 Грашевская О. В. Политика советского государства в отношении РПЦ в 1940;1980 гг.: центр и местные власти. Дисс. .канд. ист. наук. Мурманск, 2005. С. 120 созданию, по крайней мере, видимости юридической защиты прав религиозных объединений в СССР"1.

В фундаментальном исследовании И. И. Масловой указан позитивный сдвиг в государственно-конфессиональных отношениях в СССР, обусловленный не внутренней политикой, а гуманистическими тенденциями в развитии мирового сообщества. «В середине 1970;х религиозная сфера жизни общества стала привлекать внимание государства. Существование и деятельность религиозных объединений начинают рассматриваться как необходимое условие обеспечения свободы вероисповедания, а оно в свою очередь как одна из составляющих комплекса «прав человека"2. В диссертации автор подмечает, что сфера интересов Совета по делам религий выходила далеко за рамки советского законодательства: особый интерес Совета вызывало изучение современного богословия, рецензирование богословских научных трудов и церковной периодической печати, координация информационно-аналитической работы ученых ведущих научно-исследовательских и образовательных учреждений с целью исследования модернизации богословия.

Как и у Л. А. Андреевой, значительное внимание уделено роли КГБ в реализации вероисповедной политики Советского государства. И. И. Маслова констатирует, что «в 1967 году по инициативе Ю. В. Андропова было образовано 5-е управление КГБ, в компетенцию которого были включены вопросы, связанные с контролем над религиозной жизнью. В записке, адресованной в ЦК КПСС 3 июля 1967.

1 Грашевская О. В. Политика советского государства в отношении РПЦ в 1940;1980 гг.: центр и местные власти. Диссканд. ист. наук. Мурманск, 2005. С. 127.

2 Маслова И. И. Эволюция вероисповедной политики Советского государства и деятельности РПЦ в 1953;1991 годах. Дисс. .докт. ист. наук. М., 2005. С. 146. года, он писал о наращивании и активизации подрывных действий реакционных сил «на создание антисоветских подпольных групп, разжигание националистических тенденций, оживление реакционной деятельности церковников и сектантов"1. Автор проводит мысль, что тезис об «идеологической связи диссидентов с империализмом» стал обоснованием одного из важных направлений в деятельности КГБпротиводействия идеологической диверсии. В контексте данного направления и осуществлялся контроль Комитета госбезопасности за религиозной ситуацией в стране.

О.Б. Молодов в своей диссертации также, как и И. И. Маслова, анализирует эволюцию законодательства в сфере государственно-конфессиональных отношений. По его мнению, некоторый намек на послабление в вероисповедной политике в 1975 году был лишь кажущимся: «.послабления верующим и духовенству имели целью несколько смягчить режим государственно-церковных отношений и продемонстрировать зарубежным странам наличие вполне благоприятного климата для реализации свободы совести всеми советскими гражданами"2.

О возрастающей роли религии в стране, неуклонном росте интереса к государственно-конфессиональным отношениям в современной России свидетельствует и тот факт, что эта сфера перестает волновать только историков и философов. В последние годы стали появляться исследования, в которых рассматривается юридический аспект многопланового и неоднозначного.

1 Маслова И. И. Эволюция вероисповедной политики Советского государства и деятельности РПЦ в 1953;1991 годах. Дисс. .докт. ист. наук. М., 2005. С. 195−196.

2 Молодов О. Б. Советское государство и РПЦ на Европейском Севере в 1960;1980 гг. Дисс. .канд. ист. наук. Архангельск, 2006. С. 71. взаимодействия двух общественных институтов на протяжении многих десятилетий. Эти вопросы рассматриваются в работах E.JI. Шапошникова, O.A. Гревцовой, В. А. Живулина, A.B. Третьякова1. Так, Шапошников предлагает свою оценку периода 60−70-х годов: «Руководство РПЦ, ее богословские круги в 60−70 гг. встали на путь модернизации религиозной идеологии, был создан отечественный вариант «Коммунистического христианства». Оно оправдывало революционные преобразования, богословски обосновывало необходимость социальной активности верующих, направленной на «улучшение своего существования в мире», а также видела в социалистическом обществе, в отличие от капиталистического, реализацию «в какой-то мере черт евангельского социального идеала"2.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в современной историографии тема взаимоотношений государства и конфессий в советский период в целом, и в годы правления Л. И. Брежнева, в частности, еще недостаточно изучена. Нуждаются в дальнейшем, более глубоком исследовании процессы во внутрицерковной жизни в различные периоды, личностные отношения представителей власти и церковнослужителей, реакция духовенства на перемены в государственно-конфессиональных отношениях.

Объектом исследования являются государственно-конфессиональные отношения в СССР в середине 60-х начале 80-х.

1 См.: Шапошников Е. Л. Государственно-церковные отношения в России в XX — начале XXI века. Историко-правовой и общетеоретический анализ. Дисс. .канд. юрид. наук. Нижний Новгород., 2007; Гревцова O.A. Регулирование отношений между государством и РПЦ. Дисс. .канд. юрид. наук. М., 2004; Живулин В. А. Теоретико-правовые основы регулирования современных государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации. Дисс. .канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2006; Третьяков A.B. Политико-правовые отношения Российского государства и РПЦ. Дисс. .канд. ист. наук. М., 2004.

2 Шапошников Е. Л. Государственно-церковные отношения в России в XX — начале XXI века. Историко-правовой и общетеоретический анализ. Дисс. .канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2007. С. 115. годов XX века.

Предметом исследования является политика в отношении религиозных объединений различных конфессий в СССР, отдельных верующих, проводимая государством посредством местных и центральных партийных руководящих органов, Совета по делам религий при Совете министров СССР и его уполномоченных.

Целью исследования является комплексный анализ модели государственно-конфессиональных отношений, которые сложились в середине 60-х — начале 80-х гг. прошлого столетиянаучная инсталляция полученных сведений в общую картину взаимоотношений власти и религии в СССР в XX веке.

Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования: проанализировать развитие государственно-церковных отношений в эпоху «застоя» (1964;1982 гг.);

— проследить основные моменты процесса реализации планов Совета по делам религий в отношении зарубежной миссии религиозных объединений из СССР в указанный период;

— дать оценку миротворческой деятельности РПЦ за рубежом;

— изучить и систематизировать проведенные в данный период мероприятия государства по упорядочению учета и охраны памятников истории и культуры культового назначения.

Хронологические рамки исследования обусловлены периодом руководства страной Л. И. Брежнева — с 1964 по 1982 годы, определяемым историками как эпоха «застоя» в экономической, социальной, культурной жизни страны, а также в сфере государственно-конфессиональных отношений.

Методологическую основу диссертации определяют принципы объективности, историзма, комплексности исторического исследования. Принцип объективности состоит в учете всех точек зрения и подходов к изучаемой проблеме, базирующихся на фактических материалах. Принцип историзма заключается в рассмотрении отдельных явлений и фактов в их взаимосвязи, в конкретной исторической ситуации, с учетом внутреннего и внешнего политического курса государства в рассматриваемый период. Комплексность обуславливает ссылку на различные по масштабам и значимости факты, которые максимально детализируют описываемые события.

Источниковая база исследования. Исследование государственно-конфессиональных отношений в СССР в данной работе опирается в основном на комплекс документов, находящихся в Государственном Архиве Российской Федерации (ГАРФ), Российском Государственном Архиве Новейшей Истории (РГАНИ). В силу их ведомственной подчиненности органам КГБ и идеологическому отделу ЦК КПСС большинство документов их фонда до сих пор являются секретными или доступ к ним ограничен. Автором настоящего исследования изучены различные документы второй, четвертой, пятой, шестой, восьмой и девятой описей фонда Р-6991 ГАРФ, материалы пятого фонда РГАНИ.

Научная новизна исследования и основные результаты, полученные лично соискателем, заключаются в том, что:

— впервые произведен комплексный анализ государственно-конфессиональных отношений в СССР в 1964;1982 годах на основании ранее засекреченных источников;

— впервые введены в научный оборот материалы деятельности Совета по делам религий при Совете Министров СССР за 1965;1982 годы;

— на основании архивных документов проведен анализ целевых установок Совета по делам религий при Совете Министров СССР в отношении зарубежной деятельности РПЦ в указанный период;

— изучена миротворческая деятельность РПЦ за рубежом;

— проведен анализ публикаций в зарубежных средствах массовой информации, раскрывающих реальное положение религий в СССР;

— выявлены факты «скрытых» репрессий в отношении верующих на фоне официальной пропаганды о реальной свободе вероисповеданий в СССР в 1964;1982 годы;

— освещена роль Совета по делам религий в упорядочении учета и охраны памятников истории и культуры культового назначения;

— доказано наличие спланированной государственной политики в отношении всех конфессий на территории СССР в обозначенный период.

Научная и практическая значимость исследования заключается в том, что восполнен пробел в истории государственно-конфессиональных отношений в СССР. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке обобщающих научных трудов, учебников и методических пособий по истории государственно-конфессиональных отношений, в практической деятельности государственных учреждений, взаимодействующих с конфессиональными образованиями, а также в процессе преподавания общих курсов по истории России в государственных и духовных учебных заведениях.

Апробация работы. Материалы диссертации представлялись в выступлениях на международных конференциях:

— «Религия и гражданское общество» (Москва, февраль 2006 г.);

Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития" (Москва, сентябрь 2007 г.).

Основные положения диссертации отражены автором в следующих публикациях: Стамболиди A.B. От лукавого. Государственная религиозная толерантность 1960;х годов // Родина. 2007. № 10 — 0,6 п.л.- Стамболиди A.B. Советская государственная религиозная толерантность середины 60-х // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. № 1−2 (38−39). М.: Изд-во РАГС, 2007. — 0,4 п.л.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Заключение

.

В данном исследовании проведен анализ государственно-конфессиональных отношений в период 1964;1982 годов. В истории нашей страны этот этап правления Л. А. Брежнева характеризуется как «застойный», в течение которого происходил экономический спад производства, тоталитарный контроль за мыслями и чувствами людей на фоне лозунгов о «развитом социализме как последней ступени на пути к коммунизму». Деятельность религиозных объединений была жестко регламентирована со стороны советского правительства, однако в разные годы это приобретало разный характер в зависимости от тенденций как во внутренней, так и во внешней политике государства.

Л.И. Брежнев был равнодушен к религии и в силу своих личных качеств. За соблюдением курса атеистической работы следил главный идеолог страны М. А. Суслов. Одной из первых акций руководства страны было ужесточение свобод верующих в плане обложения налогами. Жестко контролировались доходы духовенства от выполнения обрядов. Однако даже такой завуалированный нажим нельзя было утаить от общественности ни в стране, ни за рубежом. Новая волна религиозности населения все больше захватывала интеллигентские слои населения. Связанная с критикой сталинизма утрата прежних идеалов, подталкивала их к поиску собственной веры и личного подхода к жизни. Идейный конфликт с советским государством выталкивал их в ряды диссидентского движения. На Запад поступали новые факты о религиозном преследовании в СССР.

С целью концентрации всех сведений о религиозных сообществах в «одних руках», в конце 1965 года советское правительство объединило два надзорных органа — Совет по делам РПЦ и Совет религиозных культов — в единый — Совет по делам религий, который в тесном контакте с КГБ на протяжении 25 лет реализовывал вероисповедную политику КПСС. В сферу его интересов входили регистрация и снятие с регистрации религиозных объединений, контроль за их деятельностью- «политико-воспитательная» работа с духовенствомконтроль за процессом воспроизводства кадров духовенстваизучение современного богословияконтроль за соблюдением советского законодательстварассмотрение жалоб верующих на жесткость административных санкций со стороны государства. Особая роль Совета по делам религий отводилась внешним сношениям. Для Советского Союза было важно сохранить «светлый образ» государства на международной арене, в том числе посредством религиозных кругов, активного участия верующих в зарубежной миротворческой деятельности. Кроме того, необходим был аналогичный тотальный контроль за деятельностью советских священнослужителей, выполнявших миссию за рубежом.

В СССР был сформирован режим, регламентировавший свободу слова, печати и выступлений за права человека. Закрытие церквей в 70-е годы уже не было массовым, но получили широкое распространение отказы в регистрации.

Хельсинкское совещание по вопросам безопасности и сотрудничестве в Европе 1975 года и Заключительный акт закрепили положение о защите прав человека на международном уровне. Однако верующим в СССР это значительного облегчения не принесло.

Очередная Конституция СССР от 1977 года также не внесла ничего нового в советское законодательство в части государственно-церковных отношений. Формулировка статьи 52 содержала неравное отношение к гражданам в зависимости от их отношения к религии.

Атеистические убеждения было разрешено свободно пропагандировать, а верующим лишь давалось право отправлять религиозные культы. Реализация провозглашенного принципа свободы совести явно «пробуксовывала» в условиях стагнации экономики и атеистической направленности государства.

Длительное пренебрежение государства к предметам религиозного культа и памятникам архитектуры в свете идеологического попирания духовных ценностей верующих привело к массовым хищениям церковных святынь. Необратимые процессы разрушения коснулись многовековых зданий храмов, церквей. Раритеты стали добычей спекулянтов, отправлявших уникальные национальные предметы старины за пределы «железного занавеса». Под угрозой исчезновения находилось культурно-историческое наследие страны. Однако соответствующие постановления, возложившие на религиозные объединения обязанность по сохранению религиозных святынь, а также введенный законодательно учет ценностей в частных коллекциях позволили сохранить многие уникальные памятники культурного наследия страны.

Исследованный в данной диссертации период является важной вехой на пути к независимости государства и церкви. В годы «перестройки», во второй половине 1980;х годов еще сильна была установка на атеистическую политику государства. Но уже в 1988 году 1000-летие крещения Руси отмечалось государством как событие общенационального значения, что послужило официальным подтверждением наметившемуся новому курсу в области церковно-государственных отношений. В конце 1989 года М. С. Горбачев подчеркивал значение моральных ценностей, которые веками вырабатывала и несла в себе религия. И только 1 октября 1990 года был принят Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях». В союзном законе был оговорен статус государственного органа по делам религий при Совете министров СССР, который был лишен права регистрации и контроля. 25 октября 1990 года Верховный Совет РСФСР принял Закон РСФСР «О свободе вероисповедания"1, который завершил атеистический период в истории советского государства.

1 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. М., 1990. № 21. С. 240.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. № 50. Ст. 1421.
  2. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. М., 1990. № 21.
  3. Гор дун Сергий, священник. Русская Православная Церковь в период с 1943 по 1970 год // Журнал Московской Патриархии. 1993. №№ 1,2.
  4. Конституция Союза Советских Социалистических Республик. М., 1988.
  5. Международные акты о правах человека: Сборник документов. М., 2000.
  6. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д.З. Л. 215−216.
  7. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 4. Л. 27, 36.
  8. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2 Д. 127. Л. 34.
  9. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 528. Л. 4, 9.
  10. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 572. Л. 1, 6, 7, 23, 30, 42.
  11. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 567. Л. 23, 24−26.
  12. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 4. Д. 170. Л. 2, 5.
  13. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 4. Д. 172. Л. 12, 13, 14.
  14. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 4. Д. 173. Л. 6, 175−177.
  15. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 4. Д. 8. Л. 78.
  16. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 1758. Л. 29.
  17. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 622. Л. 36.
  18. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 164. Л. 9.
  19. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 1. Л.1, 5, 7, 8.
  20. ГАРФ. Ф. Р-6991. On. 6. Д. 150. Л. 109, 111,113−116, 120, 121−124.
  21. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 5. Л. 57.
  22. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 36. Л. 1−2.
  23. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 8. Л. 12,13, 52.
  24. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 75. Л. 7, 8−9, 16, 19−21.
  25. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп 6. Д. 79.
  26. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 147. Л. 1, 9, 10, 11, 16, 17, 21−23, 51−52.
  27. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 153. Л. 1−3, 10−11, 12, 16, 46, 47, 80, 89, 123, 127−129, 132, 143−146, 164−169.
  28. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп.6. Д. 164. Л. 6, 10, 30, 38, 57, 68, 82, 93, 108, 112, 119, 126, 134, 148, 190.
  29. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 164. Л. 57−59, 85, 88−90, 100, 102.
  30. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 286. Л. 90, 130.
  31. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 298. Л. 1, 4.
  32. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 637. Л. 44−46.
  33. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 369. Л. 9,10, 18, 38, 43.
  34. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 459. Л.27.
  35. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 539. Л.З.
  36. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 369. Д. 17,22, 36.
  37. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 459. Л. 56, 57, 59−60, 61.
  38. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 476. Л. 124, 125, 126, 128.
  39. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 622. Л. 1−3.
  40. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 625. Л. 16, 17.
  41. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 1547. Л. 7, 8, 9, 10, 11,37,38,40, 63.
  42. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 1955. Л. 6, 8.
  43. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 2295. Л. 52.
  44. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 714. Л.1, 2−7.
  45. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 8. Д.З. Л. 2−3, 6, 14, 18, 20, 22, 28, 73, 76−78.
  46. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 1548. Л. 41−42.
  47. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 1758. Л. 1−2, 3−4, 23, 29, 30, 38.
  48. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 2207. Л. 1,2,7,14, 17, 19.
  49. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 2295. Л.48, 49−51.
  50. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 8. Д. 11. Л. 16, 17,18, 19,20.
  51. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 2203. Л. 1−2, 4,6, 11−32.
  52. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 2458. Л. 3, 25, 27, 90, 91, 92.
  53. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 8. Д. 15. Л. 7−8, 9.
  54. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 8. Д. 13. Л. 66, 72.
  55. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 8. Д. 14. Л. 131, 186, 189−191, 192, 198, 203.
  56. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 8. Д. 24. Л. 83, 87−88, 94.
  57. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 115. Л. 29, 33.
  58. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 147. Л.14−15.
  59. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 459. Л. 65, 66, 72, 77, 83, 86, 87.
  60. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 2. Д. 576. Л. 5, 31.
  61. РГАНИ. Ф.5. Оп. 58. Д. 23. Л. 72.
  62. Архиепископ Василий (Кривошеин). Две встречи. Николай (Ярушевич). Никодим (Ротов) СПб., 2003. 224 с.
  63. О.Ю. Русская Православная Церковь и II Ватиканский Собор. М., 2004. 384 с.
  64. О.Ю. Поместный Собор 1971 года: вопросы и размышления. // Альфа и Омега. 2006. № 1(45).
  65. Вероисповедная политика российского государства. Под. ред. М. О. Шахова. М., 2006. 208 с.
  66. Вольное слово. Вып. 35−36. Франкфурт-на-Майне. 1979.
  67. А.И. Государство и Русская Православная Церковь в 1940—1990 гг.// Сборник научных трудов. Вып. 1. Екатеринбург. 2001.
  68. История Русской Православной Церкви. От восстановления патриаршества до наших дней. Т. 1. 1917−1970 // Под.ред. Данилушкина М. Б. СПб., 1997.
  69. Журнал Московской Патриархии. 1971. № 6.
  70. Журнал Московской Патриархии. 1980. № 10.
  71. История религий в России. Под. общ. ред. О. Ю. Васильевой, Н. А. Трофимчука. М., 2004. 696 с.
  72. А.Н. Личные дела высшего духовенства РПЦ МП для изучения церковно-государственных отношений // Отечественные архивы. 2007. № 4.
  73. М.И. Государство и церковь в России: XX век. М., 1994. 171 с.
  74. М.И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М., 2002. 312 с.
  75. Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995.511 с.
  76. Pospielovsky D. The Russian Church under the Soviet Regime, 19 171 982. N.Y. 1984. 535 p.
  77. Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000. 752 с.
  78. Религия и власть на Дальнем Востоке России. Сборник документов Государственного архива Хабаровского края. Хабаровск. 2001. 400 с.
  79. А.К., Тяжельникова B.C. Курс советской истории, 19 411 999. М., 1999.415 с.
  80. А. И. Публицистика //Новый мир. 1990. 414 с.
  81. В. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды. 1700−2005. М., 2007. 816 с.
  82. В. Взаимоотношения Церкви и государства. Канонические принципы и историческая действительность // Исторический вестник. 2000. № 9−10.
  83. В. История Русской Православной Церкви, 1917−1990. М., 1997. 831 с.
  84. М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 2005. 424 с.
  85. М.В. Русская православная церковь и Советское государство в 1943—1964 годах: от «перемирия» к новой войне. СПб., 1995.216 с.
  86. Г. Русская Православная Церковь в советское время (1917−1991): материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью. М., 1995. 399 с.
  87. В.Ф. Православная Удмуртия: История Ижевской и Удмуртской епархии. XX век. Ижевск, 1996. 180 с.
  88. Д. Русская Православная Церковь. Согласие и инакомыслие. Лондон, 1990. 307 с. 1. Диссертации
  89. Л.А. Особенности государственно-церковных отношений в СССР в 80-е годы. Дис. .канд. ист. наук. М., 1996. 136 с.
  90. Ю.А. Государственно-церковные отношения в условиях России. Дис. .докт. филос. наук. М., 1993. 290 с.
  91. O.B. Политика советского государства в отношении РПЦ в 1940—1980 гг.: центр и местные власти. Дисс. .канд. ист. наук. Мурманск, 2005. 198 с.
  92. O.A. Регулирование отношений между государством и Русской православной церковью: историко-правовое исследование. Дисс.. .канд. юрид. наук. М., 2004.
  93. C.B. Государственно-церковные отношения в России. Дис. .канд.филос.наук. М., 1997. 139 с.
  94. В. А. Теоретико-правовые основы регулирования современных государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации. Дисс. .канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2006.211 с.
  95. P.P. Государственно-конфессиональные отношения в Татарстане в 1940—1980 гг.. Дисс. .канд. ист. Наук. Казань, 2004. 225 с.
  96. И.И. Эволюция вероисповедной политики Советского государства и деятельности РПЦ в 1953—1991 годах. Дисс. .докт. ист. наук. М., 2005. 545 с.
  97. О.Б. Советское государство и РПЦ на Европейском Севере в 1960—1980 годы. Дисс. .канд. ист. наук. Архангельск, 2006. 303 с.
  98. A.B. Политико-правовые отношения Российского государства и Русской Православной Церкви. Дисс. .канд. ист. наук. М., 2004. 234 с.
  99. JI.B. Государство и русская православная церковь: эволюция отношений. 1917−2000 г. Дисс. .канд.ист.наук. Курск, 1997. 150 с.
  100. М.Н. Политика Советского государства по отношению к религиозным объединениям в Татарстане 60−80 гг. Дисс.канд.ист.наук. Казань, 2002. 177 с. ь
  101. H.H. Формирование религиозных объединений Санкт-Петербурга и Ленинградской области и их функционирование во II половине XX века. Дисс. .канд.ист.наук. СПб, 2000. 183 с.
  102. Е.Л. Государственно-церковные отношения в России в XX начале XXI века. Историко-правовой и общетеоретический анализ. Дисс. .канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2007. 179 с.
Заполнить форму текущей работой